Проектирование урока на основе внедрения ФГОС НОО
«Великая цель образования –
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный подход в обучении, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда система, нацеленная на результат. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Трудность перестройки самого учителя из солиста, в помощника, партнёра ученика. Педагог должен быть адекватен новым стандартам. Они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции.
Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.
Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются.
Например, информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события систематизируется в виде кластеров (гроздьев). А в центре находится ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Этот прием я использую на этапе осмысления нового знания.
«Мозговой штурм», когда ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Это хороший способ формирования регулятивных УУД (прогнозирование)
Приём «актуальность» (Познавательные УУД)
Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.
Данный приём я использую на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
Приём «яркое пятно»
Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности. Далее определяется тема и задачи урока.
Также использую метод создания проблемных ситуаций, а значит, создания проблемного диалога. Из всех методов этой технологии, я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.
Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями.
Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное, - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников). Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится направлять их к знанию, что гораздо труднее.
Конечно, большое значение имеет и подбор детей. Однако, новые технологии позволяют увлечь детей, заинтересовать их.
Многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Кокарева З.А. Постановка целей и задач с позиции педагогической технологии. // Источник. – 2002 - № 3.
3. www. standart. edu. ru.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.