Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
03.09.2019
Это инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с помощью сказочно-былинного жанра. Результатом проекта стало открытие в средней группе мини-музея "Русская сказка в живописи", где были представлены полотна Васнецова "Богатыри", "Царевна-лягушка, Билибина "Баба-яга в ступе", Врубеля "Царевна-Лебедь"; старинное вооружение богатырей (палица, щит, меч, копье и т.д.). Благодаря проекту дети познакомятся с русскими народными сказками и былинами, со знаменитыми картинами лучших русских художников-иллюстраторов, а также узнают о подвигах наших богатырей. В нашем музеи проводились экскурсии, что позволило развивать у детей интерес к сказочной живописи, закрепить у детей представления о сюжетно-тематической картине, изображающей сказки, средствах выразительности живописи.
Проект Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.docx
Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Проект
«Сказочнобылинный жанр как средство духовно
нравственного воспитания дошкольников»
Грумеза Е.М., воспитатель
Разработала:
Москва 2018 год
Методический паспорт проекта.
Актуальность
Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохраненное
предшествующим
поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом.
С. Михалков
На мой взгляд, в настоящее время в обществе наблюдается явный «дефицит
нравственности» как у отдельных людей, так и во взаимоотношениях между
людьми. Резкое падение значение патриотизма – одно из характерных проявлений
низкой культуры и духовной опустошенности. Наше подрастающее поколение все
больше отдаляется от отечественной культуры, от общественноисторического
опыта. Детский сад первый уровень общего образования, поэтому чрезвычайно
важным является формирование духовнонравственного воспитания ещё в
дошкольном возрасте. Именно в детстве восприятие и получаемые впечатления
очень ярки и сильны и остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь.
Первостепенная задача педагога – как можно раньше пробудить в растущем
человеке любовь к Родине, формировать у детей черты характера, которые
помогут ему стать человеком и гражданином общества.
В духовнонравственном воспитании детей огромное значение имеют
произведения русского фольклора. Именно в них (сказках и былинах) отражены
традиции и национальные обычаи нашего народа, его история, опыт предыдущих
поколений.
Былины и сказки не просто знакомят детей с предметами быта и
возможностями их использования, особенностями труда, его орудиями, животным
и растительным миром своей Родины. Они передают от поколения к поколению
основные нравственные ценности – учат ценить дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие, отвечать добром на добро. Произведения устного народного
творчества способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Для более глубокого осмысления детьми сказок и былин мною была
использована сказочнобылинная живопись (в группе был открыт минимузей
«Русская сказка в живописи»). Живописные полотна Билибина, Васнецова, Врубеля (которые были
представлены в нашем минимузеи) позволили не просто «слушать» сказку, а в
буквальном смысле «увидеть» сказку своими глазами, «прикоснуться» руками.
Вид проекта: информационнотворческий.
Продолжительность проекта: проект был осуществлен в период с марта по июнь
2018 года.
Участники проекта:
1. Воспитатели ДОУ.
2. Дети среднего дошкольного возраста.
3. Родители.
Цели проекта:
формирование нравственнопатриотических чувств у дошкольников;
приобщение к истокам национальной культуры;
создание особой предметноразвивающей среды.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русским фольклором: сказками, былинами.
2. Познакомить детей со сказочной живописью, связанной с фольклором,
средствах ее выразительности.
3. Развивать эстетическое, художественное восприятие и видение, образное
мышление.
4. Развивать способность получать удовольствие от картины и мастерства
художника, от умения общаться по поводу увиденного.
5. Привлечь родителей к созданию минимузея.
Интеграция образовательных областей:
«Художественноэстетическое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Социальнокоммуникативное развитие»,
«Речевое развитие».
Предполагаемый результат: 1. Дети знают:
сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях
изобразительного искусства;
старинное вооружение богатырей: меч, щит, копье, палица, шлем, кольчуга;
некоторые произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин.
2. Дети умеют:
рассказывать русские народные сказки и обыгрывать их;
играть в русские народные подвижные игры.
3. Создают творческие работы по фольклорным произведениям.
4. Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в группе уютной
домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
Основные формы работы с детьми:
1. Непосредственнообразовательная деятельность.
2. Беседы.
3. Рассматривание картин, иллюстраций, нагляднодидактического материала.
4. Игрызабавы, подвижные, хороводные игры, игрыдраматизации.
5. Знакомство с художественной литературой.
Система работы с родителями:
1. Создание минимузея «Русская сказка в живописи».
2. Консультации для родителей:
«Роль семьи в духовнонравственном воспитании детей дошкольного
возраста».
«Сказка в жизни ребёнка».
«Как правильно читать сказку».
«Сказочнобылинный жанр в изобразительном искусстве».
Этапы реализации проекта
1. Организационноподготовительный:
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов; Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением
проекта;
Составление тематического планирования мероприятий;
Создание минимузея «Русская сказка в живописи».
2. Основной:
Содержание проекта
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
А.
Пересказ
Нечаева
«Алеша».
Художественно
эстетическая
Рассматривание
картины
Васнецова
«Богатыри».
Раскрашивание
раскрасок про
богатырей.
Слушание песни
«Богатырская
наша»
(Пахмутова).
А.
Пересказ
Нечаева
«Добрыня»
Познавательная
Игровая
в
Экскурсия
минимузей
НОД «Кто такие
богатыри».
вызвать
Цель:
любовь
и
гордость за наших
предков.
Беседа «Одежда
богатырей».
Цель: рассказать
о
вооружении
древнерусских
воинов.
Сюжетно
ролевая игра
«Три богатыря»,
настольно
печатная игра
«Богатыри».
«Одень
Дидактическая
игра
богатыря»,
подвижная игра
«Перетяни
богатыря».
Головоломки,
лабиринты
«Русские
богатыри».
Беседа
«Как
звали богатырей
Сюжетно
ролевая игра
Слушание
аудиозаписи «Как
Пересказ
Нечаева
А. «Илья Муромец
и
Соловей
разбойник»,
дидактическая
игра «Собери
богатыря
в
поход»,
подвижная игра
«Забрось палицу
в логово».
Сюжетно
ролевая игра
«Богатыри
защищают
землю
матушку», пазлы
«Три богатыря»,
подвижная игра
«Цепи кованые».
Сюжетно
ролевая игра
«Царевна
лягушка».
и с кем они
сражались».
Беседа
«Что
такое былина?».
Экскурсия в зал
минимузея
НОД «Какая она
–
Царевна
лягушка».
Цель: развивать у
детей интерес к
сказочной
живописи.
Беседа
по
картине Врубеля
«Царевна
Лебедь».
Цель:
радость
встречи
прекрасным
произведением и
от
мастерства
вызвать
от
с
Илья богатырем
стал».
«Добрыня
змей».
и
А.
Пересказ
Нечаева
«Болезнь
и
исцеление Ильи
Муромца».
Сказка
«Царевна
лягушка».
Пушкин «Сказка
о царе Салтане».
Прослушивание
звучания гуслей.
Рисование
на
тему «Раскрась
богатыря Илью
Муромца».
Рассматривание
картины
Васнецова
«Царевна
лягушка».
Прослушивание
песни
мультфильма
«Царевна
лягушка», 1954.
из
Рассматривание
картины Врубеля
«Царевна
Лебедь».
Прослушивание
отрывка из оперы
Римского
Корсакова
«Сказка о царе
Салтане». художника.
НОД Беседа о
персонаже Баба
Яга, её чертах
характера,
образе.
Экскурсия по
минимузею
Беседа «Русские
сказки
в
живописи».
Сюжетно
ролевая игра
«БабаЯга
–
костяная нога»,
дидактическая
игра «Назови
сказки, где есть
«БабаЯга».
Сюжетно
ролевая игра
«Кукольный
театр».
3. Заключительный:
«Барыня»
русская народная
пляска.
Рассматривание
картины
Билибина «Баба
Яга».
Сказка «Баба
Яга».
Сказка
«Сестрица
Алёнушка
братец
Иванушка».
и
и
Рассматривание
картины
Билибина
«Сестрица
Алёнушка
братец
Иванушка».
Результат проекта: создание минимузея «Русская сказка в
живописи».
Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей
сильные эмоции, заставляет их сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Для решения этой задачи и создается
минимузей. Ценность минимузея заключается в воспитательной, культурно –
исторической, познавательной направленности.
МИССИЯ минимузея «Русская сказка в живописи»:
Исследовать, сохранять, представлять и
популяризировать искусство России.
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с русскими художниками Васнецовым,
Билибиным, с их сказочной живописью.
Развивать у детей интерес к живописи,
вызывать
эмоциональный отклик на красоту и настроение картины,
радость и удовольствие от встречи с ней; Познакомить с выразительными средствами живописи: цветом,
рисунком, композицией.
Помогать детям увидеть художественный образ – единство
содержания и средств выразительности.
Приобщать к культуре и традициям русского народа,
воспитывать качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку,
сочувствие и т.д.;
Воспитывать у детей любовь к Родине.
Зачем организовывать минимузей в детском саду?
Мы – взрослые, всё время проводим на работе. В выходные дни тоже хватает
домашних забот. Сил и времени, чтобы сводить наших детей в музей, на выставку
или в театр просто не остается. К сожалению, получается, что дошкольник не
часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой
стороне культуры народа. Мы решили попробовать «принести» музей ребёнку,
поместить его в стенах дошкольного учреждения!
Почему «Русская сказка в живописи»?
Есть мечта – дать представление нашим детям об искусстве, о живописи;
познакомить с величайшими художниками мира и с их знаменитыми картинами;
научить детей видеть, понимать и чувствовать прекрасное.
Но как это сделать и с чего начать, когда детям 5 лет?
Конечно, с помощью СКАЗКИ!
СКАЗКА – это источник радости, мудрости, а также увлекательный, чудесный,
своеобразный ориентир, помогающий ребёнку разобраться в многогранном мире
человеческих взаимоотношений.
СКАЗКА знакомит детей с традициями, обычаями народа, национальными
праздниками, одеждой, предметами быта, особенностями труда, его орудиями.
Всё это осваивается детьми ЛЕГКО, РАДОСТНО, и запоминается
НАДОЛГО!
Оформление минимузея
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции
минимузея развешаны на стенах, а также располагаются на полках в групповой
комнате. Большая часть экспонатов была собрана воспитателем, часть экспонатов
подарена семьями воспитанников.
План работы по созданию минимузея 1. Сбор и изготовление экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий. Март 2018 г. – июнь 2018 г.
Создавая минимузей, я опиралась на следующие ПРИНЦИПЫ:
ИНТЕГРАЦИИ – (минимузей должен опираться на содержание
образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и
задач отдельных образовательных областей, в частности «Социально
коммуникативного развития», «Познавательного развития», Художественно
эстетического развития», «Речевого развития»);
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕРАКТИВНОСТИ – воспитанники имеют
возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности
(использовать экспонаты в сюжетноролевых играх, создавать поделки и
включать их в общую экспозицию);
ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ – был создан с учетом психофизиологических
особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для
раскрытия творческого потенциала ребенка;
ГУМАНИЗАЦИИ И ПАРТНЕРСТВА – создать условия для всестороннего
развития ребенка, для поощрения его инициативности, творческой
деятельности в рамках «взрослыйребенок», «ребенокребенок»1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е.А. Нравственноэтические беседы и игры с дошкольниками.
Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного
возраста. Н. Новгород, 2005.
2. Вербенец А. М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и
методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных
учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб.:
2008.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред.
Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
1 «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-
исследовательской деятельности» 4. Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. N
6. С. 7377.
5. Курочкина Н.А. Знакомим детей с живописью. Сказочнобылинный жанр:
учебнонаглядное пособие. СПб.; 2017.
6. Курочкина Н.А. Знакомим детей с живописью. Пейзаж. Средний
дошкольный возраст (45 лет): учебнонаглядное пособие. СПб.: 2017.
7. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 47 лет
на основе проектноисследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Проект "Сказочно-былинный жанр как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.