Проектирование учебных занятий, формирующих читательский интерес у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

  • docx
  • 03.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад чтение.docx

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на МО Учителей начальных классов на тему

 

 

«Проектирование учебных занятий, формирующих читательский интерес у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

Горбатенкова Марина Викторовна

 

 

 

Курск, 2022 г.

 

     С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Теперь, для того чтобы быть в курсе последних событий, необязательно читать. Можно взять любую информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению.

   По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Ведь намного проще, а главное - быстрее посмотреть фильм, проглядеть краткое содержание книг в Интернете. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.

    Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому нам, педагогам, очень важно  вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова,  путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач.

   Читательскую компетенцию необходимо развивать с раннего детства. Далее школа должна стать главным, но вовсе не единственным источником ее формирования. Цель учителя - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, законов, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе.

   Урок чтения  - это предмет, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому на уроках важно использовать чтение по ролям, инсценировки, художественные и словесные зарисовки; также интересны стилизованные пересказы, написание творческих сочинений. Важно, чтобы на уроке, особенно у младших школьников, присутствовал элемент игры. При таком подходе преподавания школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.

         Какие же методы и приёмы служат повышению литературного образования? Большинство из них хорошо известны:

·        метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение произведения наизусть, комментированное чтение);

·        эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов, системы заданий по тексту художественного произведения, постановка проблемы);

·        исследовательский метод (подготовка докладов и выступлений, составление плана к своему ответу или докладу, самостоятельный анализ произведения), репродуктивный метод (обзорная лекция учителя, задания по учебнику).

  На уроках чтения при работе с текстом мной используются такие приёмы:

 Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

 «Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

 Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста,применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

 Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».

     Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются менее распространенные формы организации учебных занятий. В школе для детей с ОВЗ эти формы применимы лишь в «сильных» классах, где обучаются дети, способные к относительно самостоятельной деятельности, творчеству.

 

 

Виртуальный музей. Проводится с использованием медиа – ресурсов, например, на уроках Мир природы и человека. Тематику и основную часть наглядных материалов подбирает учитель. Учащимся необходимо найти информацию о животных, растениях и т.д.. Оценивается умение аргументировать свой выбор, найти необходимую информацию, представить ее кратко и логично.

Уроки с использованием ролевых игр. Ученики получают возможность в рамках заданной темы  примерять на себя определенную роль (писателя, путешественника, телеведущего и т.д. ).

Урок - путешествие. Ученикам предоставляется возможность оказаться в разные исторические периоды или в разных частях света.

Урок - издание газеты. Группам учащихся или отдельным ученикам дается задание найти материал по какой – либо теме (например, к юбилею писателя). Результатом работы должен стать выпуск газеты или книжки-малышки. В процессе работы предполагается развивать как читательскую компетенцию, так и творческие навыки учащихся, навыки работы в группе.

Заочная экскурсия проводится как в урочное, так и во внеурочное время с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя и т.д. Наш интернат тесно сотрудничает с литературным музеем.

 

Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга. Эффективными для решения задачи развития читательской компетенции являются следующие формы организации внеклассных занятий:

Конкурс проектов. Готовится в течение длительного периода, принимают участие в основном только те обучающиеся, которые имеют желание это делать, хотя учителем стимулируется и поощряется разработка проекта даже слабым учеником. Темы проектов предлагаются учителем в начале учебного года, далее во время внеурочных индивидуальных консультаций вместе с учеником обсуждается план работы над проектом, выбор необходимой литературы, возможные варианты презентации проекта.

Литературная гостиная.  Например, литературная гостиная возможна по теме «Времена года в лирике Ф. Тютчева». Может быть приурочена к разным событиям литературного характера в течение года. На такие мероприятия, как правило, приглашаются учителя, родители и ученики других классов.

Инсценирование отрывков из произведений. Например, стихотворений о войне ко Дню Победы. Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Просмотр спектаклей, фильмов по книгам.

Участие в конкурсах (конкурс чтецов, конкурс сочинений, иллюстраций).

      Большую роль в приобщении детей к книге играют такие библиотечные уроки. Работниками библиотеки проводятся многочисленные мероприятия: конкурсы, совместные утренники, викторины, литературно-музыкальные композиции и т.д. 

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской компетенции мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.