Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
05.02.2017
Проект
«Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа. В проекте предложен план мероприятий кружка «Фольклор малинового края», который направлен на восполнение пробелов в социальной адаптации воспитанников центра.
Одним из самых эффективных путей получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе является использование на кружковых занятиях традиционной народной культуры. Фольклор позволяет включить детей в систему социальных отношений. Его традиции на протяжении многих веков выполняли социально-воспитательную функцию, являя собой неиссякаемый источник народных знаний о взаимоотношениях поколений и принципах народной педагогики.
ПРОЕКТ фольклор.docx
Проект
«Социализация воспитанников социально
реабилитационного центра посредством
фольклора».
Автор:
Федянина Валентина Николаевна,
музыкальный руководитель
Областного государственного казённого
учреждения социального обслуживания
«Социальнореабилитационный центр для
несовершеннолетних «Рябинка» в с. Труслейка»
Инзенского района Ульяновской области с. Труслейка, 2016 г.
Аннотация:
В данном проекте описывается один из эффективных путей решения
проблем социализации воспитанников социальнореабилитационного центра
посредством приобщения их к основам традиционной народной культуры.
В проекте описаны формы, методы и приёмы работы по социальной
адаптации воспитанников в рамках работы кружка «Фольклор малинового
края».
Описание проекта
Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, существовала всегда. В настоящее время, в ситуации серьёзных
социально экономических перемен данная проблема становится особенно
актуальной.
Основной особенностью социализации воспитанников социально
реабилитационных учреждений является замещение одного из основных
институтов социализации семьи учреждением. Это приводит к деформации
процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в
первые годы жизни ребёнка, воспитывающегося вне семьи. Контакты ребёнка
с более широкой социальной действительностью ограничены, так как
учреждения интернатного типа находятся в некоторой изолированности и
отстранённости от реальной жизни,
в результате у воспитанников
формируется недоверие и боязнь внешнего мира. Все они имеют негативный
опыт общения со взрослыми, и у них отсутствуют позитивные модели
поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в
общении, конфликтность, агрессивность. Такие подростки становятся
социально неадаптированными, во взрослой жизни они не могут создать
семью, завести детей, взять на себя ответственность за свои действия и т.д.
Совершенно очевидно, что именно эти дети должны осваивать больший
объём содержания социальной адаптации, чтобы быть готовым к
самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны
уметь использовать внутренние ресурсы, успешно влиться в общество,
творчески реализовывать свои жизненные планы.
Социализация процесс формирования индивидом на протяжении его
жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения,
традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек
становится дееспособным участником социальной жизни.
Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных
отношений должна проводиться специальная педагогическая работа. План мероприятий кружка «Фольклор малинового края» направлен на восполнение
пробелов в социальной адаптации воспитанников центра.
Одним из самых эффективных путей получения навыков, необходимых
для полноценной жизни в обществе является использование на кружковых
занятиях традиционной народной культуры. Фольклор позволяет включить
детей в систему социальных отношений. Его традиции на протяжении многих
веков выполняли социальновоспитательную функцию, являя собой
неиссякаемый источник народных знаний о взаимоотношениях поколений и
принципах народной педагогики.
Большую социальную роль в традиционном быту играет песня.
колыбельные песни являются средством формирования базовой
Так,
половой идентичности мальчиков и девочек. На занятиях дети не просто
разучивают колыбельные песни, а учатся правильно качать, баюкать. В
колыбельных песнях отражается все, что есть в душе матери лучшего,
возвышенного. Этот урок не простая забава с куклой. Уверена, он не пропадёт
даром.
Знакомство с героическими и лирическими народными песнями
способствует патриотическому и эстетическому воспитанию детей.
Огромную роль в социализации ребёнка играют сказки и былины. Они
формируют его представления о семейных отношениях, о типично женских и
типично мужских эталонах поведения. Например: такие русские народные
сказки, как «Морозко», «Рукодельница и Ленивица» формируют у детей
собирательный положительный образ девочки доброй, работящей, отзывчивой
к чужому горю, внимательной и самоотверженной. В сказках «Иван–царевич»,
«Жихарка» героев отличает скромность, трудолюбие, верность, доброта,
готовность прийти на помощь и бескорыстие. Примеряя на себя различные
роли, дети усваивают, что терпение, трудолюбие, забота
девочки
вознаграждается; силой, смелостью, служением родной земле юноша может
заслужить любовь и уважение людей; уважение супругов друг к другу
обеспечивает лад в семье, счастье в доме и т.д.
Практика показывает, что наибольший интерес у воспитанников
реабилитационного центра вызывают праздники. Мы празднуем «Новый год»,
«Рождество», «Масленицу», «Троицу» и т.д. Народные праздники всегда
связаны с игрой. Изначально именно в игре у детей формируется умение жить
и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство
коллективизма, ответственности за свои действия. Формируется умение
слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Кроме того, игра
вызывает положительные эмоции, уходит стеснение и дети преодолевают
коммуникативные барьеры, устанавливаются доверительные отношения как
между детьми, так и между детьми и руководителем.
Считаю, что дети должны быть участниками традиционных на Руси
праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Пробуждение любви к родному краю, национальному искусству, развитие
интереса к истории народа, его быту, способствует развитию самосознания
ребёнка, осознанию национальной идентичности, своего места в обществе.
Проводя работу по адаптации детей к социуму, активно включаю в урок
образцы местного фольклора, используя при этом аудио и водеозаписи,
сделанные в ходе поисковокраеведческой работы воспитанниками
реабилитационного центра или, опираясь на живую культурную традицию,
приглашаем на урок самих исполнителей, которые, к счастью, ещё остались на
селе. Общение со старожилами села даёт детям бесценный опыт
взаимодействия со старшим поколением, которое отличается не только
говором, но и жизненным опытом, образом мыслей. Нельзя прерывать связь
времён и поколений. Тем более, когда среди детей встречаются такие, кто в
силу своего возраста, не помнит своего прошлого.
Объект исследования: процесс социализации воспитанников 1014 лет
социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних «Рябинка» в с.
Труслейка
Предмет исследования: социализация воспитанников средствами фольклора в
рамках кружка «Фольклор малинового края».
Цель: адаптировать воспитанников социальнореабилитационного центра к
самостоятельной и полноценной жизни в обществе.
Задачи:
1. Проанализировать современное положение и проблемы социализации детей
социальнореабилитационного центра «Рябинка».
2. Определить возможные пути решения проблемы социализации через
приобщение к народному творчеству.
3. Разработать план мероприятий по социализации воспитанников.
4. Развивать эмоциональное восприятие фольклорных жанров в различных
видах деятельности.
5. Развивать воображение, творческие и актёрские способности.
6. Наладить поисковокраеведческую работу по сбору фольклорного
материала.
7. Издать брошюру по результатам поисковокраеведческой работы. 8. Установить зависимость между уровнем социализации подростков и
степенью приобщённости их к народному творчеству.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплексный
системный метод исследования, который включал в себя – теоретические
методы: анализ нормативных документов и социальнопедагогической
литературы; анализ: сравнение, обобщение, моделирование; эмпирические
методы: интервьюирование, наблюдение, анкетирование, изучение продуктов
деятельности воспитанников,
беседы; интерпретация и обобщение
результатов работы.
Гипотеза: Приобщение детей к народному творчеству будет способствовать
их личностному становлению и процессу их социализации.
Этапы реализации проекта
I. Организационноподготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Подбор литературы, пособий, атрибутов.
Обсуждение с администрацией социальнореабилитационного центра
вопросов, связанных с реализацией проекта.
Составление плана мероприятий.
II. Основной
Вовлечение воспитанников в процесс усвоения социального опыта.
Образовательная деятельность с детьми (занятия по фольклору).
Совместная деятельность (поисковокраеведческая работа).
Самостоятельная деятельность детей (разучивание ролей, песен;
репетиции).
III. Заключительный
Обобщение результатов работы; Анализ деятельности.
Перспективное планирование.
Формы работы,
конкретного мероприятия и подготовки к нему:
используемые при реализации проекта зависят от
индивидуальная (разучивание роли, песни, танца, освоение игры на
музыкальном инструменте и т.д);
групповая (репетиции и инсценирование сказок, хоровод, игра,
исследовательская работа, оркестр и т.д.;
коллективная (проведение народных праздников, концертов, конкурсов
и т.д.)
Сочетание форм работы способствует вовлечению детей в творческий
процесс. Переключение с одной формы работы на другую позволяет
избежать монотонности и поддерживать интерес детей к осваиваемому
материалу.
Время проведения: январь 2015 – декабрь 2015
Исследование может быть применено в любой школе или творческом
объединении Ульяновской области.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативноправовое:
согласование проекта с администрацией социальнореабилитационного
центра «Рябинка».
2. Материальнотехническое:
музыкальная аппаратура;
народные музыкальные инструменты;
мультимедийная аппаратура;
народные костюмы;
театральные реквизиты; куклы и др.
3. Информационное:
подбор методической и познавательной литературы по теме;
использование Интернетресурсов и периодических изданий;
интервью с жителями сёл Инзенского района.
4. Кадровое:
Разработку и реализацию проекта обеспечивает руководитель кружка
«Фольклор малинового края» Федянина В.Н.
План реализации проекта
№п/п
Наименование мероприятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение. Что такое фольклор?
Фольклорные жанры.
Деревенские посиделки
«Рождество Христово».
Колядки.
Обрядовая песня как один из
видов народного творчества
Срок
проведения
1 неделя
января
2 неделя
января
3 неделя
января
Примечание
Видеофильм,
презентация
Посиделки
Разучивание народных
песен
Народные инструменты и
инструментальные наигрыши
4 неделя
января
Презентация, видео и
аудиофайлы
Игра на народных инструментах
«А я по лугу»
Игра на народных инструментах
«А я по лугу». Песня «Ой,
блины»
Ролевая игра по сказке
«Жихарка».
Фольклорный праздник
«Как на масляной недели».
Заклички, масленичные песни..
Литературномузыкальная
композиция «Мамина
колыбельная»
1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта
Оркестр нар инстр.
Разучивание песни
Оркестр нар инстр.
Разучивание песни
Выступление перед
малышами
Народное гуляние на
улице
Литературно
музыкальная
композиция с 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Музыкальный фольклор
Малинового края.
Народные промыслы
Инзенского края:
плетение, рукоделие, ткачество
Сбор фольклорного материала
в с. Труслейка
Просмотр и обработка
собранного материала
Игра на ложках. Разные приёмы
игры на деревянных ложках.
Разучивание песни «Ложкари»
Игра на ложках
Подготовка к празднику
«Пасха». Писанки. Песни
заклички.
«Пасха, Светлое Христово
воскресенье
Красная Горка. Скоморошьи
утехи.
Народные игры, забавы,
хороводы, игровые песни.
Детский фольклор. Игра на
народных инструментах
«Святая Троица», обряды
праздника, песни
«Святая Троица», обряды
праздника, песни, хороводы
Фольклорный праздник «Святая
Троица»
Фольклорная экспедиция в с.
Коржевка
Просмотр и обработка
собранного материала
Традиции праздника Иван
Купала.
Караоке «На Ивана, на Купала»
Игра на народных инструментах
презентацией
Видеофрагменты
Исследовательские
работы
Интервью с жителями
с. Труслейка
Видео и аудиофайлы
Мастеркласс.
Оркестр р.н. инструм
Презентация
Мастеркласс
Фольклорный
праздник
Народный праздник с
презентацией
2 неделя
мерта
3 неделя
марта
4 неделя
марта
1 неделя
апреля
2 неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя
апреля
1 неделя
мая
2 неделя
мая
3 неделя
мая
4 неделя
Оркестр р.н. инструм
мая
1 неделя
июня
2 неделя
июня
3 неделя
июня
4 неделя
июня
1 неделя
июля
2 неделя
июля
3 неделя
июля
Подготовка к
празднику
Подготовка к
празднику
Народное гуляние
Интервью
Видео и
аудиопросмотр
Праздник, видеоряд
Оркестр р.н. инстр. 28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
Традиции православного
праздника Медовый спас. Кто
такой пасечник?
«Яблочный спас». Народные
сказки о яблоках, народные
песни о яблони и др.
Фольклорная экспедиция в с.
Валгуссы
Просмотр и обработка
собранного материала
Посиделки «Семён
Летопроводец». Жнивные
песни.
«Это звонкое словочастушка».
«Семёновна»
Русские народные костюмы.
Значение орнаментов.
Театрализация сказки «Про
Козла» Знакомство с сюжетом
сказки. Выбор ролей.
Фольклорная экспедиция в с.
Коноплянка
Просмотр и обработка
собранного материала.
Театрализация сказки «Про
Козла» (приём кукловождения,
репетиция, подбор декораций,
обучение куклыДеда игры на
балалайке, побор музыки).
Театрализованное
представление сказки «Про
Козла»
Фольклорная экспедиция в с.
Чамзинка
Просмотр и обработка
собранного материала
Сказка «Морозко» (Сюжет,
распределение ролей, текста)
Сказка «Морозко» (побор
костюмов, декораций )
Сказка «Морозко»
(музыкальное сопровождение)
2 неделя
августа
3 неделя
августа
4 неделя
августа
1неделя
сентября
2 неделя
сентября
3 неделя
сентября
4 неделя
сентября
1 неделя
октября
2 неделя
октября
3 неделя
октября
4 неделя
октября
1 неделя
ноября
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
4 неделя
ноября
1 неделя
декабря
2 неделя
декабря
Встреча с пасечником
посиделки
Интервью, видео и
аудиозапись
Просмотр видеозаписи
Посиделки
Конкурс частушки
Презентация, иссл.
раб.
Кукольный театр
Репетиция.
Интервью, запись
Просмотр видео
Репетиция.
Показ сказки малышам
Интервью, запись.
Просмотр видео
Репетиция
Репетиция
Репетиция 45
46
Театральное представление
сказки «Морозко»
Презентация сборника
«Фольклор Малинового края»,
3 неделя
декабря
4 неделя
декабря
Сказка для
воспитанников
Отчётный концерт.
и презентация
сборника «Фольклор
Малинового края»
Результаты, ожидаемые от внедрения проекта:
В отношении подросткового возраста говорить о результатах
социализации, как о чемто уже окончательно сформировавшемся,
неправильно. Процесс продолжается, и то, что он имеет позитивный вектор
направленности, с полным основанием можно рассматривать как уже
достигнутый очень важный результат.
Следует отметить повышение уровня общей культуры воспитанников,
которая проявляется в коммуникативных способностях, в культуре речевого,
жестового общения; в уважении к пожилым людям; в доброжелательном
отношении к окружающим. Дети проявляют большой интерес к музыкальному
фольклору (научились петь, играть на народных музыкальных инструментах).
У некоторых уже сформированы навыки актёрского мастерства.
Подростки получили первоначальный опыт эмоционального постижения
народного творчества, культурных традиций России, в том числе и фольклора
Инзенского района.
Появились потребность и умение выражать себя в различных,
доступных и привлекательных для подростков, видах творческой
деятельности (пение, чтение стихов, исполнение русских народных танцев,
хороводы, игра в кукольных спектаклях и т.д.)
В ходе поисковокраеведческой работы дети не только познакомились с
устным народным творчеством Инзенского района, но и с почётными
жителями сёл района. В процессе интервьюирования учились координировать
своё поведение с поведением других, учились выстраивать межличностные
отношения.
Стали участниками
различных видов общественно полезной и
личностно значимой деятельности.
Личная включённость
воспитанников в реальную позитивную
социальную и социокультурную практику подтверждает эффективность
проделанной работы в рамках проекта.
Социализация непрерывный процесс. Таким образом, работа в данном
направлении будет продолжаться. Поиск педагогических путей и методов
социализации подростков остаётся актуальным.
Заключение Социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения человека
и не прекращается на протяжении всей его жизни.
Говоря о социализации воспитанников социальнореабилитационых
учреждений, следует подчеркнуть, что это длительный процесс. И думать, что
в определенный момент (например, перед выпуском из учреждения) на
специальных занятиях можно наверстать все упущенное раньше,
непростительное заблуждение.
Значение различных форм русского фольклора в процессе социализации
воспитанников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному
творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к
нравственным общечеловеческим ценностям. Нельзя не отметить роль
народной культуры в духовнонравственном воспитании детей. Наши предки
оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Особенностями фольклора являются вариативность, импровизационность, что
позволяет достаточное число раз репетировать различные формы поведения
без опасения превратить процесс в механическое повторение.
Во время занятий творческой деятельностью дети более открыты, что
позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их
нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного творчества
происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой
активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в
обществе.
Приобщение к лучшим произведениям фольклора
способствует
воспитанию у подростков высоких нравственных качеств, помогает стать им
полноценными членами общества.
Используемые источники:
1. Алексеева И.А., Гордеев П.Н. Дети риска. – СПб.:Сфера, 2002.366 с.
2. Князева О.Л. Моханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебнометодическое пособие – 2е изд.
перераб. и доп – СПб: Детство пресс,2008.304с.
3. Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома:
миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321323. 4. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социальнопедаго
гическая поддержка детей группы риска. М.: ПРОГРЕСС, 2002. 328 с.
5. Пашина О.А. Народное музыкальное творчество: Учебник. / Отв. ред. О.А.
Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. 533с.
6. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе
народных традиций. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического
образования, 2008. 96с.
7. Интернетресурсы.
Риски и пути преодоления рисков
Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые
трудности и риски. Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:
содержание ряда занятий не в полной мере выстроены с учетом возрастных
особенностей детей дошкольного возраста;
в содержании одного занятия включено два и более произведения, что
тяжело для восприятия детей;
музыкальному руководителю приходится готовиться к каждому занятию
основательно его перерабатывать и вносить изменения;
не достаточно методической базы, готовясь к занятию, необходимо было найти и
просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный
материал, иллюстрации, картины.
Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического
коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовнонравственного воспитания
детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и
государства определяются духовнонравственным здоровьем народа,
бережным сохранением и развитием его культурного наследия,
исторических и культурных традиций, норм общественной жизни,
сохранение национального достояния всех народов России.
Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального
вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в
дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно нравственных ценностей,
определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У
ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.
Взаимодействие со специалистами и родителями:
Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов
ДОУ: к консультации педагогапсихолога прибегаем для решения социальнонравственных
проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки
дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли
персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам;
участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие
помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым,
достичь желаемых нами результатов.
Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает
информирование родителей о целях, задачах и результатах проектной деятельности;
проведение проблемноориентированного анализа для сопоставления
достигнутых результатов с прогнозируемыми. Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс
межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей
осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно
нравственного воспитании ребенка.
Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:
объединил усилия педагогов и родителей;
создал атмосферу общности интересов в процессе организации проектной
деятельности.
С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные
формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое
просвещение родителей осуществляются на занятиях: «Школы для родителей». Для
родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В
кругу семьи», «Православные праздники».
Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности
и преемственности духовно нравственного воспитания в семье и детском саду Работа
детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят
видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Проект «Социализация воспитанников социально-реабилитационного центра посредством фольклора».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.