Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс
Оценка 4.8

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
2 кл
23.02.2019
Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс
Мы с ребятами решили заглянуть в глубокое прошлое нашего района. В ту пору не было интернета, телевидения, телефонов. Жизнь текла тихо и спокойно. Жилось крестьянам бедно. Вот и приходилось лепить из глины домашнюю утварь и игрушки для деток. Занимались этим делом женщины. Глину добывали рядом с селом , краску изготовляли сами. Мы посетили село Демидово, даже побеседовали с внуком последней умелицы ( она ушла из жизни в 80-ых годах 20 века). Работа над проектом нам очень понравилась. А началось все с занятия в Историко-культурном центре нашего города. Знать и изучать историю и культуру своего края важно и необходимо.
Забытый промысел села Демидова.docx
Значимость и актуальность данного проекта. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с устного  народного творчества : колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок,  поговорок, скороговорок, песенок – небылиц и конечно сказок. Это шедевры  народного творчества, которые передают мудрость, накопленную веками,  пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому,  интерес и уважение к труду, закладывается любовь к народному,  национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному  дому, родному краю, Родине. Многое о том, как жили люди в старину, детям  могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы. Но, к сожалению, они не  дадут возможность стать участником событий и проявить свое  творчество. Именно поэтому мы с ребятами решили узнать о забытом  промысле нашего района – гончарном деле и глиняной игрушки села  Демидова. Задачи:  Образовательные    формирование учебно­познавательных и  культуроведческих  компетенций  познакомить учащихся с демидовской глиняной игрушкой  продолжить знакомство со спецификой проектной деятельности  овладение  навыками лепки игрушек из глины  Развивающие      формирование информационных, коммуникативных и ценностно­ смысловых компетенций  развитие творческой и познавательной активности, художественной  фантазии и вкуса Воспитательные  воспитание доброжелательности, взаимопомощи, ответственности за  совместную работу  воспитание любви и интереса к традиционной русской культуре, своей  Родине и ее истории  Вид проекта: информационно – исследовательский, творческий, прикладной. Ресурсное обеспечение проекта: ­ Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации глиняных игрушек. ­ Натуральные, объёмные пособия: образцы глиняных игрушек  ­ Звуковые средства: использование музыкальных произведений для создания  благоприятной атмосферы для творчества и в качестве фона при  демонстрации глиняных изделий;  мультимедийная установка. Этапы реализации проекта. 1­й этап: подготовительный. 1. Изучение интересов воспитанников для определения целей проекта. 2. Выявление уровня знаний, умений и навыков лепки из глины. 3. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана  работы: 2­ой этап: основной. Реализация проекта: ­ познавательно­исследовательская деятельность­ поездка в село Демидово, ­ продуктивная деятельность, ­ компьютерная презентация  3­й этап: заключительный. ­ изготовление глиняных игрушек  ­ организация выставки «Глиняное чудо своими руками»  ­ проведение экскурсии для детей других классов, ­ презентация. Результативность проекта: ­ Дети проявляют желание общаться с прекрасным, включаются в  образовательные ситуации эстетической направленности. ­ Эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению художественного произведения. ­ В процессе собственной деятельности ­ стремятся создавать выразительные  и интересные образы. Слепил бог из глины человека, и остался у него небольшой кусочек глины.­ Что тебе еще слепить человек? — спросил Бог. Человек подумал: вроде бы все есть – руки, ноги, голова – и сказал:— Слепи мне счастье. Но Бог, хотя   все   видел   и   все   знал,   не   знал,   что   такое   счастье.   Дал   он   глину человеку и сказал:— Слепи сам себе свое счастье. Мы считаем, что самое важное в жизни каждого человека – это найти свое  место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может  проявить все свои незаурядные способности, которые есть у каждого. Сегодня в гончарных мастерских работают настоящие мастера своего дела, в которых  еще сохранилась память предков — тех российских гончаров, которых было  когда­то превеликое множество. Гончарный промысел, в прошлом самый  распространенный промысел на территории России, часть быта русского  народа, сегодня — наша история, наши корни. Переходя из поколения в  поколение, от эпохи к эпохе такие промыслы отражали опыт народной жизни,  закрепляли понятия о красоте. Именно народные промыслы, и гончарные в  особенности, были первыми и основными очагами культуры: в каждой  области — свои изделия, свои мастера, свои глины. В наше время многие  секреты, которыми владели древние мастера, утрачены, остаются загадками  технологии изготовления глиняных изделий декоративно­прикладного  творчества, хранящихся во многих музеях мира. Прикоснуться к истории  предков, научиться делать своими руками глиняную игрушку, испытав при  этом радость от совместного творчества и счастье от результатов своей  работы и поделиться этим счастьем с другими — цель данного проекта. Работу над проектом мы начали с посещения краеведческого музея, где нам экскурсовод поведала очень интересную историю, а затем побывали на  экскурсии в селе Демидово. Село Демидово Шацкого района когда­то, очень давно было крупным  гончарным центром. « Махотниками», « шаболятниками» называли гончаров  села Демидова. Гончарное ремесло возникло в селе в середине 19 века,  бережно хранилось и передавалось от отца к сыну. Знаменитыми гончарами  того времени были Агафон  Адров, Григорий Пронин (Прошин), Александр  Калинов.  До сих пор в селе имеется белая глина, необходимая для гочарного промысла. Белая глина отличается от обычной (красной)  не  только цветом, но и своей  эластичностью, при высыхании на солнце на изделиях не было трещин.  Залегает такая глина на глубине 20 метров, и удобнее ее добывать в оврагах,  так как не надо удалять  весь верхний  слой почвы. Процесс добычи и  подготовки глины к работе  был тяжелым и продолжительным.   В ходе исследования нам удалось познакомиться с местным жителем села  Демидова, который в прошлом был гончаром. Это Бусарёв Сидор Ефимович.  Из его рассказа мы узнали, что для изготовления глиняной посуды требуется  гончарный круг, горн  и обязательно особое приготовление глины к лепке.  Весь процесс можно разделить на три фазы: подготовка глины, лепка,  обжигание посуды. Глину извлекали зимой, в крепкие морозы, чтобы не обвалился верхний пласт  почвы. Глина эта прихотлива и не терпит  прикосновений металлических  предметов, поэтому крошили и очищали от посторонних тел ее деревянным  ножом. Затем, залив водой на два дня,  давали ей размокнуть. После чего  выкладывали на пол и топтали ногами до тех пор, пока она не переставала к  ним прилипать. Гончарный круг представлял  собой доску, к которой с помощью стержня  прикрепляется деревянный диск толщиной до 10 сантиметров. Горн – это широкое углубление в овраге, состоящее из двух отделений,  разделенных железной решеткой (в селе осталось всего 2 горна).  В нижней  части горна закладывались дрова. В верхней обжигались горшки и другие  изделия.  Ответственность была одинакова на всех этапах работы.  После подготовки  глины начиналась лепка посуды. Ком глины клали на гончарный круг, который вращался одной рукой гончара. Другой рукой гончар придавал форму  будущей посуде. Резким движением гончар « отрезал»  посуду от круга при  помощи конопляной нитки. Перед обжиганием  изделие сушили на солнце и  украшали рисунками, потом посуду внутри мазали дегтем и поливали  специальным раствором. Температура в горне была очень высокой, и когда  посуда  приобретала темно­бурый цвет, ее извлекали из горна  и давали   остыть.  Следующим этапом в нашей  поисковой работе стал рынок сбыта.  Оказалось, что продажа глиняной  посуды было прибыльным делом.  Изделия возили на базар  в Шацк,  Сасово, Чучково. Большой спрос был на горшки для молока, кувшины для  масла, кружки.  Нам удалось побывать в  заброшенной церкви  Николая  Чудотворца. Выстроено это  сооружение в 1783 году по приказу  генерала Жеребцова (по другим источникам ­ на средства госпожа Шувалова). Так вот, эта церковь в народе  зовется « глиняной», так как в  ней и сейчас сохранились полы из глиняной  плитки, которую делали местные жители. Кроме гончарного промысла был и другой ­  женский, бабий промысел –  изготовление глиняных игрушек. Игрушки лепили женщины и девочки,  начиная с 7­8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время ­  большей частью зимой и весной до покосов. В селе до недавних пор  проживала потомственная мастерица – Аграфена Ивановна Устинкина, которая слепила несколько десятков фигурок. Учеников у нее не было, так  как гончарное ремесло давно утратило свой престиж в селе. Нам удалось  встретиться с ее внуком – Сергеем Викторовичем Устинкиным. Он рассказал,  что в детстве помогал бабушке ­ ходил за глиной, выделывал ее, носил в горны обжигать. А вот лепить игрушки бабушка никому не доверяла. В советские времена тяжело было достать хорошие краски ­ темперу или  анилин. Так ей привозили их из Москвы на обмен ее игрушек. Маленькие игрушки назывались коньками, большие – дудками. Все они  отличались не только внешне, но и по звучанию. Демидовские игрушки  поражают свежестью образа и естественной простотой: барышни, всадники,  птички. В барынях есть много черт, которые нельзя встретить ни в одном  другом центре. Птичку­свистульку они держат не под мышкой, а на груди,  перед собой. В их шляпки вставлены перышки, а юбка расписана как  домотканая  панева ­ клеткой.  Интересны и демидовские всадники. Поражает простота приема, который  передает движение: всадник чуть намечен, составляет единое целое с конем,  его силуэт обобщен почти до знака. Но энергичный наклон вперед дает  ощущение движения. Другие сюжеты демидовских игрушек немногочисленны и типичны для  глиняных русских свистулек: баранчики, уточки, петушки. Демидовские игрушки мало знакомы исследователям и коллекционерам, хотя  несколько игрушек все же есть в музеях Москвы и  Санкт – Петербурга. Сейчас возрождают демидовские игрушки педагоги Детского дома творчества и художественной школы. ОГБОУ « Шацкая кадетская школа – интернат»                      среднего ( полного) общего образования       Проект  выполнен обучающимися 2 класса Руководитель                       Шаркова В.Н.

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс

Проект "Забытый промысел села Демидова" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019