Начало урока
Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям).
Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.
Основной ход урока
Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ограниченными возможностями здоровья.
Алгоритм работы с упражнением:
1. Прочитай задание
2. Вспомни, на какое правило данное задание
3. Найди и прочитай это правило
4. Посмотри образец выполнения задания
5. Обратись за помощью в случае затруднений к товарищу, учителю
6. Приступи к выполнению задания
7. Контролируй правильность своей работы
Алгоритм выполнения устных заданий:1. Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) ;2. Дети или один ребенок проговаривают задание после учителя (можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями);3. Учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате ;4. Дети или ребенок проговаривают за учителем;5. Пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания ;6. Дети выполняют, проверяют вместе с учителем; 7. Итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).
Алгоритм выполнения письменных заданий:
1. Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы
будем делать) ;
2. Дети или один ребенок проговаривают задание после учителя;
Детям раздаются карточки с заданием для
самостоятельного выполнения
(алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске)
Проверка задания:
учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку;
учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании;
один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание;
(при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения)
Мотивация
Создание благоприятной атмосферы учения (создание ситуаций успеха)
Изучение и развитие потребностей учеников (опора на имеющийся опыт),
Организация учебного сотрудничества
Использование ритуалов
Использование игровой формы, дидактических игр.
Использование наглядности
Вовлечение «особенных» обучающихся в процесс контроля и оценивания деятельности другого и своей
Целеполагание
Постановка вопросов по теме (Что бы ты хотел узнать об этом?) Фиксация цели, используя знаковую символику
Формулирование цели в готовом виде и организация её понимания, проговаривания в группах, парах («Кто может повторить нашу цель?»). Фиксация цели
Реализация плана
Использование наглядности, работы с предметами.
При поиске ответа на простой вопрос сначала спрашивать «особенных» детей.
Организация работы в парах, группах (помощь «маленького учителя»).
Работа по алгоритму, инструкционной карте.
Выполнение заданий по представленному образцу .
Многократное повторение отдельных частей учебного материала.
Дифференцированное домашнее задание.
Контроль
Выполнение каждого задания, вида работ должно завершаться контролем (проверкой) по разным основаниям, обязательно включающим основание «успешности»
Организация текущего контроля
Наглядные формы контроля: средства обратной связи, лист самооценки, таблицы учета
Начинать с формирования действий взаимного контроля, взаимной оценки, а затем переходить к формированию действий самостоятельного контроля и самооценки.
Особенно важно уделять внимание формированию процессуального контроля.
Оценка
«Это легко исправить», «У тебя отлично получается», «Ты очень мне помог. Спасибо!», «Я хочу поблагодарить Никиту за ….»
«Как ты считаешь, у тебя получилось …?» «Как ты сегодня работал?»
«Возьмите себе подарок те, кто считает, что сегодня на всех уроках старался работать (понял все, что мы изучали; вел себя хорошо и др.)»
«Кого бы ты хотел похвалить (поблагодарить) сегодня? За что?»
Проект урока по теме: | ||||||
Цели урока: создать условия | ||||||
для «особенных» детей | для «обычных» детей | |||||
Планируемые результаты: | ||||||
для «особенных» детей | для «обычных» детей | |||||
Ход урока | ||||||
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание | |||
«особенные» | «обычные» | |||||
Модель урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Формы занятий, зависящие от количества участников процесса:
Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом.
Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.
Фронтальное обучение всего класса.
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все». Если карточку с заданием дать только одному этому ребёнку, значит его почему-то выделили из числа других. Поэтому карточки необходимо дать и некоторым другим ученикам. При фронтальном опросе ученика с ОВЗ тоже нужно спрашивать, но вопрос должен быть посильным для него.
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Для работы в парах с особенным ребёнком сначала необходимо выбирать детей, показывающих явно положительное отношение к нему, готовых помочь и поддержать. Это необязательно самые лучшие ученики, главный признак здесь –лояльность. Исходя из успешности обучения ученики с ОВЗ тоже могут быть в роли обучающих в паре. Пару обязательно нужно менять. Любой, даже самый добрый ребенок достаточно быстро устает
от постоянного груза ответственности.
Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет не ориентация на успех: «кто больше и лучше», а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д.
Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе.
Организация пространства
не только внутри классной комнаты, но и вне ее. Детям с ОВЗ важно на некоторое время уединиться, отдохнуть от шума. Для этого в классе нужно установить ширму, «палатку» и др. В школе должны быть комнаты релаксации. Как правило, побыв в одиночестве на перемене или даже на уроке, ребенок готов снова включиться в работу и взаимодействие.
Помощники учителя: психологи,
дефектологи,
логопеды,
родители,
тьютор
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.