Проект"Что таит СЛОВО?

  • Научно-исследовательская работа
  • ppt
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все слова, которые мы произносим, несут либо положительный заряд, либо отрицательный. Просветительская работа может изменить отношение людей к словам, которые они произносят. Проект "Что таит СЛОВО" предназначен для учащихся 5-11 классов. Материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по русскому языку
Иконка файла материала проект.ppt
МБОУ Краснооктябрьская СОШ  Котляренко Е.И.,  учитель русского языка ми литературы
В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может  быть, самое драгоценное ­ язык. А язык начинается со слова.  Ежедневно каждый из нас произносит около 20 000  слов. Но как эти слова влияют на нас? В это трудно  поверить, но многие учёные уверены: слово – это  самое сильное оружие из всех, которое когда­либо  было доступно человечеству. Современные исследования подтверждают: речевые аппараты могут  влиять на состояние организма человека. При помощи  определённого набора слов можно лишить собеседника воли к  сопротивлению и даже остановить сердце.  Слово­это что­то бесценное, важное, «начало всех начал». Оно может  стать соединительным мостиком ­ и быть разделяющей стеной.  Поддержать в трудную минуту ­ и «обрушить небо на землю». Для  каждого из нас цена слов – разная, но мы должны помнить о том, что  каждое слово, так или иначе, формирует будущее ­ всех нас вместе и  каждого в отдельности.
ГИПОТЕЗА. Все слова, которые мы  произносим, несут либо  положительный заряд, либо  отрицательный. Просветительская  работа может изменить отношение  людей к словам, которые они  произносят.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что с развитием общества  вперёд, с развитием инновации, отношение к «великому могучему языку»  меняется. Сочный, искрящийся, самобытный язык нашего народа, отточенный,  красивый, богатый, глубокий язык наших русских писателей и поэтов находится  в опасности, потому что ненормативная лексика стала в современном русском  языке доминировать. Объект исследования: воздействие слов на здоровье человека Методы исследования: изучение специальной литературы, анкетирование,  наблюдение. Основополагающий вопрос: всегда ли мы говорим, задумываясь над смыслом сказанного?  Проблемный вопрос:  какую роль играют слова в нашей жизни?   Ожидаемые результаты: употребление в речи слов с положительным зарядом сделают нас лучше
Результаты анкетирования среди учащихся 5­11 классов показали,  что из 88     опрошенных: используют в своей речи  нецензурные выражения – 79 человек; не знают, почему люди используют в речи нецензурные выражения ­52 человека;  недостаточным словарным запасом оправдали себя – 12 человек; разные причины указали – 24 человека; при этом  верят в то, что слово материально – 52 человека
К.Д.Ушинский писал: « В языке  своем народ, в продолжение  многих тысячелетий и в  миллионах индивидуумов,  сложил свои мысли и чувства.  Природа страны и история  народа, отражаясь в душе  человека, выражались в слове.  Человек исчезал, но слово, им  созданное, оставалось  бессмертной и неисчерпаемой  сокровищницей народного  языка… Наследуя слово от  предков наших, мы наследуем не  только средства передавать  наши мысли и чувства, но  наследуем самые эти мысли и эти   чувства» . К.Д.Ушинский
Наши предки, славяне, понимали значение слова очень просто: то, что  сказано, осуществится: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В  понимании наших предков, хорошие и добрые слова могли излечить,  помочь, спасти, защитить. Злые, плохие слова могли вызвать болезнь,  могли причинить человеку вред, погубить его. К сожалению, мы отучаемся от красоты слова, которое недаром было  дано человеку. Великие писатели, поэты особенно глубоко чувствуют  Слово, сердцем проникая в Его сокровенную суть, поэтому и создают  неповторимые художественные образы
Молчат гробницы, мумии и кости,­           Лишь слову жизнь дана:           Из древней тьмы, на мировом     погосте,            Звучат лишь Письмена.           И нет у нас иного достоянья!           Умейте же беречь           Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,           Наш дар бесценный­ речь!                                   И.А.Бунин Слово может согреть, окрылить  и спасти, Осчастливить и льды  протаранить. Слово может нам тысячи бед  принести, Оскорбить и безжалостно  ранить. А поэтому скажем себе сурово: «Чтобы не было в жизни  ненужных бед Надо думать, ребята, над  каждым словом, Ибо слов невесомых на свете  нет!»                                                               Э.Асадов
ДОБРОЕ СЛОВО ЛЕЧИТ, А ЗЛОЕ КАЛЕЧИТ Добрый человек говорит мало. Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана  от стрелы Зажми рот, да не говори с год! От приветливых слов язык не отсохнет. Язык хлебом кормит и дело портит Лишнее говорить, себе вредить. Не ножа бойся, языка. Объясните значение  первой пословицы или  той, которая понравилась
Древние учителя считали, что любое слово может нанести вред и окружающим, и тому, кто его произнёс. Именно поэтому тибетские монахи могли не разговаривать годами. В древней Греции почитали бога молчания Горпократа. Изображался он в виде мальчика в короне с пальцем у рта, на бутоне лотоса. В Японии умение молчать считается не только великим умением, но и великим искусством. Японцы трактуют длительное молчание как разновидность добродетели. Луна движется вокруг Солнца, цветы цветут… и всё это происходит в великом молчании. Молчание – это язык Вселенной. В христианстве известны примеры, когда монахи становились затворниками и долгие годы хранили обет молчания. Таких людей называли молчальниками. Обет молчания – это привычное явление для людей, принимающих монашеский чин. На Руси существовал обряд: безмолвная молитва. Человек произносил её про себя, полностью отрешившись от мира. Невероятно, но точно такая же практика распространена у индийских йогов. Сторонники этого учения уверены: лишние слова лишают
Регулярная практика медитации помогает справиться со стрессом. Если вы сильно устали, и организму нужна немедленная разгрузка, можно просто помолчать. Попробуйте помолчать 1 день. Во-первых, вы действительно отдохнёте и увидите, что энергии у вас стало гораздо больше. Во-вторых, вы будете видеть и слышать гораздо более чётко и более полно всё, что происходит у вас на душе. В-третьих, вы будете более чётко воспринимать то, что происходит снаружи, потому что у вас не идёт расход на речь как таковую и не идёт расход на мышление, которое обеспечивает речь. Отказ от слов – это уникальная и общедоступная терапия. Специалисты советуют: лучше всего держать пост молчания на выходных. Обязательно выключите мобильные телефоны, не слушайте музыку и не читайте книг, просто побудьте наедине с собой. В творческих направлениях есть задачи, которые не решишь умом, с помощью мышления. Надо как-то отойти от суеты.
Каждый из нас может  вспомнить свои примеры  влияния слов и мыслей на  наши поступки. Вспомним… Когда мы готовим в  плохом настроении  или ругаемся за  обеденным столом,  еда кажется  невкусной, пресной.  А ведь еще наши  бабушки и  прабабушки во  время приготовления  пищи  тихо  произносили слова  молитвы и  благодарности всему  живому. И тем самым  наполняли простую  еду целительной  информацией,  которая помогала  членам семьи  чувствовать себя  полными сил и  энергии.
О ч е в и д н о ,   ч т о   р а з н ы е   с л о в а   « з а р я ж е н ы »   п о ­ р а з н о м у ,   п р и ч е м   т а к   ж е ,   к а к   в   о б ы ч н о й   ф и з и к е ,   з а р я д о в   м о ж е т   б ы т ь   т о л ь к о   д в а :   л и б о   п о л о ж и т е л ь н ы й ,   л и б о   о т р и ц а т е л ь н ы й .   Т а к   в о т ,   л ю б а я   м а т е р щ и н а   и д е т   с о   з н а к о м   « м и н у с » .     Т а   с а м а я   м а т е р щ и н а ,   б е з   к о т о р о й   н ы н е ш н е е   п о д р а с т а ю щ е е   п о к о л е н и е   г о в о р и т ь ,   к а к   м н е   к а ж е т с я ,   н е   в   с о с т о я н и и .
С л о в а р ь     ­     о т   с л о в а   И з д р е в л е   м а т е р щ и н а   в   р у с с к о м   н а р о д е   и м е н у е т с я   « с к в е р н о с л о в и е м »     В   « Т о л к о в о м     с л о в а р е » В л а д и м и р а   Д а л я   с к а з а н о :   м е р з о с т ь , « с к в е р н а » .   в о с т .     в с е   г н у с н о е ,   с к в е р   м . « С К В Е Р Н А   ж .   к а с т ь ,   о т в р а т и т е л ь н о е ,   ч т о   м е р з и т   п л о т с к и   и   г а д о с т ь , п р о т и в н о е ,     г р я з ь   и   г н и л ь , н е п о т р е б н о е ,   к а л ;   и з в е р ж е н и я ,   н е ч и с т о т а ,     р а з в р а т , д у х о в н о ;   м е р т в е ч и н а ,   н е п о т р е б с т в о , т л е н и е ,   в с е   н р а в с т в е н н о е   р а с т л е н и е ;   в о н ь ; с м р а д , б о г о п р о т и в н о е » .   п а к о с т ь ,
Ч е л о в е к   в ы р а ж а е т   с в о и   м ы с л и   и   ч у в с т в а   п р и   п о м о щ и   с л о в а .   И с с л е д о в а т е л и   д о к а з а л и ,   ч т о   б р а н н ы е   с л о в а   к а к   б ы   в з р ы в а ю т с я   в   г е н е т и ч е с к о м   а п п а р а т е   ч е л о в е к а ,   в с л е д с т в и е   э т о г о   п р о и с х о д я т   м у т а ц и и ,   к о т о р ы е   с   к а ж д ы м   п о к о л е н и е м   в е д у т   к   в ы р о ж д е н и ю   ч е л о в е к а . В а ж н о   з н а т ь ,   ч т о   с к в е р н о с л о в и е     н е г а т и в н о   в л и я е т   н е   т о л ь к о   н а   з д о р о в ь е   т е х ,   к т о   р у г а е т с я ,   н о   и   т е х ,   к т о   в ы н у ж д е н   с л у ш а т ь   р у г а т е л ь с т в а .   А   в е д ь   н а ш и   п р е д к и   д а в н о   з н а л и ,   ч т о   з л ы е   с л о в а   у б и в а ю т .   Н е   с л у ч а й н о ,   п р о к л я т и е   п о р а ж а л о   н а с м е р т ь .   И   с л о в о м   ж е   в о с к р е ш а л и   м ё р т в ы х ,   и с ц е л я л и   б о л ь н ы х .
Научно доказано, что от употребления  мата страдает не только  нравственность, но и здоровье  человека. Отказавшись  от  матерного языка,  человек обретет здоровье, ясность  мыслей и уважение окружающих  .
Эксперимент ученого  Ивана  Белявского,  По  мнению  каждое  произнесенное  или  услышанное  человеком  слово  несет  в  себе энергетический заряд, воздействующий на человека. В  течение  ряда  лет  Иван  Белявский  и  несколько  его  единомышленников  вели  наблюдения  за  двумя  группами  людей.  Первая  состояла  из  тех,  кто  в  разговорах  не  обходился  без  матерщины,  а  вторая  ­  принципиально  не  использовала  в  обиходе  «крепких»  словечек.  И  вот  что  показали  наблюдения.  У  «матерщинников»  очень  быстро  появлялись  возрастные  изменения  на  клеточном  уровне  и  различные  хронические  заболевания.  Во  второй  группе,  наоборот,  общее  состояние  организма  было  на  5,  10,  а  порой и 15 лет моложе их официального возраста.
Эксперимент В  1927  году  американские  антропологи  провели  уникальный  эксперимент.  В  одном из колледжей они разделили учеников выпускного класса на 2 группы.  Одной  группе  было  сказано,  что  она  сформирована  в  результате  особых  исследований.  Подростков  убедили:  они  прошли  секретный  тест  на  гениальность,  и  теперь  с  ними  будут  заниматься  лучшие  преподаватели  Америки.  В  результате,  к  концу  учебного  года  группа  достигла  невероятных  успехов. Ученики за полгода освоили и школьную программу и 10 предметов  из университетского курса. В это трудно поверить, но тесты на гениальность и  особые  учителя  –  всё  было  выдумкой.  С  детьми  работали  самые  обычные  учителя.  Не  было  никаких  специальных  пособий.  Это  удивительно:  самые  обычные  слова,  сказанные  в  начале  эксперимента,  превратили  подростков  в  настоящих вундеркиндов.
Вывод   В  современном  мире,  где  все  движется  с  неимоверной  скоростью,  мы  часто  не  находим времени, чтобы остановиться и подумать о том, что и кому мы говорим.  Поэтому,  помня  о  том,  какую  силу  имеют  слова  и  мысли  в  нашей  жизни,  произносите волшебные, приятные слова.         Слова,  которыми  мы  пользуемся  ежедневно,    программируют  нашу  жизнь.  Используя «правильные» (светлые, позитивные, созидательные, жизнерадостные и  т.  д.)  слова,  Вы  сможете  не  только  изменить  события  текущей  жизни,  но  и  смоделировать своё успешное, гармоничное и счастливое будущее!
Литература 1.  «Вопросы языкознания» № 2, 1997 г. 2.  Караулов Ю.Н. «О состоянии русского языка  современности» М., 1991 г 3. Миловатский В.С. «Об экологии слова» М.  «Просветитель», 2001. 4. «Русский язык в школе» №1, 1994. 5. Священник Павел Флоренский "Имена", М.,  1993 г.  6. «Феи и эльфы»// Серия «Зачарованный мир»,  М., 1996 г.