Что же это такое проект? В переводе с греческого проект – это путь исследования. В настоящее время этот термин связывается с понятием «проблема». Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Виды проектной деятельности.
По составу участников:
Индивидуальный
Подгрупповой
Семейный
Групповой
По продолжительности:
Краткосрочные (1-4 недели)
Среднесрочные (до 1 месяца)
Долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему виду проектной деятельности:
Информационные
Исследовательские
Творческие
Ролево-игровые
Социаль-значимые
Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков).
Исследовательские - дети экспериментируют, после чего оформляют результаты в виде газет, альбомов, выставок,драматизации.
Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Ролево-игровые- это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Социаль-значимые проекты. Проекты направлены на изменения или преодоление социальных решений представителей власти или частных лиц, которые затрудняют жизнь или доступ к услугам определенным участникам сообщества.
Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы:
1. Выбор цели проекта: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование.
3. Выполнение проекта – выполняется практическая часть проекта.
4. Подведение итогов – проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».
Для детей дошкольного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, они хотят все знать. Для удовлетворения любознательности одним детям достаточно интересного рассказа воспитателя в группе. Другой категории воспитанников объяснения мало, им тесны рамки организованных занятий. Этим детям необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент, поставить опыт, заглянуть в справочник, энциклопедию). Задача педагога – выявить всех заинтересованных детей и привлечь их к участию в научно-исследовательской деятельности безо всякого принуждения
Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.
Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.
Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста.
По инструкции педагога дошкольники выполняют различные задания и создают конкретные продукты.
Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов ребенка, а представляют собой результат освоения программного содержания
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению цели.
Этапы проектной деятельности
1 этап
«Выбор темы»
Задача педагога – выбор темы для глубокого изучения, составление плана деятельности. Один из введения в тему связан с моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? с детьми, педагогом, не только развитию ребёнка в познания интересов, оценке имеющихся и новых знаний в раскованной атмосфере, но развитию речи и речевого аппарата. Сбор информации и воспитательно-образовательной в проекта. Задача создать для познавательной деятельности детей.
2 этап
«Реализация проекта»
Задача воспитателя в условия для детских замыслов. Реализация происходит различные виды (творческую, экспериментальную, продуктивную). применения метода в данном заключается в том, что этап многостороннему развитию, как функций, так и ребёнка. активность на этапе проблемным обсуждением, помогает обнаруживать всё проблемы, операций и сопоставления, изложением педагога, опытов и экспериментов.
3 этап
«Презентация»
Важно, в основу был материальный продукт, ценность для детей. В ходе продукта творческий дошкольников, находят сведения, в ходе проекта. Задача воспитателя условия для того, дети возможность о своей работе, чувство за достижения, результаты своей деятельности. В своего перед сверстниками, ребёнок приобретает владения эмоциональной и невербальными средствами (жесты, и т.д.).
4 этап
«Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в деятельности изменяться по мере нарастания детской активности. педагога поэтапно по мере развития исследовательских и самостоятельной от обучающе-организующей на этапах к и к окончанию проекта.
Зачем же проекты?
Проекты:- помогают расширить самостоятельную деятельность детей;
- помогают осваивать окружающую действительность, изучать ее;
-способствуют развитию способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать
Вовлечение родителей в проект имеет большую ценность:
становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы себя «хорошими родителями», вносят свой в и все умения;
-у родителей формируется высокая достижений детей и за них;
-возможность закрепления знаний, в саду с занятий дома;
У педагогов появляется возможность понять, как мотивируют детей, увидеть, как мамы и папы своим решать задачи; использования знаний и родителей в занятий с детьми.
Что же ребёнок познаёт из совместного участия с родителями в проекте?
-участие родителей в с ребёнком доставляет особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
-расширяет социальный опыт ребёнка и дает модели для подражания. Благодаря участию в процессе у формируется чувство гордости, самооценка. Дети становятся раскрепощенными и самостоятельными, и уверенными в себе, общительными, внимательными и по отношению к и взрослым; к и сотрудничеству.
Решая различные познавательно- задачи с родителями и со сверстниками, дети перестают сомневаться, в правильности действий,при этом испытывают положительные эмоции, удивление, от успеха, стремление к поиску новых знаний,творческому опыту.
Метод проектов интересен и не только детям, но педагогам, т.к. он дает возможность получить новый. Именно проектная деятельность связывать процесс обучения и с реальными событиями из жизни ребёнка, а помогает заинтересовать его, в эту деятельность. Она объединить педагогов, детей, родителей, помогает научить работать в коллективе, сотрудничать, свою работу. ребёнок сможет себя, себя нужным, а значит, уверенность в силах.
Метод проектирования в работе с дошкольниками, я считаю одним из важных методов.
Благодаря проектам у детей формируются интерес к исследовательской деятельности, познавательной активности, творчеству, самостоятельности; умения планировать свою деятельность, в коллективе, что в будет способствовать обучению в школе.
Для педагогов преимуществом метода является:
- повышением качества процесса;
- развитием критического и мышления;
- способствует повышению компетентности у педагогов.
Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
a. по составу участников;
b. по целевой установке;
c. по тематике;
d. по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» – на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
В старшем дошкольном возрасте – это:
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап |
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется
и продукт проекта. |
1. Вхождение в проблему. |
2 этап |
4. Помогает в решении задачи. |
5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап |
7. Практическая помощь (по необходимости). |
7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап |
9. Подготовка к презентации. |
8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:
Консультации по темам:
Семинары-практикумы:
Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:
1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
2. приобщать детей к процессу познания;
3. формировать различные представления;
4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
1. формирование эмоциональной заинтересованности;
2. знакомство с предметами и действиями с ними;
3. развитие мышления и воображения;
4. речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1. осознание поставленной цели;
2. овладение различными способами решения поставленных задач;
3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
4. поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
социальное развитие:
познавательное развитие:
эстетическое развитие:
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
2. потребности в создании собственной картины мира;
3. навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1. выявить проблему;
2. самостоятельно искать нужное решение;
3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
4. самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
Физическое развитие:
Познавательное развитие:
Эстетическое развитие:
Тематика блока |
Название проекта |
Продукт детской деятельности |
Наследие |
«Эхо столетий» |
«Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление) |
«Защитники Отечества» |
Исторический альбом «Защитники Отечества» (рисунки,
бумажная пластика, детское сочинительство) |
|
«Здравствуй, Пушкин!» |
Создание альбомов «Пушкин и няня», «Семья Пушкина», «Друзья,
прекрасен наш союз!», «По Пушкинским местам». |
|
Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука» |
«Семейное древо» |
|
«Я в мире людей» |
Проекты в детском саду: |
Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории) |
«Мир вокруг нас» |
«Четыре стихии» |
Картотека опытов. |
«Весёлая астрономия» |
Викторина «Через тернии к звёздам» |
|
«Ты и твоё здоровье» |
«Я и моё тело» |
Дневник «Я расту» |
Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон
одежды для дома» и т.д. |
Социальное развитие |
Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. |
Речь и речевое общение |
Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей
семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше
путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я
помогаю дома», |
Здоровье и физическое развитие |
Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных
комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Мир, в котором мы живём |
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты
питания). |
Природа |
Коллажи «Домашние любимцы». |
Начала грамоты |
Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей
и родителей «Семейный бюджет». |
Конструирование |
«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы». |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
|
Худ. литература |
Пословицы и поговорки о семье. |
ИЗО и дизайн |
Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой
дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру». |
Театр |
Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских
развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги». |
Алгоритм разработки проекта
Этапы |
Задачи |
Деятельность проектной группы |
Деятельность научно-методической службы |
Начальный |
Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. |
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания |
Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. |
Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. |
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
Работа с информацией. Синтез и анализ идей. |
Наблюдение. Консультации. |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Работа над проектом, его оформление. |
Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) |
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке |
Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта |
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. |
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.
Проектная деятельность включает в себя:
1. Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
2. Целенаправленную детскую деятельность
3. Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с
другом
4. Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы
проекта.
Существует такое понятие, как метод проекта.
Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- формирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и
творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Метод проекта включает в себя несколько аспектов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация.
2
Этапы работы над проектом:
1. Проблематизация. Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям.
2. Целеполагание. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна прежде всего для ребенка либо участников проекта (родители).
3. Планирование. Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.
4. Реализация плана. Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и т. д. ; действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д. ; письменный – сказки, стихи, рассказы).
5. Презентация. Представление проектного продукта происходит в виде презентации.
6. Рефлексия. Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений.
7. Портфолио проекта. Включает в себя: - паспорт проекта; - планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом); -
промежуточные отчеты группы; - собранная информация по теме; - результаты исследования; - материалы для презентации. Проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации
По продолжительности проекты бывают.
1. Краткосрочными (одно или несколько занятий)
2. Средней продолжительности
3. Долгосрочные (в течении года).
Терминологический словарь
Проект – это замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
2. Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях. Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок. Проектная деятельность в ДОУ – это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка.
Задачи обучения младших дошкольников:
• пробудить интерес к будущему проекту;
• приобщать ребят к процессу познания нового;
• формировать различные представления;
• побуждать детей к совместной исследовательской деятельности. Развитие
психических процессов:
• создание эмоциональной заинтересованности;
• познание новых предметов и действий с ними;
• развитие воображения и мышления;
• развитие речи. Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
• осмысление цели;
• овладение разными способами ее достижения;
• способность предполагать результат.
В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект«Доктор Айболит», развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни», обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых», развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»).
Задачи обучения старших дошкольников:
• развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
• поощрять эксперименты и моделирование;
• формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
• учить прогнозировать. Формирование азов учебной деятельности:
• стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
• развивать навыки коммуникативного взаимодействия. Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
• умение найти проблему;
• самостоятельно осуществить поиск решения;
• выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
• уметь анализировать результаты.
В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»). Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать своюдеятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).
3. Какие могут быть проекты в детском саду?
Проектная деятельность в детском саду классифицируется по
доминирующему методу:
• поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
• информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
• игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
• творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции). Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом. Важным критерием в способе организации проектной Деятельности является возраст ребенка:
• Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый
координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо
подражают его действиям;
• Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача
ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения
результата
• Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для
самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к
определению проблемы и способу ее решения. Как выполняется проект в
детском саду?
Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть
актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная
деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.
Основы проектной деятельности базируются на важных
принципахпроектирования в детском саду:
• Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может
согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе
или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе
выполнения проектаребенок может принять решение о продолжении работы
или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей
работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении
результата окружающим.
• Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность
общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
• Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом
собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в
самоопределении и объективной оценке своих возможностей.
5. Любой проект выполняется постепенно и можно выделить определенные
этапы проектной деятельности:
• формулируется проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт.
Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию,
осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать,
чтобы получить результат;
• педагог помогает детям планировать деятельность, направленную на
решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли;
• педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в
случае необходимости оказывает им практическую помощь;
• по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее
подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности.
Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом
сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.