Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе. Ведь именно здесь начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, отношение к учебной деятельности.
Начальная школа призвана развивать интерес к познанию, умение и желание получать знания и использовать их в практической деятельности, создавать условия для развития уникальности каждого ученика.
Век, где владение новой информацией и умение принимать решения определяют все, определяет выбор образовательных технологий. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Следовательно, необходимо использовать такие методы обучения, которые:
идут от детских потребностей и интересов;
учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей;
стимулируют детскую самостоятельность;
позволяют учащемуся развивать свою уникальность.
Одним из таких методов и является метод проектов
Проектная деятельность учащихся- это совместная учебно- познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
В ходе проектной деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности осуществляется систематизация и расширение представления детей о предметах
и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание у них любви к своей Родине. Идёт формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно поведения в природной и социальной среде.
Цель проектного обучения:
Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.
Обеспечить механизм развития критического мышления и творческого подхода учащегося к способу подачи материала.
Выработать технологию выполнения различных учебных задач.
Способствовать повышению ответственности учащихся, развивать «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.
Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Метод проектов всегда включает в себя:
1. Организационный. Планирование.
2. Проблема. Погружение в проект.
3. Поиск информации. Осуществление деятельности.
4. Продукт. Обработка и оформление результатов проекта.
5. Презентация продукта. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)
Классификация проектов
- По доминирующей деятельности учащихся-
практико-ориентированные, творческие,
исследовательские, информационные.
- По продолжительности – краткосрочные, долговременные.
- По количеству участников – индивидуальные и групповые.
- По форме продукта – газета, буклет, спектакль, мультимедийный продукт, сборник сочинений и т.п.
Процесс работы над проектом:
* Формирование мотивации
* Установка цели, задачи, основной замысел
* Выдача рекомендаций(требования, сроки и т.п.
* Формирование групп
* Поиск материала
* Промежуточные отчёты учащихся
* Оформление результатов
* Доработка проектов
* Публичная защита проекта
* Подведение итогов, анализ выполненной работы
Этапы проектной деятельности
1.Организационно- подготовительный
(Формирование мотивации, определение темы проекта, его цели и задач, разработка плана реализации )
2. Поисковый
(Сбор, анализ и систематизация информации, обсуждение в группах, самоконтроль, мониторинг совместной деятельности)
3.Итоговый
(Оформление стендов, схем, подготовка презентации, защита проекта, оценка вклада каждого участника проекта.) .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.