Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Гармония» пгт Забайкальск, Забайкальский район
Утверждаю
Заведующий МДОУ
д/с №4 «Гармония»
________Э.А.Гаджиева
Проект
родительского собрания
«Готовность ребёнка к школе»
Составила:
Учитель-логопед
Осипова Раиса Анатольевна
высшая квалификационная категория
Забайкальск 2017г.
Форма проведения: Обучающий семинар.
Вид проекта: краткосрочный, профилактический
Актуальность: Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка. Он получает новые знания, права и обязанности, вступает в мир более сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поэтому подготовка детей к школе – одна из приоритетных задач дошкольной организации. Кроме интеллектуального развития, которое осуществляется в ходе реализации задач программы дошкольного образования в рамках учебно-воспитательного процесса, необходимо должное место отводить развитию учебной мотивации. Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде. Это обеспечивается правильно организованной социальной ситуацией в предшкольный период.
Цель: формирование родительской компетентности в области психологической готовности детей к школе
.Задачи:
1. Познакомиться с родителями дошкольников.
2. Создать приятный микроклимат среди родителей подготовительных групп, настроить на продуктивное общение.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.
4. Ознакомить родителей с результатами логопедического обследования.
Участники: учитель-логопед, родители, дети, воспитатели.
Необходимое оборудование: мультимедийная установка, столы, стулья, ленточка, доска и мел.
План:
1. Игра на приветствие «Узелок»
2. Визуальное упражнение «Первый раз в первый класс»
3. Доклад учителя-логопеда «Готовность ребёнка к школе»
4. Ознакомление родителей с результатами логопедического обследования
5. Подписание договора и согласия.
6. Упражнение «Чего хотят дети?»
7. Обратная связь. Заполнение анкет и опросников.
Ход собрания:
Учитель-логопед приветствует родителей словами:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы отложили свои дела и нашли время заглянуть к нам, чтобы узнать о своих детях. Сегодня наша встреча посвящается теме: «Готовности ребенка к школе».
- Чтобы наша встреча была приятной и дружной, сначала, давайте познакомимся друг с другом.
Игра «Узелок»
Участники по очереди называют своё имя и завязывают узелок на ленточки.
Учитель-логопед: Каждый из вас называет своё имя и завязывает узелок. Вот видите, мы с вами связаны одной ленточкой, одной общей целью. Я уберу её до следующей нашей встречи. Возможно, в следующий раз узелков станет больше.
- Теперь давайте присядем и окунемся в воспоминания своей школьной жизни. Посмотрите внимательно на экран.
Визуальное упражнение "Первый раз в первый класс":
На экране слайд – шоу – фотографии детей в школе (музыка большая перемена).
Учитель-логопед: - Вспомните, как первый раз пошли в школу?
- Какие чувства вы испытывали? Что вас пугало?
- Какие слова напутствия говорили ваши родители?
- Правильные напутственные слова придадут вашим детям уверенность в себе.
- Как вы считаете, были ли вы подготовлены к школе и в чем это выражалось?
(писать, считать)
- Что определяет готовность ребенка к школе?
(записываю высказывания на доске)
Учитель-логопед обращает внимание на слайд.
(слайд критерии)
Учитель-логопед: Готовность к школе – это определённый уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, а также развития тех функций, без которых обучение невозможно и затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и др.); развитие личностного роста, характеризующий самопознание, самооценку, мотивацию. При определении готовности следует обязательно учитывать и состояние здоровья ребёнка.
В настоящее время существует множество классификаций готовности ребёнка к обучению в школе – это:
физическая готовность;
интеллектуальная готовность;
мотивационная готовность;
эмоционально-волевая готовность;
общеличностная готовность;
коммуникативно-социальная готовность.
Итак, мы кратко рассмотрим каждую из них.
Физическая готовность ребенка к обучению в школе.
Это готовность номер один! Физическое здоровье ребенка - важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы. Фактор физического здоровья приобретает особое значение в стране, где здоровье населения и рождение детей стало национальной проблемой. Школьные занятия - это многочасовое сидение, согнувшись за письменным столом в классе и дома.
Развитость отдельных физических навыков (катание на велосипеде, быстрый подъем и спускание по лестнице) отражает сформированность некоторых психических функций (скорость мыслительных процессов, пространственные представления, объем и распределение внимания) .
Физические упражнения и подвижные игры поддерживают в ребенке увлеченность делом, его желание ладить с другими детьми, быть внимательным при усвоении правил игры, принятии социальных явлений.
Критерии физической готовности к школе:
Морфологические:
• абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг) ;
• пропорции тела (филиппинский тест) ;
• смена зубов.
Физиологические:
• моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; спо
собность к броску) ;
• работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя
конкретное задание, как минимум, в течение 15-20 минут) ;
• чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно
приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в
разных измерениях.
Показатель зрелости детского организма - это «полуростовый скачок». Его переживают дети в 5-6-летнем возрасте.
Несложный филиппинский тест поможет родителям решить вопрос, прошел ли ребенок этап взросления, пора или нет отдавать его в школу. Нужно попросить ребенка достать правой рукой левое ухо. «Просто! » - скажете вы. Для взрослого - без сомнения, но если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу.
Тест отражает не столько степень развития скелета, сколько более важный показатель - степень зрелости всего организма! И конечно, уровень созревания нервной системы, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Этот тест современные гигиенисты и физиологи рассматривают как один из критериев школьной зрелости - готовности ребенка к обучению в школе.
Филиппинский тест. Правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 5 лет кончики пальцев должны доставать до ушной раковины.
Интеллектуальная готовность предполагает владение грамматическим строем речи и его логическим оформлением, развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят поведение ребёнка на занятиях когда он:
• понимает суть задания;
• формулирует вопросы, направленные на понимание задания;
• умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;
• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;
• планирует предстоящую работу;
• способен сказать о том, как производить умственные действия или
догадывается как;
• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки,
исправляет их;
• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;
• производит действия контроля и оценки.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
· способностей ставить перед собой цель,
· принять решение о начале деятельности,
· наметить план действий,
· выполнить его, проявив определенные усилия,
· оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативно-социальная готовность ребёнка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий и проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в коллективе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Кроме этого коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения – словесного(вербального) невербального, межличностного и делового.
Дети должны уметь слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами.
Все виды готовности к обучению в школе тесно связаны между собой. Прежде всего, это относится к сочетанию интеллектуальной подготовки дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально-волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолевать те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением неинтересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.
Интеллектуальная готовность к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.
План четвёртого раздела собрания.
1. Сообщение «Организация логопедической службы в ДОУ»
2. Зачитывание списка детей с нарушением речи
3. Заполнение с родителями договора и согласия.
4. Заполнение анкет.
5. Рекомендации: о необходимости направления от педиатра к логопеду
Обратная связь. Участникам предлагаются для заполнения опросники, а также по кругу рассказать о своих впечатлениях от занятия
Упражнение «Чего хотят дети?»
Материал: рисунок сердца, разрезанный на части (по количеству родителей). Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легко собрать мозаику.
Учитель-логопед: Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой.
Инструкция: участники записывают свои ответы на розданных им частях сердца, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем учитель-логопед предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки». Будьте всегда с детьми добрыми, одаривайте их любовью, теплом и лаской. Ведь дети – это наше будущее, это наша радость и надежда!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.