Проектная деятельность обучающихся как одно из направлений воспитательной работы
Доклад на педсовете школы
Современная жизнь требует от каждого человека умения быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая и применяя на практике необходимые знания, критически мыслить, уметь увидеть проблему и найти пути ее рационального решения, грамотно работать с информацией.
Задача современной школы заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, планировать познавательную деятельность, избегая лишних временных затрат, творчески мыслить, а также развивать навыки самоконтроля.
Реализации этих задач способствует использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе. Хочу отметить, что в процессе проектно-исследовательской деятельности особая роль отводится воспитанию учащихся. В ходе выполнения любого проекта, даже самого примитивного, формируются такие важные качества личности ребенка как коммуникабельность, умение работать в группе, развиваются умения слушать и слышать собеседника.
Я более 10 лет занимаюсь организацией проектно-исследовательской деятельности школьников. Общение в процессе исследовательской работы способствует развитию коммуникативных навыков школьника. Это такие навыки, как умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою позицию, принимать общее решение, правильно распределять роли в группе При смене состава группы меняется и роль учащегося в творческом процессе: если в одной группе он был рядовым исполнителем и чаще всего принимал идеи лидера, то в другой группе он может сам стать лидером и источником идей.
Считаю, что с помощью проектной технологии оптимально развиваются коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. В этом и заключается цель применения в образовательном процессе проектной деятельности.
Проектная деятельность учащихся - основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Тематика социальных, культурно-просветительских проектов позволяют формировать духовно-нравственные качества личности ребенка и способствуют гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения
Я уверена, что ребенок, который подготовил проект «Процветай мое село» и придумал более 10 различных бизнес идей для развития своего села и во взрослой жизни будет к этому стремиться. Дети, которые собрали более 50 фотографий с достопримечательностями Зольского района всю жизнь будут помнить эти места и любить свой край. Те, которые прошлись по всему району и собрали историю всех сел района, побывали на всех братских могилах района, почтили память погибших и занесли их в свою виртуальную книгу памяти будут настоящими патриотами.
Все эти проекты и многие другие, выполненные детьми, способствуют становлению личности ребенка, и от проекта к проекту формируются его морально-нравственные качества, подросток формируется как гражданин и патриот.
Я отношу к проектам не только те, которые оформлены как презентация, доклад, сайт. Проектом является и подготовка, проведение и обсуждение наших экскурсий. Это реализованные социальные проекты. Подросток учиться планировать свой отдых, организовывать его и делать выводы: что удалось, что не получилось, что в следующий раз нужно продумать и исправить. Они вместе решают, как провести этот день. Они учатся здоровому образу жизни, любить и ценить то, что имеют. В неформальном общении происходит социализация подростка. Бывает, на уроках его не видно и не слышно, а в той среде, где нерешенных практических жизненных ситуаций много – он лидер, незаменим.
Примеры проектов:
· Виртуальный музей зольского района
· Достопримечательности Зольского района
· Топонимия Зольского района
· Учитель-воин
· Учитель. Просветитель. Поэт.
· Качество жизни школьника
· Жизнь – это…
· Видеоролик «Они погибли защищая нас»
· История гидроэлектростанций Кабардино-Балкарии
· Гордится Родина своими детьми.
· История сел Зольского района
· Процветай, мое село и др.
Не менее важными считаю и предметные проекты. Они расширяют кругозор школьника по предмету, формируют предметные компетенции, повышают познавательный интерес ученика к предмету. Предметные проекты провожу трех типов: мини-проекты (небольшие исследовательские работы на этапе открытия новых знаний, в форме постановки и решения проблемных вопросов) или исследовательские работы в группах, проекты на несколько уроков. Это проекты относятся к отдельным главам, они идут параллельно урокам, защищаются на обобщающихся уроках по данной теме. Тематика проектов озвучивается в начале главы и дети сами выбирают понравившуюся тему. Долгосрочные проекты- это проекты, которые не входят в нашу школьную программу, но входят в программу физико-математических школ. Наиболее мотивированным учащимся они интересны и дети с удовольствием их выполняют.
Примеры проектов по математике и информатике:
Долгосрочные
· Математика в календаре
· Формула ПИКА или нетрадиционный метод нахождения площади фигуры
· Управление кардиостимуляцией сердца с помощью пульсовой волны
· Математика в конструировании одежды
· Решение задач с помощью кругов Эйлера
· Непростые задачи с простыми числами
· Информатика вокруг нас
· Математические игры
· Математические кроссворды
· Кейс «О космосе от А до Я»
· Создание робота «Скорпион»
· Робот «Исследователь»
· Робот «Домашний комбайн» и др.
· Неопубликованные теоремы геометрии
На несколько уроков
· Способы решения неравенств второй степени
· Решение одной задачи семью способами
· Декарт и его система координат
· Координатный зоопарк
Мини проекты:
· Построение квадратичной функции
· Соотношения между элементами прямоугольного треугольника
· Анализ методов решения иррациональных уравнений
· Типы квадратных уравнений и способы их решения и т д
· Решение одной системы уравнения тремя способами
В заключение хочу сказать, что очень важно проводить рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения:
1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над
проектом?
2. Что в работе над проектом было наиболее интересным?
3. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
4. Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Все знают, что
Творческий проект − это «шесть П»:
· Проблема
· Планирование
· Поиск информации
· Продукт
· Презентация.
· Портфолио
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.