Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)
Оценка 4.7

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
технология
9 кл
30.10.2018
Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)
Проект по технологии выполнен обучающимся 9 класса на муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Данный проект носит социальную направленность и выполнен под руководством учителя технологии. Он реализован с обучающимися Арьёвской средней школы с использованием материалов центра занятости населения Уренского муниципального района. Данный проект будет полезен как учителям технологии, так и обучающимся.
Проект Выбор профессии и потребности рынка труда.doc
Кокурин Даниил МБОУ Арьёвская СОШ 9«в» класс Руководитель проекта                           Сахаров Г. В.­   учитель технологии                                                 р.п. Арья 2011 Десять  лет назад на рынке труда впервые появилась выпускники общей и  профессиональной школы, получившие образование не в Советском союзе, а в  новой России. Это молодые люди не имели гарантии трудоустройства, потому что уже произошел разрыв между рынком образовательных услуг и рынком  труда, снизились качество профессионального образования. В 2011 году более 50% выпускников вузов, до 68% выпускников средней и до 80% начальной  профессиональной школы оказались нетрудоустроенными. Свободное  распределение, которое двенадцать лет назад было мечтой многих  выпускников высших учебных заведений, для большинства из них обернулись  безработицей. Для сравнения, в Японии трудоустраиваются сразу после выпуска до 92%  молодых людей; в США получают работу в течение месяца после окончания  университета более 84% выпускников естественнонаучного и технического  профиля и 38% гуманитария.  Разрушения связей между профессиональной  школой и  профессиональным трудом имело не только экономические, но и  социальные последствия.  Изменилась психология  отношения к труду, как молодежи, так и взрослого  населения. Значительно возросло ощущения личной и ситуативной  неопределенности, произошло резко падения чувства собственного достоинство,  снизилась уверенность в завтрашнем дне ( по данным социологических  исследований, проведенных Московским областным центром профориентации  молодежи, более 60% выпускников профессиональной школы не имеют  жизненных планов, а до 80% из них не уверены в том, что смогут найти  подходящую работу ). Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой  для большинства учащихся как общеобразовательной, так и профессиональной школы. Более половины выпускников профессиональной школы не связывают  свое профессиональное обучения с будущей работай. Следствием этого явились  проблемы с обновлением кадров. Средний возраст работающих в  промышленности ­47 ­55 лет, рабочих высокой квалификации еще выше. Пятую  часть работающих составляют лица предпенсионного возраста. В ближайшие  десять лет демографы предсказывают резкое уменьшение числа трудоспособного населения в России. Будущие специалисты учатся в специальных школах. Их  меньше, потому что они родились в условиях экономической неопределенности и нестабильности. Многие из них отстают в физическом и умственном развитии.  Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но даже смутного преставления о том, кем они будут  работать. Сколько же выпускников высших учебных заведений работают не по  специальности. Если пятнадцать лет назад обеспокоенность вызвала то, что  только 25% выпускников выбрали профессию под влиянием школы, то сегодня  по степени влияния на выбор профессии школа занимает последнее место. (приложения №1) Тогда реальных мер по изменению ситуации не предпринималось, хотя многие видные ученые не только прогнозировали катастрофическое  развитие событий, но и предлагали пути для вывода страны из тупика. 1. Повышения уровня собственной социально­психической     компетенции. 2. Формирование общей готовности к профессиональному    самоопределению, активация проблемы выбора профессии. 1. Выявления профессиональных предпочтений учащихся  АСОШ. 2. Расширение представлений о современном мире  профессий 3. Изучения потребности рынка пруда. 4. Выявление типичных ошибок при выборе профессии. 1. Выбор темы 2. Изучения литературы по данной проблеме 3. Социологический опрос учащихся старших классов АСОШ 4. Анализ результатов социологического опроса 5. Работа с периодической печатью 6. Выводы и анализ результатов 7. Определение путей решения проблемы У дошкольников вопрос «Кем станешь, когда вырастешь?», затруднений не  вызывает. Маленькие дети в отличие от подростков не видят ничего зазорного в профессии продавца мороженого, дворника, пожарного, шофера, машиниста,  врача. Психологическая готовность старшеклассников к выбору профессии во  многом зависит от взрослых. В подростковом возрасте, когда складываются  новые личностные образования, молодой человек узнает, что заниматься каким­ нибудь делом можно не только из­за интереса к нему, но и по другим  соображениям – из­за денег, власти, уважения, привилегий. Нередко  полученная информация вступает в диссонанс со сложившимися установками  подростка, с его скромным опытом. Проблемы с выбором профессии нередко являются следствием внутреннего  неблагополучия, сигнализируя о наличии личностных проблем человека. Если  взрослые не занимаются целенаправленным формированием ценностей,  потребностей и мотивов выбора профессии детей, то во взрослую жизнь  вступает молодой человек, не имеющий жизненных ориентиров, не  различающий, что такое хорошо и что такое плохо. С целью выявления динамики направленности профессиональных интересов,  жизненных планов и трудовой мотивации молодежи Московской области центр  профориентации молодежи на протяжении десяти лет проводил  социологические исследования среди выпускников Московской области. В последние годы эти исследования проходят в рамке « содействие организациям Московской области в профессиональном развитии персонала на 2002­2003 гг.» старшеклассникам предлагалось ответить на ряд вопросов об их будущей  профессии. Целью роботы был не только сбор информации, но и актуализация  процесса профессионального и личного самоопределения учащихся старших  классов, подтверждения своего выбора на основе самодиагностике,  информирование школьников о мире профессий и рынка труда региона. Ответы выпускников распределились следующим образом:    Почему именно эта профессия? На этот вопрос отвечали ребята, которые уже  выбрали профессию. Ответы на вопрос о мотивах выбора профессии на первый  взгляд вполне реалистичны. С каждым годом мотив трудоустройства для  выпускников становится все более весомым. Ведущим мотивом профессии на  протяжения многих лет подростки считают интерес. Каждый четвертый  выбирает профессию из соображений престижа. Среди многочисленных  факторов, влияющие на выбор профессии, престижность – самый коварный. На  протяжении десятилетий престижность некоторых профессий менялось с  точностью до набора. В рыночной экономике нет необходимости искусственно повышать престиж  одних видов деятельности за счет других­ жизнь сама расставит всех по своим местам. Молодежь не понесет свои деньги в учебные заведения, готовящие  никому не нужных специалистов. Сейчас же учебные заведения открывают новые факультеты, ориентируясь не  на потребность рынка, а на желания выпускников. Прогнозируют, что через  несколько лет количество выпускников сравняется с количеством  абитуриентов, если, конечно, не удастся остановить неконтролируемый рост  высших учебных заведений. Уже сейчас работодатели не принимают в серьез  некоторые дипломы, понимая, что реальными знаниями, умениями и навыками  их владельцы не обладают. А эффективность работы наших школ до сих пор  оценивается по числу выпускников, поступивших в институты. (По данным областной службы занятости населения). Промышленность и строительство: инженеры­техники                                                              инженеры проектировщики Финансы и экономика: налоговый инспектор                                           банковский оператор                                          специалист в области кредитования Торговля и сфера обслуживания: маркетолог, логистик, администратор  торговых залов, продавец промышленных и  продовольственных товаров, специалист по  обслуживанию кассовых аппаратов,  работник сферы услуг. Социальная сфера: социальный работник. Медицина и здравоохранение: врач стоматолог, педиатр, диетолог, нарколог,  психотерапевты, рентгенологи, аллергологи. Образование Сельское хозяйство: преподаватель учебных дисциплин, механизатор  широкого профиля, агроном, ветеринар,  фермер.    В настоящее время уходит в прошлое узкая специализация, возникает  необходимость в специальностях широкого профиля, в рабочих профессиях  высокой квалификации – штукатуры, маляры, автомеханики, газоэлектросварщики. Прогнозируется большая востребованность специалистов в области  телекоммуникаций и компьютерных технологий. Всего 187 человек на 69 вакансий. Торговый представитель – 26% Менеджер – 13% Столяр – 13% Электрогазосварщик – 13% Каменщик  ­ 9% Слесарь – 9% Разнорабочий – 4,5% Водитель 4,5 % Основной процент 61% занимает рабочие профессии и технические  специальности. Рейтинг выбираемых профессий  учащихся АСОШ  ( по данным социологического опроса) 10 класс 2010 год 1. менеджер 2. программист 3. юрист 4. экономист 5. коммерсант 6. врач 7. психолог 8. налоговый инспектор 9. работник таможни 10. дизайнер 2011год  1. менеджер 2. юрист 3. экономист 4. врач 5. программист 6. учитель 7. психолог 8. соц.педагог 9. дизайнер 10.инженер Ответы учащихся старших классов АСОШ принявших участие в данном  социологическом исследовании, дублируют ситуацию в современном  обществе. 2009год 2010год 2011год 1. экономист 2. менеджер 3. юрист 4. программист 5. инженер 6. психолог 7. врач 8. дизайнер 9. бухгалтер 10.педагог 1. экономист 2. юрист 3. менеджер 4. программист 5. инженер 6. врач 7. бухгалтер 8. психолог 9. переводчик 10 дизайнер 1. экономист 2. юрист 3. менеджер 4. инженер 5. программист 6. врач 7. психолог 8. дизайнер 9. педагог 10. бухгалтер (Эти результаты отражают ситуацию в целом по России) Удручает постоянство, с которым выпускники из года в год выбирают одни и те   же   профессии.   Представители   производственной   сферы   –   основы экономики – почти не представлены. Можно предположить, что подростки не имеют достоверной информации о требованиях рынка труда. Приложение № 1  Факторы, влияющие на выбор будущей профессии (По результатам социологического опроса учащихся старших классов АСОШ) По   данным   региональных   органов   по   труду,   составивших   примерный перечень дефицитных специальностей, сегодня первую десятку составляют в основном специальности ремесленников и работников сферы услуг. В 2008 году объемы подготовки бухгалтеров в ­ 70 раз превысили потребность  них предприятий страны; парикмахеров ­ в 50 раз; секретарей ­ в 40 раз; портных и закройщиков – в 30 раз; операторов ЭВМ – в 25 раз; поваров и кондитеров – в 10 раз; официантов и барменов  ­ в 3 раза; продавцов и кассиров – в 2 раза. В то же время востребованные на рынке труда профессии удовлетворялись специальностями,   подготовленными   образовательными   учреждениями области лишь частично (маляр, штукатур, облицовщик – на 34%; арматурщик, бетонщик,   каменщик,   монтажник,   печник,   стропальщик   –   на   26%;   мастер столярного и мебельного производства, в том числе столяр, обойщик мебели – на 53%; машинист крана на 12%; монтажник систем вентиляции – на 12%; слесарь – на 13%; электромонтер – на 15%; станочник – на 46%) Успех в жизни и успех в профессиональной деятельности взаимосвязаны. Без одной   категории   вряд   ли   будет   существовать   другая.   Как   добиться профессионального успеха? Прежде всего, надо сделать правильный выбор будущей профессии, который позволит человеку полностью реализовать свой потенциал, избегать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.  Какой выбор можно считать правильным? Во­ первых, необходимо обладать набором профессионально  важными для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, психологических. Во – вторых, профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. К сожалению,   именно   последний   пункт   оказывается   невыполненным   в большинстве случаев. Сейчас   каждый   старшеклассник   задумывается   над   своей   будущей профессией,   так   как   от   этого   выбора   зависит   вся   дальнейшая   жизнь. Профессий в современном обществе много, но мы ограничиваем этот круг с учетом   времени,   моды,   советов   родителей,   друзей   и   знакомых   и останавливаемся   на   престижных,   по   –   нашему,   профессиях   –   юрист, менеджер,  финансист,   программист   и   т.д.     Но   потребности   рынка   данных специалистов   удовлетворены   на   десять     лет   вперед.   Возникает   опасность получить   профессию,   не   востребованную   на   рынке   труда,   что   повлечет   за собой проблему с трудоустройством. Анализ   состояния   современного   рынка   труда   показывает,   что   и   в масштабах   страны,   и   на   уровне   Нижегородской   области,   и   в   пределах Уренского   района   возникает   потребность   в   представителях   технических специальностей и рабочих профессии. Современное   общество   так   же   предъявляет   высокие   требования   к квалификации работников, так как содержание труда практически во всех областях   становится   высокоинтеллектуальными.   Изменяются   требования   к современному   специалисту:   технический   специалист   должен   олбладать гуманитарной   компетентностью,   а   специалист,   получающий   гуманитарное образование, владеть гуманитарной культурой. В современных условиях, если человек   хочет   быть   успешным,   он   должен   правильно   построить   свою профессиональную карьеру.  Для этого необходимо: 1. Знать современный мир профессий и ориентироваться в потребностях современного рынка труда. 2.   Изучать   собственные   профессиональные   интересы,   склонности, личностные особенности. 3.   Соотнести   требования   профессии   к   личности,   работающего   с личностными профессиональными качествами 4. Определить собственную профессиональную пригодность к избранной профессии или группе профессий 5. Выделить пункты, где имеется или ожидается удовлетворительное или хорошее соответствие  своих качеств требованиям деятельности, и пункты, где   такого   соответствия   нет   или   оно   может   быть   достигнуто   после значительных условий. 6. Наметить план работы над собой, план самовоспитания. 7.   Составить   представление   о   своей   будущей   профессиональной деятельности,   т.е.   выработать   свой   личный   профессиональный   план, включающий главную цель: Реальные   пути   и   средства   достижения   поставленной   цели,   а   так   же запасной вариант получения профессионального образования. Изменяются ключевые требования к современному работнику. Он должен обладать не только профессионализмом, но так же, и компетентностью, т.е. способностью самостоятельно принимать ответственное решение, опираясь на активные живые знания.  ­   для   специалиста,   получающего   естественнонаучное   или   техническое образование,   все   большую   роль   играет   его   гуманитарная   компетентность, свойственная   человеческой   природе,   отношению   к   окружающей действительности,   делающая   приоритетным   проблемы   сохраняя   такие ценности, как достоинство, здоровье, индивидуальная позиция.  ­  борьба с технократизмом, часто принижающим подлинные человеческие проявления – способность выбирать и отвечать за свой выбор, затрагивающий судьбы других людей, вплоть до судеб народов и цивилизаций. ­ становятся более яркими, выпуклыми нравственный аспект отношения к работе – уважение к себе и окружающим, неоправданность любых действий, которые могут причинить ущерб другому человеку. ­   развивается   способность   расценивать   различные   способы   и   варианты делового  и неформального общения в профессиональной деятельности  как ценность, возможность совершенствования, умение выражать свои мысли, а так же воспринимать чужие. ­   специалист   все   чаще   оценивает   процесс   и   результат   своего   труда   с эстетической точки зрения, с позиции прекрасного и безобразного. ­ каждый работник должен обладать:  ­ умением считать деньги; ­   чувством   ответственности   перед   обществом   и грядущими поколениями за совершение неоправданного риска или бездумного растранжиривания природных богатств; ­ способностью знать свои и соблюдать  чужие права в условиях   многообразия   форм   собственности,   постоянно   усложняющейся налоговой политики, трудовых отношений. Составляющими   гуманитарной   компетентности   специалиста   в   области техники   или   естественных   наук   является   так   же   риторическая, психологическая, историческая и политическая культура. На районном рынке труда По состоянию на 1. 11. 2011 года отмечены следующие основные тенденции на районном рынке труда: В ГУ ЦЗН     Уренского района   с начала года обратилось за содействием в поиске подходящей работы 1497 человек  из них трудоустроено 1116 человек; Численность безработных состоящих на учете в службе занятости составила 106 человек; Уровень   регистрируемой   безработицы   –   0.73%   напряженность(   отношение незанятого   населения   к   количеству   вакансий)   на   рынке   труда   Уренского района – 1; Количество   вакансий   заявленными   работодателями   в   службу   занятости   с начала года составило 1688 единиц на 1.11.2011 г – 119 вакансий В службу занятости о планируемом высвобождении в 20011 году 247 человек обратилось 35 предприятий района; Численность  граждан принимавших  участие в оплачиваемых   общественных работах с начала года – 67 человек Численность   несовершеннолетних   граждан   в   возрасте   от   14   до   18   лет трудоустроенных на временные  работы в свободное от учебы время ­ 212 человек; Численность   безработных   граждан   открывших   свое   дело   при   содействии центра занятости­ 54 человека С   января   2011   года   52   человека   приступили   к   обучению     профессиям: электрогазосварщик,   водитель   категории   «Д»,   пользователь   ПК,   охранник, парикмахер, стропальщик, проводник, электромонтер, машинист башенного и мостового кран, кадровый менеджер, специалист по маникюру. 1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М: Генезис, 2000г. – 128стр 2. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М: Генезис, 2002г. – 80стр 3. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М: Генезис, 2005г. – 124стр 4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М: Просвещение 1991г. – 144стр. 5. Савченко   М.Ю.   Профориентация.   Личностное   развитие.   Тренинг готовности к экзаменам. – М: ВАКО, 2005г. – 240стр. 6. Пряжников   Н.С.   Профориентация   в   школе:   игры,   упражнения, опросники. М: ВАКО, 2005г. 288стр. 7. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. – Обнинск, 1993г. – 56 стр. 8. Материалы   проблемно   –   тематического   семинара   «Организация   и проведение профориентационной работы с детьми и подростками: теория и практика» г. Н.Новгород, 2004г. 9. Материалы газеты «Уренские вести» ­ сентябрь – ноябрь 2012 г.

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)

Проект "Выбор профессии и потребности рынка труда" (9 класс Технология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018