Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс
Оценка 4.9

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
2 кл
02.05.2018
Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс
А что же такое рефлексия? Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".А что же такое рефлексия? Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".
проект.doc
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Институт  психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Итоговая аттестационная работа (проект) Разработка технологической карты урока ­ рефлексии ТЕМА Автор проекта Семенюк Татьяна Петровна, учитель начальных классов  МБОУ «Поповская СОШ»,  Научный руководитель   Сафина Р.Н.,  к.п.н., доцент отделения общего образования Казань, 26.03.2018 – 05.04.2018г. Введение Постановка проблемы  Мы выбрали давно интересующую нас тему: «Разработка технологической карты урока ­ рефлексии». Одним   из   условий   достижения   учащимися   начальных   классов метапредметных образовательных результатов является освоение ими начальных форм познавательной и личностной рефлексии.  В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А   сам   думает:   “Скажет   живая   –   я   ее   умерщвлю,   скажет   мёртвая   –   выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым  нужным,  а главное, успешным.  Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Рефлексия  – размышление  человека,   направленное  на  анализ  самого  себя (самоанализ)   –   собственных   состояний,   своих   поступков   и   прошедших событий. При   этом   глубина   рефлексии,   самоанализ   зависит   от   степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия   —   это   особый   навык,   направленный   на   самосознание,   умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой". В чем отличие урока­рефлексии по ФГОС от традиционных уроков­ обобщений и повторений? Если сравнивать урок­рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок­повторение, урок­обобщение, урок­закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно   вид   работы   у   него   не   получается   и   сам   решить:   что   необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему. Как правильно определить цели урока­рефлексии По   требованиям   ФГОС,   к   каждому   уроку   необходимо   указать   две   цели: содержательную и деятельностную. Цели для урока­рефлексии: Содержательная:   повторение,   закрепление   или   обобщение   пройденного материала. Деятельностная: формирование   у   учащихся   способностей   к   рефлексии   и реализации   коррекционных   норм   (другими   словами   —   научить   фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления). Примерный план проведения урока­рефлексии. Для урока­рефлексии можно руководствоваться следующим планом: I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1­2 мин.) На   данном   этапе   важно   создать   такую   атмосферу,   чтобы   каждый   ученик "включился"   в   работу.   И   не   просто   потому,   что   ему  "надо",   а  потому   что   он "хочет"!  Приемов   масса:   можно   начать   урок   с   добрых   пожеланий,   привести высказывания   великих   о   работе   над   собой   и   своими   ошибками,   провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: "А знаете ли вы, что…!" II.  Актуализация   и  фиксация   затруднений   в  индивидуальной   деятельности  (5­8 мин.) Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены. То   есть,   учитель   готовит   учащихся   к   самостоятельному   выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5­6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить  все новые изученные правила и способы работы. Примеры заданий для урока­рефлексии, в т.ч. для начальной школы:        Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление   кластера   поможет   быстро   обобщить   и   структурировать теоретический материал. Сорбонки.   Карточки   памяти   позволяют   выявить   пробелы.   Работу   можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае учащиеся могут помочь одноклассникам выявить пробелы по теме. Текст с пропусками    .  Методика знакома всем. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным предметам. Блиц­опрос. РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — уравнение. Расскажи о себе" и т.д. Да/нет.   Учитель   зачитывает   суждения,   определение   терминов,   понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают. Корзина идей. Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в группах, по парам)   делятся   знаниями,   обмениваются   информацией.   На   третьем   этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь. Можно также предложить учащимся фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.  "Лови ошибку"    . Учащимся предлагается текст / задача / пример, содержащие энное количество ошибок.  "Жокей   и   лошадь"    . Класс   делится   на   две   группы.  Одна   группа   получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару. Завершается   данный   этап   рефлексией,   где   учитель   подводит   учащихся   к выводу, что ошибки — это не "криминал", а повод задуматься. III. Локализация индивидуальных затруднений Цель   данного   этапа   —   научить   детей   шаг   за   шагом   анализировать   свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения. Удобнее всего работать по вопросам:     Какое задание я выполнял? Какое знание я использовал / каким способом решал задачу? Что делал сначала? Потом? Где возникло затруднение?  Почему? Чего мне хватает для правильного решения? IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.    Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) ставится конкретная цель. Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся   учебник,   конспект,   алгоритм,   таблица,   дополнительная литература и т.д.  Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить   правило,   рассказать   соседу   по   парте,   выполнить   практическое задание,   пересказать   текст,   выписать   ключевые   слова   и   т.д.)   Для   начала ученику   можно   предложить   тот   план,   который   вы   использовали   на   уроке получения   новых   знаний.   В   дальнейшем   учащиеся   должны   научиться самостоятельно планировать свои действия. V. Реализация построенного проекта Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Учитель при   необходимости   направляет   ученика,  задает   наводящие   вопросы.   Учащиеся, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим. VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4­5 мин.) Учащиеся   фронтально,   а   затем   в   парах   (группах)   выполняют   задания   по   тем правилам,   применение   которых   вызвало   наибольшее   затруднение.   При   этом обязательно проговаривается порядок действий. Важно! На   данном   этапе   каждое   действие   сопровождается   рефлексией (обдумыванием:   как   это   делается,   что   именно   нужно   делать,   все   ли   стало понятным). Примеры   заданий:   распределительные,   графические   диктанты,   творческий пересказ, мини­тестирование. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4­5 мин.) Каждый   ученик   работает   самостоятельно,   выполняет   задание   по   новому, усвоенному способу  и сам оценивает  — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило. VIII. Включение в систему знаний и повторение (7­8 мин.) На   данном   этапе   учащиеся   получают   задания,   которые   связывают   новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы. Лучшего  всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц­опросы, викторины. IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Проводится   один   из   вариантов   рефлексии   деятельности   на   уроке   и содержания   материала,   которые   помогут   учащимся   оценить   свою   активность, вновь   приобретенные   знания,   закрепить   алгоритм   действий   и   поставить   себе оценку. Примеры рефлексии: анкеты, синквейн, инсерт, "светофор", рефлексивная мишень, графики и пр. Это примерная структура урока­рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто   совершить   работу   над   ошибками,   а   будут   учить   самоанализу   и самокоррекции.  Цель проекта Изучить нормативно­правовую, научно­методическую  литературу;  Определить педагогическую  целесообразность  и разработать  технологическую   карту  урока по  русскому  языку  для  обучающихся  2­ го  класса по  теме   « Связь  слов  в  предложении». Задачи проекта: 1.Подбор нормативно­правовой, научно­методической  литературы по  понятию  рефлексия. 2.Отбор заданий, используемые на уроке. 3.Разработка технологической  карты  урока. 4.Апробоция проекта. 5.Обобщение и анализ. Целевая группа проекта Обучающиеся  МБОУ «Поповская СОШ».  Срок реализации проекта Октябрь 2018­2019 учебный год. Место реализации проекта Обучающиеся   МБОУ «Поповская СОШ».  Этапы реализации проекта 1.Предварительный:  26.03­05.04 2018 учебный год Задачи: 1.Подбор нормативно­правовой, научно­методической  литературы по  понятию  рефлексия. 2.Отбор видов рефлексии, используемые на уроке. 2.Основной:  октябрь 2018 год Подготовка  проекта  к реализации.  3.Заключительный: октябрь 2018 год Подведение  итогов. Анализ. Обобщение.                                          Основное содержание проекта План мероприятий по реализации проекта № Наименование мероприятия 1. Подбор нормативно­ правовой, научно­ Место проведения ПМЦ ПК и ПП  РО Срок проведения  26.03.­ 05.04.2018 Ответственный методической  литературы по  понятию рефлексия. 2. Определение места урока в  Кабинеты  август 2018 год изучаемой теме. начальных   классов 3. 4. 5. 6. 7. Определение  целей и задач урока  Выдвижений идей учителем на урок  Подбор заданий  Составление технологической карты урока. Настрой  детей  на урок. октябрь 2018 год  октябрь 2018 год октябрь 2018 год Перед уроком 8. Формирование групп, правила  работы  в  группе. 9. Организация начала занятия. 10. Актуализация знаний. 11. Постановка учебной задачи 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. и ее решение. Поэтапное ознакомление учащихся с заданиями. Контроль со стороны учителя (внесение дополнений, исправлений). Самостоятельная  работа  в группах. Обсуждений заданий каждого  в  группе. Поощрение  работ  детей.  Создание  атмосферы сотрудничества с детьми, используя  индивидуальный подход. Практическая  помощь по необходимости. Решение частных задач. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Перед уроком Семенюк Т.П. Начало урока, октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год октябрь 2018 год Семенюк Т.П. Условия Необходимо Имеется Источники Сроки Ресурсы Семенюк Т.П. Семенюк Т.П. Семенюк Т.П. Семенюк Т.П. с марта по   октябрь 2018 год Семенюк Т.П. Регулярно Нормативно­правовые: 1.Изучить требования к  проектной деятельности. 2.Изучить закон «Конвенция  о правах  ребенка». 3.ФЗ «Образование в РФ». 4.ФГОС НОО. Примерные программы НОО. Материально­технические: 1.Классные  кабинеты. 2.Школьная библиотека. 3Актовый зал. 4.Мультимедийное  оборудование. Кадровые: 1.Классные  руководители. 2.Школьный библиотекарь. 3.Психолог. Научно­методические: 1.Примерная программа  НОО. 2.Интернет­ресурсы. 3.Дидактический материал. Информационные: 1.Образовательный  портал  «Инфоурок». 2. http://festival.1september.ru/ 3. конспекты уроков,  тематическое плани­рование, методические пособия,  билеты по предметам и  ответы на них, компьютерные программы 4. Крупнейший архив заданий и ответов на конкурсы "Рус­ ский Медвежонок",  "Кенгуру" и "British Bulldog". 5. "Солнышко" ­ SolNet.EE ­  ежедневный познавательно­ развлекательный портал для  детей, родителей и  педагогов. 6. "Начальная школа" ­  еженедельник. Электронная  газета .  Мотивационные: 1.Самообразование ,курсы  повышения квалификации,  семинары. 2. Познавательная  мотивация, мотивация  достижения успеха,  престижная мотивация,  мотивация избегания  неудачи, компенсаторная  мотивация. 3.Показательный урок  в  классе. Организационные: 1.Оформление. 2.Подготовка. 3.Разработка. Финансовые: Семенюк Т.П. Регулярно Семенюк Т.П. Регулярно Директор  школы В течение  уч.года Планируемые результаты реализации проекта: 1.Обучающиеся   научились   ставить   вопросы   от   слова   к   слову   в   предложении,   устанавливать действующее лицо и его действие. Умеют участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов, умеют самостоятельно оценивать свои действия. 2. Цели данного урока достигнуты, соответствуют уровню сформированности умений и навыков  учеников.  Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в  парах, самостоятельную, индивидуальную, групповую. На уроке решались образовательные, воспитательные и задачи развития, УУД. Основные этапы  урока соблюдала. Стержневым моментом было решение проблемы.  Контроль осуществлялся с  помощью средств обратной связи, взаимопроверки, проверки учителем.  Все этапы урока были  выполнены и они логически переплетались. Новые и уже пройденные понятия помогли выбрать  главное и существенное. Для достижения цели использовала словесные и наглядные методы, ТСО. Осуществила контроль знаний путём опроса и самооценки работы. В течение всего урока поддерживалась хорошая психологическая атмосфера , применяя разные средства обучения. Виды работ и  учебная деятельность чередовались. Дети были заинтересованы материалом урока.  Время урока была использована рационально. Подведены итоги.  Критерии эффективности проекта (методы диагностики)  Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе: ­ наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; ­ использование проблемных творческих заданий; ­ применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала  (словесную, графическую, условно­символическую); ­ создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; ­ обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по­другому; ­ стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов  выполнения заданий; ­ оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ  того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался; ­ отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность; ­ при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как  следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. 1. Контрольно­измерительные материалы (ким) по русскому языку 2 класс   по УМК  «Перспективная начальная школа»   Оценивание:1  задание ­9  б.(1б.­за слово, 2б.­за основу). Оценивание: 2 задание ­ 3б.(1б. – за предложение). Оценивание: 3задание ­ 2б. (1б.­ за предложение). 14 баллов – 100% ­ 5  12 баллов ­  85 %­ 4 10 баллов ­ 71 % ­ 3 7 баллов – 50% ­ 2 Литература 1. 2. images.yandex.ru/?lr=53 Картинки it­n.ru ›attachment.aspx?id=105334 А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия  3. урокаkhutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva­ 4. licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке.  5. kollegi.kz/publ/21­1­0­93 6         Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь.2 класс. В 2­х частях. 7.         Чуракова Н.А, Русский язык. Учебник для 2 класса – М.: Вита­Пресс, 2015 8.         Контрольно­измерительные материалы по русскому языку по УМК «ПНШ»

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс

Проект урока-рефлексии по русскому языку на тему "Связь слов в предложении" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2018