Проектная деятельность
Оценка 4.8

Проектная деятельность

Оценка 4.8
docx
15.01.2024
Проектная деятельность
Что же это такое проект.docx

Что же это такое проект? В переводе с греческого проект – это путь исследования. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Виды проектной деятельности.

По составу участников:

Индивидуальный

Подгрупповой

Семейный

Групповой

По продолжительности:

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности:

Информационные

Исследовательские

Творческие

Ролево-игровые

Социаль-значимые

Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).

Исследовательские - дети экспериментируют, после чего оформляют результаты в виде газет, альбомов, выставок,драматизации.

Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Ролево-игровые- это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Социаль-значимые проекты. Про­ек­ты направ­ле­ны на изме­не­ния или пре­одо­ле­ние соци­аль­ных реше­ний пред­ста­ви­те­лей вла­сти или част­ных лиц, кото­рые затруд­ня­ют жизнь или доступ к услу­гам опре­де­лен­ным участ­ни­кам сооб­ще­ства.

Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:

1. Выбор цели проекта: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование.

3. Выполнение проекта – выполняется практическая часть проекта.

4. Подведение итогов – проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».

Для детей дошкольного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, они хотят все знать. Для удовлетворения любознательности одним детям достаточно интересного рассказа воспитателя в группе. Другой категории воспитанников объяснения мало, им тесны рамки организованных занятий. Этим детям необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент, поставить опыт, заглянуть в справочник, энциклопедию). Задача педагога – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности безо всякого принуждения

Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.

Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.

По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты.

Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению цели.

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога – выбор темы для глубокого изучения, составление плана деятельности. Один из введения в тему связан с моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? с детьми, педагогом, не только развитию ребёнка в познания интересов, оценке имеющихся и новых знаний в раскованной атмосфере, но развитию речи и речевого аппарата. Сбор информации и воспитательно-образовательной в проекта. Задача создать для познавательной деятельности детей.

2 этап

«Реализация проекта»

Задача воспитателя в условия для детских замыслов. Реализация происходит различные виды (творческую, экспериментальную, продуктивную). применения метода в данном заключается в том, что этап многостороннему развитию, как функций, так и ребёнка. активность на этапе проблемным обсуждением, помогает обнаруживать всё проблемы, операций и сопоставления, изложением педагога, опытов и экспериментов.

3 этап

«Презентация»

Важно, в основу был материальный продукт, ценность для детей. В ходе продукта творческий дошкольников, находят сведения, в ходе проекта. Задача воспитателя условия для того, дети возможность о своей работе, чувство за достижения, результаты своей деятельности. В своего перед сверстниками, ребёнок приобретает владения эмоциональной и невербальными средствами (жесты, и т.д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в деятельности изменяться по мере нарастания детской активности. педагога поэтапно по мере развития исследовательских и самостоятельной от обучающе-организующей на этапах к и к окончанию проекта.

Зачем же проекты?

Проекты:- помогают расширить самостоятельную деятельность детей;

- помогают осваивать окружающую действительность, изучать ее;

-способствуют развитию способностей детей;

- способствуют умению наблюдать;

- способствуют умению слушать

Вовлечение родителей в проект имеет большую ценность:

становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы себя «хорошими родителями», вносят свой в и все умения;

-у родителей формируется высокая достижений детей и за них;

-возможность закрепления знаний, в саду с занятий дома;

У педагогов появляется возможность понять, как мотивируют детей, увидеть, как мамы и папы своим решать задачи; использования знаний и родителей в занятий с детьми.

Что же ребёнок познаёт из совместного участия с родителями в проекте?

-участие родителей в с ребёнком доставляет особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

-расширяет социальный опыт ребёнка и дает модели для подражанияБлагодаря участию в процессе у формируется чувство гордости, самооценкаДети становятся раскрепощенными и самостоятельными, и уверенными в себе, общительными, внимательными и по отношению к и взрослым; к и сотрудничеству.

Решая различные познавательно- задачи с родителями и со сверстниками, дети перестают сомневаться, в правильности действий,при этом испытывают положительные эмоции, удивление, от успеха, стремление к поиску новых знаний,творческому опыту.

Метод проектов интересен и не только детям, но педагогам, т.к. он дает возможность получить новый. Именно проектная деятельность связывать процесс обучения и с реальными событиями из жизни ребёнка, а помогает заинтересовать его, в эту деятельность. Она объединить педагогов, детей, родителей, помогает научить работать в коллективе, сотрудничать, свою работу. ребёнок сможет себя, себя нужным, а значит, уверенность в силах.

Метод проектирования в работе с дошкольниками, я считаю одним из важных методов.

Благодаря проектам у детей формируются интерес к исследовательской деятельности, познавательной активности, творчеству, самостоятельности; умения планировать свою деятельность, в коллективе, что в будет способствовать обучению в школе.

Для педагогов преимуществом метода является:

- повышением качества процесса;

- развитием критического и мышления;

- способствует повышению компетентности у педагогов.

Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1.     На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.     Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.     Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.     Составление плана-схемы проекта.

5.     Сбор, накопление материала.

6.     Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.     Домашние задания для сам. выполнения.

8.     Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

a.     по составу участников;

b.     по целевой установке;

c.      по тематике;

d.     по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.     исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.     ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.     информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.     творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» – на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.     обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.     развитие познавательных способностей;

3.     развитие творческого воображения;

4.     развитие творческого мышления;

5.     развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

1.     «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);

2.     «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);

3.     «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);

4.     «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);

5.     «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);

6.     «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);

7.     проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;

8.     дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);

9.     социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

1.     пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

2.     приобщать детей к процессу познания;

3.     формировать различные представления;

4.     привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

5.     побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

1.     формирование эмоциональной заинтересованности;

2.     знакомство с предметами и действиями с ними;

3.     развитие мышления и воображения;

4.     речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.     осознание поставленной цели;

2.     овладение различными способами решения поставленных задач;

3.     способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

4.     поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

1.     развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2.     развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

3.     формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

4.     развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

1.     произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

2.     потребности в создании собственной картины мира;

3.     навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

1.     выявить проблему;

2.     самостоятельно искать нужное решение;

3.     выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

4.     самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Тематика блока

Название проекта

Продукт детской деятельности

Наследие

«Эхо столетий»

«Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)

«Защитники Отечества»

 Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
Театрализованное представление «Богатыри земли русской»

«Здравствуй, Пушкин!»

Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья, прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам».
Дидактические игры
«Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода Пушкинской эпохи», «Малые театральные встречи», «Встречи у камина» (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)
Детские книги «Здравствуйте, Пушкин!, «Сказки Пушкина»
Макет «У Лукоморья»
Театрализованное представление «Сказки Пушкина», «Пушкинский бал».

Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука»

«Семейное древо»
Альбом рисунков «Моя семья»
Выставка семейных реликвий.

«Я в мире людей»

Проекты в детском саду:
1) «Мои друзья»
2) «У нас в Нескучном саду»
3) «День защиты детей»
4) «Сказки о любви»
5) «Весёлый этикет»

Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)
Театральные этюды, выпуск газет и журналов
Проект «Детский сад будущего». Выпуск стенгазеты.
Карнавал. Разработка детского кодекса.
Литературная гостиная. Изготовление «Валентинок».
Школа «Маркиза этикета»

«Мир вокруг нас»

«Четыре стихии»
«Времена года»
«Мир животных и птиц»
«Уральские самоцветы»

Картотека опытов.
Составление коллажей
Детская книга «Это опасная стихия»
Детская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.
Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельность
Коллаж, детская книга «Легенда о камнях»

«Весёлая астрономия»
«Жалобная книга природы»
«В стране чисел и фигур»
«Полезные вещи»
«От кареты до ракеты»

Викторина «Через тернии к звёздам»
Театральные этюды «Неизведанная планета», «Путешествие на луну».
Сочинение «Звёздных сказок».
Сочинение сказок от имени природных объектов.
«Лесная газета».
Выпуск журнала «Экологический светофор города»
Коллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.
Математическое шоу «Алиса в стране математики».
Энциклопедия «Из истории вещей»
«Приключения вещей» – сочинение сказок об обычных вещах.
Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.
Детские проспекты по видам техники (транспорт).
«Наши помощники» (книга об истории бытовых приборов).

«Ты и твоё здоровье»

«Я и моё тело»
«Окошки в мир. Органы чувств»
«Твоё питание и здоровье»
«Путешествие пирожка» (строение пищеварительной системы)
«Живительные силы»
«Про витамины и здоровье»
«Как мы дышим» (приключение Кислородинки)

Дневник «Я расту»
Проект «Страна Айболития»
«Польза и вред» (проекты по органам чувств)
Мини проекты «Для чего нужна пища?»
Детская книга «Приключения в стране витаминов», составление картотеки блюд.
Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.
«Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?»
Планшет «Вред-польза»
«За чистый воздух» (плакат)
Детская книга закаливания

Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д.
Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.
Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Социальное развитие

Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.
Права и обязанности в семье.
Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребёнка).
Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр».

Речь и речевое общение

Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома»,
Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие

Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.
Совместные туристические походы «В бассейн идём вместе».
Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
Организация семейного мини-кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».
Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Мир, в котором мы живём

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Природа

Коллажи «Домашние любимцы».
Составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Начала грамоты

Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».
Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена»

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы».
Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Худ. литература

Пословицы и поговорки о семье.
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
Выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке», Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей».
Заучивание: Е Благинина «Посидим в тишине».

ИЗО и дизайн

Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру».
Выпуск семейных газет.
Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)
Выставки «Семейное хобби».

Театр

Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
Совместное посещение семьями театров.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

 

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.

Проектная деятельность включает в себя:

1. Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

2. Целенаправленную детскую деятельность

3. Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с

другом

4. Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы

проекта.

Существует такое понятие, как метод проекта.

Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

- формирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и

творчество дошкольников;

- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Метод проекта включает в себя несколько аспектов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация.

2

Этапы работы над проектом:

1. Проблематизация. Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям.

2. Целеполагание. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна прежде всего для ребенка либо участников проекта (родители).

3. Планирование. Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.

4. Реализация плана. Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и т. д. ; действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д. ; письменный – сказки, стихи, рассказы).

5. Презентация. Представление проектного продукта происходит в виде презентации.

6. Рефлексия. Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений.

7. Портфолио проекта. Включает в себя: - паспорт проекта; - планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом); -

промежуточные отчеты группы; - собранная информация по теме; - результаты исследования; - материалы для презентации. Проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации

По продолжительности проекты бывают.

1. Краткосрочными (одно или несколько занятий)

2. Средней продолжительности

3. Долгосрочные (в течении года).

Терминологический словарь

Проект – это замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

2. Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях. Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок. Проектная деятельность в ДОУ – это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.

Задачи обучения младших дошкольников:

• пробудить интерес к будущему проекту;

• приобщать ребят к процессу познания нового;

• формировать различные представления;

• побуждать детей к совместной исследовательской деятельности. Развитие

психических процессов:

• создание эмоциональной заинтересованности;

• познание новых предметов и действий с ними;

• развитие воображения и мышления;

• развитие речи. Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

• осмысление цели;

• овладение разными способами ее достижения;

• способность предполагать результат.

В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект«Доктор Айболит», развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни», обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых», развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»).

Задачи обучения старших дошкольников:

• развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;

• поощрять эксперименты и моделирование;

• формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;

• учить прогнозировать. Формирование азов учебной деятельности:

• стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;

• развивать навыки коммуникативного взаимодействия. Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

• умение найти проблему;

• самостоятельно осуществить поиск решения;

• выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;

• уметь анализировать результаты.

В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»). Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать своюдеятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).

3. Какие могут быть проекты в детском саду?

Проектная деятельность в детском саду классифицируется по

доминирующему методу:

• поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);

• информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);

• игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);

• творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции). Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом. Важным критерием в способе организации проектной Деятельности является возраст ребенка:

• Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый

координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо

подражают его действиям;

• Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача

ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения

результата

• Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для

самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к

определению проблемы и способу ее решения. Как выполняется проект в

детском саду?

Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть

актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная

деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.

Основы проектной деятельности базируются на важных

принципахпроектирования в детском саду:

• Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может

согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе

или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе

выполнения проектаребенок может принять решение о продолжении работы

или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей

работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении

результата окружающим.

• Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность

общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.

• Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом

собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в

самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

5. Любой проект выполняется постепенно и можно выделить определенные

этапы проектной деятельности:

• формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт.

Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию,

осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать,

чтобы получить результат;

• педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на

решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;

• педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в

случае необходимости оказывает им практическую помощь;

• по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее

подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.

Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом

сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.


 

Что же это такое проект? В переводе с греческого проект – это путь исследования

Что же это такое проект? В переводе с греческого проект – это путь исследования

Этим детям необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент, поставить опыт, заглянуть в справочник, энциклопедию)

Этим детям необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент, поставить опыт, заглянуть в справочник, энциклопедию)

Вовлечение родителей в проект имеет большую ценность: становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы себя «хорошими родителями», вносят свой в и все…

Вовлечение родителей в проект имеет большую ценность: становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы себя «хорошими родителями», вносят свой в и все…

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: 1

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: 1

В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и…

В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и…

Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб); 3

Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб); 3

Линии развития личности. Физическое развитие: стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств; формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука…

Линии развития личности. Физическое развитие: стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств; формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука…

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: 1

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков: 1

Дидактические игры «Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода

Дидактические игры «Сказки Пушкина», кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская «Мода

Как мы дышим» (приключение Кислородинки)Дневник «Я расту»

Как мы дышим» (приключение Кислородинки)Дневник «Я расту»

ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру»

ИЗО и дизайн Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру»

Погружение в проект; 2. Организация деятельности; 3

Погружение в проект; 2. Организация деятельности; 3

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования: • осмысление цели; • овладение разными способами ее достижения; • способность предполагать результат

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования: • осмысление цели; • овладение разными способами ее достижения; • способность предполагать результат

Важным критерием в способе организации проектной

Важным критерием в способе организации проектной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024