Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста " Насекомые нашего участка"
Оценка 5

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста " Насекомые нашего участка"

Оценка 5
doc
14.05.2023
Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста " Насекомые нашего участка"
Проект Насекомые 23.doc

 

 

«Необходимо вводить малыша в окружающий мри природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для него, чтобы он рос исследователем, облагораживал и закалял волю»

В. А.Сухомлинский

Вид  проекта:  познавательно-исследовательский.

Сроки реализации  проекта: краткосрочный – месяц май.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители воспитанников.

Постановка проблемы: как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве.  И от того как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отношение к разным ползающим и летающим букашкам, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Сформировалась  проблема: у детей отсутствуют знания о насекомых участка детского сада.

Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

- каких насекомых мы можем увидеть на участке нашего детского сада?

- нужны ли насекомые?

-какие насекомые тебе нравятся?

- пользу или вред приносят насекомые?

Актуальность: Насекомые – самая многочисленная группа на нашей планете. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.

Цель проекта: познакомить детей с некоторыми насекомыми участка детского сада; учить правильному обращению с ними.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей элементарные представления о насекомых участка (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка),;
  • Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Формировать умение видеть прекрасное в природе;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Привлекать родителей к сбору материала для проекта;
  • Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
  • Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;
  • Пополнить предметно-развивающую среду макетом «Насекомые нашего участка», библиотечку книгами, дидактическими и настольными играми.

Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности:

  • Владеют обобщающим понятием «насекомые»;
  • Знают и называют насекомых (бабочку, муравья, пчелу, кузнечика, стрекозу, божью коровку, муху). Находят сходства и различия;
  • Имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как  зимуют насекомые;
  • Знают о пользе и вреде, которую приносят людям и растениям;
  • Бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к насекомым;
  • Воспитаны чувства отзывчивости на красоту родной природы.

Формы и методы работы:

 познавательные занятия, целевые прогулки, самостоятельные и коллективные наблюдения, рассказы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, чтение  художественной литературы, дидактические игры.

Этапы работы над проектом.

 

1.Подготовительный этап.

 

Работа с родителями: 

Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр.

Оформление масок, эмблем для подвижных игр.

Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми.

Изготовление фотоальбома о насекомых.                                                                          

Подбор записей со звуками насекомых.

 

Работа с детьми:

 

Рассматривание книг, иллюстраций о насекомых.

Чтение произведений, стихотворений:  «Трудолюбивая пчелка»,                               

В. Бианки  «Муравейник зашевелился»,  А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Подвижные игры:  «Медведь и пчелы»,  «День и ночь»,                                    

«Поймай комара». 

Продуктивная деятельность:                                                                            

Конструирование: «Пчелки из цветной бумаги»,                                                         рисование: «Кто помог муравьишке добраться домой»,                                        ручной труд «Комар из природного материала»,                                             аппликация:  «Божья коровка».

Совместная деятельность:

 «Сравнивание пчелы со шмелем и осой». 

 «Из жизни муравьев».

«Насекомое-комар».

«Наша любимая божья коровка».

 

2. Основной  этап.

 

Знакомство с пчелой.

1)     Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле

2)     Рассматривание энциклопедий, журналов

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

3)     Беседа: « Что дети знают о насекомых?»

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении.  Развить фразовую речь, активизировать словарь.

4)     НОД « Сравнивание пчелы со шмелем и осой». 

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе. Развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые». 5) Наблюдение за пчелами на прогулке

Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.

6)     Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.

7)     Хоровод насекомых.

Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы.

8)     Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».

Цель: развивать память и чувство ритма, речь.

9)     Конструирование: «Пчелки из цветной бумаги».

Цель: учить аккуратно, вырезать детали изделия и склеивать их; развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.

 

Знакомство с бабочкой.

1)     Художественное слово, загадки о бабочке.

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.

2)     Рассматривание энциклопедий, журналов.

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

3)     Беседа с детьми о бабочке.

Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки.

4)     Изобразительная деятельность («Бабочки на цветах»).

Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон).

5)     Наблюдение за бабочками на клумбе.

Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек.

6)     Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).

Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.

7)     Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».

Цель: развивать точность движения руки, воображение.

8)     Украшение бабочками на нитке веранды. Цель: вызвать желание украсить участок для всех.

 

Знакомство с муравьем.

1)  Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки  В. Бианки               «Муравейник зашевелился».

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

2)  Поиск муравейника.

Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.

3)  НОД «Из жизни муравьев».

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.

4)  Логоритмическое упражнение «Друзья помогли».

Цель: развитие чувства ритма.

5)  Экскурсия в лес. Наблюдение за муравейником.

Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.

6)  Опыт «Выделение муравьинной кислоты».

Цель: развитие познавательной активности.

7)  Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.

8)  Изобразительная деятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой» Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

 

Знакомство с комаром.

1) Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре. 2) Рассказ комара о том, откуда он прилетел (книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»).

Цель: знакомство с внешним видом комара.

3)  НОД «Насекомое-комар».

Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых.

4)  Прослушивание музыки «Комаринская».

Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям.

5)  Наблюдение за комарами в разных местах участка.

Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность.

6)  Подвижная игра «Поймай комара».

Цель: упражнять  детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

7)  Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом».

Цель: развивать  чувство ритма, фонематический слух.

8)  Ручной труд «Комар из природного материала».

Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев.

 

Знакомство с божьей коровкой.

1)     Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке. Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

2)     Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?».

Цель: познакомить  детей с видами божьих коровок.

3)     НОД «Наша любимая божья коровка».

Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.

 

4)     Игра «Соедини точки и увидишь, что получится».

Цель: развитие мелкой моторики.

5)     Аппликация «Божья коровка».

Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе

6)     Наблюдение на прогулке  за  божьей коровкой.

Цель: развивать наблюдательность.

7)     Викторина «Что мы знаем о насекомых».

Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

 

3. Заключительный  этап.

-   Просмотр с детьми презентации на тему: «Мир насекомых».

-   У детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности.

-   Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе.

-   Появилось желание получить больше информации о насекомых. 

 

Литература: 

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.

В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г. 

Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.

Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.

«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.

 

Пояснительная записка:

 

-   Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» (по методике расскажи стихи руками).

Пчёлка трудится весь день

(Дети руками обрисовывают перед собой круг.) И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —

(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.) За день много соберёт.

(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник.) И назад вернётся пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.) В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.

(Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться (Имитируют движения ложкой.) Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание мёда в соты.)

 

 

- Логоритмическое упражнение «Друзья помогли».

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. 

Ножку тонкую он поломал. Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.

Травкой быстро ее обмотал,

В муравейник скорей побежал.

Ну а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох!

Стало сразу так страшно, темно.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли, Муравьишку домой принесли.

Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.

Ритмично сгибают и разгибают ноги.  Бегут на месте.

 

Делают ритмичную пружинку.

Ритмично закрывают глаза ладонями. Ритмично хлопают в ладоши.

 

- Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»

 — Жу-жу-жу, — жужжит пчела:

— Я лечу издалека.

— Зу-зу-зу, — комар пищит.

— Уф-уф-уф, — как паровоз 

Шмель пыхтит, пыльцу повез. 

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.  Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами. Ритмично хлопают в ладоши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Необходимо вводить малыша в окружающий мри природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для него, чтобы он рос исследователем, облагораживал и закалял…

Необходимо вводить малыша в окружающий мри природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для него, чтобы он рос исследователем, облагораживал и закалял…

Поэтому эта тема важна и актуальна

Поэтому эта тема важна и актуальна

Подбор записей со звуками насекомых

Подбор записей со звуками насекомых

Знакомство с бабочкой. 1)

Знакомство с бабочкой. 1)

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду»,

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду»,

Ритмично сгибают и разгибают ноги

Ритмично сгибают и разгибают ноги

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста " Насекомые нашего участка"

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста " Насекомые нашего участка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023