ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО
Автор- Малышевская М.В., преподаватель ГБПОУ КК ККЭП
Модернизация системы образования в России предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения главной цели — обеспечение нового современного качества образования. Кардинальная задача этой модернизации — развитие человеческого потенциала страны, генерация нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений, развития институтов управления, в своей деятельности опирающихся на общественно одобряемую систему ценностей.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.
Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности образовательного процесса, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.
В чём же суть проектного обучения?
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность, как развивающая технология профессионального образования ориентированная на продукт, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста. Данный подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а так же способность решать разноуровневые профессиональные задачи.
Использование проектной деятельности в процессе обучения способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а также грамотности в работе с информацией. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества.
Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.1
Участие в проектной деятельности студентов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Что дает использование проектной технологии в образовательном процессе? Главное - создаются условия для реализации интересов обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного сотворчества с педагогом, что способствует повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному самоопределению и успешности. В ходе работы над проектом у обучающихся совершенствуются общеучебные умения, за счет психологических ресурсов проектной работы у них развиваются качества, необходимые современному образованному, культурному человеку.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования и целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов ФГОС СПО ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. В связи с этим профессиональное образование должно изменить традиционную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение полученных знаний.
В настоящее время метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности студентов и преподавателя. Но метод этот не новый.
Проект является большой самостоятельной частью подготовки конкурентоспособного специалиста и имеет своей целью - систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов, помогает определить степень подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности.
Преимущества технологии проектной деятельности: заинтересованность обучающихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций обучающихся, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность. Именно проектная деятельность позволяет выйти по требованиям ФГОС нового поколения на результат, использование полученных знаний для дальнейшего обучения, развития и саморазвития.
В работе по формированию проектно-исследовательских умений можно выделить два основных этапа: диагностический, практический.
· Первый этап – подготовительный. Он позволяет выявить уровень сформированности общих учебных умений и навыков обучающихся, на этом этапе ведется отслеживание организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных способностей обучающихся. Включаются так же умения работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, умение работать в группе, планировать и анализировать свою деятельность. При этом можно использовать и возможности урока, в ходе проведения наблюдения, «срезовых» работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также внеаудиторной самостоятельной работы, лабораторных работ и проведения практических занятий. Эта диагностика позволяет распределить обучающихся в микрогруппы для организации последующей работы.
· Второй этап – практический. Обучающиеся выходят на проектную деятельность. Здесь задача преподавателя ознакомить обучающихся с общими требованиями к подготовке к выполнению и оформлению работы. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием сроков и ответственных. Этот этап включает в себя самостоятельный поиск информации, систематизацию и анализ собранного материала, оформление проекта.
На этом этапе готовится презентация проекта и защита проекта.
Типы проектов
· Практико-ориентированный. Цель - решение практических задач.
· Исследовательский проект. Цель - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
· Информационный проект. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
· Творческий проект. Цель – привлечение интереса к конкретной проблеме.
· Игровой проект. Цель–предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы.
Однако, наряду с несомненными положительными сторонами проектной деятельности, такими, как:
- формирование навыков самообразования и самоконтроля;
- моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат;
- формирование коммуникативных умений;
- осуществление индивидуального подхода;
- формирование интереса к познавательной деятельности,
существуют и ряд проблемных моментов, связанных с реализацией метода, таких как:
- возрастающая нагрузка на педагога;
- психологические и коммуникативные проблемы;
- проблема субъективной оценки.
Нередко студент не готов к самостоятельной работе, однако, проявляет интерес к поставленной проблеме. Роль преподавателя -наставника заключается в выработке индивидуальных приемов руководства, снижении темпов создания проекта и формировании индивидуального графика студента.
Работа над проектом помогает обучающимся осознать, что знания – это необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные планы, самостоятельно принимать решения, реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работодатель хочет видеть сегодня специалиста, который занял значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно определять перспективы. Такие выпускники должны обладать проектным типом мышления, а значит мы на правильном пути.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2000. – 240с.
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы [Текст]./ Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилен, 2007. – с. 121-141.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]. - М.: Просвещение 2003.
Граф В., Ильясов И., Ляудис В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М.: Издательство Московского университета, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.