ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО
Оценка 4.6

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО

Оценка 4.6
docx
28.09.2023
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ  СТУДЕНТОВ СПО
проекты-статья.docx

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ  СТУДЕНТОВ СПО

Автор- Малышевская М.В., преподаватель ГБПОУ КК ККЭП

 

           Модернизация системы образования в России предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения главной цели — обеспечение нового современного качества образования. Кардинальная задача этой модернизации — развитие человеческого потенциала страны, генерация нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных, экономических и политических отношений, развития институтов управления, в своей деятельности опирающихся на общественно одобряемую систему ценностей.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности образовательного процесса, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

В чём же суть проектного обучения?

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная деятельность, как развивающая технология профессионального образования ориентированная на продукт, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста. Данный подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а так же способность решать разноуровневые профессиональные задачи.

Использование проектной деятельности в процессе обучения способствует формированию у обучающихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а также грамотности в работе с информацией. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества.

Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.1

Участие в проектной деятельности студентов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Что дает использование проектной технологии в образовательном процессе? Главное - создаются условия для реализации интересов обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, продуктивного сотворчества с педагогом, что способствует повышению мотивации студентов к обучению, их профессиональному самоопределению и успешности. В ходе работы над проектом у обучающихся совершенствуются общеучебные умения, за счет психологических ресурсов проектной работы у них развиваются качества, необходимые современному образованному, культурному человеку.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования и целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов ФГОС СПО  ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности. В связи с этим профессиональное образование должно изменить традиционную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение полученных знаний.

В настоящее время метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности студентов и преподавателя. Но метод этот не новый.

Проект является большой самостоятельной частью подготовки конкурентоспособного специалиста и имеет своей целью - систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов, помогает определить степень подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности.

Преимущества технологии проектной деятельности: заинтересованность обучающихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций обучающихся, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, дисциплинированность. Именно проектная деятельность позволяет выйти по требованиям ФГОС нового поколения на результат, использование полученных знаний для дальнейшего обучения, развития и саморазвития.

В работе по формированию проектно-исследовательских умений можно выделить два основных этапа: диагностический, практический.

·         Первый этап – подготовительный. Он позволяет выявить уровень сформированности общих учебных умений и навыков обучающихся, на этом этапе ведется отслеживание организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных способностей обучающихся. Включаются так же умения работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал, умение работать в группе, планировать и анализировать свою деятельность. При этом можно использовать и возможности урока, в ходе проведения наблюдения, «срезовых» работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также внеаудиторной самостоятельной работы, лабораторных работ и проведения практических занятий. Эта диагностика позволяет распределить обучающихся в микрогруппы для организации последующей работы.

·         Второй этап – практический. Обучающиеся выходят на проектную деятельность. Здесь задача преподавателя ознакомить обучающихся с общими требованиями к подготовке к выполнению и оформлению работы. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием сроков и ответственных. Этот этап включает в себя самостоятельный поиск информации, систематизацию и анализ собранного материала, оформление проекта.

На этом этапе готовится презентация проекта и защита проекта.

Типы проектов

·         Практико-ориентированный. Цель - решение практических задач.

·         Исследовательский проект. Цель - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

·         Информационный проект. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

·         Творческий проект. Цель – привлечение интереса к конкретной проблеме.

·         Игровой проект. Цель–предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы.

Однако, наряду с несомненными положительными сторонами проектной деятельности, такими, как:

- формирование навыков самообразования и самоконтроля;

- моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат;

- формирование коммуникативных умений;

- осуществление индивидуального подхода;

- формирование интереса к познавательной деятельности,

существуют и ряд проблемных моментов, связанных с реализацией метода, таких как:

- возрастающая нагрузка на педагога;

- психологические и коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

 Нередко студент не готов к самостоятельной работе, однако, проявляет интерес к поставленной проблеме. Роль преподавателя -наставника заключается в выработке индивидуальных приемов руководства, снижении темпов создания проекта и формировании индивидуального графика студента.

Работа над проектом помогает обучающимся осознать, что знания – это необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные планы, самостоятельно принимать решения, реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Работодатель хочет видеть сегодня специалиста, который занял значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно определять перспективы. Такие выпускники должны обладать проектным типом мышления, а значит мы на правильном пути.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2000. – 240с.

Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы [Текст]./ Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилен, 2007. – с. 121-141.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]. - М.: Просвещение 2003.

Граф В., Ильясов И., Ляудис В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М.: Издательство Московского университета, 2011.

 


 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ

Участие в проектной деятельности студентов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки…

Участие в проектной деятельности студентов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки…

В работе по формированию проектно-исследовательских умений можно выделить два основных этапа: диагностический, практический

В работе по формированию проектно-исследовательских умений можно выделить два основных этапа: диагностический, практический

Работодатель хочет видеть сегодня специалиста, который занял значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно определять перспективы

Работодатель хочет видеть сегодня специалиста, который занял значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно определять перспективы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2023