МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Череповец
« Проектная деятельность на уроках истории».
Автор:
Беликова Елена Михайловна
учитель истории
первой квалификационной категории
Череповец
Каждая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей личности. Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества начала 21 века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном мире нужен новый человек, который не только вооружён знаниями, а тот, который относится по – новому к процессу познания, умеет их применять для решения, встающих перед ним проблем, в быстро меняющемся мире.
- личностно – ориентированное обучение;- педагогика сотрудничества. Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта нам видится в следующем: проживающая ситуации своего учения; вовлечения в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
- это личность, вовлечённая в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией. Трансформировать её в необходимые знания и применять их, личность, которая умеет осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.
Реализуя проект, учащиеся синтезируют знания в ходе поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин. Ищут более эффективные пути решения задач проекта, обучаются друг с другом. что реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Учебно - познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, чёткой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определённое время (от одного урока до двух месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо иную задачу.
Главными условиями организации работы над проектом являются:
- профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности. Учитель может подсказать новые источники информации, может просто сориентировать мысль учеников в нужном направлении, подсказать нужную литературу для самостоятельной работы. Учитель обязан обучить учащихся в овладении ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать деятельность); способность чётко, систематически выполнять спланированную работу;
- стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определённый уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;
- доступность для учащихся информации о ходе проекта.
Методика проектной деятельности включает следующие элементы:
- выбор проблемы, обозначение практической значимости её результата;
- определение цели и поэтапность задач;
- определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы;
- формулирование гипотезы проекта;
- выбор команды для осуществления проекта. Распределения обязанностей, мотивация участников;
- информационное обеспечение проекта ( можно выбрать учащихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня).
Этапы проектирования:
1. Исходный: разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы;
2. Этап разработки: выбор исполнителей. Формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы. Разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля;
3. Этап реализации проекта: интегрирование и аккумулирование всей информации с учётом темы, цели, подготовка наглядно – графического материала, разработка аудио – и видеоряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов;
4. Завершение проекта: представление и защита проекта в классе, на конференции и т. д. ; сопоставление первоначальных целей и результатов исследования, оценка и подведение итогов.
Проектная деятельность, если она коллективная воспитывает умение работать и общаться в группе. Однако, проектная деятельность может быть индивидуальной, она касается ребят, заинтересованных в изучении истории. В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие у учащихся, память, логическое и критическое мышление. Речь и другие творческие способности. Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определённым проблемам, предлагающим владение определённой суммой знаний, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Цели проектной деятельности таковы: воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умеющей работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления. Таким образом, учебная проектная деятельность обеспечивает различные компетентности учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.