ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Кафедра начального образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей программы
««Проектирование современного урока в условиях ФГОС НОО /
Проектирование современного урока в условиях ФГОС НОО и ФГОС НОО для детей с ОВЗ и умственной отсталостью»
Тема проекта: Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО (окружающий мир 1 класс УМК «ШКОЛА РОССИИ»)
Авторы проекта:
Калмыкова Оксана Зиновьевна
_____________________________
Научный руководитель_________
_______________________________
Куратор: Замалетдинова Зальфира Исхаковна
Проект допущен к защите:
«16» февраля 2017 г.
Казань, 2017
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Содержание (авторский материал)
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Пояснительная записка
Введение
Проект посвящается проблеме проектирования современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Раскрывает вопросы проектирования современного урока. Проект может быть полезен молодым педагогам , студентам педагогических учебных заведений.
Актуальность
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии, а урок должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.
Цель проекта:
проектирование учебного занятия по окружающему миру в 1 классе по теме «Кто такие птицы» в контексте реализации требований ФГОС
Задачи проекта
1.Ознакомиться с нормативными документами и другими источниками по проектированию современного урока.
2.На основе полученной информации понять, как проектируется урок в соответствии с требованиями ФГОС.
3.Освоить технологию проектирования современного урока, разработать технологическую карту урока.
Ожидаемые результаты: разработка современного урока позволит:
- повысить качество обучения;
Повысить учебно- познавательную мотивацию учащихся.
Планируемые результаты проекта на примере урока окружающего мира:
Выпускник научится:
*определять группы дорожных знаков по внешним особенностям;
*понимать назначение дорожных знаков, с последующим применением на практике.
Выпускник получит возможность научиться:
*систематизировать и углубить свои знания о дорожных знаках;
*применять их на практике;
Ресурсы:
- книгопечатная продукция - Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2010 г.
- печатные пособия: - рабочая тетрадь к учебнику;
- ИКС - презентация к уроку, аудиозапись с голосами птиц, с песней "Кто такие птицы?";
- ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику;
- учебно-практическое оборудование – экран.
- дидактический материал - карты с изображением животных, карточки для рефлексии с изображением солнышка, тучки.
Содержание (авторский материал)
Цель: Знакомство с птицами как представителями животного мира;
Задачи:
1. Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов.
2. Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.
3. Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.
Задание 1: Стихотворение на создание готовности к уроку и эмоционального настроя.
Формируются УУД - Коммуникативные: осознанно формируют умение слушать и слышать.
Задание 2. Повторение изученного
Самостоятельная работа.
Работа с карточками с изображением животных
- Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились? Умеете ли вы их различать?
- Проверьте работу друг друга. (Взаимопроверка в парах.)
- А вы все кружочки закрасили?
- Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным?
- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам, ни к зверям?
Вывод: Нет чешуи, нет шерсти, нет 6 ног.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания.
Задание 3. Постановка цели урока, формулирование темы урока.
Прослушайте песню моего нового знакомого. ( песня из мультфильма «Кто ж такие птички?» слова Б. Заходера, музыка А. Журбина)
Назовите признаки, по которым мой знакомый определил, что он птица? Выдвигают предположения, обосновывают их, приводят примеры (например, насекомые тоже летают)
Вывод: признаки птиц (летают, поют, несут яйца, вьют гнезда)
Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное.
Задание 4: Актуализация знаний
- Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет?
- Кто сможет сформулировать цели урока?
- Чему будем учиться?
Вывод: Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 5: Получение новых знаний. Практическая работа учащихся.
-Рассмотрите верхний рисунок на стр. 36.
- Каких животных вы узнали?
- Что общего у всех этих животных?
-Можно ли отнести их к одной группе?
- Какое из нарисованных животных относится к птицам?
Найдите общий признак всех птиц.
Вывод: У всех птиц тело покрыто перьями.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 6. Применение изученных знаний.
Формируются УУД – Регулятивные: реализуют алгоритм выполнения самостоятельных заданий, осуществляют пошаговый контроль своих действий;
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 7. Контроль и самоконтроль полученных и усвоенных знаний.
Практическая работа по строению перьев птиц.
- Рассмотрите их внимательно, изучите внешний вид, строение.
- Чем различаются эти перья?
Вывод: по цвету, форме, размеру.
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
-Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
-Что случится, если подует ветерок?
Вывод: если подует ветерок, перо полетит, потому что оно легкое.
-Отрежьте ножницами кончик пера. Что вы видите внутри?
Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
-Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо?
|
-Какой вывод из этого следует?
Вывод: перья защищают птицу от воды и сырости
Формируются УУД – Регулятивные: реализуют алгоритм выполнения самостоятельных заданий, осуществляют пошаговый контроль своих действий;
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, уважать мнение собеседника.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 8. Коррекция знаний. Нахождение проблемы. Нахождение пути выхода.
Отгадайте, о какой птице идет речь. (Отгадывание загадок)
Послушайте их голоса. Игра «Отгадай, чей голосок?»
Формируются УУД – Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, уважать мнение собеседника.
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
-Кто такие птицы?
-Назовите основной признак птиц?
-Приведите примеры птиц.
Вывод: У всех птиц тело покрыто перьями. Перья защищают птицу от воды и сырости.
Формируются УУД – Личностные- высказывать свою точку зрения; Регулятивные – самооценка.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Условные обозначения УУД:
познавательные - ПУУД; коммуникативные - КУУД; регулятивные – РУУД; личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока
Тема урока |
«Кто такие птицы?» |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Цель урока
|
Знакомство с птицами как представителями животного мира; |
Задачи урока:
|
1. Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов. 2. Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности. 3. Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе. |
УУД |
Личностные: - стремятся хорошо учиться; - правильно идентифицируют себя с позицией школьника; - освоение личностного смысла обучения; Метапредметные: Регулятивные: - умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять высказанные мнения. - умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя, а впоследствии самостоятельно. - умение принимать и сохранять учебную задачу. - умение самостоятельно организовывать свое рабочее место во время практической работы в соответствии с целью выполнения заданий - освоение личностного смысла обучения; Коммуникативные: - умение слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания; умение строить взаимодействие с одноклассниками и учителем; - строить понятные для собеседника высказывания; - формирование умения слушать и слышать. - умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания. - умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: - умение выделять существенную информацию из изученного материала, умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. - умение выделять существенную информацию из текста песни; умение выдвигать предположение и его аргументировать. - анализировать изображение животных с целью выделения существенных признаков; умение анализировать мыслительные операции, обобщить материал, сделать выводы. - умение осуществлять выбор, сравнивать, классифицировать, выделяя существенные признаки - умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов - желание узнавать больше об окружающем мире |
Планируемые предметные результаты |
- сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; - учить выявлять признаки данного вида животных; - познакомить с голосами птиц, наблюдать за сезонной миграцией птиц |
Основные понятия |
Птицы |
Образовательные ресурсы: |
УМК «Школа России» по окружающему миру; электронное приложение к учебнику А.А. Плешаков «Окружающий мир», 1 класс, учебник 1 ч.; мультимедийный проектор, ноутбук, презентация |
Этапы урока и вид деятельности |
Содержание деятельности учителя |
Методы и приемы работы |
Содержание деятельности учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный, мотивация к учебной деятельности |
Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала -Здравствуйте, ребята, сели. Хорошо закроем двери. Шум оставим за дверями И урок начнем мы с вами. |
|
Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к уроку. |
ЛУУД: стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника; КУУД: формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний |
- Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились? (Рыбы, насекомые, звери) - А сейчас мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте синий, красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, если рыбу – синим, а если зверя – красным цветом. - Проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. - Замечательно. А вы все кружочки закрасили? (Нет) - Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (Птичка – голубь). - Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам, ни к зверям? (Нет чешуи, нет шерсти, нет 6 ног).
|
Презентация Слайд № 1
Слайд № 2
Работа с картами с изображением животных |
Отвечают на вопросы учителя.
Работа выполняется самостоятельно
Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения.
Ответы детей |
ПУУД: умение выделять существенную информацию из изученного материала, умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. КУУД: строить понятные для собеседника высказывания; РУУД: Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять высказанные мнения. |
3. Самоопределение к деятельности |
Прослушайте песню моего нового знакомого. ( песня из мультфильма «Кто ж такие птички?» «Надо в дорогу…» слова Б. Заходера, музыка А.Журбина) Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию темы и целей урока, Назовите признаки, по которым мой знакомый определил, что он птица? |
Наблюдение Слайд № 3
|
Слушают песню, выделяют из неё признаки птиц (летают, поют, несут яйца, вьют гнезда) Выдвигают предположения, обосновывают их, приводят примеры (например, насекомые тоже летают) |
ПУУД: умение выделять существенную информацию из текста песни; умение выдвигать предположение и его аргументировать. КУУД: Умение слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания; умение строить взаимодействие с одноклассниками и учителем; |
4. Формулирование темы урока, постановка целей. |
Организует диалог с учащимися. - Предположите, о ком будем говорить на уроке? - Прочитайте тему урока на стр.36 учебника. -Что необходимо нам научиться делать? - Какие учебные задачи мы поставим перед собой. |
Слайд № 4 Работа по учебнику стр. 36 |
Отвечая на вопросы, учащиеся стараются самостоятельно сформулировать тему урока, поставить перед собой цели. -Будем говорить о группе животных – птицах. Научимся отличать птиц от других групп животных, научимся выделять существенные признаки птиц. |
РУУД: умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя, а впоследствии самостоятельно.
|
5. Этап изучения нового материала |
-Рассмотрите верхний рисунок на стр. 36. Каких животных вы узнали? - Что общего у всех этих животных? -Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам? -Но ведь курица летает плохо, а её ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц? Тогда что? -Рассмотрите других птиц на стр. 37. Найдите общий признак всех птиц. - Так, каких же животных мы будем называть птицами? -Рассмотрите части тела на стр. 36 на примере голубя
-Найдите указанные части тела у дятла, совы, синицы.
-Что общего у всех этих птиц? |
Наблюдение, создание проблемно-поисковой ситуации Работа по учебнику стр. 36
использование электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс»
слайд № 5 |
Работают по учебнику, рассматривают иллюстрации животных отвечают на вопросы.
Дети пытаются определить , какое животное является птицей. ( курица) . Обосновывают свой ответ
Ребята определяют части тела сначала голубя, потом других птиц У всех птиц тело покрыто перьями. |
ПУУД: анализировать изображение животных с целью выделения существенных признаков; умение анализировать мыслительные операции, обобщить материал, сделать выводы. РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу. |
6. Физминутка |
Картинная пауза: птицы - машем руками - летим, рыбы – плывем |
Учитель показывает картинки с изображением птиц и рыб |
Учащиеся выполняют действия. |
|
7. Продолжение работы по теме урока |
Организует практическую работу по строению перьев птиц. У вас на столах лежат перья. (перья голубя). Рассмотрите их внимательно, изучите внешний вид, строение. -Чем различаются эти перья?
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его. -А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. -Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки. -Что случится, если подует ветерок?
-Отрежьте ножницами кончик пера. Что вы видите внутри? Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
-Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо? -Какой вывод из этого следует?
- Сделайте общий вывод.
-Давайте зарисуем перо в рабочих тетрадях. (стр. 25)
-У вас на столах лежат разные по размеру перья. Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? А маленькие перышки? Перья бывают разной величины. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полёта. Более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его. Самые мягкие, пушистые перья ( пуховые) согревают птицу. Есть птицы с декоративными перьями. Например, у павлина. У некоторых птиц разноцветные птицы.( попугай, колибри) Яркое оперение у самцов. Самки имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. |
Практическая работа
Слайд № 6
Слайд № 7 |
Учащиеся рассматривают перо, делают выводы. (работа в парах). Рассматривают цвет, форму, размер.
Учащиеся делают выводы: (если подует ветерок, перо полетит, потому что оно легкое) (ничего, оно внутри пустое)
(нет, вода скатилась капельками) (перья защищают птицу от воды и сырости)
Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях.
Учащиеся высказывают свои предположения.
|
РУУД: Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место во время практической работы в соответствии с целью выполнения заданий КУУД: умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания. ПУУД: Умение осуществлять выбор, сравнивать, классифицировать, выделяя существенные признаки |
8. Закрепление изученного материала. |
Отгадайте, о какой птице идет речь. Послушайте их голоса. Игра « Отгадай, чей голосок?» Ночь, как смола, черным-черна. Серой птице не до сна. Меж кустов, как тень, скользит, Караулит, кто не спит. Ловит каждый шорох чутко. А как крикнет, станет жутко, Вздрогнет спящая трава. Это ухает… (сова) Чёрный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. (дятел) Маленький мальчишка По полям ночует, Коноплю ворует. (воробей) Спинкою
зеленовата, Угадайте, что за птичка (ласточка) |
|
Учащиеся отгадывают загадки, слушают голоса птиц |
ПУУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме
|
9. Рефлексия учебной деятельности. |
-Кто такие птицы? -Назовите основной признак птиц? -Приведите примеры птиц. |
|
Отвечают на вопросы. |
КУУД: умение оформлять свои мысли в устной форме ЛУУД: Освоение личностного смысла обучения; ПУУД: желание узнавать больше об окружающем мире |
Заключение
В условиях введения ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки в соответствии с этими требованиями. Так при проектировании современного урока мы должны научиться применять различные методы и формы проведения урока.
Задачи проекта решались последовательно. Сначала была изучена нормативная база по проектированию современного урока. Затем была составлена технологическая карта урока окружающего мира для 1 класса на тему «Кто такие птицы» по УМК «Школа России». При проектировании данного урока были использованы все этапы урока.
Ожидаемые результаты проекта оправдались. Данный урок показывает. Что он позволит повысить качество обучения учащихся. Использование различных ресурсов позволит повысить учебно - познавательную мотивацию учащихся.
Список используемой литературы
1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения// Сентябрь. 2004.
2. Еременкова Т.Ю., Исаева С.А., Козина Е.В. Проектирование современного урока в начальной школе на основе технологической карты// ВИПКРО. 2013.
3. Копотева Г.Л, Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС// Управление начальной школы №12 /2011
4. http://festival.1september.ru
5. http://www.openclass.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.