Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г. – май 2017г.
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, учитель логопед, музыкальный руководитель, родители.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
(Л.С.Выготский)
Актуальность проблемы.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Театрализованная деятельность в полной мере позволяет всесторонне развивать и раскрывать детей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 2 СТ.
ДОЛЖАНСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Проект «Театр в жизни
ребенка»
Воспитатель:
Бегун Н. И.
2016 2017 г.Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей
старшей группы
Вид проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г. – май 2017г.
Участники проекта: дети старшей группы 56 лет, воспитатели, учитель
логопед, музыкальный руководитель, родители.
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные
произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,
комбинирует, создает чтолибо новое».
(Л.С.Выготский)
Актуальность проблемы.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они
быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и
удивляются, возмущаются и переживают. С психологической точки зрения
дошкольное детство является благоприятным периодом для развития
творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И
взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в
различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению
детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка
для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников
более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это
качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт
прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет
зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.Театрализованная деятельность в полной мере позволяет всесторонне
развивать и раскрывать детей.
Постановка проблемы:
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно
технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость
выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе
современных методов и новых интегрированных технологий.
Цель проекта: воспитание всесторонне развитой, творчески активной
личности.
Задачи проекта:
1.Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками
в области театрального искусства.
2. Развитие творческих и актерских навыков у детей через совершенствование
речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности.
3.Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе
(взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу).
Задачи педагогической деятельности воспитателя:
1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач
образовательных областей в соответствии с ФГОС.
2. Развивать творческие способности детей за счет театрализованной
деятельности.
3. Поэтапно усложнять игровой материал, учитывая индивидуальные и
возрастные особенности детей.
4. Создавать благоприятную атмосферу творчества и доверия.
5. Провести данную тему через все виды деятельности.
6. Проводить анализ после каждого мероприятия, давая каждому ребенку
возможность высказываться.Материалы проекта могут использовать в педагогической деятельности
воспитателей с детьми 5 – 6 лет в группах общеразвивающей направленности
в дошкольных образовательных учреждениях.
Предполагаемый результат:
1. Развить у детей творческую выразительность интонации, мимики,
движений.
2. Развить способность предлагать новый замысел игры.
3. Сформировать у детей умение перевоплощаться в роли, импровизировать.
4. Развить у детей умение фантазировать, придумывать свой сюжет.
Этапы и сроки проведения проекта.
1. Подготовительный (сентябрь)
2. Основной (октябрьапрель)
3. Заключительный (май)
Подготовительный этап включал в себя: изучение методической литературы
по данной теме, информирование участников о цели проекта, опрос
родителей, с целью выявить их отношение к данной теме, диагностика детей.
Условия реализации проектной деятельности.
Данный проект разрабатывался с учетом требований Федерального
Государственного стандарта дошкольного образования (приказ№1155, от
17.10.2013 г.), «Примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском
саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой; «Основной
общеобразовательной программы МБДОУДСКВ №12 «Санитарно
эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях».
Весь репертуар, используемый во время проекта и сопровождающий
образовательный процесс, формировался из различных программных
сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является
вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в
связи с календарными событиями и планом реализации коллективных ииндивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Проект строился на принципе личностноориентированного взаимодействия
взрослого детей и обеспечивал физическое, социальноличностное,
познавательноречевое и художественноэстетическое развитие детей в
возрасте 56 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Была подготовлена совместно с родителями и предметно развивающая среда.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Я постаралась создать в группе благоприятные условия для самостоятельной
театрализованной деятельности детей.
В группе был создан уголок театрализованной деятельности, в котором
размещены:
Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы,
элементы костюмов, маски, игровой реквизит).
Атрибуты для различных игровых позиций:
1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);
2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных
атрибутов, книги);
3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль,
«деньги», реквизит для буфета);
4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани,
нитки, пуговицы, коробки, природный материал).
Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из
2 этапов:
создание эмоциональноблагополучной атмосферы;
обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение
театрализованных игр.
Это обеспечило: комплексный подход к организации образовательного
процесса, высокий уровень развития театрализованных знаний и умений,создание условий для развития творческих проявлений детей, оптимальную
нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Творчество детей в их театральноигровой деятельности проявлялось в трех
направлениях:
творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая
интерпретация заданного сюжета);
исполнительское (речевое, двигательное);
оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.).
Был составлен план проекта:
Октябрь
1.«Театр бывает разным»
Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности);
Дидактическая игра «Куклы оживают» (учить согласовывать движения
пальчиковой куклы с текстом;
Игра «расскажи без слов» (познакомить детей с понятием мимика и жест).
2. «В мире сказок»
Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов
заменителей);
Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и
капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать
различные черты характера заданных героев)
3. Беседа: “Театральные профессии”
Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о
театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер,
оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.
Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.4. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”
Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление,
фантазию.
Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа
воплощения действий.
Учить передавать ритмизацией движения
Ноябрь
5. Драматизация сказки «Репка», «Теремок».
1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей.
2. Расширять кругозор в историко географическом развитии детей.
3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию
артистических данных.
4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной
деятельности.
6. Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты»
Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании
образа атрибуты, элементы костюма.
Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений.
Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.
7. Разгадывание кроссворда: “Сказочные герои”
Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев
(злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния.
Развивать умение переключаться с одного образа на другой.8. Игровой стречинг. (Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый
пятачок, Удивленный бегемот.)
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
Развивать дикцию.
Учить строить диалоги.
Воспитывать терпение и выдержку.
Декабрь
9. Ритмопластика.
Развивать у детей умение пользоваться жестами.
Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость,
подвижность.
Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.
Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М. Глинка. "Вальс
фантазия".
10. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”
Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
Активизировать познавательный интерес к театру.
Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.
Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты,
сценарист, дублер и т.д.
11. Чтение скороговорок
Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.
Развивать дикцию.
12. Упражнения на ритмизацию.
Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифм к словам.
Закрепить понятие “рифма”.
Поощрять совместное стихосложение.
13. Беседа: «Театр и музыка»
познакомить с понятием лейтмотив.
рассмотреть на примере, как музыка помогает передавать образ и
характерные особенности героев.
Разучить несколько характерных попевок.
Январь
14. Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта
Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг
другу.
Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать
переживания других людей.
Закреплять умение логично излагать свои мысли.
15. «В гостях у лесовика»
Беседа о фразеологизмах, их значении, применении в театральных
постановках.
Речевая игра «Веселый старичок»
Двигательно речевая миниатюра «Мишка».
Игра разминка «Уборка леса».
Работа в мастерской по изготовлению конусного театра «Лесные зверушки».
16. «В гостях у С. Я. Маршака»
Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки».
Упражнение «1, 2, 3, 4, 5 будем дружно мы играть».
Игра «Маски» (понимание мимики). Имитационное упражнение «Кто как ходит».
Драматизация стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки».
Февраль
17 «Добрые слова»
Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое
содержание.
Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и
дружбы.
Воспитывать коммуникативные навыки общения.
Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.
18. Играем в сказку «Снегурочка»
Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Мороз
Иванович».
Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов;
упражнять в звукоподражании.
Формировать интонационную выразительность речи.
Вызвать желание участвовать в играх драматизациях.
19. «Наши развлечения»
Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно
их рассказывать.
Учить понимать эмоциональное состояние героев.
Отрабатывать выразительность передачи образа с помощью мимики и
жеста.
Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Привлекать детей к изготовлению театра на ложках.20. «Наши защитники»
Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать
настроение в мелодии.
Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки.
Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов.
Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
Март
21. «Незнайка в театре»
Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения
проблемных ситуаций.
Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа
существительных.
Развивать умение выразительно передавать образы.
Упражнять детей в подборе рифм к словам.
Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.
22. “Весна пришла!”: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными
формами.
Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в
сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения.
Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
Развивать воображение детей.
Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый
обстоятельства.
23. «Непослушная Маша».
Учить доводить до детей замысел сказки.Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать
нос).
Развивать интонационную выразительность речи.
Развитие умения последовательно пересказывать сказку.
Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение
взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа.
24. «Театральная азбука».
Знакомство с театральными терминами.
Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты,
сценарист, дублер и т.д.
Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.
Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание
образов.
Развивать выразительность жестов.
Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с
партнером.
Апрель
25. «Пчелки, птички полетели»; Праздник «Встреча Жаворонков»
Познакомить детей с весенними приметами. Отвечать на вопросы полными
предложениями.
Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность.
Развитие активного внимания.
Создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития
творческих способностей.
Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику,
жест, движения.
26. «День космонавтики» Публичное выступление перед детьми детского сада.
Учить не бояться публичных выступлений.
Дать почувствовать себя настоящими актерами.
27. «Путешествие»
Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение.
Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа
одушевленных существительных.
Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в
соответствии с музыкальной характеристикой образа.
Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он
обозначает.
Воспитывать партнерские отношения между детьми.
28. «Мы маленькие актёры»
Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами
актера. Развивать связную речь.
Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки.
Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки.
Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями.
Развитие творческого потенциала.
Стимулировать детей полученные знания переносить в игру.
Май
29. «Говорим о композиторе». Знакомство детей с профессией композитор.
Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
Освоение музыкально ритмических движений.
Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать
настроение в мелодии. Развивать фантазию, умение проявлять свою индивидуальность и
неповторимость в создании танца.
Учить детей изготавливать музыкальные инструменты из подручных средств.
30. Светлый праздник «Пасха» (Совместно с родителями)
Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к
выступлению на публике.
31 Викторина «Что мы знаем о театре».
Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;
Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
Упражняться в интонирование диалогов.
Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.
Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров.
32. Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Лесная сказка»
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы.
Развивать внимание, память, воображение.
Совершенствовать исполнительское мастерство.
Формы организации образовательного процесса
Беседы и организованная деятельность;
Театрализованные игрыспектакли;
Самостоятельная театрализованохудожественная деятельность;
Художественнопродуктивная деятельность;
Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их
родителей; фотовыставки.
Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники.
В работе с детьми использовались игровые приемы с включением персонажей
типа Незнайки, непослушная Маша, Лесовичок и т.д., которые допускаютнеточности, делают ошибки, путают.
Дети с удовольствием приходили им на помощь, радовались, чувствовали
уверенность в себе, осознавали важность и полезность знания, умения.
Работа строилась исходя из сезонности, различных проявлений природы,
календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно.
Совместную деятельность организовывала в форме игры через сказку.
Например: «Играем в сказку «Мороз Иванович», «Весна пришла», «Пасха»
т.п. В совместной деятельности царила особая творческая обстановка. Вся
деятельность сопровождалась яркими переживаниями, сюрпризными
моментами.
Ведь только ребёнок, живущий в окружении ярких образов, фантазий,
способен чтолибо сотворить. Один раз в месяц организовывался творческий
день, где детям предоставить возможность заняться любым видом
деятельности. Совместная работа с детьми по продуктивной художественной
деятельности организовывалась небольшими подгруппами (по 46 детей).
В конце месяца устраивались выставки, конкурсы, игры и прочие виды
деятельности, демонстрировались плоды детского творчества. Должное
внимание уделялось занимательным играм и упражнениям, играм
экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям,
которые проводимых во всех формах организации продуктивной
деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных
моментах.
Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где
родители становились активными союзниками и помощниками в организации
художественно речевой деятельности детей.
Родители охотно участвовали в создании декораций и костюмов к детским
спектаклям, помогали в заучивании текстов ролей.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в
домашних условиях, для родителей были предложены папки передвижки на
темы: «Театр кукол в домашних условиях»,"Домашний театр", «Мастерим
кукол из чего угодно», «Роли родителей в развитие речи ребенка».
Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего
мира, а главное – сплочению всех членов семьи.
Проделанная работа сплотила семью, коллектив детей, воспитателей и
родителей.
Заключительный этап: игравикторина «Знатоки театра», создание
фотоальбома «Маленькие актеры», театральная драматизация «Лесныехоромы»
Оценка качества реализации проекта
Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении
образовательных задач. И в этом нам помогло активное использование
игровой деятельности. Работа над проектом помогла сформировать
стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе
коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно
взаимодействовать, слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и
движениями (мимикой, жестами и т.д.).
К работе с детьми были привлечены родители группы, что помогло
налаживанию взаимоотношений между участниками проекта.
Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый
характер.
ПриложениеКонсультация для родителей
«Театр кукол в домашних условиях»
Устройте вместе с малышом познавательное и веселое путешествие в мир
кукол..А кукольный театр можно создать своими руками. Эти удивительные
куклы. Многие мамы, которые играли с малышами кукламиперчатками,
согласятся: для крохи это действительно чудо. Создавая домашний
кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей:
будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену,
продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам
спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в
себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики,
развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и
интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость
за свои успехи… Итак, попробуем… Жёваная бумага Да, именно такпереводится с французского словосочетание папьемаше. И эта интересная
техника работы с бумагой поможет нам не только сделать оригинальных
кукол, но и потренирует мелкую моторику малыша, даст ему возможность
почувствовать себя настоящим волшебником и творцом. Начинаем с того, что
сделаем из пластилина шар по размеру головы нашей куклы. Теперь, как
настоящие скульпторы, на основе этого шара слепим лицо или мордочку с
глазницами, носом, ушами. Пусть малыш попробует это сделать сам, а вы
слегка помогайте и корректируйте его работу. Когда нужное лицо
получилось, острым тонким ножом разрежьте пластилиновую заготовку на две
части: “лицо” и “затылок”. Теперь, пока вы на кухне варите клейстер — клей
из воды и муки — малыш делает важную работу: рвет старые газеты на
маленькие кусочки. После этого обмакиваем каждый кусочек в клейстер и
обклеиваем наши пластилиновые половинки. Наклеили слой, высушили,
наклеиваем следующий. И так 56 слоев. После полного высыхания,
аккуратно убираем пластилин из нашего папьемаше. Теперь соединяем две
половинки головы вместе и склеиваем полоской бумаги или ткани. Осталось
самое интересное — раскрасить. Сначала покройте всю кукольную голову
белой гуашью или темперой в несколько слоев. После того, как грунтовка
высохнет, можно приступить к раскрашиванию. Для этого лучше взять не
гуашь, а темперу — она хорошо ложится и совсем не пачкается после
высыхания. Последний штрих — волосы. Их можно сделать из кусочков меха,
шерстяных ниток, шнурков, войлока, тесьмы. Все зависит от того, какой
персонаж у вас должен получиться. Теперь делаем в голове отверстие для
пальца и прикрепляем к перчатке. Получилась замечательная кукла.
Консультация для родителей
"Домашний театр"
Все дети любят спектакли, им нравится не только смотреть представление, а
самим быть артистами. с каким удовольствием малыш не только слушал но и
изображал Красную шапочку и Кота в сапогах, милую Золушку и Лису
Патрикеевну.
Домашний театр имеет даже некоторые преимущества перед настоящим
театром. Большая сцена, на которой выступают актёры, труднее
воспринимается маленькими зрителями.
Родители могут помочь ребёнку изготовить маски, кукол актёров и
разыграть сказку по ролям. Для этой цели можно использовать игрушки
самоделки, изготовленные из самого доступного материала бумаги, вместе сребёнком вырезать выкройки, склеивать их и затем поиграть.
Взрослые во время показа могут выделить отдельные фразы, замедлить или
ускорить подачу текста. Руки взрослого при таком показе не маскируются,
но, как привило, внимание ребёнка сосредоточено на том, что происходит на
сцене (столе).
Надо стараться, чтобы движение кукол актёров были выразительны,
совпадали с текстом и были понятны ребёнку. Лица кукол, когда они
разговаривают, нужно повернуть друг к другу. Если актёр игрушка
двигается, её слегка покачивают или наклоняют. Начинать лучше с маленьких
сценок или маленькой сказки, постепенно усложняя репертуар.
Когда сказка пошла в дом, ей нужно место, где она будет происходить,
сцена. Сказку можно рассказать за столом. На столе желательно расставить
необходимые для представления предметы деревья, цветы, домик. В
домашних условиях вместо ширмы подойдёт проём двери, который на
половину завешивают шторкой. На шторку можно прикрепить цветы, если
действие происходит весной или летом, жёлтые листья, если осенью и т.д...
Летом на ширмой могут послужить два дерева. Между деревьями натяните
верёвку, на которую прикрепите шторку, в комнате ширму можно сделать при
помощи двух стульев, к которым нужно прикрепить рейки, между рейками
натягивается верёвка. Такую ширму можно поставить у окна, где весят
шторы, тогда шторы станут задником ширмы, на них при помощи булавки
можно прикрепить элементы декорации.
Расскажите ребёнку маленькие секреты работы с куклой за ширмой:
Когда кукла выходит, то она выходит не сразу, не изпод земли, а постепенно.
Сначала издали появляется её голова, затем тело.
Если кукла идёт, то её нужно ритмично продвигать вперёд с незначительными
подскоками или покачиванием из стороны в сторону.
Поскоки или покачивания делаются резче и чаще, если кукла бежит.
Если кукла спит, то её лучше положить спиной к зрителям, что бы не было
видно её открытых глаз.
Та кукла, которая говорит, слегка двигается. Кукла, которая её слушает,
стоит неподвижно, смотрит на говорящую.
Если у вас дома готовится праздник, если скоро день рождения, новый год,
мамин праздник, подберите подходящий к случаю сценарий, распределите
роли между домашними или гостями. Ваш праздник станет интереснее и
веселее.Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии речи ребенка»
Навык правильной речи приобретается в семье. То, что делает семья по части
упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и
художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его
последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей исоюзницей детского сада в деле развития речи детей.
Речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок речь
правильную, отчетливую, ясную и невольно воспринимает ее, и малопомалу
добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его
ухо какойнибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие,
неправильно произнесенный звук, и так же незаметно последний становится
его второй натурой. Потомуто так важно, что и в каком виде воспринимает
слух ребенка в первые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время
закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здание его
речи. Это должны помнить, этим проникаться родители и все окружающие
детей в раннем детстве. Все внимание, неустанные старания родителей
должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную
и логически последовательную. Никакого сюсюканья, подделывания под
лепет детей, как бы мил последний ни был, не допускается. Говорить с детьми
надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и, главное,
говорить медленно, ясно и громко.
Больше всего могут дать своим детям в их дошкольный период сами матери.
Каждый опытный педагог, присматривающийся к вновь поступившим детям,
очень скоро составляет себе определенное понятие об интеллектуальной
ценности каждой отдельной семьи, о том, что она дала своему малышу, как в
смысле его общего развития, так и в смысле развития его речи.
Перед нами два малыша. Один из них толково и ясно отвечает на задаваемые
ему вопросы, рассказывает одну из известных ему, дома слышанных сказок (а
слышал он их немало), читает наизусть стихотворение. Обратитесь к другому
ребенку, и все попытки извлечь из него путем слова его внутреннее
содержание претерпевают решительную неудачу. Опытный педагог знает, что
это отнюдь не значит, что второй глупее, менее способен, любознателен, чем
первый. Нет. Понятливостью горят его глаза, и всеми доступными ему
проявлениями интереса ребенок реагирует на все происходящее. Разница
между ними лишь та, что первому много времени и соответствующих забот
уделяла мать, правильно понимающая свою роль и обязанности.
Если бы матери в должной степени понимали, какое громадное значение для
всестороннего развития детей имеет обдуманное, соответствующее их
интересам словесное общение с ними, они, вероятно, находили бы больше
времени для занятий со своими детьми. Какое бы это было благо, если бы
родители поняли, что язык – это главный предмет в деле воспитания, поняли
все значение собственной роли и ответственности в деле развития речи детей.Устраняя себя от этой роли, передавая ее детскому саду или школе, они
причиняют своим детям огромный и трудно поправимый вред, потому что
именно семье принадлежит начальная и первенствующая роль в деле развития
речи детей.
Театральная викторина для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки театра»
Педагог:
Мы с вами много говорили о театре: какие бывают театра, как вести себя втеатре, кто работает в театре. Смотрели театральные представления, сами
пробовали себя в роли актеров. Сегодня мы проведем с вами театральную
викторину «Что мы знаем о театре». В ходе этой викторины вы сможете
продемонстрировать все свои знания о театре. В викторине участвуют 2
команды.
1. Первый конкурс нашей викторины «Разминка». Каждой команде надо
ответить на вопросы о театр. Если команда затрудняется ответить на вопрос,
другая команда сможет ей помочь. Команда, давшая большее количество
правильных ответов, получает очко.
Итак, слушаем вопросы:
Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал).
Как называется театр, где артисты исполняют свои роли с помощью танца?
(Балет).
Как называется самый известный театр оперы и балета в нашем стране?
(Большой театр)
Как называется место, где выступают актеры? (сцена)
Как называется театр, где актеры не разговаривают, а поют? (Опера)
Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша).
Объявление о спектакле. (Афиша).
Человек, исполняющий роль на сцене. (Артист).
Перерыв между действиями спектакля. (Антракт).
Рукоплескание артистам. (Аплодисменты).
как называются шторы, открывающиеся перед представлением (занавес)
как называется действие, которое происходит на сцене? (спектакль)
2. Конкурс «Собери зал». (пазлы)
Перед вами на столах зрительный зал театра. Он распался на части. Вам
нужно собрать его, в том порядке как если бы вы стояли на сцене и смотрели
перед собой.
3. А теперь конкурс «Театральные профессии»
(люди каких профессий работают в театре) на экране.
Слушайте внимательно правила проведения этого конкурса: каждая команда с
помощью поднятой руки по очереди называет одну театральную профессию,
затем подходит к экрану и обводит картинку с изображением,
соответствующую ответу. Слушайте друг друга внимательно: повторятьсянельзя, повторяющаяся профессия зачитываться не будет!
(Если дети затрудняются называть профессии, педагог может подсказывать
им наводящими вопросами)
кто подбирает и шьет театральные костюмы? (костюмер);
кто гримирует артистов?
кто пишет сценарии спектаклей?
кто пишет музыку к спектаклям?
кто руководит оркестром музыкантов?
кто делает декорации к спектаклям?
кто играет роли?
кто занимается постановкой спектакля?
И т.д.
Давайте подведем итоги. В конкурсе «Театральные профессии» победила
команда…
4. Следующий конкурс «Мы – артисты». Каждой команде предоставляется
возможность продемонстрировать свое актерское мастерство, побывать в
роли актеров.
Актеры должны уметь демонстрировать разные чувства, эмоции: грусть,
радость, удивление, испуг и т.д. О том, какое чувство или какую эмоцию
испытывает человек, может сказать выражение его лица или мимика. Мы
посмотрим сейчас, как с помощью мимики вы сможете выражать разные
эмоции.
Задание для команды «__1___»: изобразить человека, откусившего лимон.
Задание для команды «___2__»: изобразить с помощью мимики человека,
который ест мороженое.
А теперь задания для капитанов команд: произнести одну и ту же фразу по
своему, выразив ту или иную эмоцию.
Задание капитану команды «___1__»: произнеси предложение «Мы сегодня
идем в театр» вопросительно.
А теперь задание капитану команды «____2__»: произнеси эту же фразу «Мы
сегодня идем в театр» радостно.
Следующая фраза: «Опять манная каша».
Задание для «__1__» произнести эту фразу грустно.
Задание для «___2__» произнести эту же фразу удивленно.
А теперь представьте на минуту, что вы выступаете на сцене. Вам необходимо
с помощью движений, мимики и жестов изобразить какоелибо животное.
На сцену приглашается команда «___1___». Ваша задача – изобразитьголодного волка, рычащего по полю.
А теперь в роли артистов предлагается побывать членам команды «__2___». С
помощью мимики, жестов и движений изобразите трусливого зайчика,
запутывающего свои следы.
Молодцы! Жюри подведет итоги этого конкурса.
5. А теперь мы с вами побываем в роли зрителей. Наш конкурс называется
«Правила поведения в театре».
Вам нужно вспомнить, что значит быть воспитанным человеком и как вести
себя в театре. По очереди команда будет называть одно правило.
За каждое правило команда получает очко.
(Каждая команда отвечает по очереди).
Подведение итогов викторины.
Педагог: Наша викторина подошла к концу. Каждая команда сумела
продемонстрировать свои знания о театре. Давайте подведем итоги конкурса.
В нашей викторине «Знатоки театра» побеждает….Сценарий сказки М. Михайлова «Лесные хоромы» для драматизации в
старшей группе
Цель: развитие выразительной речи средствами театрального искусства
Задачи:
1. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при
выступлении.
2.Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений,
интонации.
3.Развивать монологическую и диалогическую формы речи.
4.Совершенствовать навыки общения детей в коллективе, формировать
дружеские взаимоотношения.
Оборудование: ширма «Кузовок», «паутина», сказочные костюмы,
музыкальные произведения.
Действующие лица:
Муха – Громотуха, Комар – Пискун, Оса – Пеструха, Слепень – Жигун,
Паук, Ведущая.
Ход:
Звучит музыка – «Райские птички»
Ведущая – Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Остался кузовок у
дороги.
Музыка – вход «мухи» (под музыку передаёт движения мухи: летит, потирает
лапками)
Мухагромотуха: Дай загляну, нет ли чего съестного. Ой, только на дне
немного крошек осталось! Ну, ничего. Зато хоромы хорошие! Стану в них
жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не замочит (заходит в
кузовок).
Ведущая: И стала в кузовке муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать
не надо: крошек ещё всех не переела.
Музыка – «Комаринская» М. И. Глинка (летит комар ребёнок выполняет
движения комара)
Комарпискун: Что такое? (удивлённо) Кто в хоромах? Кто в высоких?Муха громотуха – Я – муха громотуха! А ты кто?
Комарпискун – А я комарпискун. Пусти в гости!
Мухагромотуха –Что в гости! Хоть живи тут.
Музыка – песня «Залетела к нам оса» муз. А. Варламова, сл. Ж. Давитьянца
(вылетает оса,танцует под музыку)
Ведущая – Не успел комар пробраться в кузов, а у дверей оса сидит.
Оса – Кто в хоромах? Кто в высоких?
Муха и комар – Двое нас: мухагромотуха, да комар пискун.
Комар – А ты кто?
Оса – А я осапеструха! Будет мне место?
Муха – Местото будет, да как в дверь войдёшь?
Оса – Мне только крылышки сложить! Я не толста, везде пролезу!
Комар Добро пожаловать!
Музыка (появляется слепень, выполняет медленные движения под музыку,
подходит к кузовку)
Ведущая – Залетела оса в кузовок, а уж у дверей опять спрашивают.
Слепеньжигун – Кто в хоромах? Кто в высоких?
Муха – Я – мухагромотуха
Комарпискун Якомарпискун
Оса Я оса –пеструха. А ты кто?
Слепеньжигун – А я слепеньжигун.
Оса – Зачем пожаловал?
Слепеньжигун – Да к вам погреться!
Муха – Да пролезешь ли?
Слепень – Как не пролезть? Только немножко бока подтяну.Ведущая – Пролез и слепень в кузовок.
Музыка («пение райских птиц»)
Мухагромотуха – Ой. Какое солнышко! Пойду крылышки погрею!
Ведущая – И пошли у них разговоры
Мухагромотуха – Я муха не простая, я большая. Порода наша важная! Везде
тнам вход открыт. В любой дворец прилетай – обед готов. Чего только я не
ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
Оса – Да и мы не из простых! Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем
взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы
меня в гости зовут, поят – кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да
голосистее! Посмотрела бы я!
Слепень – А меня не пережужжишь!
Оса – Да у тебя приятности в голосе нет, а у меня голос тонкий!
Комар – А у меня и тоньше, и звонче! (все начинают спорить, заходят в
кузовок)
Музыка – появляется паук с паутиной, начинает ходить вокруг кузовка,
плести паутину)
Муха – Кто там?
Комар Кто у терема? Кто у высокого?
Муха – Кто это нас беспокоит? Мы здесь не сброд какойнибудь, а муха
громотуха!
Комар – Да комарпискун!
Оса – Да оса – пеструха!
Слепень – И слепень – жигун!
Все: Надо бы взлететь, да посмотреть!
Муха – Я первая не полечу, я всех знатнее!
Комар – Я первый не полечу, я всех голосистее!Оса – Я первая не полечу, я всех наряднее!
Слепень – Я первый не полечу, я всех сильнее!
Ведущая И пошёл у них спор. Никто лететь не хочет. Вдруг в хоромах стало
будто темнее.
Муха Что это за невежа нам свет заслоняет?
Комар – Да это никак паук свою сеть заплёл!
Оса – Как нам быть? Что делать?
Муха – Надо поскорее выбираться, пока ещё сеть не крепка!
Слепень – Только надо дружно за дело браться!
Муха – Тогда я первая полечу, я знатная!
Комар И я с тобой, я голосистый!
Оса Я с вами, я нарядная!
Слепень – Я тоже с вами, я всех сильнее!
Музыка (все выходят из кузовка, прогоняют паука, паук отступает и убегает)
Все: Ура! Дружно мы взялись за дело и прогнали паука!
Звучит песня о дружбе. Все поют и танцуют.