Проектная деятельность как средство повышения качества обучения и воспитания
Выступление на Едином методическом дне.
Гулеева Марина Александровна , учитель математики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Копьёвская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
,,Скажи мне - и я забуду;
учи меня - и я могу запомнить,
вовлекай меня – и я научусь''
( Бенджамин Франклин - американский ученый, политик, писатель и дипломат, … .)
Педагог сегодня, как и раньше должен не только учить, но и предполагать, какие знания и умения, приобретаемые учениками на уроках и в ходе внеурочной деятельности, могут быть полезными и реально использоваться ими в будущем. Это и есть главная задача учителя.
Наше общество нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками, которые готовы к саморазвитию, социализации.
Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.
Проект учащегося- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования
Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.
Для чего нужен метод проектов?
· Развивать способности к аналитическому, творческому мышлению
· Самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников.
· Размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
· Принимать самостоятельные аргументированные решения.
· Научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сможет адаптироваться к меняющимся условиям. А это
главная задача школы. Поэтому я поставила перед собой задачу – изучить
методику проектной технологии, выяснить, что я уже могу, а чему мне еще
предстоит научиться.
Этапы работы над проектом:
1. подготовительный (определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы)
2. аналитический (определение источников необходимой информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, распределение обязанностей между членами рабочей группы)
3. практический (сбор и уточнение информации-интервью, опросы, наблюдения, эксперимент; выбор оптимального варианта хода проекта, поэтапное выполнение исследовательских задач)
4. презентационный (планирование презентации и подготовка презентационных материалов; защита проекта- включает в себя демонстрацию результатов исследовательской деятельности, предложения по разрешению проблем)
5. контрольный (оценивание планирования процесса, деятельности; самооценку; определение уровня знаний предмета; анализ выполнения проекта, достигнутых результатов)
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
1. практические задания (измерения, разрезания, сгибания, рисование…)
2. практические задачи (задачи прикладного характера)
3. проблемные (ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы)
4. теоретические (задания на поиск и конспектирование информации, её анализ, обобщение )
5. изготовление наглядных пособий (из любого материала: ткань, картон, бумага и т.д.)
Деятельность учащихся в рамках предполагаемого объекта обеспечивает им возможность пройти все этапы формирования умственной деятельности. Дети не боятся совершить ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательств и решения задач, стараются найти несколько решений.
Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника
Я использовала проектный метод во внеурочной деятельности при подготовке учащихся к олимпиаде по математике, практическим конференциям, предлагала учащимся творческие мини- проекты в качестве домашнего задания к уроку (сочинить сказку, написать реферат, составить кроссворд и т.д.). Эти проекты предполагают активизацию учебной деятельности учащихся, т.к. они должны самостоятельно знакомиться с учебной и справочной литературой, пользоваться компьютером для создания презентаций и поиска информации. Но все больше меня интересовал вопрос об организации проектной деятельности учащихся непосредственно на уроках математики. И я стала применять уроки- проекты (краткосрочные проекты или мини проекты). Это исследовательские работы в группах, лабораторные работы.
Виды мини проектов: кроссворд; тесты; интеллект-карта; газета, плакат; презентация.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
5 класс- « Почему нельзя делить на ноль? История числа ноль», «Значение числа в судьбе человека» , «Искусство отгадывать числа» и т.д.
6 класс - « Вычисление площадей плоских фигур с помощью десятичных
дробей»
7 класс- «Из истории возникновения геометрических инструментов», «Сумма углов треугольника» и т.д.
8 класс- «Практическое применение подобия треугольников», «Соотношение между элементами прямоугольного треугольника», «График квадратичной функции»
10 класс - «Многогранники вокруг нас».
11 класс - «Исследование взаимосвязи показательной и логарифмической
функций с помощью графиков», « Анализ заданий по тригонометрии,
вошедших в ЕГЭ и рекомендации по их решению», «Анализ методов
решения иррациональных уравнений»
Пример - групповой проект (11кл.) по теме «Анализ методов решения иррациональных уравнений». Учащимся предлагаю самостоятельно разделиться на группы по 3-4 человека. На начальном этапе работы над проектами такую работу проводили совместно с учащимися (составляли план, распределяли роли между членами группы и т.д.), а когда работа стала привычной, учащиеся стали осуществлять самостоятельно планирование работы, разбивку на группы и распределение ролей в группе, выбор формы и способа представления информации. Каждая группа получает домашнее задание: решить уравнение одним из доступных методов: возведение обеих частей уравнений в одну и ту же степень с помощью равносильных преобразований, методом введения новой переменной, функционально-графическим. Оформить решение в виде презентации и подготовить защиту своего метода, указав его преимущества и недостатки. После того как сформированы группы, перед каждым членом ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся
информации.
Свои творческие способности учащиеся могут применить при составлении
различных задач. После изучении темы «Проценты» в 6 классе на обобщающем уроке можно предложить тему творческой работы «Наша школа в процентах». Данная тема относится к краткосрочным проектам. Класс делится на три группы, всем им предлагаются одни и те же данные по
численности детей в школе. Задание заключается в составлении задач по одному из типов:
· найти а % от в;
· сколько процентов составляет а от в;
· найти число х, если а % от него равна в.
В конце урока каждая группа выдвигает своего консультанта, которые
представляют свои проекты и предлагают решить задачи. На следующем
уроке можно провести проверочную работу по теме «Проценты», составленную из задач учащихся.
При выполнении данного проекта учащиеся не только систематизируют и обобщают полученные знания, но и развивают умение устанавливать причинно-следственные связи, формируется познавательная активность учащихся к изучаемой теме и предмету в целом.
В заключение хочется отметить: проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают
навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся
формируется научно-творческое, нестандартное мышление, развивается
способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний
к их осознанному приобретению.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области учебного предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
В заключение хочу отметить, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, снимается страх плохой оценки, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении. Поэтому сегодня проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в процессе обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.