Проектирование заданий, ориентированных на оценку и формирование
естественно-научной грамотности
8 класс
Выполнила:
Валиуллина Алсу Шакирзяновна, учитель физики и информатики МБОУ «Новодёмкинская ООШ имени Назипа Думави» Аксубаевского района
Казань 2020
СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение ………………………………………………………….2 |
|
|
Цель и задачи ……………………………………………………..2 |
|
|
Содержание……………………………………………………….2. |
|
|
Заключение ……………………………………………………….5. |
|
|
Список литературы ……………………………………………….6 |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………7 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир – постиндустриальное общество, которому соответствует экономика знаний с новыми ценностями: информация и интеллект, производящий и обрабатывающий данную информацию. Именно развитие национальной системы образования в аспекте подготовки молодых людей с высокими интеллектуальными и иными качествами, способными создавать информацию и инновационные технологии, позволит любому государству стать конкурентноспособным среди развитых стран мира.
Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Формирование функциональной грамотности школьников – одно из условий формирования творческой, ответственной, динамичной, конкурентноспособной личности.
Цель итоговой работы: разработка заданий, ориентированных на оценку и формирование естественно-научной грамотности обучающихся 8 класса.
Задачи:
1) Изучить основные подходы к оценке естественно-научной грамотности в международных исследованиях;
2) Изложить основные характеристики, предъявляемые к заданиям по формированию и оценке естественно-научной грамотности.
Содержание
Функциональная грамотность учащихся - это
определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего
образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями,
позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами.
Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает
способность эффективно функционировать в обществе, способность к
самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Способность учащегося применять знания в
жизненных ситуациях (перенос) определяет его приспособленность в условиях
современного мира инноваций. Поэтому деятельность, направленная на развитие у
учащихся способности переноса, являющегося показателем сформированности
функциональной грамотности, должна быть системной и целенаправленной.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной
образовательной системе может быть решена в контексте каждой образовательной
области, а также каждого учебного предмета. В функциональную грамотность
входят: читательская грамотность, математическая грамотность и
естественнонаучная грамотность. В связи с этим формирование функциональной
грамотности должно начинаться уже в начальной школе.
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Функциональная грамотность учащихся по предметам естественнонаучного цикла - это уровень образованности учащихся, выражающий степень овладения ими ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по предметам естественнонаучного цикла общего среднего образования, позволяющий эффективно действовать в учебной и вне учебной деятельности.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment, PISA)
Среднее образование как базовое звено системы непрерывного образования, должно обеспечить глобальные задачи среднего образования в XXI веке:
- Научить познавать
- Научить действовать
- Научить жить вместе
- Научить жить
Обновление стандартов образования, учебных программ и планов в рамках ФГОС, развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Заложены идеи реализации компетентностного подхода, которые прослеживаются в формировании функциональной грамотности через следующие ключевые компетенции: управленческая компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; социальная компетенция; личностная компетенция; гражданская компетенция; технологическая компетенция.
Использование новейших технологий педагогических измерений, разработанных ведущими экспертами мира в области оценки качества образовательных достижений, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать систему мониторинга качества образования на уровне мировых стандартов. В связи с этим, учащиеся принимают активное участие в исследовании функциональной грамотности по программе PISA.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment, PISA) — это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах мира и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Практическая часть
Понимание естественных наук и технологий для обучающихся в жизни современного
общества играет значимую роль, давая им возможность принять участие в установлении
общественной стратегии(курса, политики), которая сопоставляется с естественными
науками и технологиями влияющие на их жизнь. Под естественнонаучной
грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,
и для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучную грамотность можно разделить на четыре области:
· Узнавание жизненных ситуаций, апеллирующих к науке и технологии (контекст);
· Понимание окружающего мира, включая и технику на основе научных знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке (знание);
· Демонстрирование компетентностей, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств (компетентности);
· Интерес к естественнонаучному знанию.
Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: «общепредметные» умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. Основное внимание уделяется проверке умений выделять из предложенных вопросов те, которые естественные науки могут дать ответ, делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации.
Заключение
С целью формирования естественнонаучной грамотности нами составлены примерные тестовые задания с учётом требований программы исследования функциональной грамотности 15-летних подростков PISA.
Хорошая фундаментальная подготовка, являющаяся основным отличительным свойством школьного обучения, обеспечивает успех выпускнику давая ему основу как в выборе профессии, так и в социальной сфере, усиливая его социальную защищенность. Повышение уровня базового образования способствует формированию естественнонаучной компетентности.
Усилив фундаментальное образование в области естественнонаучных дисциплин, можно выявить противоречия между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности обучающихся, что позволит педагогам естественнонаучных дисциплин внести вклад в формирование конкурентноспособной личности, способной адаптироваться в условиях современной жизни.
Таким образом:
1) Формирование функциональной грамотности заключается в способности обучающегося самостоятельно добывать знания, применять их для решения жизненных ситуаций;
2) Формирование ключевых компетенций составляет основу функциональной грамотности.
Выводы:
В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков, учитель должен научить ученика использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить школьников делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.
Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников. Стремлюсь к этому и я.
Список литературы
Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
2.Международная программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию. –М.: Центр оценки качества образования ИСО РАО,2003. –99 с.
3.https://school255.ru/wp-content/uploads/2015/02/Praktikum-po-resheniyu-zadan.-piza
4. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задача «Проводка электричества»
Наш сосед в прошлом году провел электропроводку в сарае (рис 1), но неудачно. Перегорела одна лампочка – остальные лампочки тоже не горят. В этом году он заново хочет провести электричество, но не уверен, что получится хорошо. Давайте ему поможем.
рис. 1
Задание 1/3 «Проводка электричества»
Какую электропроводку лучше посоветовать купить соседу? Выбрать правильный ответ и обосновать.
а) алюминиевую;
б) медную;
в) стальную.
Обоснование ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2/3 «Проводка электричества»
Какого сечения электропровода лучше купить? Выбрать правильный ответ и обосновать.
а) 1 мм2 ;
б) 2 мм2 ;
в) 2,5 мм2.
Обоснование ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3/3 «Проводка электричества»
Почему перегорев, одна лампочка (рис.1) не дает гореть остальным лампочкам? Как избежать этой проблемы? Нарисуй схему удачного соединения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристики заданий и система оценивания
Задание 1/3. «Проводка электричества». |
||||||||
Характеристики задания: • Содержательная область оценки – содержательное знание, физические системы • Компетентностная область оценки – научно объяснять явления • Контекст – личный, опасности и риски • Уровень сложности задания –2 • Формат ответа – с выбором и обоснование • Описание задания («объект оценки») – вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения конкретной задачи.
|
||||||||
Система оценивая
|
||||||||
Задание 2/3. «Проводка электричества». |
||||||||
Характеристики задания: • Содержательная область оценки – содержательное знание, физические системы • Компетентностная область оценки – интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. • Контекст – личный, опасности и риски • Уровень сложности задания –2 • Формат ответа – с выбором и обоснование • Описание задания («объект оценки») – вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания (формулу), анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
|
||||||||
Система оценивая
|
||||||||
Задание 3/3. «Проводка электричества». |
||||||||
Характеристики задания: • Содержательная область оценки – содержательное знание, физические системы • Компетентностная область оценки – научно объяснять явления • Контекст – личный, опасности и риски • Уровень сложности задания –2 • Формат ответа – развёрнутый ответ и обоснование • Описание задания («объект оценки») – вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления и решения проблемы.
|
||||||||
Система оценивания
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.