Выступление на МО по теме «Проектная деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся»
Актуальность метода проектов
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя- активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Итак, популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать следующие задачи:
1.развитие творческих
способностей у обучающихся разного возраста,
2.развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для
решения познавательных и практических задач,
3.развитие умения ориентироваться в информационном пространстве,
4.развитие способности анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.
Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в школе?
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе
его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать
опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется и высокой коммуникативностью, и предполагает
выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в
реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в
обучении.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1. Показать умения
отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в
школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о
нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4. Подняться на более высокую ступень образованности
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего:
Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе – это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции) и разнообразие других форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), а также разнообразие типов упражнений.
Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.
Учеба с удовольствием. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность – это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.
Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В чем суть проекта, влияет ли его применение на мотивацию обучающихся?
Я использую этот метод в классах на протяжении нескольких лет. (Первый проект был выполнен учащимися старших классов еще в 2005 году.) Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.
В курсе иностранный язык метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, карты, открытки и т.д
В проектной методике мои ученики используют наряду с вербальными средствами выражения и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить словарный запас у детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
Многообразие средств выражения приводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию
учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы обучающегося,
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею,
обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе.
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. .
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:
Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: «Я и моя семья», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу», «Спорт в Великобритании, США, России», «Космос». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролевые-игровые: это инсценировка сказок и песен.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка», «Визитная карта города», включены в программу по страноведению, например;в 6 классе по теме «Великобритания»
Сценарные проекты- сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык и т.д.
Издательские проекты – стенгазеты, открытки, материалы для стендов, «Валентинки» .
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны выполнять презентации, видеоролики, писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, в Интернете, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и т.д. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.
При оценке готового проекта
следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным
стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и
оригинальности при выполнении проекта.
Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет
позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная
технология влияет на обучение иностранному языку". Мой ответ-эта
технология влияет на результаты и качество знаний учащихся, а результат
положительный.
Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка, ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.
Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.
Основными преимуществами являются:
. Своё выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе» Так пусть проектная технология позволяет расти как ученикам, так и учителю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.