Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)
Оценка 4.8

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русский язык
5 кл—7 кл
18.01.2018
Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)
В этой статье подробно рассматриваются вопросы целеполагания инновационного обучения, различные подходы к современному уроку с точки зрения его формы и содержания, определяются критерии результативности такого типа уроков. Даётся классификация инновационных уроков, базирующихся на системе дидактических принципов деятельностного подхода, анализируются этапы современного урока. Также в качестве примеров используются разные типы творческих заданий.
проектирование иннов урока на осн технологий гуманистической парадигмы.docx
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО УРОКА           НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ                                                                                                                                                  учитель русского языка и литературы                                                               МАОУ гимназии «Мариинская» г. Таганрога                                                                          Давиденко Татьяна Алексеевна Основными принципами обновления образования являются принципы гуманизации, демократизации   и   гуманитаризации   образования,   направленные   на   реализацию «гуманистической   парадигмы».   Ученик   ставится   в   позицию   субъекта   учебной деятельности,   то   есть   активного   участника   учебного   процесса,   его   планирования   и оценки результатов; ему предоставляется индивидуальная траектория развития, темп и обучающая среда, где он может «погрузиться» в соответствующую глубину согласно способности и склонности; активность, самостоятельность ученика в учебном процессе поощряется и стимулируется; одобряется и организуется участие ученика в процессе управления учебным процессом и школьной жизнью в целом. Гуманизация образования характеризуется следующими психолого­педагогическими условиями: – обучение проводится как процесс становления и развития самореализующейся и самоориентирующейся личности; – процесс обучения основан на внутренней мотивации, оптимально сочетающейся с внешне   организуемой   мотивацией,   а   также   на   потребности   личности   вступать   в полноценное общение с другими; –   развитие   личности   происходит   целостно,   в   единстве   интеллектуального, физического, эстетического ее развития, то есть в единстве разума, чувства, духа и тела; – обучение   осуществляется   посредством   собственной   деятельности   и опыта личности,   характер   и   способы   учения   для   каждого   человека индивидуально своеобразны;      –   обучение   основано   на   национальных   и   общечеловеческих   ценностях,   на максимальном учете психофизиологических данных обучаемого. Гуманистическая   парадигма   является   парадигмой   «человека,   подготовленного   к жизни», «человека действующего», заменяющей парадигму «человека знающего». Такая смена   парадигм         требует   переосмысления   сущности   всей   методической   системы обучения. Анализ   сущности   закономерностей   гуманизации   образования   показывает   особую важность   реализации   деятельностного   и   личностного   подходов,   то   есть   личностно­ деятельностного подхода как стратегического направления гуманизации образования. Образование   адаптируется   к   современным   детям,   которые   достаточно информированы в области ИКТ, но при этом мало читают, обладают низким уровнем сформированности   произвольного   поведения,   мотивационной   сферы,   разных   типов мышления. Чтобы   работать     с   такими   детьми   эффективно,   учитель     переосмысливает   свой педагогический опыт и ищет ответ на вопросы: «Как обучать современных детей? Как повысить качество урока?».       Сегодня   все   более   актуальным   в   образовательном   процессе   становится использование   в   обучении   приемов   и   методов,   которые   формируют   умения самостоятельно   добывать   знания,   собирать   необходимую   информацию,   выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны   быть   сформированы   универсальные   учебные   действия,   обеспечивающие способность   к   организации   самостоятельной   учебной   деятельности.   Признанным подходом   в   обучении   выступает   системно   –   деятельностный   подход,   побуждающий учащихся к применению  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и   пр.   и   создающий   благоприятные   условия   для   развития   рефлексии.   Учитель   учит учиться,   обучая   детей   способам   творческой   деятельности,   направленной   на самостоятельное   приобретение   и   усвоение     ими   новых   знаний.  Это   в   полной   мере соответствует целям инновационного обучения:   развитие   интеллектуальных,   коммуникативных,   лингвистических   и   творческих способностей учащихся;  формирование личностных качеств учащихся;   выработка умений, влияющих на учебно­познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;  развитие различных типов мышления;  формирование качественных знаний, умений и навыков. Исходя из требований времени, меняется   и подход к современному уроку   как в плане его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.  Принципы эффективности современного урока: Обучение через открытие. Самоопределение обучаемого к выполнению образовательной деятельности. Наличие   дискуссий,   характеризующихся   различными   точками   зрения   по   изучаемым вопросам, сопоставлением этих точек зрения, поиском   в ходе обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Демократичность, открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены,  что чувствовал  ученик при этом.   Педагог   ведет   учащегося   по   пути   субъективного   открытия,   он   управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.  Для   правильного   построения   урока   в   рамках   ФГОС   ООО   важно   понять,   какими должны быть критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2.   Учитель   систематически   обучает   детей   осуществлять   рефлексивное   действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3.   Используются   разнообразные   формы,   методы   и   приемы   обучения,   повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4.   Учитель   владеет   технологией   диалога,   обучает   учащихся   ставить   и   адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6.   На   уроке   задаются   задачи   и   четкие   критерии   самоконтроля   и   самооценки (происходит   специальное   формирование   контрольно­оценочной   деятельности   у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи  урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12.   На   уроке   осуществляется   глубокое   личностное   воздействие   «учитель   –   ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Современный   урок   должен   соответствовать   системе   дидактических   принципов деятельностного подхода: 1)  Принцип   деятельности  ­   заключается   в   том,   что   ученик,   получая   знания   не   в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,   понимает   и   принимает   систему   ее   норм,   активно   участвует   в   их совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному   формированию   его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2)  Принцип непрерывности  –  означает   преемственность  между  всеми  ступенями  и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)  Принцип   целостности  –   предполагает   формирование   учащимися   обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4)  Принцип   минимакса  –   заключается   в   следующем:   школа   должна   предложить ученику   возможность   освоения   содержания   образования   на   максимальном   для   него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом   его   усвоение   на   уровне   социально   безопасного   минимума   (государственного стандарта знаний).  Принцип   психологической   комфортности  –   предполагает   снятие   всех 5) стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на   уроках доброжелательной   атмосферы,   ориентированной   на   реализацию   идей   педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном   процессе,   приобретение   учащимся   собственного   опыта   творческой деятельности. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная   цель: формирование   способности   учащихся   к   новому   способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная   цель: формирование   у   учащихся   способностей   к   рефлексии коррекционно­контрольного   типа  и  реализации  коррекционной  нормы  (фиксирование собственных   затруднений   в   деятельности,   выявление   их   причин,   построение   и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная   цель: формирование   способности   учащихся   к   новому   способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная   цель: выявление   теоретических   основ   построения   содержательно­ методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная   цель: формирование   способности   учащихся   к   осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Инновационный урок – это динамичная, вариативная, зачастую нетрадиционная модель организации обучения,  ориентированная на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности. Деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в необычных заданиях, неординарных действиях, занимательных   упражнениях,   конструировании   хода   урока,   создании   нестандартных учебных   ситуаций,     в   подборе   дидактического   материала,   организации   творческой работы учащихся.  Учитель во время проведения инновационных уроков должен: демонстрировать доверие;  не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи;  не критиковать за ошибки;  собеседование вести в виде уточнения деталей;  определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы; установить временные рамки для выполнения работы;  создать   условия   для   осуществления   самооценки   учащимся   результата   собственной деятельности;  определять критерии выполнения самостоятельной работы;  разработать   формы   контроля   самостоятельной   деятельности,   критерии   оценки результата деятельности учителем.  Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:       Конкретно   определить   тему,   цели,   тип   урока   и   его   место   в   развороте   учебной программы. Отобрать  учебный   материал   (определить   его   содержание,   объем,   установить   связь  с ранее   изученным,   дополнительный   материал   для дифференцированной работы и домашнее задание).   Выбрать   наиболее   эффективные   методы   и   приемы   обучения   в   данном   классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля  за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока.   систему   упражнений, Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.  Современный урок, демонстрируя интегративность знаний, отработку метапредметных универсальных способов образовательной деятельности,  должен строиться по схеме: постановка задания ­ деятельность обучающихся по его выполнению ­ подведение итога деятельности ­ контроль процесса и степени выполнения ­ рефлексия. Учитель обязан   создать   условия,   инициирующие   самостоятельную   деятельность   обучающихся посредством учебных заданий, состоящих из следующих компонентов: ­характеристика задания (планируемый результат выполнения); ­мотивационная часть; ­содержание (условия, вопрос); ­инструкция по выполнению; ­время выполнения; ­образец или описание ответа; ­критерии оценки; ­методический комментарий. Существует   множество   разновидностей   технологических   карт   современного   урока   и различных   алгоритмов   его   конструирования.   На   мой   взгляд,   для   проведения эффективного урока можно воспользоваться таким алгоритмом проектирования урока, который   впоследствии     легко   преобразуется   в   подробную   технологическую   карту. Рассмотрим, например, алгоритм­вопросник:                        Подготовительный этап (предшествует проектированию урока): 1. Какие   образовательные   результаты   должен   обеспечить   урок   согласно образовательной программе (цели урока)?  Ответ находим в «Требованиях к образовательным   результатам»,   содержащихся   в   ОП   и   тематическом планировании.   Это   планируемые   предметные,   метапредметные   и   личностные результаты урока. 2. Как обеспечить достижение целей урока? (разработка элементов урока): ­   указать  новую   информацию   и   способы   деятельности   (как   планируемые результаты) в предметно­логической последовательности; ­   определить,  что   ученики   уже   знают   и   умеют   (полностью,   частично, фрагментарно) из перечня изучаемого на уроке (опорные знания и способы деятельности); ­ продумать, как и когда (в начале урока или при рассмотрении определённого вопроса)   целесообразно   активизировать   конкретные   опорные   знания     и способы деятельности (предметные, метапредметные и личный опыт); ­ указать,  какими источниками информации, дидактическими материалами можно   воспользоваться   при   отработке   каждого   конкретного   элемента познания   –   понятия,   причинно­следственной   связи   (знания)   и   способа деятельности   (отбор   средств   обучения).   Под   источниками   информации, дидактическими   материалами   понимаем   тексты,   наглядные   пособия,   карты, таблицы, диаграммы, электронные пособия, ЦОР, ресурсы сети Интернет и т.п.; ­ продумать,  как организовать деятельность учащихся по освоению каждого конкретного   элемента   познания,   используя   отобранные   средства   обучения (разработка   системы   учебных   заданий,   обеспечивающих   достижение запланированных   результатов;   выбор   эффективных   приёмов   организации образовательной   деятельности   обучающихся,   различных   для   каждого задания с учётом имеющихся средств обучения); ­ продумать,  как организовать деятельность всех учащихся по закреплению освоенного учебного материала (применение знаний и способов деятельности в известной и новой ситуации) и отдельных учащихся с учётом разных типов восприятия   (визуалы,   аудиалы,     кинестетики)   и   типа   мышления   (лево­   и правополушарного); ­ определить, как диагностировать учебную деятельность всех обучающихся и достижение каждой задачи урока (вопросы и задания, позволяющие оценить степень   понимания   теоретических   знаний   и   освоение   детьми   способов деятельности); ­   определить,  какие   вопросы   требуют   дополнительной   проработки (содержание домашнего задания) в обязательном порядке всеми и в порядке выбора отдельными обучающимися; ­ определить, как можно мотивировать обучающихся на процесс и результат урока (интерес, личная значимость, практическая направленность и пр.); ­ указать, какие особенности класса надо учитывать на каждом этапе урока для эффективного достижения целей урока. Основной этап (проектирование урока/оформление технологической карты): 1. Оргмомент (на что следует обратить внимание, какие особенности класса надо учитывать на этом этапе урока для эффективного достижения целей урока). 2. Актуализация   знаний    (как   и   когда   (в   начале   урока   или   при   рассмотрении определённого   вопроса)   целесообразно   активизировать   конкретные   опорные знания  и способы деятельности (предметные, метапредметные и личный опыт); какие особенности класса надо учитывать на этом этапе урока для эффективного достижения целей урока). 3. Выявление учебной задачи/проблемы  (указать новую информацию и способы деятельности   (как   планируемые   результаты)   в   предметно­логической последовательности;  какие  особенности  класса  надо  учитывать  на этом  этапе урока для эффективного достижения целей урока).   Мотивация обучающихся  (как можно мотивировать обучающихся на процесс и результат урока (интерес, личная значимость, практическая направленность и пр.;     какие   особенности     класса     надо   учитывать   на     этом   этапе   урока   для эффективного достижения целей урока). 4. 5. Организация деятельности обучающихся по освоению нового материала  в процессе выполнения комплекса учебных заданий (как организовать деятельность учащихся   по   освоению   каждого   конкретного   элемента   познания,   используя отобранные   средства   обучения   (разработка   системы   учебных   заданий, обеспечивающих достижение запланированных результатов; выбор эффективных приёмов   организации   образовательной   деятельности   обучающихся,   различных для каждого задания с учётом имеющихся средств обучения; какие особенности класса надо учитывать на этом этапе урока для эффективного достижения целей урока). 6. Закрепление  (как   организовать   деятельность   всех   учащихся   по   закреплению освоенного учебного материала (применение знаний и способов деятельности в известной   и   новой   ситуации)   и   отдельных   учащихся   с   учётом   разных   типов восприятия   (визуалы,   аудиалы,     кинестетики)   и   типа   мышления   (лево­   и правополушарного;   какие   особенности   класса   надо   учитывать   на   этом   этапе урока для эффективного достижения целей урока). 7. Диагностика   достижения   целевых   установок   урока  (как   диагностировать учебную   деятельность   всех   обучающихся   и   достижение   каждой   задачи   урока (вопросы   и   задания,   позволяющие   оценить   степень   понимания   теоретических знаний и освоение детьми способов деятельности; какие особенности класса надо учитывать на этом этапе урока для эффективного достижения целей урока). 8. Объяснение   домашнего   задания  (какие   вопросы   требуют   дополнительной проработки (содержание домашнего задания) в обязательном порядке всеми и в порядке   выбора   отдельными   обучающимися;   какие   особенности   класса   надо учитывать на этом этапе урока для эффективного достижения целей урока). 9. Подведение итогов урока с позиций достижения запланированных результатов и оценки деятельности обучающихся, рефлексия. Опорная таблица для конструирования учебного занятия Образовательные задачи (УЗ) Возможные методы и приёмы выполнения Приветствие, проверка подготовленности, организация вниманияРапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный · Организационный этап настрой и др. Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, · Проверка выполнения домашнего задания Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта · Подготовка учащихся к работе на основном этапе Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. · Этап усвоения новых знаний и способов действий · Работа с определением Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору · Использование обыденных аналогий · Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу · Первичная проверка понимания изученного Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий · Этап закрепления новых знаний и способов действий Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия · Применение знаний и способов действий Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» · Обобщение и систематизация Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий · Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия · Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений Коррекция знаний и способов действий · Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Информация о домашнем задании Три уровня домашнего задания: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися · Подведение итогов занятия · Стандартный минимум · Повышенный · Творческий Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками · Рефлексия Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты     Структурные элементы учебного занятия Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся 4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе): - организация Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. результат. результату   Такой алгоритм можно использовать при   подготовке урока любого типа. Выбор типа нетрадиционного   инновационного   урока,   инновационной   технологии   или   сочетания элементов  разных технологий, использование интересных методов и приёмов работы на уроке во многом зависит от творческого и личностного потенциала учителя.    В   арсенале   современного   учителя   множество  различных   типов   инновационных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина);   уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике   (исследование,   изобретательство,   анализ   первоисточников,   комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия);  уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, откровения); уроки,   напоминающие   публичные   формы   общения   (пресс­конференция,   аукцион, бенефис,   митинг,   регламентированная   дискуссия,   панорама,   телепередача,   телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал); уроки­фантазии (урок сказка, урок­сюрприз, урок 21 века); уроки,   основанные   на   имитации   деятельности   учреждений   и   организаций   (суд, следствие, ученый совет, редакционный совет). Таким образом, в  основе инновационного урока могут быть:  элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий; обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей   школьников   через   активные   методы   творческой   деятельности   (при помощи   элементов   театра,   музыки,   кино,   изобразительного   искусства);   научно­ исследовательская   деятельность,   подразумевающая   активное   применение методологических   знаний   в   процессе   обучения,   раскрывающая   особенности мыслительной   работы   учащихся;   применение   психологических   знаний,   отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.  Рассмотрим некоторые виды инновационных уроков подробнее: 1. Исследовательский   урок –   это   форма   обучения   школьников   на   основе   познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями,   экспериментируют,   вырабатывая   идеальный   вариант   предложений   для изучения. Цель деятельности обучающихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата. Отличительные особенности технологии такого обучения: самостоятельная учебная деятельность школьника; ориентация учебы и труда на конечный результат; смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые формы, направленные на совместную деятельность и сотрудничество. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. Важно так организовать учебный    процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать. 2. Урок   на   основе   групповой   технологии может   представлять   собой   работу   в микрогруппах; по вариантам; зачет в парах и т.д. Опыт   показывает,   что   групповая   работа   особенно   эффективна,   если   учителем организован   процесс   распределения   учебных   заданий   и   продумана   технология   их обсуждения в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются   с   обучающимися,   спрашивают   об   отношении   к   происходящему   и прислушиваются   к   их   мнению.   Подобная   ситуация   помогает   обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее   эффективны   уроки   групповой   технологии   на   основе   методов   диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности. 3. Уроки дифференцированного бучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника   и   уровнем   его   базовых   знаний.   Цель   дифференцированного   обучения   – развитие и формирование способностей каждого обучающегося. Самый   распространенный   тип   таких   уроков   –   урок,   предполагающий   работу обучающихся   в   малых   группах   с   несколькими   уровнями   знаний   (уровневая дифференциация обучения).  Условия реализации таких уроков: определение уровня знаний обучающихся и их способностей к обучению; выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления; определение способов учения для каждого ученика; подготовка дидактического материала; установление регламента для выполнения тех или иных заданий; определение   механизма   контроля   учебных   действий   обучающихся   во   время самостоятельной работы. Уровень знаний обучающихся и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. 4. Проблемные уроки – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации.   На   таком   уроке   перед   школьниками   либо   ставится,   либо   вместе   с   ними определяется   проблема.   Цель   проблемного   обучения   –   активизация   познавательной сферы деятельности обучающихся на основе выявления причинно­следственных связей, сочетания   трудности   учебного   материала   и   учебной   задачи   с   посильностью – сталкиваясь с трудностью, обучающиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Проблемное   обучение   –   это   технология   обучения   умению   видеть   и   выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Искусство учителя   заключается   в   том,   чтобы   дать   учебный   материал   как   неизвестные   знания, которые школьники должны открыть для себя сами. Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения   сложившихся   противоречий.   Задача   учителя   –   организовать   учебную деятельность   на   основе   активизации   мышления   обучающихся   на   всех   этапах   урока.       Характер   познавательной   деятельности   обучающихся   может   быть   различным:   одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т.д. Создание проблемной ситуации, ее решение непосредственно связывается с функцией творческого   мышления.   Обучающиеся   постепенно   приобщаются   к   методу   поиска   и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ   процесса   его   достижения.   В   ходе   такой   работы   у   школьников   возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими. Задача учителя состоит вовсе не в том,   чтобы   сформировать   безошибочное   мнение,   поскольку   такое   вообще   не существует, а в том, чтобы научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия   для   активизации   устной   речевой   деятельности   учащихся,   которая   в   свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения. Без   знаний   закономерностей   мыслительной   деятельности   обучающихся   дать   урок проблемного обучения практически невозможно. 5. Уроки   на   основе   проектной   деятельности предусматривают   развитие познавательных   навыков   обучающихся,   умения   самостоятельно   конструировать   свои знания,   анализировать   полученную   информацию,   выдвигать   гипотезы   и   находить решения.   Использование   метода   проектов   делает   учебный   процесс   творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной   познавательной   деятельности.   Каждый   ученик,   принимая   участие   в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков.  Основные требования к использованию метода проектов: 1.   Наличие   значимой   в   исследовательском   творческом   плане   проблемы/задачи, требующей   интегрированного   знания,   исследовательского   поиска   для   ее   решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара одной проблеме и т.п.). 2.   Практическая,   теоретическая,   познавательная   значимость   предполагаемых результатов.   Например,   доклад   о   демографическом   состоянии   данного   региона, факторах,   влияющих   на   это   состояние,   тенденциях,   прослеживающихся   в   развитии данной проблемы; выпуск газеты, план мероприятий и т.п. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Использование исследовательских методов: ­ определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; ­ выдвижение гипотезы их решения; ­ обсуждение методов исследования; ­   обсуждение   способов   оформления   конечных   результатов   (презентаций,   защиты, творческих отчетов и т.п.); ­ сбор, систематизация и анализ полученных данных; ­ подведение итогов, оформление результатов, их презентация; ­ выводы, выдвижение новых проблем исследования. Таким образом, преимущества уроков на основе проектной деятельности: развитие   навыков   и   умений   планирования,   исследования   и   систематизации полученных данных; развитие социальных умений и навыков (работа в команде); развитие уверенности в своих силах; развитие познавательных навыков обучающихся, развитие критического мышления; развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в       информационном пространстве. Особый вид инновационных уроков ­  уроки самостоятельной деятельности  – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных   качеств   личности.   Такими   механизмами   могут   быть   привычки, убеждения, традиции, действия. На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко   определены   позиции   учителя   и   ученика:   позиция   учителя:   инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного   процесса;   выбор   технологии   обучения   (как   и   чему   буду   учить);   позиция ученика: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период  К   инновационным   урокам   относится   также   и  урок­тренинг   –   форма времени. организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий   и   закрепления   учебного   материала.   Цель   этой   технологии   –   приобретение учащимися   определенных   умений   и   навыков   при   помощи   неоднократного   повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может   быть   как   индивидуальной,   так   и   групповой.   Индивидуальные   уроки­тренинги отличаются   от   групповых   спецификой   проблем.   На   уроках­тренингах   групповой технологии   рассматривается   проблема,   характерная   для   всех   участников   учебно­ воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося. Принципы ведения уроков­тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально­педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления   изученного   материала.   Для   таких   уроков   разрабатываются   критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов   деятельности.   Например,   образец   выполнения   одного   упражнения;   образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Учитель помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения. На уроке­тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического   творчества,   например:   подбор   необычных   заданий,   дидактического материала;   организацию:   соревнований;   взаимного   контроля   и   т.  д.  Нетрадиционные уроки,  безусловно,  активизируют   учебную   деятельность,   позволяют   создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, способствуют развитию критического мышления и повышают познавательный интерес ученика к предмету и к обучению в целом. Перейдём к методам и приёмам инновационного обучения на уроках русского языка и литературы.  При   использовании   инновационных   технологий   в   обучении   русскому   языку   и литературе успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект;   ИНСЕРТ   (интерактивная   система   записи   для   эффективного   чтения   и размышления);  мозговая атака;  групповая дискуссия;  чтение с остановками и вопросы Блума;  кластеры;  синквейн;  «Продвинутая   лекция»;  эссе;  ключевые   термины; перепутанные   логические   цепочки;  медиапроектроекты;  дидактическая   игра; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.  Остановимся на некоторых из них.   Эссе­  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой­либо литературной, философской,   эстетической,   моральной   и   социальной   проблемы.   Эссе   очень распространенный жанр письменных работ в педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать   обсуждаемый   вопрос,   подумать,   сделать   самостоятельный   выбор. Главное   правило   свободного   письма   –   не   останавливаться,   не   перечитывать,   не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и   постараться   писать   дальше. 5­минутное   эссе обычно   применяется   в   конце   занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность   получить   обратную   связь.   Поэтому   учащимся   можно   предложить   два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Например, в 9 классе при завершении изучения темы «Союзные сложные предложения» учащиеся получили задание написать пятиминутное эссе «Тайна, не раскрытая на уроке». Особенно   перспективным   мне   представляется метод   проектов,   который   позволяет эффективно   развивать   критическое   мышление   исследовательские   способности аудитории   активизировать   ее   творческую   деятельность,   медиакомпетентность обучающихся. Так,   в   5   классе   учащиеся   с   удовольствием   выполняют   задание   по литературе   (в   рамках   проектного   метода)   в   группах:   составление   мультфильма   по литературным произведениям (мультфильм по сказке «Лягушка ­ царевна»). Практически   все   они.   Нетрадиционные   же   уроки   русского   языка   и   литературы обеспечивают   системный   анализ   лингвистических   сведений,   развивают   языковую наблюдательность. Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи  с этим  используется  такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок   ­   исследование»   просматривается   основная   задача   ­   исследование   языкового материала на основе текстов. В 5 классе урок – исследование можно провести в рамках развития   связной   речи   учащихся   при   работе   над   темой   «Абзац   как   часть   текста». Авторами учебника подобраны художественные тексты, с которыми легко построить исследовательскую работу над текстом: определить тему и идею, озаглавить, разделить на микротемы и составить план, выделить средства художественной выразительности, пересказать. Этапы подготовки и проведения урока ­ исследования по русскому языку: ­ выбор текстов; ­ составление плана анализа текста; ­ предварительная работа с произведением; ­ создание творческих групп; ­ дифференцированное распределение отрывков; ­ исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»; ­ подготовка группы к «защите» исследования; ­ представление текста (художественное чтение) одноклассникам;  ­ лингвистический анализ отрывка; ­ обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами; ­ подведение итогов урока; ­ оценивание работы учащихся; ­ объяснение домашнего задания. Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст   должен   быть   высокохудожественным,   при   этом   необходимо   учитывать   и возрастные   особенности   учеников,   и   объём   исследуемого   материала.   Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных   стилей   и   типов   речи,   чтобы   впоследствии   провести   сравнительный   и сопоставительный анализ. На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы   они   имели   представление   о   произведении   в   целом.   При   исследовании   текста можно использовать самые разные приёмы, повышающие эффективность восприятия и понимания   текста   детьми:   комментированное   чтение,   пересказ,   перефразирование текста, выбор фактов, подтверждающих идею, сопоставление текстов или  их деталей, поиск   ответов   на   поставленные   вопросы,   составление   планов,   тезисов,   конспектов, опорных схем, таблиц, составление вопросов к тексту, сжатие текста, редактирование и восстановление   деформированного   текста,   подбор   иллюстраций,   эпиграфов,   цитат, афоризмов   и   т.п.,   составление   рецензии,   аннотации,   поиск   деталей,   трансформация текста в диаграмму, график и т.п. и наоборот,   трансформация графических схем в текст. Одна из основных сложностей при обучении русскому языку ­ написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение ­ значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное.  Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить   им   возможность   свободно   говорить   и   писать   о   том,   что   их   волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы? Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является  мини­изложение.  У  этого  вида  работы   ещё  несколько   плюсов:   его  можно проводить   регулярно   (раз   в   неделю);   на   примере   текста,   выбранного   для   мини­ изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки. За эту работу оценки лучше не ставить по той причине,   что   ученики   5­6   класса   ещё   недостаточно   владеют   орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей. Мини­изложения можно проводить и по лингвистическому тексту, например, в 5 классе после повторения темы «Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова» дети с удовольствие написали работу «Морфема – значимая часть   слова».     Девятиклассники   часто   пишут   подобные   работы   по   текстам художественных   произведений   описательного   характера   с   использованием определенных типов предложений. Для развития речи учащихся я использую и сочинения­миниатюры, которые развивают образное   мышление   ребёнка.   В   5   классе   сочинения­миниатюры   носят   обобщающий характер   при   завершении   изученной   темы   («Тайна   согласных   звуков»,   «Зачем   мне учебник») или отвлекающий, разгрузочный («Вид из окна», «Мой сосед»). В 9 классе легко   проходят   письменные   работы   на   свободные     темы,   но   с   обязательным грамматическим   заданием:   выполнить   работу   с   использованием   определенных   типов предложений, изучаемых на уроке. По   статистике,   в   среднем   ученик   в   течение   5   уроков   говорит   3­5   минут.   Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Эта форма работы более эффективна   на   уроках   литературы.   Успех   таких   уроков   зависит   от     выбора   темы, подхода  к  проблеме,  составления  плана  дискуссии,  отбора вопросов,  лучше  всего  – альтернативных (Чацкий: победитель или побеждённый?).    Учителю всегда хочется, чтобы каждый урок был особенным, с «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам и на обычном уроке.   Это и лексический   диктант или диктант   ­ кроссворд,   и составление   загадок на   уроке, и комментированное   письмо   предупредительные   диктанты   с «вагоновожатым»,   и   задание   по   типу «найди   лишнее»,   и   всевозможные грамматические «поединки», т.е. любое задание, развивающее умение синтезировать и анализировать   информацию.   Главное,   чтобы   детям   на   уроке   некогда   было   скучать, чтобы им хотелось учиться.            Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика и развития у него навыка самостоятельной работы имеют и нетрадиционные формы домашнего задания Типы домашнего задания: ­ творческая работа; ­ лингвистическое исследование текста; ­ подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям; ­ рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям; ­ художественное чтение; ­ инсценировка художественного произведения; ­ исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу); ­ создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; ­ продолжение неоконченных произведений; ­ наблюдение за природой (фото и видеосъемка); ­ подготовка словарных диктантов; ­ составление вопросника к зачету по теме; ­ составление конспекта, опорных таблиц; ­ презентации (характеристика героев, обзор произведения, биография писателя); или ­ письмо по памяти и пр. Такие   домашние   задания   активизируют   мышление,   приучают   ребёнка   обобщать, систематизировать   материал   по   теме,   помогают   избегать   однообразия   в   обучении, вызывают интерес к предмету.               В заключение хотелось бы отметить, что ответственность учителя за качество образования детей  всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования   эта ответственность   существенно   возрастает.   Поэтому,   чтобы   идти   в   ногу   со   временем, современному   учителю   нужно   постоянно   совершенствовать   профессиональное мастерство и руководствоваться в своей повседневной практике мудрым  принципом Д. Дьюи:  « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)

Проектирование инновационного урока русского языка на основе технологий гуманистической парадигмы (5-7 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2018