Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дебесский детский сад №1»
Опарина Анна Станиславовна
Воспитатель подготовительной группы №9 «Лесная сказка»
Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
2017-2018 учебный год
Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить различные приемы мнемотехники
2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию)
3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники
4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления.
2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.
3. Расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
3. Развивать умственную активность, сообразительность.
Воспитывающие: 1. Воспитывать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дебесский детский сад №1»
Опарина Анна Станиславовна
Воспитатель подготовительной группы №9 «Лесная сказка»
Тема: «Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных
приёмов обучения связной речи у дошкольнико»20172018 учебный год
Актуальность
«Учите ребёнка какимнибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»
К.Д.Ушинский
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь
прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта,
дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память
не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно
тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти
существует множество. Остановимся на самом интересном из них —
мнемотехнике.
«Мнемоника» (греч.Mnemonika искусство запоминания).
«Мнемоника (мнемотехника), совокупность приемов и способов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
искусственных ассоциаций».
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в
дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном
образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний
день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у
детей дошкольного возраста – явление редкое. Дети подготовительной группычасто испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не
все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить
описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с
трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что речь дошкольников односложная, состоящая из
простых предложений речь. Они ещё неспособны грамматически правильно
построить распространенное предложение. Большинство детей имеют
недостаточный словарный
прослеживается употребление
нелитературных слов и выражений, а также бедную диалогическая речь: дети
запас,
не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий
или развернутый ответ. У них возникают ещё большие сложности при
построении монолога (например, сюжетный или описательный рассказ на
предложенную тему, пересказ текста своими словами). Большинство ребят не
могут логически обосновать свои утверждения и выводы. Также дошкольники
ещё не в полном объеме владеют навыками культуры речи: не умеют
использовать выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи,
также у многих плохая дикция.
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать
основную систему методов и приемов: художественное слово, образец
рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению,
речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на
развитие мелкой моторики рук детей.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией,
необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным,
занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в
данном направлении можно применять такие эффективные приёмы
мнемотехники – мнемосхемы.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весьтекст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок
легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют поразному: Воробьева
В.К. сенсорнографическими схемами, Ткаченко Т.А. предметно
схематическими моделями, Глухова В.П. блокамиквадратами, Ефименко
Л.Н. схемой составления рассказа.
Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее
время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать
мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь
именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,
но рациональнее вводить её в занятия с 45 лет, когда у детей уже
накоплен основной словарный запас.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве
наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это
графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей
сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения
главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что
посчитаете нужным. Главное – нужно передать условнонаглядную схему,
изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления
мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой
педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения
предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Для обучения детей младшего и среднего возраста необходимо
использовать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы
желательно использовать таблицы, выполненные в одном цвете, чтобы не
отвлекать внимание на яркость цветных изображений.
Прием мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо
начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью детипреобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и
приложения, дети выкладывают из мнемоквадратовмнемодорожки, а,
следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки,
рассказы. Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в
небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д.
помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки
рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения
выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Мнемотаблицы схемы служат дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов,
формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в
следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка,
символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После
этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит
стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом
припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники
становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.
Работа смнемотаблицами имеет свои этапы:
1 этап:Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней
изображено.2 этап:
Осуществляется перекодирование информации,
т.е.
преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап:После перекодирования осуществляется пересказ сказки,
составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на
символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная,
наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче
воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и
воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется
желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории –
как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об
окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас;
появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети
преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед
аудиторией.
Использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень
развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные
на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет
в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в
развитии связной речи у детей.
Задачи:
Обучающие: 1. Способствовать развитию памяти, внимания, образного
мышления.
2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.
3. Расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Способствовать формированию развития у детей восприятия,
воспроизведения, умения использования средств технологии.
Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки,
рассказы, стихи, скороговорки.
3. Развивать умственную активность, сообразительность.
Воспитывающие: 1. Воспитывать умение свободно общаться со взрослыми
и детьми.Годовой план работы по самообразованию
План действий
Сроки
Цель
1 этап: Организационный
Изучение литературы по данной
теме
Сентябрь Подобрать дидактические игры и
упражнения, сюжетные картинки.
Изучить опыт работы других
педагогов на интернетсайтах.
Разработать и изготовить
дидактические игры и
упражнения по развитию речи при
помощи схеммоделей, привлечь
родителей в изготовлении игр.
2 этап: Практический
Октябрь
Консультация на тему:
«Использование мнемотехники в
развитии речи детей»
Составление описательных
рассказов о временах года при
помощи мнемосхем
Ноябрь
Формировать умение детей
составлять связной рассказ по
картинке с помощью схемы,
пополнять и активизировать
словарный запас детей.
Заучивание стихотворений при
помощи мнемосхем
Декабрь Учить детей заучивать
стихотворения с помощью схем
моделей. Работать над
выразительным чтениемРабота с загадками, составление
загадок.
Январь
стихотворений перед
слушателями. Вызвать интерес к
поэзии.
Учить детей составлять и
отгадывать загадки по схемам.
Развивать монологическую речь у
детей.
Работа над пересказами с
использование опорных схем
Февраль Обучить детей приемам
планирования собственного
пересказа, активизировать и
обогащать словарный запас детей.
Обучение сочинению сказок.
Март
Учить детей сочинять сказку по
моделисхеме, последовательно и
связно рассказывать друг другу
свои сказки, учит придумывать
название своей сказке.
Работа по составлению рассказа
по сюжетным картинам.
Апрель
Учить детей рассматривать
картину и выделять ее главные
характеристики, учить
исследовательским действиям
при рассмотрении картины, учитьдетей составлять связной рассказ
по картине с опорой на схему.
Пополнять и активизировать
словарный запас детей.
Проведение различных игр на
закрепление пройденного
материала.
Май
Обобщение знаний и умений,
приобретенных за год.
Принципы реализации:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий
к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита
нагляднообразная память, словеснологическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает
развитие каждого ребенка.
Результатами работы должны стать:
Систематическое использование на занятиях разных типов мнемотаблиц
и схем при обучении детей пересказу и составлению рассказов,
улучшатся показатели связной речи детей.
Обогащение словарного запаса, формирование ассоциативного
мышления, развитие зрительной и слуховой памяти, развитие
зрительного и слухового внимания, развитие воображения.