Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.Разработанный педагогический проект для развития речи у детей раннего возраста в процессе организации коммуникативных игр
проект развитие речи детей.docx
Развитие речи в процессе организации коммуникативных игр.
Авторразработчик проекта:
Осоргина Екатерина Викторовна.
Пояснительная записка.
Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь
единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством
передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей
и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек
реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей
формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и
обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному
языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных
исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт,
что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с
первых лет жизни. Дошкольный возраст это период активного усвоения
ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении
родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно
судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь,
поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача
воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как
с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть
множество проблем таких, как: односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая
«ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить
распространенное предложение;
бедность речи. Недостаточный словарный запас;
замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров
телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это
необходимо и уместно;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к
школе приобрести это умение просто необходимо!)
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
Цель:
развитие речи у детей раннего возраста в процессе организации
коммуникативных игр.
Задачи:
1. умение общаться (знать, как начинать разговор, как вступить в диалог с
человеком, разговаривающим с другим) .
2. умение поддержать и закончить общение, учитывая условия и ситуацию
общения, переспрашивать, соглашаться, дополнять, спрашивать. 3. умения речевого этикета (приветствие, привлечение внимания,
приглашение, просьба, сочувствие, умения разговаривать, повернувшись
лицом к собеседнику; регулировать громкость голоса в зависимости от
окружающей обстановки; ждать подтверждения слушающего перед тем, как
продолжить сообщение т. д.)
4. умение общаться в группе , в паре.
Тип проекта: Педагогический.
Участники: Педагоги, дети, родители.
Группа Дети 23 лет.
Масштаб проекта Один месяц с 01.04.2018 по 30.04.2018
Методическая работа по проекту
• Повышать профессиональную компетенцию в образовательной области
«Коммуникация» ФГОС;
• Развивать способность к самоанализу собственной педагогической
деятельности;
• Внедрять новые формы организации детской деятельности, в соответствии с
требованиями ФГОС;
Взаимодействие с родителями.
1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Развитие
коммуникативности дошкольников в процессе организации сюжетноролевых
игр». 2. Дружеская встреча детей и родителей «Играем в сказку».
3. Готовить информационные стенды, папкипередвижки, «Развитие мелкой
моторики рук, как средство развития речи у детей »
Календарно тематический план.
1неделя
1) Беседы:«Какая новая игрушка в нашей группе? » ; «Что где? Кто где? »;
«Что внутри? »; «Один – много»; «Какая любимая игрушка»
Цель: Способствовать развитию речи как средства общения.
2) Рассматривание картин: «Игрушка », ; «Где сидят наши куклы? », ;
«Матрешки», ; «Кубики», ; «Плюшевый мишка»
Цель: Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе
воспитателя рассказывать об изображенном на картинке.
3) Игры: Сюж/рол. игра «В гости к нам пришла кукла», ; «Угостим куклу
чаем», ; «Искупаем куклу», ; «Уложим куклу спать», ; «Кукла делает
зарядку»
Цель: Учить детей правильно называть предметы, активизировать речь детей.
Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре.
4) Занятие:«Игрушки», ;«Овощи», ; «Фрукты», ; «Волшебный мешочек», ;
«Куклы»
Цель: Совершенствовать умение детей слушать рассказ. Способствовать
развитию речи как средства общения. 5) Вечера загадок:«Угадай, кто это? »
Цель: Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок.
2 неделя
1) Беседа :«Как зовут мою маму и папу», ; «Как зовут дедушку и бабушку», ;
«Как зовут моего брата и сестру», ; «Моя семья», ; «Дружная семейка»
Цель Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто? как)
2) Рассматривание картин: «Фото мамы и папы», ; «Фото дедушки и
бабушки», ; Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя»
Цель: Продолжать учить согласовывать слова в предложениях.
3) Игры :Сюж/рол. игра: «Семья»;, «Три медведя», ; «Печем пирожки», ;
«День рождения», ; «Мишка пришёл в дом, ; а птички прилетели»
Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать
сюжетные действия с ролью. Во время игры учить детей повторять несложные
фразы.
4) Занятие:Звуковая культура речи. Звук «К», ; «Медвежата», ; «Кто у нас
хороший, кто у нас пригожий», ;
«Дид. упр. «Чья мама? Чей малыш? », ; «Знакомство с куриным семейством»
Цель:Учить детей правильно и отчетливо произносить звук «к», упражнять в
правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2
4 слов)
5) Беседаигра:«Угадай и расскажи»; загадки о семье, ; о диких животных, ;
домашних животных ;, о природе» Цель:Знакомить детей с дикими животными. Научить называть отличительные
особенности внешнего вида знакомых животных. Развивать речь, обогащать
словарный запас.
3 неделя
1) Беседа:«Дикие животные», ; «Домашние животные», ; «Кто как
кричит», ;«На бабушкином дворе», ;«У кого какая шубка»
Цель: Развитие связной речи. Помогать детям отвечать на простейшие («что?
»,) и более сложные вопросы.
2) Рассматривание картин: «Идет дождь»
Цель: Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете;
отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного
3) Игра сюж. р.: «Колобок», ; «Как ходит мишка», ; «Как бегает и лает
собачка», ; «Как ходит и поет петушок», ; «Кто как кричит»
Цель: Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими диких
животных.
4) Занятие:«Путешествие в сказку», ; «Цыплята на прогулке», ; «Сказка про
утят», ; «Заинька серенький», ; «Игра с колобком»
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к
проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз,
воспитывать любовь к худ. лит.
5) Чтение сказок народов России:«Колобок», ; «Теремок», ; «Волк и семеро
козлят», ; «Курочка ряба», ; «Репка» Цель: Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, учить
употреблять его в собственной речи.
4 неделя
1) Беседы:«Какие машины мы видим на улице», ; «Как машина зверят катала»,
;«Какая машина у папы? », ; «Какая машина у мамы? »
Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
2) Рассматривание картин:«Дорога», ; «Поездка», ; «Грузовик», ; «Такси», ;
«Поезд»
Цель: Дать детям возможность рассмотреть картину и назвать изображенные
на ней транспорт, окружающие их предметы.
3) Игры:«Машины»; «Покатаем куклу на машине», ; «Смело руль крути», ;
«За рулем», ; «Паровоз ребят повез»
Цель: Развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука
Ж; словазвукоподражания БИБИ.
4) Занятие:«Автомобиль», ; «Паровоз ребят повез», ; «Транспорт»;,
«Самолеты», ; «Такси»
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь,
развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо;
ориентироваться в пространстве.
5) Загадки: «Что где растет», ; «Время года», ; «Транспорт»
Цель: Учить образовывать формы множ. числа глаголов, уменьшительно
ласкательные формы сущ. Модель взаимодействия с педагогами.
Памятка для педагогов
Формы работы с детьми при организации НОД по образовательной
области «Коммуникация»
1.Свободное общение на разные темы.
2.Художественноречевая деятельность: сочинение сказок,
рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок; придумывание сценариев
для театрализованных игринсценировок. 3.Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня
зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др.
4.Коммуникативные игры (на знакомство детей друг с другом, создание
положительных эмоций; развитие эмпатии, навыков взаимодействия и
др.)
5.Придумывание этюдов для театрализации (невербальные средства
выразительности).
6.Театрализованные, режиссерские игры, игрыфантазирования по
мотивам литературных произведений.
7.Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.
8.Дидактические словесные (в том числе народные) игры.
9.Викторины.
10.Проектная деятельность, нр, «Напиши письмо Деду Морозу»;
«Книжкамалышка».
«Коммуникация»
Формы образовательной деятельности
Непосредственно обр.
деятельность
Режимные моменты
Самостоятельная
деятельность детей
Формы организации детей
Беседа после чтения
Ситуация общения в
Сюжетноролевая игра Рассматривание
процессе режимных
Игровая ситуация
Дидактическая игра
Интегративная
деятельность
Чтение
моментов
Дидактическая игра
Чтение (в том числе на
прогулке)
Словесная игра на
прогулке
Беседа о прочитанном
Наблюдение на прогулке
Иградраматизация
Труд
Подвижная игра с
текстом
Игровое общение
Все виды
самостоятельной детской
деятельности
предполагающие
общение со сверстниками
Хороводная игра с
пением
Показ настольного
театра
Разучивание
Игра на прогулке
Ситуативный разговор
Иградраматизация
Чтение наизусть и
отгадывание загадок в
условиях книжного
уголка
Дидактическая игра
стихотворений
Беседа
Театрализованная игра
Беседа после чтения
Режиссерская игра
экскурсия
Проектная
деятельность
Интегративная
деятельность
Интегративная
Разговор с детьми
деятельность
Решение проблемных
ситуаций
Разучивание стихов,
потешек
Сочинение загадок Разговор с детьми
Создание коллекций
Игра
Проектная деятельность
Разновозрастное
общение
Создание коллекций
Написать перечень методов и приемов на развитие
коммуникации
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и
практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как
непосредственные, так и опосредованные методы.
К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти
методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь
двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении
изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин,
фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и
картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития
обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы
могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с
которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и
рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ,
обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех
словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов,
игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные
особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и
их совершенствование. К практическим методам относятся различные
дидактические игры, игрыдраматизации, инсценировки, дидактические
упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для
решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно
выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала,
готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в
словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше
при формировании грамматических навыков и связной речи. К
репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его
разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы,
пересказ, заучивание наизусть, игрыдраматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы,
при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические
обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих
слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко
к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных
высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему
языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз поновому
приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий
характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы
используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую
беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры
на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы,
методы воспитания звуковой культуры речи и др.
Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три
основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец,
повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи,
вопрос.
Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая
деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их
ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он
произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для
подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но
иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после
речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно
большое значение он имеет в младших группах.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение
одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его
запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за
педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей,
хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте
интересной для них деятельности.
Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов
действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для
объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе
наблюдений и обследования предметов.
2 Этап – Практический – познавательный.
1.Описать особенности речевого развития
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном
детстве одно из основных условий нормального развития ребенка и в
дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое
нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а
также на его деятельности в различных его формах.
Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких
возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного
года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями
языка.
Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его
людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим
происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.
Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о
мальчиках и девочках, таких же, как они сами.
У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В
любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того
языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень
интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи
заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество),
ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е.
эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл.
Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть —
утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит
формирование общеупотребительных слов.
Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать
задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической,
лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка
является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное
развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень,
необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение.
Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его
к творчеству.
Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во
время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы
в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои
высказывания, им сложно рассказать о чёмлибо, описать какоелибо явление,
отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в
работе с текстом.
Существуют определённые особенности развития речи в каждый
возрастной период, кратко их охарактеризуем:
В год словарный запас ребёнка составляет 1012 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно мимическими средствами общения,
которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со
взрослыми широко применяет жесты.
К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200300 слов.
Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить.
Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и
сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года
речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения
с близкими людьми.
Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (34
года) .
Развитие речи у детей 34 лет происходит особенно быстро. Как
правило, ребёнок к 3м годам почти усваивает свой родной язык. Активный
словарь малышей от 3х до 4х лет растёт буквально не по дням, а по часам,
примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения
достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 52
тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения
взрослыми используются в среднем от 3х до 5ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более
развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый
уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят
слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят
слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят
отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены
звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры
(сокращение слов тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .
Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем
времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено.
Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные
предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам.
Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои
слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое
оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих
сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове
произнесено неправильно.
Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков
состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части
(слоги звуки).
Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (45
лет) .
Больше всего в ребёнке четырёхпяти лет поражает его успехи в
усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов.
В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл
общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет
осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все
характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность.
Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал
различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая
новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана
с содержанием с содержанием, а лишь поособому звучит.
В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и
сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует
союзы и предлоги.
В этом возрасте в какойто момент ребёнок начинает говорить только
вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на
родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок
даже способен задавать вопроспредвидение: что будет? Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение
глобальных проблем. Как ребёнок 23 лет использует свои двигательные
способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так
45й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного
внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?
К 5ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко
использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом
возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает
буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен
легко и быстро научиться читать.
В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению
слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не
дать малышу знания, которых он так жаждет.
В возрасте 4х 5ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку,
описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об
увиденном.
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 56
лет.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой
системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется
(усваиваются отношения антонимиисинонимии, многозначность). Развивается
функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по
падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона
речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие,
шипящие, санорные) .
Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок
встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость
гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися
сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного
фонематического восприятия и слухо произносительных дифференцировок
свистящих, шипящих, свистящих шипящих и санорных звуков. Чтобы
усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.
В фонематической системе каждая единица характеризуется
Для
определённой совокупностью смыслоразличительных признаков.
согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и
глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации.
Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их
называют близкими, оппозиционными.
В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети
могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают,
составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь
детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков,
выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые
дети, этого возраста идут в школу.
Особенности развития речи детей 67 лет (подготовительная группа) .
У старших дошкольников 67 года жизни формируется фонематическое
восприятие и слухо произносительные дифференцировки следующих
оппозиционных фонем: СЗ, ШЗ (отличаются работой голосовых связок) ; С
Ш, СьЩ, ЗЖ (отличатся местом образования) ; ТЦ. СЦ, ТьЧ, ЩЧ, рЛ
(отличаются способом образования).
Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар
дал», «сорборхор») или их последовательности («сольлось, «замокмазок»)
меняют смысл или разрушает слово.
Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других
и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод
совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече
двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственновременной и двигательной систем).
Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто
обнаруживаются недостатки зрительнопространственных восприятия и
представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны,
зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры
справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные
конструкции, означающие пространственные отношения.
Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно
развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь,
тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А
точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для
успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой
моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев
рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу
головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах
отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как
орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения
проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что
при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале
казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
(Н. А. Берштейн).
Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного
возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы.
У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если:
он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы;
ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать;
искажает
слоговую
структуру
слов
(например,
вместо поросенок говорит посек, вместо велосипед –выписед);
неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах
(корова – коова);
не может связно рассказать о происходящих событиях;
у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах
и явлениях, непосредственно его окружающих);
ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному
обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда);
затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;
у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь
(говорит, как будто каша во рту).
Для нормального становления речевой деятельности
необходимы:
определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов
артикуляции;
развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;
формирование потребности в общении.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи
своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.
1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние
годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в
развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
2. если родителей чтото беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо
бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи
в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится
процесс развития речи ребенка, необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом,
предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых
патологических).
3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте
(освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи сложный
процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной
частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и
писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать
стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить
своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны
развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не
учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не
является показателем его развития. Чтение и письмо только необходимое
средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего
последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные
навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том
числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом
невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и
т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого
развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и
последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного
детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы
организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его
успешная реализация в обществе.
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Проект" Развитие речи детей "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.