ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Разработала Гюнтер Людмила Алексеевна
МБОУ «ООШ с.Подстепное», учитель начальных классов
Саратовская область Энгельсский район село Подстепное
ул.Кирова ,тел.79-05-47, E-mail gylyudmila@yandex.ru
Использование материала
во внеурочной деятельности с учащимися 1 класса
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
Проект «Осень»
Разработано в клубе «Хочу все знать»
Разработала учитель начальных классов
Гюнтер Людмила Алексеевна
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Наша общая тема:_________________________________________________
Что мне интересно об этом узнать: __________________________________________________________________
Я могу прочитать об этом в книгах:
__________________________________________________________________Мне могут об этом рассказать, об этом (кто):
__________________________________________________________________Чтобы больше узнать, я могу пойти:
__________________________________________________________________Ещё я могу узнать об этом (где):
__________________________________________________________________Главное: теперь я знаю, что
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Проект:__________________________________________________________
Что я буду делать:
__________________________________________________________________Порядок моих действий (план):
__________________________________________________________________Вместе со мной этот проект будут делать:
__________________________________________________________________Будут нужны такие материалы:
__________________________________________________________________Будут нужны такие инструменты:
__________________________________________________________________
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
Наша общая тема: Осень. «А, что уже осень?»
Что мне интересно об этом узнать:
Почему листья сначала зеленые, потом оранжевые? Почему желтеют листья? Почему опадают листья? Почему птиц меньше чем летом? Почему не жарко? Почему часто идет дождь?
Я могу прочитать об этом в книгах: посещение библиотеки
Я могу понаблюдать: экскурсии в природу
Мне могут об этом рассказать, об этом (кто): мама, бабушка, папа, учительница
Чтобы больше узнать, я могу пойти: в библиотеку
Ещё я могу узнать об этом (где): в интернете
Главное: теперь я знаю, что я могу наблюдать за природой, отвечать на свои вопросы с помощью книг, интернета, бесед с мамой, бабушкой, папой, учительницей, ребятами
Проект:
Что я буду делать: Задам вопрос маме (бабушке, папе и т.п.),пойдем в интернет, посмотрим в книгах
Порядок моих действий (план):
Наши вопросы «Почему листья сначала зеленые, потом оранжевые?», « Почему желтеют листья?», « Почему опадают листья?»
Мои действия: Спрошу дома у взрослых (родители поищут в книгах, посмотрят в интернете, расскажут на основе личных наблюдений выводов)
Вместе со мной этот проект будут делать: все вместе (ученики + родители +учитель)
Будут нужны такие материалы: листья деревьев
Будут нужны такие инструменты: карандаши , краски, альбом,компьютер
Интернет ресурсы:
http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelistihi08.htm
http://rebenok-vova.ru
http://flashsait.com
http://zanimatika.narod.ru
http://detstvo.ru
http://pozzdd.narod.ru
http://pochemuchca.ru/detsk-vopros/poshemu7.html
ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «Осень»
Задание 1. Ответить на вопросы по теме:
Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?
Где цветы завяли? Листья падают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Когда
наступает осень?
Назови осенние месяцы.
Приметы ранней осени в природе.
Красота золотой осени.
Какие стихи об осени ты знаешь?
Приметы поздней осени.
Труд человека в осенний период.
Задание 2. Объяснить значение словосочетаний:
Как вы понимаете?: «Моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».
Задание 3. Прочитать стихотворения, обсудить. Спросить
у ребенка, какие чувства вызывают у него эти стихи.
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят...
Видно тоже в Африку улететь хотят. (И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)
Задание 4. Объясните пословицы об осени.
Лето — со снопами, осень — с пирогами.
В ноябре зима с осенью борется. © Холоден сентябрь, да сыт.
Задание 5. Дидактическая игра «Правильно —
неправильно» (понимание причинно-следственных связей).
Птицы улетели на
юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на
юг.
МАТЕРИАЛ, СОБРАННЫЙ ДЕТЬМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Ответы: «Почему желтеют листья осенью»
Листья имеют зеленый цвет за счет хлорофилла, который необходим для фотосинтеза. Вместе с хлорофиллом в фотосинтезе участвуют и другие пигменты – каротиноиды оранжевого и желтого цвета, но их гораздо меньше, поэтому зеленый хлорофилл их «затмевает».
Работа у хлорофилла опасная: он ловит солнечные лучи, хлорофилл – срок жизни этой молекулы составляет всего лишь несколько дней.
Понятное дело, на место «сгоревшего» хлорофилла немедленно синтезируется новый. – Но то летом, в разгар фотосинтетической страды, а ближе к осени синтез хлорофилла прекращается; тот, что был, постепенно «выгорает», поэтому листья теряют зеленый цвет и становятся оранжевыми и желтыми (каротиноиды, в отличие от хлорофилла, не разрушаются, а остаются в листе; почему так происходит – см. ниже).
Зеленый цвет хлорофиллу придает атом магния. Без него хлорофилл не работает, поэтому магний является для растений очень ценным элементом. Если растение решает сбросить лист (ближе к осени или из-за нехватки воды), то оно первым делом выковыривает из хлорофиллов этого листа весь магний и забирает его в ветви, стебли и корни (там он хранится до следующего года). Хлорофилл без магния теряет зеленый цвет, поэтому листья желтеют.
Желтеющий лист растение использует как мусорный мешок. Все ценные вещества (не только магний) из увядающих листьев оттекают в ветви, стебли и корни, а взамен листья получают продукты выделения; можно сказать, что растения всё лето терпят, и только осенью у них появляется возможность наконец-то пописать. Представляете себе их кайф?
Раз каротиноиды остаются в опадающих листьях, значит, они не являются для растений особо ценными веществами? – Да, так и есть: любой каротин – это всего лишь углевод, его всегда можно сделать из продуктов фотосинтеза. – А тот же самый магний, например, приходится долго и упорно добывать из почвы.
http://otvety.google.ru
Итак, лист зелен потому, что зелен хлорофилл. Он придает листу такую окраску.
Ну а почему осенью листья становятся желтыми квасными, фиолетовыми?
Хлорофилл легко разрушается. Но летом он быстро легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными. Окраска листа не меняется, образование хлорофилла не отстает от его разрушения.
Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Между тем зерна хлорофилла продолжают все так же быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, и лист бледнеет.
Но в клетках листа есть я другие красящие вещества - желтые, только летом буйная зелень хлорофилла их заглушает, а теперь, когда хлорофилл постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют.
Они не только желтеют. Они становятся иной раз багряными и фиолетовыми. Помните у Пушкина: «Роняет лес багряный свой убор...» В листе теперь появляется еще одно красящее вещество, оно и придает ему такую окраску. Это вещество осенью захватывает все больше места в листе, потому что для его образования нужно, чтобы стало похолоднее и чтобы замирала жизнь растения. Все это и происходит в природе осенью.
Вот почему листья меняют свою окраску.
ЗАЩИТА ПРЕЗЕНТАЦИИ
СЛАЙД1 ОСЕНЬ
СЛАЙД 2 1. Осень, осень...
СЛАЙД 3
2.
Прошла лиса
под кустом
3.
Листопад,
листопад,
СЛАЙД 4
4.
Улетает
птичья стая, СЛАЙД 5
5.
Миновало
лето,
6.
Птички
улетели,
|
СЛАЙД 6
7. Дождь, дождь
СЛАЙД 7 8. —
Почемy к зиме деpевья
СЛАЙД 8 9. Улетали лебеди
СЛАЙД 9 10. Если
на деревьях листья пожелтели, СЛАЙД 10 ПЕСНЯ
|
Работа со словарями
Листопад (значения)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Листопад — опадание листвы растений перед наступлением холодного или засушливого периода.
Значение слова Листопад по Ефремовой:
Листопад - 1. Опадание листьев с растений осенью (в
жарких странах - перед наступлением сухого времени года).
Значение слова Листопад по Ожегову:
Листопад - Опадание листьев у деревьев, кустарников
Листопадные растения (теряющие листья с наступлением сезона).
Читаем стихи про осень
А.
С. Пушкин |
В. Степанов ВОРОБЕЙ
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.
Алексей Плещеев
ОСЕННЯЯ
ПЕСЕНКА
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Алексей
Плещеев ОСЕНЬ
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Константин Бальмонт ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Совместная работа над проектом
Мы ходили в течение трех месяцев на экскурсии, цель наша была наблюдать за изменениями в природе. Выполняли рисунки по возвращению в класс.
Умение наблюдать за природой — едва ли не основной природоведческий навык, который требуется сформировать в начальной школе согласно даже самым традиционным методикам.
На предмете рисования имеется задание, определить какого дерева листочек и разукрась, данное задание позволяет еще раз обратиться к тому, что дети видели на экскурсии.
Все вместе ходили в библиотеку. Библиотекарь подготовила книги, журналы в которых мы смогли посмотреть иллюстрации осени, прочитала описание осени, а также прочитала стихи про осень великих писателей. Посещение библиотеки детям очень понравилось.
Познакомились со справочной литературой - энциклопедиями. В энциклопедиях разных авторов посмотрели значение слова «листопад».
В классе еще раз прочитывали стихи, обсуждали их, определили, какие отражаются изменения в природе осенью в данных произведениях. Дети выбрали для заучивания стихи.
Дети, которые получили ответы на свои вопросы дома от взрослых, рассказали своим одноклассникам.
Разучили песню И.Смироной «Осень постучалась к нам».
Совместно в классе рассмотрели в интернете фото осени и выбрали для следующего этапа - слайды для презентации.
Выученные стихи и песня использовались в презентации «Осень».
Ученики участвовали в сетевом конкурсе защиты презентации «Ах, эта осень» и на школьном мероприятии «Осеняя сказка».
Провели интеллектуальный марафон «Осень»
Основным содержанием данной работы:
· формирование отношений между детьми;
· учитель выступает не столько в роли наставника, сколько организатора детской жизни и деятельности;
· разные предметности увязываются между собой: собственно окружающий мир, рисование, математические расчёты, письмо, чтение (выражающиеся как в обращённости детей к художественным и научно-популярным текстам, так и во всё возрастающем числе собственных сочинений и описаний).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.