Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Проект
«Роль отца
в формировании личности ребенка»
Подготовила: воспитатель I кв. категории
Коробкина О.В.Г. Тулун
"Роль отца в формировании личности ребенка»
Проект
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А.С. Грибоедов
Актуальность. В наших семьях часто бывает так, что после рождения
ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец
отодвигается "на вторые роли". Один мужчина, оказавшийся в подобной
ситуации, говорил: "Я чувствую себя в роли быкапроизводителя. Зачатие
произошло, потомство появилось все, отец больше не нужен!" А на самом
деле, какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного
ребенка?
Традиционные роли отца, остававшиеся неизменными на протяжении многих
поколений, в настоящее время претерпевают серьезные изменения. Если
раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности,
сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник
уверенности и авторитета. Он олицетворение дисциплины и порядка.
Ребенок,
как правило,
недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.
Как отмечает рик Л ннард
Берн (американский психолог), для ребенка
ценны теплые отношения с отцом. "Ребенок, воспитанный в присутствии
нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем
мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии
компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт".
Психологические
исследования показывают, что при сравнении детей
выросших с отцами и без них обнаружено, что дети, выросшие без отцов,
часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень
тревожности. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и
самоуважении детей. Дети "холодных" отцов чаще бывают, застенчивы,
тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная
близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований
мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с
мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики,
растущий без отцовского авторитета,
ЭЭ
еЭкоторые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных
жизненных ситуациях по сравнению с остальными.
Таким образом, личные качества отца, оказывают значительное влияние на
развитие ребенка. Любовь отца дает ощущение особого эмоционально
психологического благополучия. Она учит и сына и дочь тому, как может
проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Именно в семье ребенок учиться осваивает родительские роли и функции.
Для более успешного осуществления этого процесса должна произойти
переориентация в общественном сознании, в воспитательных приоритетах в
семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность
отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо
утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи,
где мать и отец выполняют свои родительские функции.
Начальному этапу моей работы предшествовал анализ заинтересованности
отцов в развитии детей, который помог выявить проблему: не все отцы
интересуются жизнью ребёнка в детском саду, не уделяют им внимания, не
знают чем заняться с ребёнком дома; у них отсутствуют элементарные знания
в вопросах воспитания детей.
Основополагающий вопрос:
Какова роль отца в воспитании детей?
Проблемные вопросы:
Стоит ли воспринимать мужчину в семье как источник дохода или
мастера на все руки?
Что может дать отец ребёнку?
Может ли быть отец для ребёнка источником информации о мире,
технике, труде людей?
Цель: создание условий для осознания родителями наличия проблемы роли
отца в воспитании ребенка ее актуальности и значимости.
Задачи:
Работа с детьми.
1. Формировать правильное представление детей о составе семьи, роли отца в
семье.
2. Воспитывать интерес к профессиям их отцов, воспитывать в детях чувство
гордости и уважения к отцу.
3. Помочь каждому ребенку в осознании себя как полноправного, любимого
члена семьи.
Взаимодействие с родителями1.Довести до отцов истину, что им принадлежит право и обязанность
воспитания их детей.
2.Воспитать у отцов чувство уверенности в своих силах.
3.Расширить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными
сведениями.
4.Вовлечь отцов в педагогическую деятельность, заинтересовать в
необходимости развития своего ребёнка.
5.Помочь отцам научиться уважать ребёнка как личность, развивать его
творческие способности.
Участники проекта:
Дети
Родители
Воспитатели
Время работы: октябрь 2015 г – май 2016 г.
План проведения проекта:
Подготовительный этап.
Дети – активные участники проекта.
Задачи:
Выявить воспитательные функции пап в семье.
Мотивировать творческую активность детей в рамках реализации проекта.
Вызвать общий интерес, радость от предстоящей деятельности.
Работа с детьми:
№
1
Мероприятие
Цель
Беседы интервью с детьми и
мамами.
Выявить степень участия пап в
воспитании своих детей.
2 Анкета для детей «Про папу».
3 Чтение художественной
литературы, разучивание песен и
стихов про папу.
детей
Познакомить
с
художественными произведениями, в
которых раскрываются семейные
принципы; посвященные папам.
Родитель – не гость, а полноправный партнер.
Задачи:
Выявить у семей главные принципы жизни, которых они придерживаются.
Смоделировать способы поведения родителей в ситуациях разрешения
противоречий между детьми и родителями;
Помочь раскрыть представление родителей о себе, о своей роли в
воспитании детей.
Работа с родителями: Изучение проблемы. Чтение литературы.
Знакомство с отцами воспитанников и их проблемами в воспитании
ребёнка.
Написание эссе «Какой я папа?».
Анкетирование пап «Хороший ли Вы отец?». Помочь раскрыть
представление родителей о себе, о своей роли в воспитании детей.
Беседы о воспитании в семье с родителями.
Консультация «Роль отца в воспитании ребенка!» Раскрыть роль отца в
семье, в воспитании детей. Познакомить с типологией отцов.
Планирование работы с отцами.
Основной этап (практическая часть).
Задачи:
Привлечь отцов к участию в воспитательном процессе детей группы.
Выявить и повысить творческий потенциал пап.
Повысить психолого педагогическую компетентность отцов.
Создание эмоционального комфорта в группе для родителей и детей в ходе
проведения совместных мероприятий.
Работа с родителями:
Выбор родительского комитета в лице пап.
Оформление группового альбома «Отцы и дети».
Фотовыставка: «Рядом с папой».
Повысить эмоциональный опыт
общения с отцом.
Написание сочинений «Мой ребенок».
Родительское собрание в форме деловой игры «Роль отца в
формировании личности ребенка».
Презентация «Мой папа самый лучший» (мамы совместно с детьми).
Выставка газеты (фотоколлажа) «Мы Вами гордимся!», армейских
фотоальбомов пап воспитанников.
Встреча с папой воспитанника, служившего в Российской армии: «Мой
папа – солдат!». Привлечь родителей к участию в воспитательном
процессе детей. Показать детям умения их пап, которые возможно они
ещё не знали, вызвать чувство гордости за них.
Совместный досуговый вечер «Нам вместе весело!»
Привлечь родителей к участию в мероприятии, вызвать положительные
эмоции, сплочение семей.
Ларец предложений и пожеланий.
Акция: «Птицам трудно зимовать, мы им будем помогать». «Кормушки
своими руками».
Мастерская добрых дел: «Мы с дорогою на Вы».Выявить творческий потенциал пап, их мастерство. Вызвать чувство гордости
детей за работы своих отцов.
Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья». Выявить физические
возможности пап. Способствовать повышению чувства гордости у детей
за отцов.
Работа с детьми:
№
1
Мероприятие
Беседы о семье, о
традициях семьи: даты,
отмечаемые всей семьёй,
сюрпризыподарки друг
другу, совместные
прогулки за город
«Папы разные нужны, папы
разные важны» занятие по
знакомству с профессиями
пап.
Конкурс рисунков
портретов «Папы милого
портрет».
Цель
Учить детей рассказывать о своей семье, о
совместных увлечениях, играх в свободное
время. Повысить самооценку детей,
гордость за свою семью.
Вызвать интерес и познакомить детей с
профессиями отцов.
Вызвать положительные эмоции от
процесса рисования, чувство гордости за
достигнутый результат.
2
3
К воспитанию детей мужчины подходят принципиально иначе, по сравнению
со слабым полом.
Женщины проводят с ребёнком большую часть времени. Это время, как
правило, чётко структурировано, подчинено режиму.
Мужчина же не имеет возможность столько времени проводить с ребёнком, и
потому вынужден компенсировать этот недостаток динамичностью
поведения, своим творческим подходом и эмоциональностью.
В общении с детьми мужчина сам становиться ребёнком, причём независимо
от возраста и семейного статуса (отец, дедушка, прадедушка).
Главное, чтоб совместная деятельность не была преизбыточной. Она должна
быть в легкой и доступной форме.
Заключительный этап. Итоги
Фотовыставка «Как я папе помогаю, а папа помогает мне».
Презентация для педагогов на тему: «Роль отца в формировании
личности ребенка», с целью распространения опыта работы.
Награждение самых активных пап.
Результат проектной деятельности.
Задачи: На основе повторного анкетирования пап, бесед с детьми и мамами выявить
изменения в проявлении воспитательной функции отцов.
Сформулировать выводы по итогам реализации проекта, спланировать
перспективу дальнейшей работы.
Предполагаемый результат:
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с
папами;
Повышение педагогической грамотности отцов;
Повышение профессиональной компетентности;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и отцов.
Высокая посещаемость родителями (отцами) всех планируемых заседаний;
Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с
дошкольным учреждением.
Результатом деятельности
является выпуск газеты для родителей
воспитанников или фото стенда «Активное участие родителей (отцов) в жизни
группы и детского сада.
Методические разработки.
1. Анкеты для пап «Хороший ли вы отец?».
2. Анкета для детей «Какой твой папа?»
3. Сценарий родительского собрания: Деловая игра "Роль отца в
формировании личности ребенка».
4. Подборка консультаций: «Роль отца в воспитании ребенка», «Какие мы
папы?», «Важность отцовского воспитания. Психологопедагогические
аспекты отцовства», «Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного
возраста», «Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста.
Разница между материнским и отцовским воспитанием».
5. Памятки: «Советы любящему папе», «10 советов маме, которые
помогут папе обрести взаимопонимание с малышом», «Для сохранения
авторитета в глазах ребенка необходимо…».
6. Конспект совместного праздника «Нам вместе весело!»
7. Картотека художественного слова про папу.
8. Игры тренинги с папами.
Вывод:
Можем предположить, что совместная деятельность педагога и родителей, в
частности отцов, в реализации проекта должна показать, что:
комплекс
по
реализации проекта (поднять статус отца в семье, обеспечить благополучие
организованный
педагогом
действий,ребенка в семье) на основе общего интереса, соучастия в творческой
деятельности, будет иметь положительный итог.
Многие родители поновому увидят себя со стороны, увидят своего ребенка,
проникнутся его проблемами. Пополнится чувственный опыт каждого
ребенка, благодаря созданию благоприятных эмоциональных условий, при
организации взаимного общения с родителями. У детей сформируется
система знаний о семье, семейных ценностях, о способах проявления своих
чувств к окружающим. Именно взаимодействие родителей и детей
способствует эмоциональному сближению, получению родителями и детьми
опыта партнерских отношений. Родители на деле убеждаются, что самое
время сеять то «доброе и вечное», и ростки взойдут, и принесут свои плоды.
Перспектива работы:
Продолжить работу над данным проектом в рамках дошкольного учреждения.
Начинать беседы, консультации специалистов для пап с момента прихода
ребенка в ДОУ (с ясельного возраста).
Только папа может научить учиться, бороться и побеждать, стать стеной на
защиту своих интересов, интересов и безопасности других людей, быстро
принимать решения, достигать поставленной цели.
Подвести итог своей работы я хотела бы словами Джорджа Герберта
(английский писатель и публицист): «Один отец значит больше, чем сто
учителей».Используемая литература и интернетресурсы:
1. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей
«Детский сад – семья: аспекты взаимодействия» С.В.Глебова ТЦ
«Учитель», 2005
2. http://nsportal.ru/detskiysad/materialydlyaroditeley
3. http://www.mamanur.ru/publ/2410180
4. http://pandia.ru/text/78/449/63410.php