Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Мичуринская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа:
«ИКТ на уроке русского языка и литерартуры.»
Выполнила: Бибалаева Зубайдат Курбановна,
Учитель МКОУ «Мичуринская СОШ»
Содержание:
1.Актуальность проекта
2.Цель и задачи проекта.
3. Содержание проекта
3.1 Достоинства и недостатки компьютера как средства обучения
3.2 Какие возможности предоставляет компьютер учителю родного языка
3.3 Использование Интернет – ресурсов
3.4 Использование компьютерных обучающих программ
3.5 Использование Microsoft Word, Microsoft Excel для подготовки дидактических материалов к урокам
3.6 Применение компьютерных презентаций
4.Заключение
Введение
1.Актуальность проекта
Мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80 - х годов XX века и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, создание глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту. «Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно - технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида» (А. И. Яковлев).
Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. «В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение школьников, которое отличается от предыдущих особым способом восприятия информации: у современных детей, сидящих за школьной партой, очень высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения естественно и оправданно» (Е. А. Голодов, стр. 3). Использование ИКТ приводит к изменению содержания и структуры образования, представлений об организационных формах, методах обучения и контроля за результатами, к изменению частных методик преподавания.
Политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы, превратить стихийный процесс, каким он по преимуществу был в течение целого ряда лет, в управляемый и контролируемый. Важно привлечь к работе над новыми учебными материалами специалистов в предметных областях, стимулировать компьютерные фирмы к созданию электронной обучающей продукции, обучить использованию ИКТ учителей школы.
Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения, заставив преподавателей решать проблемы, о существовании которых ещё несколько лет назад ни один педагог даже не подозревал. Не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в обучение. Но даже если учитель владеет компьютером и может применить его на уроке, в обычной российской школе, где компьютеры имеются не во всех кабинетах, это не всегда возможно. Утешает то, что процесс информатизации развивается так стремительно. Будем надеяться, что в каждом школьном классе появятся не только компьютеры, но и мультимедийные проекторы и интерактивные доски.
Итак, использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Некоторые преподаватели гуманитарных предметов сомневаются в целесообразности применения информационных технологий на своих уроках. Учителя даргинского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера. Полагаю, что эти опасения напрасны. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие занятия оказываются интересными и полезными и для ученика, и для учителя.
2. Цели и задачи
Цель данного проекта: повышать уровень знаний учащихся путем интенсификации учебной деятельности с помощью информационно - коммуникативных технологий.
Задачи:
1) использовать возможности компьютера как средства обучения;
2) с помощью ИКТ развивать новые формы и содержание традиционных видов деятельности на уроке, способствовать внедрению инновационных методов;
3) развивать самообразовательную активность учащихся, направленную на реализацию нового опыта;
4) совершенствовать умения учеников осуществлять поиск и анализ информации, представления результатов исследований с помощью ИКТ.
3. Содержание проекта.
Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
3.1 Достоинства и недостатки компьютера как средства обучения
Любые технические средства обучения должны способствовать интенсификации учебного процесса, обеспечивать постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося, повышать интерес к изучению предмета, обеспечивать контроль действий всех обучаемых,
Компьютеры соответствуют всем этим требованиям. Они могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, выбирая оптимальные объём и скорость усвоения материала.
Применение компьютеров на уроках повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за это же время в условиях традиционного обучения. Материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается большая объективность оценки, значительная экономия учебного времени, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех детей в классе.
Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как боязнь ученика ответить у доски. Во время традиционных уроков различные причины (страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т. п.) не позволяют многим ученикам показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.
Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.
Однако, сказав о достоинствах компьютеров, отметим и некоторые недостатки. Это, прежде всего, отрицательное воздействие на физическое и психологическое здоровье учащихся. Следует строго соблюдать возрастные нормы использования компьютера на уроке. Учителю отводится важная роль в контроле влияния информационных технологий на детей и коррекции негативных психологических последствий.
В условиях компьютеризации существенно меняются способы взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся друг с другом. Здесь возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.
Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе осуществима, идею полной автоматизации обучения едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт. Преподаватель должен понять: компьютер – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство для обучения детей, усиливающее и расширяющее возможности обучающей деятельности.
3.2 Какие возможности предоставляет компьютер учителю биологии
1. Использование готовых программ Microsoft Office:
Создание мультимедийных презентаций Power Point для иллюстрирования, для выдерживания структуры урока, в проектной деятельности, в качестве домашнего задания.
· Создание дидактических материалов (карточки, схемы, таблицы, кроссворды и т. п. ) в Microsoft Word, Microsoft Excel.
· Использование Publisher для создания буклетов и т. п.
2. Использование электронных образовательных программ на уроке и для самостоятельной работы учащихся.
3. Использование Интернета для самообразования учителя, как источник материалов для урока (словари, тексты, иллюстрации и т. п. ), как средство расширения кругозора учащихся.
4. Использование компьютера как DVD - проигрывателя.
5. Применение интерактивной доски.
Рассмотрим подробнее применение информационно - компьютерных технологий на уроках родного языка и литературы.
3.3 Использование Интернет - ресурсов
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства в учебных целях является новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса.
В процессе обучения даргинского языка и литературы учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к словарям, справочникам и т. п. Основным источником информации перестает быть библиотека, приоритетным становится Интернет.
Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых найдёшь любой текст. Учитель - словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи. Общение с коллегами, посещение форумов, чатов, участие в коллективных обсуждениях педагогических и методических проблем, размещение своих материалов, их оценка – всё это становится необходимым для творчески работающего педагога.
3.4 Использование компьютерных обучающих программ
Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на машину, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Подбор обучающих программ зависит от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
Работа с мультимедийными ресурсами не только способствует повышению интереса к учебе, но и «дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелом в знаниях» (Вакулина И. Ю.) Этот аспект предусмотрен авторами многих компьютерных программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного щелчка мышки. Ученик получает возможность довести выполнение задания до конца, опираясь на необходимую помощь.
3.5 Использование Microsoft Word, Microsoft Excel для подготовки дидактических материалов к урокам
В работе постоянно применяю различные виды карточек, индивидуальных заданий, тесты, кроссворды, схемы, таблицы. Овладев компьютером, получила возможность улучшить качество дидактического материала, его эстетичность. Постепенно создаю собственную копилку заданий, которые можно напечатать в нужный момент.
Некоторые таблицы дети заполняют самостоятельно на бумаге или на экране компьютера. Все распечатанные материалы ученики вкладывают в файлы и используют как справочный материал. Видно, что проявлено больше творчества, выросли умения пользоваться компьютером.
Таким образом, использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне, способствует развитию творческих способностей учащихся.
3.6 Применение компьютерных презентаций
Оптимальным для уроков русского языка и литературы является создание мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Power Point. Их применение позволяет ввести новый материал в более увлекательной форме, реализуя принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся при закреплении новой темы, при выполнении упражнений и работе с текстом, делая опоры на ключевые фразы. Самостоятельное создание презентаций учителем – процесс достаточно трудоёмкий. В нем в наибольшей степени проявляется индивидуальность преподавателя, его творчество. Требуется и определённая подготовка, прежде всего умение работать в Microsoft Word и Microsoft Office Power Point. При достаточном же опыте создание презентации занимает от одного до трёх часов, в зависимости от сложности и объёма материала. Но временные затраты окупаются результатами. По сравнению с обычными наглядными средствами в презентациях возможны анимация, выделение самых значимых элементов при помощи цвета, шрифта, размера. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Можно добавить фотографии, схемы или таблицы. Опора на визуализацию ведёт к лучшему усвоению материала.
Из опыта работы делаю вывод, что при использовании презентаций концентрация внимания на вводимом материале приближается к 100%, скорость и качество усвоения повышаются. Важно и то, что учитель создаёт свою презентацию для конкретных учеников, учитывая их способности. Таким образом, осуществляется личностно - ориентированное обучение.
Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций развивает познавательные навыки, повышает мотивацию к изучению родного языка.
Считаю, презентации можно и нужно использовать как для традиционного обучения, так и для внедрения инновационных методов.
Преимущества интерактивной доски
Интерактивная доска позволяет использовать все возможности компьютера плюс возможность активизации учащихся. Большой экран позволяет работать всем вместе. Дети могут делать записи на доске, рисовать поверх любых приложений и сайтов, выделять главные мысли, фиксировать наблюдения. Файлы можно сохранять в первоначальном или исправленном виде и использовать.
Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, вызывает интерес учеников, позволяет удерживать их внимание. Конечно, использование этого новейшего средства не решает всех проблем моментально, но вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост учителя.
4. Заключение
Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к даргинскому языку. Ребята получают возможность получить знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.
Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.