Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Оценка 4.6

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
03.09.2019
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Это инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с помощью сказочно-былинного жанра. Результатом проекта стало открытие в средней группе мини-музея "Русская сказка в живописи", где были представлены полотна Васнецова "Богатыри", "Царевна-лягушка, Билибина "Баба-яга в ступе", Врубеля "Царевна-Лебедь"; старинное вооружение богатырей (палица, щит, меч, копье и т.д.). Благодаря проекту дети познакомятся с русскими народными сказками и былинами, со знаменитыми картинами лучших русских художников-иллюстраторов, а также узнают о подвигах наших богатырей. В нашем музеи проводились экскурсии, что позволило развивать у детей интерес к сказочной живописи, закрепить у детей представления о сюжетно-тематической картине, изображающей сказки, средствах выразительности живописи.
Проект Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.docx
Управление делами Президента Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2» Проект «Сказочно­былинный жанр как средство духовно­ нравственного воспитания дошкольников»                                                         Грумеза Е.М., воспитатель Разработала: Москва 2018 год Методический паспорт проекта. Актуальность Только   тот,   кто   любит,   ценит   и уважает накопленное и сохраненное предшествующим   поколением, может  любить   Родину,   узнать  ее, стать подлинным патриотом.  С. Михалков         На мой взгляд, в настоящее время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности»   как   у   отдельных   людей,   так   и   во   взаимоотношениях   между людьми. Резкое падение значение патриотизма – одно из характерных проявлений низкой культуры и духовной опустошенности. Наше подрастающее поколение все больше   отдаляется   от   отечественной   культуры,   от   общественно­исторического опыта. Детский сад ­ первый уровень общего образования, поэтому чрезвычайно важным   является   формирование   духовно­нравственного   воспитания   ещё   в дошкольном возрасте. Именно в детстве восприятие и получаемые впечатления очень   ярки   и   сильны   и   остаются   в   памяти   надолго,   а   иногда   на   всю   жизнь. Первостепенная   задача   педагога   –   как   можно   раньше   пробудить   в   растущем человеке   любовь   к   Родине,   формировать   у   детей   черты   характера,   которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.           В   духовно­нравственном   воспитании   детей   огромное   значение   имеют произведения русского фольклора. Именно в них (сказках и былинах) отражены традиции и национальные обычаи нашего народа, его история, опыт предыдущих поколений.            Былины   и   сказки   не   просто   знакомят   детей   с   предметами   быта   и возможностями их использования, особенностями труда, его орудиями, животным и растительным миром своей Родины. Они передают от поколения к поколению основные   нравственные   ценности   –   учат   ценить   дружбу,   взаимопомощь, трудолюбие,   отвечать   добром   на   добро.   Произведения   устного   народного творчества способствуют развитию личности в духе патриотизма.            Для   более   глубокого   осмысления   детьми   сказок   и   былин   мною   была использована   сказочно­былинная   живопись   (в   группе   был   открыт   мини­музей «Русская сказка в живописи»). Живописные   полотна   Билибина,   Васнецова,   Врубеля   (которые   были представлены в нашем мини­музеи)  позволили не просто «слушать» сказку, а в буквальном смысле «увидеть» сказку своими глазами, «прикоснуться» руками.         Вид проекта: информационно­творческий. Продолжительность проекта: проект был осуществлен в период с марта по июнь 2018 года.  Участники проекта: 1. Воспитатели ДОУ.  2. Дети среднего дошкольного возраста.  3. Родители.  Цели проекта:  формирование нравственно­патриотических чувств у дошкольников;  приобщение к истокам национальной культуры;   создание особой предметно­развивающей среды. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с русским фольклором: сказками, былинами. 2. Познакомить   детей   со   сказочной   живописью,   связанной   с   фольклором, средствах ее выразительности. 3. Развивать   эстетическое,   художественное   восприятие   и   видение,   образное мышление. 4. Развивать   способность   получать   удовольствие   от   картины   и   мастерства художника, от умения общаться по поводу увиденного. 5. Привлечь родителей к созданию мини­музея. Интеграция образовательных областей:   «Художественно­эстетическое развитие»,   «Познавательное развитие»,   «Социально­коммуникативное развитие»,   «Речевое развитие».  Предполагаемый результат: 1. Дети знают:   сказки   и   сказочных   героев,   умеют   узнавать   их   в   произведениях изобразительного искусства;  старинное вооружение богатырей: меч, щит, копье, палица, шлем, кольчуга;  некоторые произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин. 2. Дети умеют:   рассказывать русские народные сказки и обыгрывать их;  играть в русские народные подвижные игры.  3. Создают творческие работы по фольклорным произведениям. 4. Привлечение к сотрудничеству   родителей   по   созданию   в   группе   уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой. Основные формы работы с детьми: 1. Непосредственно­образовательная деятельность. 2. Беседы.  3. Рассматривание картин, иллюстраций, наглядно­дидактического материала. 4. Игры­забавы, подвижные, хороводные игры, игры­драматизации. 5. Знакомство с художественной литературой. Система работы с родителями: 1. Создание мини­музея «Русская сказка в живописи». 2. Консультации для родителей:   «Роль семьи в духовно­нравственном воспитании детей дошкольного возраста».  «Сказка в жизни ребёнка».  «Как правильно читать сказку».  «Сказочно­былинный жанр в изобразительном искусстве». Этапы реализации проекта 1.      Организационно­подготовительный:  Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;  Определение цели и задач проекта;  Подбор литературы, пособий, атрибутов;  Обсуждение   с   родителями   детей   вопросов,   связанных   с   проведением       проекта;  Составление тематического планирования мероприятий;  Создание мини­музея «Русская сказка в живописи». 2.      Основной: Содержание проекта ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Восприятие художественной литературы и фольклора   А. Пересказ Нечаева «Алеша». Художественно­ эстетическая   Рассматривание картины Васнецова «Богатыри». Раскрашивание раскрасок   про богатырей. Слушание   песни «Богатырская наша» (Пахмутова).   А. Пересказ Нечаева «Добрыня» Познавательная Игровая   в Экскурсия мини­музей  НОД «Кто такие богатыри». вызвать Цель:  любовь и   гордость за наших предков. Беседа   «Одежда богатырей». Цель:  рассказать о   вооружении древнерусских воинов. Сюжетно­ ролевая   игра «Три богатыря», настольно­ печатная   игра «Богатыри».   «Одень Дидактическая игра богатыря», подвижная   игра «Перетяни богатыря». Головоломки, лабиринты «Русские богатыри». Беседа «Как звали   богатырей   Сюжетно­ ролевая   игра Слушание аудиозаписи «Как Пересказ Нечаева   А. «Илья   Муромец и   Соловей­ разбойник», дидактическая игра   «Собери богатыря в поход», подвижная   игра «Забрось палицу в логово».   Сюжетно­ ролевая   игра «Богатыри защищают землю­ матушку», пазлы «Три богатыря», подвижная   игра «Цепи кованые». Сюжетно­ ролевая   игра «Царевна­ лягушка». и   с   кем   они сражались». Беседа «Что такое былина?».   Экскурсия   в   зал мини­музея  НОД «Какая она –   Царевна­ лягушка». Цель: развивать у детей   интерес   к сказочной живописи.   Беседа по картине Врубеля «Царевна­ Лебедь». Цель: радость встречи прекрасным произведением   и от   мастерства  вызвать от с     Илья   богатырем стал». «Добрыня змей».   и   А. Пересказ Нечаева «Болезнь и исцеление   Ильи Муромца».   Сказка «Царевна­ лягушка». Пушкин   «Сказка о царе Салтане». Прослушивание звучания гуслей. Рисование на тему   «Раскрась богатыря   Илью Муромца».   Рассматривание картины Васнецова «Царевна­ лягушка». Прослушивание песни мультфильма «Царевна­ лягушка», 1954.   из Рассматривание картины   Врубеля «Царевна­ Лебедь». Прослушивание отрывка из оперы Римского­ Корсакова  «Сказка   о   царе Салтане». художника. НОД   Беседа   о персонаже   Баба­ Яга,   её   чертах характера, образе. Экскурсия   по мини­музею Беседа   «Русские сказки в   живописи».   Сюжетно­ ролевая   игра «Баба­Яга – костяная   нога», дидактическая игра   «Назови сказки,   где   есть «Баба­Яга». Сюжетно­ ролевая   игра «Кукольный театр». 3. Заключительный: «Барыня» русская   народная пляска. Рассматривание картины Билибина   «Баба­ Яга». Сказка   «Баба­ Яга». Сказка «Сестрица Алёнушка братец Иванушка». и   и Рассматривание картины Билибина «Сестрица Алёнушка братец Иванушка».   Результат проекта: создание мини­музея «Русская сказка в живописи».      Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Для решения этой задачи и создается мини­музей. Ценность мини­музея заключается в воспитательной, культурно – исторической, познавательной направленности.                       МИССИЯ мини­музея «Русская сказка в живописи»:                Исследовать, сохранять, представлять и популяризировать искусство России. ЗАДАЧИ:  Познакомить   детей   с   русскими   художниками   Васнецовым, Билибиным, с их сказочной живописью.  Развивать   у   детей   интерес   к   живописи,   вызывать эмоциональный   отклик   на   красоту   и   настроение   картины, радость и удовольствие от встречи с ней;  Познакомить с выразительными средствами живописи: цветом, рисунком, композицией.  Помогать   детям   увидеть   художественный   образ   –   единство содержания и средств выразительности.  Приобщать   к   культуре   и   традициям   русского   народа, воспитывать качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку, сочувствие и т.д.;  Воспитывать у детей любовь к Родине. Зачем организовывать мини­музей в детском саду?       Мы – взрослые, всё время проводим на работе. В выходные дни тоже хватает домашних забот. Сил и времени, чтобы сводить наших детей в музей, на выставку или в театр просто не остается. К сожалению, получается, что дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне   культуры   народа.  Мы   решили   попробовать  «принести»  музей   ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения! Почему «Русская сказка в живописи»?          Есть мечта – дать представление нашим детям об искусстве, о живописи; познакомить с величайшими художниками мира и с их знаменитыми картинами; научить детей видеть, понимать и чувствовать прекрасное.       Но как это сделать и с чего начать, когда детям 5 лет?      Конечно, с помощью СКАЗКИ!       СКАЗКА – это источник радости, мудрости, а также увлекательный, чудесный, своеобразный ориентир, помогающий ребёнку разобраться в многогранном мире человеческих взаимоотношений.          СКАЗКА знакомит детей с традициями, обычаями народа, национальными праздниками, одеждой, предметами быта, особенностями труда, его орудиями. Всё это осваивается детьми ЛЕГКО, РАДОСТНО, и запоминается НАДОЛГО! Оформление мини­музея          Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини­музея развешаны на стенах, а также располагаются на полках в групповой комнате. Большая часть экспонатов была собрана воспитателем, часть экспонатов подарена семьями воспитанников. План работы по созданию мини­музея 1. Сбор и изготовление экспонатов. 2. Оформление выставки. 3. Индивидуальная работа с детьми. 4. Проведение экскурсий. Март 2018 г. – июнь 2018 г.    Создавая мини­музей, я опиралась на следующие ПРИНЦИПЫ:  ИНТЕГРАЦИИ   –   (мини­музей   должен   опираться   на   содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач   отдельных   образовательных   областей,   в   частности   «Социально­ коммуникативного развития», «Познавательного развития», Художественно­ эстетического развития», «Речевого развития»);  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   И   ИНТЕРАКТИВНОСТИ   –   воспитанники   имеют возможность   реализовать   себя   в   разных   видах   детской   деятельности (использовать   экспонаты   в   сюжетно­ролевых   играх,   создавать   поделки   и включать их в общую экспозицию);  ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ – был создан с учетом психофизиологических особенностей   детей   разного   возраста   и   предусматривать   условия   для раскрытия творческого потенциала ребенка;  ГУМАНИЗАЦИИ И ПАРТНЕРСТВА – создать условия для всестороннего развития   ребенка,   для   поощрения   его   инициативности,   творческой деятельности в рамках «взрослый­ребенок», «ребенок­ребенок»1. ЛИТЕРАТУРА 1. Алябьева   Е.А.   Нравственно­этические   беседы   и   игры   с   дошкольниками. Взаимосвязь   общественного   и   семейного   воспитания   детей   дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005. 2. Вербенец А. М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические   рекомендации   для   педагогов   дошкольных   образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб.: 2008. 3. Воспитание   нравственных   чувств   у   старших   дошкольников.   Под   ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989. 1 «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно- исследовательской деятельности» 4. Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. ­ N 6. ­ С. 73­77. 5. Курочкина  Н.А. Знакомим детей с живописью. Сказочно­былинный жанр: учебно­наглядное пособие. СПб.; 2017. 6. Курочкина   Н.А.   Знакомим   детей   с   живописью.   Пейзаж.   Средний дошкольный возраст (4­5 лет): учебно­наглядное пособие. СПб.: 2017. 7. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4­7 лет на основе проектно­исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2019