Проект «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной группы №9 «Лесная сказка» Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» 2017-2018 учебный год Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста. Задачи: Обучающие: 1. Изучить различные приемы мнемотехники 2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию) 3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники 4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления. 2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы. 3. Расширять и обогащать словарный запас детей. 4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии. Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей. 2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки. 3. Развивать умственную активность, сообразительность. Воспитывающие: 1. Воспитывать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.
Иконка файла материала проект.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной группы №9 «Лесная сказка» Тема: «Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приёмов обучения связной речи у дошкольнико»2017­2018 учебный год Актуальность  «Учите ребёнка каким­нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго  и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на  лету…»  К.Д.Ушинский Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого   с   настоящим   и   будущим,   процесс   сохранения   прошлого   опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не   подводила   нас   в   самые   важные   мгновения   жизни,   нужно   постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует   множество.   Остановимся   на   самом   интересном   из   них   — мнемотехнике. «Мнемоника» (греч.Mnemonika ­ искусство запоминания). «Мнемоника   (мнемотехника),   ­     совокупность   приемов   и   способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном   возрасте   и   рассматривается   в   современном   дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день –  образная,  богатая  синонимами,  дополнениями   и  описаниями   речь   у детей дошкольного возраста – явление редкое. Дети подготовительной группычасто испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный   рассказ,   затрудняются   определить   место   звука   в   слове,   с трудом запоминают стихотворный материал. Это связано с тем, что    речь дошкольников  односложная, состоящая из простых предложений речь. Они ещё неспособны грамматически правильно построить   распространенное   предложение.   Большинство   детей   имеют недостаточный   словарный     прослеживается   употребление нелитературных слов и выражений, а также бедную диалогическая речь: дети запас, не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или   развернутый   ответ.   У   них   возникают   ещё   большие   сложности   при построении   монолога   (например,   сюжетный   или   описательный   рассказ   на предложенную тему, пересказ текста своими словами). Большинство ребят не могут логически обосновать свои утверждения и выводы. Также дошкольники ещё   не   в   полном   объеме   владеют   навыками   культуры   речи:   не   умеют использовать выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи, также у многих плохая дикция.  Чтобы   повысить   уровень   развития   речи   у   детей,   можно   использовать основную   систему   методов   и   приемов:   художественное   слово,   образец рассказа   воспитателя,   вопросы   к   детям   по   прочитанному   произведению, речевые,   дидактические   и   словесные   игры,   упражнения,   направленные   на развитие мелкой моторики рук детей.  Учитывая,   что   в   данное   время   дети   перегружены   информацией, необходимо,   чтобы   процесс   обучения   был   для   них   интересным, занимательным,   развивающим.   Для   повышения   результативности   работы   в данном   направлении   можно   применять   такие   эффективные   приёмы мнемотехники – мнемосхемы.     Суть   мнемосхем  заключается   в   следующем:   на   каждое   слово   или маленькое   словосочетание   придумывается   картинка;   таким   образом,   весьтекст   зарисовывается   схематично.  Глядя   на   эти   схемы   –   рисунки   ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по­разному: Воробьева В.К.   ­сенсорно­графическими   схемами,   Ткаченко   Т.А.   ­   предметно­ схематическими   моделями,  Глухова   В.П.  ­   блоками­квадратами,   Ефименко Л.Н. ­ схемой составления рассказа. Использование     приема   мнемотехники   для   дошкольников   в   настоящее время   становится   всё   более   актуальным,   так   как   она   помогает   развивать мышление,  зрительную   и   слуховую   память,  внимание,   воображение,   а   ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но   рациональнее   вводить   её   в     занятия   с  4­5   лет,   когда   у   детей   уже накоплен основной словарный запас.  Особое   место   в   работе   с   детьми   занимает   использование   в   качестве наглядного   материала   мнемотаблиц.   Содержание   мнемотаблицы   –   это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки,  рассказа,   явлений   природы,   некоторых   действий,  путем   выделения главных   смысловых   звеньев   сюжета,   т.   е   можно   нарисовать   все   то,   что посчитаете   нужным.   Главное   –   нужно   передать   условно­наглядную   схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц   не   требуются   высокие   художественные   способности:   любой педагог   в   состоянии   нарисовать   подобные   символические   изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке. Для   обучения   детей   младшего   и   среднего   возраста   необходимо использовать   цветные   мнемотаблицы,   для   детей   старшего   возраста   схемы желательно   использовать   таблицы,   выполненные   в   одном   цвете,   чтобы   не отвлекать внимание на яркость цветных изображений. Прием   мнемотехники   строится   от   простого   к   сложному.     Необходимо начинать   работу   с   простейших   мнемоквадратов.   С   их   помощью       детипреобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения,   дети   выкладывают   из   мнемоквадратовмнемодорожки,   а, следовательно,   составляют   предложения,   сочиняют   небольшие   сказки, рассказы.   Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка,   как   и   мнемотаблица   несёт   обучающую   информацию,   но   в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают   детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого   предмета,   установить   последовательность   изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей. Мнемотаблицы ­ схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и  используются для:   обогащения словарного запаса,  при обучении составлению рассказов,  при пересказах художественной литературы,  при отгадывании и загадывании загадок,  при заучивании стихотворений. Мнемотаблицы   облегчают   и   ускоряют   процесс   запоминания   текстов, формируют   приемы   работы   с   памятью.   Суть   мнемосхемы   заключается   в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение   целиком.   Дети   легко   вспоминают   картинку,   а   потом припоминают   слова.   Заучивание   стихотворений     с   помощью   мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным. Работа смнемотаблицами имеет свои этапы:  1 этап:Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней изображено.2   этап:   Осуществляется   перекодирование   информации,   т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.  3   этап:После   перекодирования   осуществляется   пересказ   сказки, составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.   происходит отработка метода запоминания.  Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее   значимая   и   эффективная   работа,   так   как   позволяет   детям   легче воспринимать   и   перерабатывать   зрительную   информацию,   сохранять   и воспроизводить   её.   Благодаря   данному   виду   работы   у   детей   появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать   интересные истории – как   на  занятии,  так   и  в  повседневной  жизни;  расширяется  круг   знаний   об окружающем   мире;   расширяется   активный   и   пассивный   словарный   запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают   робость,   застенчивость,   учатся   свободно   держаться     перед аудиторией.  Использование   метода   мнемотехники   позволяет   повысить   уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в  развитии связной речи у детей. Задачи: Обучающие: 1. Способствовать развитию памяти, внимания, образного  мышления. 2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы. 3. Расширять и обогащать словарный запас детей. 4. Способствовать формированию развития у детей восприятия,  воспроизведения, умения использования средств технологии. Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей. 2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки,  рассказы, стихи, скороговорки. 3. Развивать умственную активность, сообразительность. Воспитывающие: 1. Воспитывать  умение свободно  общаться со взрослыми  и детьми.Годовой план работы по самообразованию План действий  Сроки                          Цель 1 этап: Организационный Изучение литературы по данной  теме Сентябрь Подобрать дидактические игры и  упражнения, сюжетные картинки. Изучить опыт работы других  педагогов на интернет­сайтах. Разработать и изготовить  дидактические игры и  упражнения по развитию речи при помощи схем­моделей, привлечь  родителей в изготовлении игр.  2 этап: Практический Октябрь Консультация на тему:   «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Составление описательных  рассказов о временах года при  помощи мнемосхем Ноябрь Формировать умение детей  составлять связной рассказ по  картинке с помощью схемы,  пополнять и активизировать  словарный запас детей. Заучивание стихотворений при  помощи мнемосхем Декабрь Учить детей заучивать  стихотворения с помощью схем­ моделей. Работать над  выразительным чтениемРабота с загадками, составление загадок. Январь стихотворений перед  слушателями. Вызвать интерес к  поэзии. Учить детей составлять и  отгадывать загадки по схемам.  Развивать монологическую речь у детей. Работа над пересказами с  использование опорных схем Февраль Обучить детей приемам  планирования собственного  пересказа, активизировать и  обогащать словарный запас детей. Обучение сочинению сказок. Март Учить детей сочинять сказку по  модели­схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу  свои сказки, учит придумывать  название своей сказке. Работа по составлению рассказа  по сюжетным картинам. Апрель Учить детей рассматривать  картину и выделять ее главные  характеристики, учить  исследовательским действиям  при рассмотрении картины, учитьдетей составлять связной рассказ  по картине с опорой на схему.  Пополнять и активизировать  словарный запас детей. Проведение различных игр на  закрепление пройденного  материала. Май Обобщение знаний и умений,  приобретенных за год. Принципы реализации:   От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.   Принцип   наглядности   выражается   в   том,   что   у   детей   более   развита наглядно­образная   память,   словесно­логическая,   поэтому   мышление опирается на восприятие или представление.  Принцип   индивидуализации   –   реализация   проекта   обеспечивает развитие каждого ребенка.  Результатами работы должны стать:  Систематическое использование на занятиях разных типов мнемотаблиц и схем при обучении детей пересказу и составлению рассказов,   улучшатся показатели связной речи детей.  Обогащение словарного запаса, формирование ассоциативного  мышления, развитие зрительной и слуховой памяти, развитие  зрительного и слухового внимания, развитие воображения.