Проектная деятельность как средство повышения качества обучения и воспитания
Оценка 4.7

Проектная деятельность как средство повышения качества обучения и воспитания

Оценка 4.7
Лекции
doc
математика
Взрослым
27.10.2021
Проектная деятельность как средство повышения качества обучения и воспитания
Что такое метод проекта. Этапы проекта. Типы проектов. Виды мини проектов.
Проектная деятельность как средство повышения качества обучения и воспитания.doc

 

Проектная деятельность как средство повышения качества обучения и воспитания

Выступление на Едином методическом дне.

Гулеева Марина Александровна , учитель математики  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»

                                   ,,Скажи мне - и я забуду;

                                                 учи меня - и я могу запомнить,

                                                вовлекай меня – и я научусь''   

                                           ( Бенджамин Франклин -     американский ученый, политик, писатель и дипломат, … .)

   Педагог сегодня, как и раньше  должен не только учить, но и предполагать, какие знания и умения, приобретаемые учениками на уроках и в ходе внеурочной деятельности, могут быть полезными и реально использоваться ими в будущем. Это и есть главная задача учителя.

Наше общество нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками, которые готовы к саморазвитию, социализации.

 Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.

Проект учащегося- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Для чего нужен метод проектов?

· Развивать способности к аналитическому, творческому мышлению

· Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.

· Размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать     обоснованные выводы.

· Принимать самостоятельные аргументированные решения.

· Научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно

надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сможет адаптироваться к меняющимся условиям. А это

главная задача школы. Поэтому я поставила перед собой задачу – изучить

методику проектной технологии, выяснить, что я уже могу, а чему мне еще

предстоит научиться.

Этапы работы над проектом:

1.      подготовительный    (определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы)

2.      аналитический   (определение источников необходимой информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, распределение обязанностей между членами рабочей группы)

3.      практический   (сбор и уточнение информации-интервью, опросы, наблюдения, эксперимент;  выбор оптимального варианта хода проекта, поэтапное выполнение исследовательских задач)

4.      презентационный  (планирование презентации и подготовка презентационных материалов;   защита проекта- включает в себя демонстрацию результатов исследовательской деятельности, предложения по разрешению проблем)

5.      контрольный  (оценивание планирования процесса, деятельности; самооценку;  определение уровня знаний предмета; анализ выполнения проекта, достигнутых результатов)

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

1.      практические задания  (измерения, разрезания, сгибания, рисование…)

2.      практические задачи  (задачи прикладного характера)

3.      проблемные  (ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы)

4.      теоретические  (задания на поиск и конспектирование информации, её анализ, обобщение )

5.      изготовление наглядных пособий (из любого материала: ткань, картон, бумага и т.д.)

 

Деятельность учащихся в рамках предполагаемого объекта обеспечивает им возможность  пройти все этапы формирования умственной деятельности. Дети не боятся совершить ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательств и решения задач, стараются найти несколько решений.

Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности  является активизация процессов социализации школьника

Я  использовала проектный метод во внеурочной деятельности при подготовке учащихся к олимпиаде по математике, практическим конференциям, предлагала учащимся творческие мини- проекты в качестве домашнего задания к уроку (сочинить сказку, написать реферат, составить кроссворд и т.д.). Эти проекты предполагают активизацию учебной деятельности учащихся, т.к. они должны самостоятельно знакомиться с учебной и справочной литературой, пользоваться компьютером для создания презентаций и поиска информации. Но все больше меня интересовал вопрос об организации проектной деятельности учащихся непосредственно на уроках математики. И я стала применять уроки- проекты (краткосрочные проекты или мини проекты). Это исследовательские работы в группах, лабораторные работы.

Виды мини проектов: кроссворд; тесты; интеллект-карта; газета, плакат; презентация.

Примерами могут служить проекты по следующим темам:

5 класс- « Почему нельзя делить на ноль? История числа ноль», «Значение числа в судьбе человека» , «Искусство отгадывать числа» и т.д.

6 класс - « Вычисление площадей плоских фигур с помощью десятичных

дробей»

7 класс- «Из истории возникновения геометрических инструментов», «Сумма углов треугольника» и т.д.

8 класс- «Практическое применение подобия треугольников», «Соотношение между элементами прямоугольного треугольника», «График квадратичной функции»

10 класс - «Многогранники вокруг нас».

11 класс - «Исследование взаимосвязи показательной и логарифмической

функций с помощью графиков», « Анализ заданий по тригонометрии,

вошедших в ЕГЭ и рекомендации по их решению», «Анализ методов

решения иррациональных уравнений»

Пример - групповой проект (11кл.) по теме «Анализ методов решения иррациональных уравнений». Учащимся предлагаю самостоятельно разделиться на группы по 3-4 человека. На начальном этапе работы над проектами такую работу проводили совместно с учащимися (составляли план, распределяли роли между членами группы и т.д.), а когда работа стала привычной, учащиеся стали осуществлять самостоятельно планирование работы, разбивку на группы и распределение ролей в группе, выбор формы и способа представления информации. Каждая группа получает домашнее задание: решить уравнение одним из доступных методов: возведение обеих частей уравнений в одну и ту же степень с помощью равносильных преобразований, методом введения новой переменной, функционально-графическим. Оформить решение в виде презентации и подготовить защиту своего метода, указав его преимущества и недостатки. После того как сформированы группы, перед каждым членом ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся

информации.

Свои творческие способности учащиеся могут применить при составлении

различных задач. После изучении темы «Проценты» в 6 классе на обобщающем уроке можно предложить тему творческой работы «Наша школа в процентах». Данная тема относится к краткосрочным проектам. Класс делится на три группы, всем им предлагаются одни и те же данные по

численности детей в школе. Задание заключается в составлении задач по одному из типов:

· найти  а % от в;

· сколько процентов составляет  а от в;

· найти число х, если а % от него равна в.

 В конце урока каждая группа выдвигает своего консультанта, которые

представляют свои проекты и предлагают решить задачи. На следующем

уроке можно провести проверочную работу по теме «Проценты», составленную из задач учащихся.

 При выполнении данного проекта учащиеся не только систематизируют и обобщают полученные знания, но и развивают умение устанавливать причинно-следственные связи, формируется познавательная активность учащихся к изучаемой теме и предмету в целом.

В заключение хочется отметить: проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают

навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся

формируется научно-творческое, нестандартное мышление, развивается

способность к рефлексии.

Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний

к их осознанному приобретению.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области учебного предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

В заключение хочу отметить, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, снимается страх плохой оценки, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении. Поэтому сегодня проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в процессе обучения.


Проектная деятельность как средство повышения качества обучения и воспитания

Проектная деятельность как средство повышения качества обучения и воспитания

А это главная задача школы.

А это главная задача школы.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника

Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы

Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2021