Все слова, которые мы произносим, несут либо положительный заряд, либо отрицательный. Просветительская работа может изменить отношение людей к словам, которые они произносят. Проект "Что таит СЛОВО" предназначен для учащихся 5-11 классов. Материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по русскому языку
МБОУ Краснооктябрьская СОШ
Котляренко Е.И.,
учитель русского языка ми литературы
В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может
быть, самое драгоценное язык. А язык начинается со слова.
Ежедневно каждый из нас произносит около 20 000
слов. Но как эти слова влияют на нас? В это трудно
поверить, но многие учёные уверены: слово – это
самое сильное оружие из всех, которое когдалибо
было доступно человечеству.
Современные исследования подтверждают: речевые аппараты могут
влиять на состояние организма человека. При помощи
определённого набора слов можно лишить собеседника воли к
сопротивлению и даже остановить сердце.
Словоэто чтото бесценное, важное, «начало всех начал». Оно может
стать соединительным мостиком и быть разделяющей стеной.
Поддержать в трудную минуту и «обрушить небо на землю». Для
каждого из нас цена слов – разная, но мы должны помнить о том, что
каждое слово, так или иначе, формирует будущее всех нас вместе и
каждого в отдельности.
ГИПОТЕЗА. Все слова, которые мы
произносим, несут либо
положительный заряд, либо
отрицательный. Просветительская
работа может изменить отношение
людей к словам, которые они
произносят.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что с развитием общества
вперёд, с развитием инновации, отношение к «великому могучему языку»
меняется. Сочный, искрящийся, самобытный язык нашего народа, отточенный,
красивый, богатый, глубокий язык наших русских писателей и поэтов находится
в опасности, потому что ненормативная лексика стала в современном русском
языке доминировать.
Объект исследования: воздействие слов на здоровье человека
Методы исследования: изучение специальной литературы, анкетирование,
наблюдение.
Основополагающий вопрос:
всегда ли мы говорим, задумываясь над смыслом сказанного?
Проблемный вопрос:
какую роль играют слова в нашей жизни?
Ожидаемые результаты:
употребление в речи слов с положительным зарядом сделают нас лучше
Результаты анкетирования среди учащихся 511 классов показали,
что из 88 опрошенных:
используют в своей речи нецензурные выражения – 79 человек;
не знают, почему люди используют в речи нецензурные выражения 52 человека;
недостаточным словарным запасом оправдали себя – 12 человек;
разные причины указали – 24 человека;
при этом верят в то, что слово материально – 52 человека
К.Д.Ушинский писал: « В языке
своем народ, в продолжение
многих тысячелетий и в
миллионах индивидуумов,
сложил свои мысли и чувства.
Природа страны и история
народа, отражаясь в душе
человека, выражались в слове.
Человек исчезал, но слово, им
созданное, оставалось
бессмертной и неисчерпаемой
сокровищницей народного
языка… Наследуя слово от
предков наших, мы наследуем не
только средства передавать
наши мысли и чувства, но
наследуем самые эти мысли и эти
чувства» .
К.Д.Ушинский
Наши предки, славяне, понимали значение слова очень просто: то, что
сказано, осуществится: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В
понимании наших предков, хорошие и добрые слова могли излечить,
помочь, спасти, защитить. Злые, плохие слова могли вызвать болезнь,
могли причинить человеку вред, погубить его.
К сожалению, мы отучаемся от красоты слова, которое недаром было
дано человеку. Великие писатели, поэты особенно глубоко чувствуют
Слово, сердцем проникая в Его сокровенную суть, поэтому и создают
неповторимые художественные образы
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный речь!
И.А.Бунин
Слово может согреть, окрылить
и спасти,
Осчастливить и льды
протаранить.
Слово может нам тысячи бед
принести,
Оскорбить и безжалостно
ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни
ненужных бед
Надо думать, ребята, над
каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете
нет!»
Э.Асадов
ДОБРОЕ СЛОВО ЛЕЧИТ, А ЗЛОЕ КАЛЕЧИТ
Добрый человек говорит мало.
Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана
от стрелы
Зажми рот, да не говори с год!
От приветливых слов язык не отсохнет.
Язык хлебом кормит и дело портит
Лишнее говорить, себе вредить.
Не ножа бойся, языка.
Объясните значение первой пословицы или
той, которая понравилась
Древние учителя считали, что любое слово может нанести вред и
окружающим, и тому, кто его произнёс. Именно поэтому тибетские
монахи могли не разговаривать годами.
В древней Греции почитали бога молчания Горпократа. Изображался
он в виде мальчика в короне с пальцем у рта, на бутоне лотоса.
В Японии умение молчать считается не только великим умением, но
и великим искусством. Японцы трактуют длительное молчание как
разновидность добродетели. Луна движется вокруг Солнца, цветы
цветут… и всё это происходит в великом молчании. Молчание – это
язык Вселенной.
В христианстве известны примеры, когда монахи становились
затворниками и долгие годы хранили обет молчания. Таких людей
называли молчальниками.
Обет молчания – это привычное явление для людей, принимающих
монашеский чин. На Руси существовал обряд: безмолвная молитва.
Человек произносил её про себя, полностью отрешившись от мира.
Невероятно, но точно такая же практика распространена у индийских
йогов. Сторонники этого учения уверены: лишние слова лишают
Регулярная практика медитации помогает справиться со
стрессом. Если вы сильно устали, и организму нужна
немедленная разгрузка, можно просто помолчать. Попробуйте
помолчать 1 день.
Во-первых, вы действительно отдохнёте и увидите, что энергии
у вас стало гораздо больше.
Во-вторых, вы будете видеть и слышать гораздо более чётко и
более полно всё, что происходит у вас на душе.
В-третьих, вы будете более чётко воспринимать то, что
происходит снаружи, потому что у вас не идёт расход на речь
как таковую и не идёт расход на мышление, которое
обеспечивает речь.
Отказ от слов – это уникальная и общедоступная терапия.
Специалисты советуют: лучше всего держать пост молчания на
выходных. Обязательно выключите мобильные телефоны, не
слушайте музыку и не читайте книг, просто побудьте наедине с
собой.
В творческих направлениях есть задачи, которые не решишь
умом, с помощью мышления. Надо как-то отойти от суеты.
Каждый из нас может
вспомнить свои примеры
влияния слов и мыслей на
наши поступки.
Вспомним…
Когда мы готовим в
плохом настроении
или ругаемся за
обеденным столом,
еда кажется
невкусной, пресной.
А ведь еще наши
бабушки и
прабабушки во
время приготовления
пищи тихо
произносили слова
молитвы и
благодарности всему
живому. И тем самым
наполняли простую
еду целительной
информацией,
которая помогала
членам семьи
чувствовать себя
полными сил и
энергии.
О ч е в и д н о , ч т о р а з н ы е с л о в а « з а р я ж е н ы » п о р а з н о м у ,
п р и ч е м т а к ж е , к а к в о б ы ч н о й ф и з и к е , з а р я д о в м о ж е т
б ы т ь т о л ь к о д в а : л и б о п о л о ж и т е л ь н ы й , л и б о
о т р и ц а т е л ь н ы й . Т а к в о т , л ю б а я м а т е р щ и н а и д е т с о
з н а к о м « м и н у с » . Т а с а м а я м а т е р щ и н а , б е з к о т о р о й
н ы н е ш н е е п о д р а с т а ю щ е е п о к о л е н и е г о в о р и т ь , к а к
м н е к а ж е т с я , н е в с о с т о я н и и .
С л о в а р ь
о т с л о в а
И з д р е в л е м а т е р щ и н а в р у с с к о м н а р о д е
и м е н у е т с я « с к в е р н о с л о в и е м »
В « Т о л к о в о м
с л о в а р е » В л а д и м и р а Д а л я с к а з а н о :
м е р з о с т ь ,
« с к в е р н а » .
в о с т .
в с е г н у с н о е ,
с к в е р м .
« С К В Е Р Н А ж .
к а с т ь ,
о т в р а т и т е л ь н о е ,
ч т о м е р з и т п л о т с к и и
г а д о с т ь ,
п р о т и в н о е ,
г р я з ь и г н и л ь ,
н е п о т р е б н о е ,
к а л ;
и з в е р ж е н и я ,
н е ч и с т о т а ,
р а з в р а т ,
д у х о в н о ;
м е р т в е ч и н а ,
н е п о т р е б с т в о ,
т л е н и е ,
в с е
н р а в с т в е н н о е р а с т л е н и е ;
в о н ь ;
с м р а д ,
б о г о п р о т и в н о е » .
п а к о с т ь ,
Ч е л о в е к в ы р а ж а е т с в о и м ы с л и и ч у в с т в а
п р и п о м о щ и с л о в а . И с с л е д о в а т е л и
д о к а з а л и , ч т о б р а н н ы е с л о в а к а к б ы
в з р ы в а ю т с я в г е н е т и ч е с к о м а п п а р а т е
ч е л о в е к а , в с л е д с т в и е э т о г о п р о и с х о д я т
м у т а ц и и , к о т о р ы е с к а ж д ы м п о к о л е н и е м
в е д у т к в ы р о ж д е н и ю ч е л о в е к а .
В а ж н о з н а т ь , ч т о с к в е р н о с л о в и е н е г а т и в н о
в л и я е т н е т о л ь к о н а з д о р о в ь е т е х , к т о
р у г а е т с я , н о и т е х , к т о в ы н у ж д е н с л у ш а т ь
р у г а т е л ь с т в а . А в е д ь н а ш и п р е д к и д а в н о
з н а л и , ч т о з л ы е с л о в а у б и в а ю т . Н е
с л у ч а й н о , п р о к л я т и е п о р а ж а л о н а с м е р т ь . И
с л о в о м ж е в о с к р е ш а л и м ё р т в ы х , и с ц е л я л и
б о л ь н ы х .
Научно доказано, что от употребления
мата страдает не только
нравственность, но и здоровье
человека.
Отказавшись от матерного языка,
человек обретет здоровье, ясность
мыслей и уважение окружающих
.
Эксперимент
ученого Ивана Белявского,
По мнению
каждое
произнесенное или услышанное человеком слово несет в
себе энергетический заряд, воздействующий на человека. В
течение ряда лет Иван Белявский и несколько его
единомышленников вели наблюдения за двумя группами
людей. Первая состояла из тех, кто в разговорах не
обходился без матерщины, а вторая принципиально не
использовала в обиходе «крепких» словечек. И вот что
показали наблюдения. У «матерщинников» очень быстро
появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и
различные хронические заболевания. Во второй группе,
наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а
порой и 15 лет моложе их официального возраста.
Эксперимент
В 1927 году американские антропологи провели уникальный эксперимент. В
одном из колледжей они разделили учеников выпускного класса на 2 группы.
Одной группе было сказано, что она сформирована в результате особых
исследований. Подростков убедили: они прошли секретный тест на
гениальность, и теперь с ними будут заниматься лучшие преподаватели
Америки. В результате, к концу учебного года группа достигла невероятных
успехов. Ученики за полгода освоили и школьную программу и 10 предметов
из университетского курса. В это трудно поверить, но тесты на гениальность и
особые учителя – всё было выдумкой. С детьми работали самые обычные
учителя. Не было никаких специальных пособий. Это удивительно: самые
обычные слова, сказанные в начале эксперимента, превратили подростков в
настоящих вундеркиндов.
Вывод
В современном мире, где все движется с неимоверной скоростью, мы часто не
находим времени, чтобы остановиться и подумать о том, что и кому мы говорим.
Поэтому, помня о том, какую силу имеют слова и мысли в нашей жизни,
произносите волшебные, приятные слова.
Слова, которыми мы пользуемся ежедневно, программируют нашу жизнь.
Используя «правильные» (светлые, позитивные, созидательные, жизнерадостные и
т. д.) слова, Вы сможете не только изменить события текущей жизни, но и
смоделировать своё успешное, гармоничное и счастливое будущее!
Литература
1. «Вопросы языкознания» № 2, 1997 г.
2. Караулов Ю.Н. «О состоянии русского языка
современности» М., 1991 г
3. Миловатский В.С. «Об экологии слова» М.
«Просветитель», 2001.
4. «Русский язык в школе» №1, 1994.
5. Священник Павел Флоренский "Имена", М.,
1993 г.
6. «Феи и эльфы»// Серия «Зачарованный мир»,
М., 1996 г.