"Приемы, формы и методы работы с одаренными детьми"
Оценка 4.7

"Приемы, формы и методы работы с одаренными детьми"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
математика
Взрослым
20.09.2020
"Приемы, формы и методы работы с одаренными детьми"
Опыт работы с одаренными детьми
работа с одаренными детьми.doc

Приемы, формы и методы работы с одаренными детьми

 

Учитель МБОУ Куликовской СОШ Мацкевич О.А.,

учитель первой квалификационной категории

 

         В педагогике и психологии есть понятия способные дети, одаренные дети, яркая одаренность.

Способностей врожденных нет, их нужно развивать, есть только задатки. Способности развиваются в результате деятельности, когда у ребенка у ребенка возникают положительные эмоции. «Радость ползет улиткой, а горе – как шквальная буря».

Есть дети, способные к математике, к литературе и т.д., т.е. к определенным предметам, к определенным видам деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, у которого интересы стабильны, любознательность устойчива, имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает. Начатое дело всегда доводит до конца, настойчив в достижении поставленных целей, имеет много друзей, со всеми находит общий язык. Задает много вопросов по интересующим его предметам, имеет особую склонность к определенному виду занятий, предмету. Все это дает основание считать ребенка одаренным.

Яркая одаренность – это проявление одаренности во многих сферах знаний (искусство, музыка, литературное творчество и т.п.). Речь такого ребенка очень развита, характеризуется большим запасом слов; всегда ищет                самостоятельное решение. В спорных вопросах опирается на собственное мнение, не любит общепризнанных мнений. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях, одинаково одарен в гуманитарных и технических областях. Часто производит впечатление не по возрасту взрослого. Все эти признаки дают основание считать ребенка ярко одаренным.

В нашей школе создана программа «Одаренные дети».

Цель программы:

§  создание благоприятных условий для развития талантливых     обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования;

§  формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Основные задачи программы:

·        усовершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей, их специальной поддержки;

·        найти методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

·        создать условия для укрепления здоровья одаренных детей;

·        расширить возможности для участия способных, одаренных школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных международных конкурсах.

Внешние признаки математических способностей:

§  явный интерес к математике;

§  овладение определенными математическими умениями и навыками в раннем возрасте;

§  быстрое продвижение в области овладения математикой;

§  относительно высокий уровень математического развития;

§  хорошая успеваемость.

Работа с одаренными детьми проходит на трех ступенях и предусматривает три периода:

·       II ступень (аналитический период) – выявление одаренных детей, (1-4 кл.);

·       II ступень (диагностический период) – оценка возможностей, (5-9 кл.);

·       III ступень (самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления), (10-11 кл.).

         Каждая ступень предусматривает свои приемы, формы и методы работы с одаренными детьми. Главная задача математики – развитие логического мышления учащихся. Поэтому в начале каждого урока провожу устный счет. В задания включаются упражнения на закрепление материала, на повторение ранее изученного материала и обязательно задача на развитие логического мышления. Например, в 5 классе «На аэродроме было 4 вертолета и 6 самолетов. 5 машин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздухе находится хотя бы один вертолет? Хотя бы один самолет?». Или «Покажите на двух руках 5 пальцев так, чтобы на одной руке было на 3 пальца больше, чем на другой».

         На уроках решаю задачи с недостающими данными, с излишними данными, задачи на доказательство, задачи с несколькими решениями, задачи на рассуждения; задачи, требующие наглядных представлений, задачи с наглядным решением. Все это типы задач, развивающие математические способности.

         Цель обычного урока – развитие умений и навыков. Цель урока развивающего обучения – развитие личности.

На уроках развивающего обучения пользуюсь поисково-исследовательскими методами, когда учитель вместе с обучающимися конструирует путь решения, включается в поисковую деятельность вместе с обучающимися. Для каждого ученика выбирается ролевая функция. Какими же приемами при этом пользуюсь?

  • Прием новизны.
  • Прием значимости.
  • Прием создания проблемной ситуации.
  • Прием динамичности (от общего к частному и от частного к общему).
  • Прием выделения главного.
  • Прием сравнения (установление сходства или различия).  
  • Прием обобщения (выделение главного, выводы, формулы, схемы и т.д.).
  • Прием доказательства (рассуждения, схема, модель, алгоритм и т.д.).
  • Прием объяснения и определения понятий.

Наряду с урочной формой, способствует развитию одаренных детей и внеурочная форма работы – кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, предметные недели.

В 5-6 классах провожу математический кружок «Математическая смекалка». В основном работаю по книгам «Занимательная математика» Перельмана и «Математическая смекалка» Кордемского.

В старших классах провожу факультатив и элективные курсы «Числовые множества» (8 кл.), «Функции и графики» (9 кл.), «Неопределенный интеграл» (11 кл.). В 9 и 11 классе в течение всего года провожу консультации.  Использую углубление тем, изучаемых на уроке. Так, в 11 классе изучая тему «Логарифмы» даю понятие «потенцирование», изучая решение уравнений и неравенств, содержащих модули, комплексные числа, метод математической индукции, уравнения с параметрами. Методы и формы сочетаются с обычными, но отличаются определенным своеобразием.

Направления работы – индивидуальная и коллективная, как одну из форм работы с детьми применяю тестирование.

Тест – напоминание (для проверки фактических знаний):

§  чему равен tg 300, sin 450, cos 300 и т.д.;

§  тест-дополнение (а+в)22+х+в2;

§  альтернативный тест (проверка справедливости равенства, ответ «да», «нет») sin(3π/2 - α)= cos α;

§  выборочный тест (выбрать правильный ответ и подчеркнуть его) -2,4+3,2   (0,8; -0,8; 5,6; -5,6);

§  тест-сличение 1.Vпир.                   1. V=1/3*Sосн*H

                         2. Vкуба                  2. V= Sосн*H$

§  тест, требующий расположения названных предметов по порядку, по

алгоритму. Например, расположите числа в порядке возрастания или убывания 23, -45, -12, 38, 0, -190, 5, 67, 3.

Все эти формы, методы, приемы дают свои результаты. Так, начиная с 2001-2002 учебного года, с момента введения ЕГЭ в школе, мои обучающиеся принимают участие в пробных экзаменах, в экзаменах в новой форме. Результаты общей успеваемости 100 %, качественная не ниже 66 %.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса в новой форме по алгебре:

Учебный год

Количество

выпускников,

сдававших

экзамен

Отметка по 5-бальной шкале

Средний бал

(5-бальная шкала)

2

3

4

5

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2008-2009

7

0

0

0

0

3

43

4

57

5

 

Результаты сдачи ЕГЭ за три года по математике:

Учебный год

Предмет

Число

экзаменующих

(Ф.И.)

БУ %

ВБУ %

Средний

балл

по классу

2008-2009 уч. г.

Математика

 

4

проходной

балл (21)

полученный

балл

(38)

Белоусова Диана

-

38

 

Каракозов Николай

-

35

 

Моисеев Сергей

-

27

 

Щукина Надя

-

50

 

2009-2010 уч.г.

Математика

 

4

проходной

балл (21)

полученный

балл

(40)

Моисеева Лена

-

45

 

Саенко Настя

-

48

 

Серых Катя

-

45

 

Топтун Кристина

-

21

 

2010-2011 уч.г.

Математика

4

проходной

балл (24)

полученный

балл

(54)

Герасимов Женя

-

45

 

Королева Таня

-

41

 

Петрова Наташа

-

49

 

Шумаков Максим

-

80

 

Самый высокий балл у Шумакова Максима – 80. Начиная с 5 класса, в течение 3-х лет, т.е. 5, 6, 7 кл. Шумаков Максим занимался в Межрегиональной заочной школе развития при центре дополнительного образования одаренных школьников.

Результаты участия Шумакова Максима в олимпиадах и конкурсах:

Учебный год

Класс

Межрегиональная заочная олимпиада

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

Районная олимпиада школьников

2004-2005

5

Удостоверение участника

-

-

2005-2006

6

Удостоверение участника

-

II место

2006-2007

7

Диплом призер Всероссийской школы «Авангард» (вошел в 15% лучших работ)

III место в районе

-

2007-2008

8

-

I место в районе

II место

2008-2009

9

-

Кенгуру-выпускникам результат «хороший»

-

2009-2010

10

-

-

-

2010-2011

11

-

I место в районе, 44 в регионе (98, 34%),

«Золотая сотня»

Призер муниципального этапа

Кенгуру-выпускникам результат «очень хороший»

 

         Для получения дальнейшего образования ребенка, главной задачей считаю воспитывать стремление к самообучению, умение находить самостоятельные решения в затруднительных ситуациях.

 

 

 

 

 


Приемы, формы и методы работы с одаренными детьми

Приемы, формы и методы работы с одаренными детьми

Внешние признаки математических способностей: § явный интерес к математике; § овладение определенными математическими умениями и навыками в раннем возрасте; § быстрое продвижение в области овладения…

Внешние признаки математических способностей: § явный интерес к математике; § овладение определенными математическими умениями и навыками в раннем возрасте; § быстрое продвижение в области овладения…

Прием значимости. Прием создания проблемной ситуации

Прием значимости. Прием создания проблемной ситуации

Результаты общей успеваемости 100 %, качественная не ниже 66 %

Результаты общей успеваемости 100 %, качественная не ниже 66 %

Самый высокий балл у Шумакова Максима – 80

Самый высокий балл у Шумакова Максима – 80
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020