Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных действий младшего школьника при изучении предмета «Окружающий мир»
Оценка 5

Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных действий младшего школьника при изучении предмета «Окружающий мир»

Оценка 5
doc
03.11.2022
Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных действий младшего школьника при изучении предмета «Окружающий мир»
Творческий отчёт.doc

 

 

Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных действий младшего школьника при изучении предмета «Окружающий мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) НОО второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой младший школьник не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.[1]

           Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные учебные действия, которые открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и предопределяют успешность всего последующего обучения. Я думаю, что существует ряд причин, приводящих к возникновению данной  проблемы:

- традиционная  форма подачи информации устарела и неэффективна;

- недостаточный уровень развитие аналитического, критического и творческого мышления учащихся, умения работать в команде, сотрудничать;

-недостаточная сформированность компетенций учителя, которые позволяют учащимся перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.

Одним из наиболее эффективных средств достижения  метапредметных образовательных результатов являются задания проектного вида и учебные проекты.

Исходя из этих особенностей, большую актуальность в образовательной деятельности моего класса  приобретает использование технологий, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания и собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, а значит, развивает учебно-познавательную деятельность младших школьников. Одной из них является технология проектной деятельности. Сегодня её роль как инструмента повышения качества образования возрастает.

Использование проектной деятельности на уроках позволяет: развивать умения, активизировать учебно-познавательную деятельность, осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. В основе каждого проекта лежит какая-то проблема. Для того чтобы её решить, предстоит приобрести опыт исследовательской, поисковой, проблемной деятельности, научиться собирать данные, обрабатывать их, т.е. систематизировать и анализировать, уметь интегрировать знания. В процессе этой работы приобретаются умения и навыки из различных областей: науки, техники, искусства. Кроме того, существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.

Однако до сих пор не раскрыты возможности содержания учебного материала, влияющие на развитие познавательных учебных действий младших школьников в проектной деятельности, не выявлены критерии, принципы отбора и условия применения такого материала на уроках в начальной школе.

На основе сформулированной проблемы, я поставила перед собой цель- выявление возможностей проектной деятельности в начальной школе в формировании познавательных учебных действий младших школьников в рамках курса «Окружающий мир». Я думаю, что использование учебных  проектов на уроках окружающего мира будет способствовать формированию познавательных учебных действий при условии интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволит учащимся моего класса наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть специфику формирования познавательных учебных действий на уроках окружающего мира.

2. Выделить особенности  организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

3. Определить возможности проектной деятельности в формировании познавательных учебных действий младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».

Практическая значимость работы заключается в том, что представленные результаты могут быть использованы в работе учителей начальной школы: по формированию познавательных учебных действий детей младшего школьного возраста в проектной деятельности; по организации  проектной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.


1.       Познавательные учебные действия на уроках окружающего мира.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [7].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют познавательные учебные действия.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы [1].

Общеучебные универсальные действия - это:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование

- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия - это:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы - это:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи.

Существуют  особенности развития познавательных учебных действий на уроках окружающего мира. Это ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей [11]:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий по [11]:

·                     овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

·                     формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

·                     формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Таким образом,  при изучении курса «Окружающий мир» развиваются следующие познавательные учебные действия:

      

Класс

Познавательные УУД

1 класс

-     Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

-     Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-     Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-     Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

2 класс

-        Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

-        Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

-        Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

-        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-        Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

3-4 класс

-        Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-        Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-        Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-        Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

 

Все эти учебные действия могут быть сформированы при помощи проектной деятельности. .[11]

 


2. Проектная деятельность в начальной школе.

          В своей работе я рассматриваю проектную деятельность как деятельность в рамках реализации проекта, предполагающую самостоятельное выполнение детьми младшего школьного возраста комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого. Влияние проектной деятельности на развитие познавательных учебных действий определяется степенью овладения ребенком действиями практического и мыслительного характера: выделение (осознание) проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение возможных способов решения проблемы, реализация намеченного плана, представление продукта проектной деятельности. [3,7]

Как мы уже отмечали, в современной педагогике отмечены разные подходы к выделению этапов проектной деятельности школьников. Согласно работам Ю.А. Воронина, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Н.В.Черненко и др., в качестве основных этапов проектной деятельности выделяют: определение проблемы, нахождение способов решения проблемы, выполнение работы и подведение итогов. То есть проектная деятельность является многоэтапной и эффективность ее реализации определяется процессом ее организации [3, 2].

Можно рассматривать «организацию проектной деятельности» как процесс приведения деятельности учащихся из дифференцированных частей в определенную целостную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этой деятельности с учетом конкретных условий [4,5].

В целом этапы организации проектной деятельности в начальной школе соответствуют этапам реализации проектной деятельности младшими школьниками, кроме первого - подготовительного этапа и последнего -заключительного (итогового) этапа, которые являются специфичными, так как эти этапы осуществляются только одним участником проектной деятельности — педагогом. Роль педагога отличается на разных этапах проектирования: он превращается из основного источника и контроллера знаний в консультанта и помощника, организатора деятельности детей. У педагога появляются широкие возможности осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям, используя различные по уровню сложности проектные задания. Педагог руководит творческой деятельностью детей. Но не делает это навязчиво.

Первым этапом организации проектной деятельности младших школьников является подготовительный этап. Педагогу при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». [6]

Эффективность организации проектной деятельности определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности:

1. Организация этапа целеполагания.

Целеполагание — это «старт», на котором задумывается проект. На этом этапе значимой является подготовка педагога, который формулирует педагогическую цель (К чему я буду вести детей?), соотносит ее с проблемами детей, находит значимую из них. Главные вопросы этого этапа, на которые должны ответить дети: Что будем делать? Как можно решить наше затруднение? Для кого (чего) это нужно? Что в результате получим? Что мы знаем и умеем? Чему надо поучится?

Младшие школьники должны осознать и уяснить: зачем и почему они будут выполнять проект, каково его значение в их жизни и в жизни общества, какова основная задача предстоящей деятельности. В младшем школьном возрасте педагог уже должен обращать внимание на формирование у детей умения ясно и четко определять результаты предстоящей деятельности. При этом нужно ориентировать учащихся на то, чтобы они ставили реально достижимые цели и правильно оценивали свои возможности. [6]

При выборе объектов проектирования лучше остановить внимание детей на несложных и небольших по объему работах. Кроме того у детей младшего школьного возраста еще недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы, поэтому лучше выбирать такие проектные задания, которые бы выполнялись в микрогруппах и были бы подчинены единой идее. На этапе целеполагания, при работе с младшими школьниками, целесообразно использовать такие методы и приемы: дискуссия, конкурс на лучшую идею (проект), организация экскурсий, беседы, рассматривание иллюстраций, картинок на данную тему, а также могут быть проведены дидактические игры.

При выборе объектов возможно исследование истории данной проблемы (вернее того продукта который будут изготовлять). Постепенно к этому можно приобщить семью. Родители вместе с детьми ищут ответы на предложенные педагогом вопросы. На занятии дети делают небольшие сообщения по истории того продукта, который будут изготавливать. Педагог оказывает помощь детям вопросами, затем дополняет ответы детей и обобщает их небольшим рассказом.

2. Организация этапа планирования.

Этот этап является связующим между целеполаганием и реализацией поставленных целей. Эта работа может проходить либо в свободной игровой форме, либо в качестве специально организованного занятия. Основные вопросы этого этапа: Как будет внешне выглядеть задуманное? В какой последовательности будем это делать? Какие инструменты и материалы нам понадобятся для работы?

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей могут использоваться разные способы планирования [7,5]:

1) готовая схема выполнения действия в предметно-картиночной или знаковой форме;

2) моделирование последовательности операций для получения требуемого продукта путем подбора соответствующих предметных картинок или знаковых изображений;

3) самостоятельное сотрудничество со взрослым, поиск пути достижения целей и фиксация его в план-схеме.

На этом этапе возможно использование морфологических таблиц. При этом используются разнообразные группы объектов как реального, так и фантастического мира, составляются истории и сказки, основанные на взаимодействии самостоятельно выбранных объектов.

Особое значение для становления умения планировать деятельность имеет речь. Для активации и стимулирования речи ребенка целесообразно использовать совместно-кооперативные формы деятельности со сверстниками, где условие деятельности задано таким образом, что для получения продукта ребенок вынужден прибегать к громкой «социализированной» речи, адекватно отражающей последовательность операций.

3. Организация этапа реализации процесса.

Наиболее эффективно этот этап будет проходить в игровой форме, в развернутом виде представляющей собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых, и в обобщенной форме, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их деятельность, отношения между ними. Здесь появляются некоторые элементы деловой игры, представляющей собой форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности специалиста, моделирование таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В процессе деловой игры осваиваются нормы профессиональной деятельности, а так же нормы социальных действий, то есть отношения в коллективе. При этом каждый ее участник занимает активную позицию, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими, и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познает себя.

Самостоятельная работа младших школьников является высшей формой проявления учебной деятельности. Здесь прослеживается мотивированность, целенаправленность, самостоятельность, самоконтроль и другие качества личности. Наиболее благоприятным для коррекции способности контроля являются продуктивные виды деятельности, а так же учебная деятельность и специальные дидактические игры.

Роль педагога заключается в оказании детям индивидуальной помощи. При этом педагог, осуществляя руководство данным этапом, может применять такие методы как: «незнающий взрослый», метод контрольных вопросов, «видеокамера» и другие.

4. Организация этапа рефлексии.

Данный этап будет включать в себя сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью, а также самооценку и взаимооценку. На этом этапе дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда.

Взрослый вместе с детьми анализируют всю проделанную работу, сопоставляют конечный результат своей деятельности с намеченной изначально целью. Необходимо помнить, что мы имеем дело не с одним результатом, а по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками, то есть продукты его деятельности, материальный, визуальный результат.

Второй результат — педагогический. Для педагога главный результат этой работы, прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самодеятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Главный вопрос этапа: получилось ли то, что задумали?. Алгоритм осуществления саморефлексии (самоанализа) ребенка на первом уровне включает ответы на следующие вопросы: Что я хотел сделать? Что у меня получилось в результате? Что я сделала хорошо? Что у меня не получилось? Чему надо поучиться? Этот процесс, как правило, осуществляется мысленно, и только на этапе доверия педагогу, ребенок может это ему проговорить. На уровне когда дети уже освоили алгоритм проектной деятельности, осознали необходимость саморефлексии и групповой рефлексии, они могут проговорить это вслух для всего класса. На третьем уровне осуществляется коллективная рефлексия, в процессе которой идет совместный анализ по следующим вопросам: Как мы построили процесс вместе? Получился ли этот процесс таким, как мы планировали, или он изменился? Что получилось у всех? Что не получилось? Почему? Как можно это исправить? Кто работал лучше, чем вчера? Чему надо научиться всем вместе? Кто сегодня самый молодец?

Педагог предлагает вспомнить последовательность выполнения всего проекта. Вначале работу оценивает сам автор или группа авторов, а затем «эксперты», выбранные из числа детей. Педагог оказывает помощь в выборе «экспертов», осуществляет педагогический анализ их работ.

5. Организация этапа коррекции работы.

Главная цель этого этапа — сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку те ошибки, которые можно будет избежать в следующий раз (то есть извлечь урок на будущее). Главные вопросы этого этапа: Что надо подправить? А что еще можно придумать? На этом этапе вычленяются ошибки, недочеты, которые были допущены, анализируются и исправляются.

На этом этапе может задумываться новый проект, может возникнуть новая идея — как можно усовершенствовать работу в отборе средств, способов, материалов и т.д. Необходимо выслушать пожелания всех детей. Интересные идеи можно поместить в «банк идей». Богатый банк идей, складывающийся в процессе проектной деятельности, помогает ребенку учится рассматривать деятельность как с позиции других (сферы «другие»), так и с собственной точки зрения (сферы «я-сам»). [9]

При этом следует отметить, что, не смотря на общую структуру, существует множество способов организации проектной деятельности младших школьников. Это объясняется тем, что на каждом из этапов у педагога есть возможность использовать множество методов, которые делают процесс проектной деятельности в каждом случаи уникальным и практически неповторимым.

 


Скачано с www.znanio.ru

Проект ная деятельность как средство формирования познавательных универсальных действий младшего школьника при изучении предмета «Окружающий мир»

Проект ная деятельность как средство формирования познавательных универсальных действий младшего школьника при изучении предмета «Окружающий мир»

Одной из них является технология проектной деятельности

Одной из них является технология проектной деятельности

П ознаватель ные учебны е действи я на уроках окружающего мира

П ознаватель ные учебны е действи я на уроках окружающего мира

Логические универсальные действия - это: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное…

Логические универсальные действия - это: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное…

Класс Познавательные УУД 1 класс -

Класс Познавательные УУД 1 класс -

П роект ная деятельност ь в начальной школе

П роект ная деятельност ь в начальной школе

Для кого (чего) это нужно? Что в результате получим?

Для кого (чего) это нужно? Что в результате получим?

Организация этапа реализации процесса

Организация этапа реализации процесса

Педагог предлагает вспомнить последовательность выполнения всего проекта

Педагог предлагает вспомнить последовательность выполнения всего проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2022