«Необходимо вводить малыша в окружающий мри природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для него, чтобы он рос исследователем, облагораживал и закалял волю»
В. А.Сухомлинский
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: краткосрочный – месяц май.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители воспитанников.
Постановка проблемы: как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отношение к разным ползающим и летающим букашкам, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Сформировалась проблема: у детей отсутствуют знания о насекомых участка детского сада.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
- каких насекомых мы можем увидеть на участке нашего детского сада?
- нужны ли насекомые?
-какие насекомые тебе нравятся?
- пользу или вред приносят насекомые?
Актуальность: Насекомые – самая многочисленная группа на нашей планете. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.
Цель проекта: познакомить детей с некоторыми насекомыми участка детского сада; учить правильному обращению с ними.
Задачи проекта:
Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности:
Формы и методы работы:
познавательные занятия, целевые прогулки, самостоятельные и коллективные наблюдения, рассказы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный этап.
Работа с родителями:
Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр.
Оформление масок, эмблем для подвижных игр.
Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми.
Изготовление фотоальбома о насекомых.
Подбор записей со звуками насекомых.
Работа с детьми:
Рассматривание книг, иллюстраций о насекомых.
Чтение произведений, стихотворений: «Трудолюбивая пчелка»,
В. Бианки «Муравейник зашевелился», А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»,
«Поймай комара».
Продуктивная деятельность:
Конструирование: «Пчелки из цветной бумаги», рисование: «Кто помог муравьишке добраться домой», ручной труд «Комар из природного материала», аппликация: «Божья коровка».
Совместная деятельность:
«Сравнивание пчелы со шмелем и осой».
«Из жизни муравьев».
«Насекомое-комар».
«Наша любимая божья коровка».
2. Основной этап.
Знакомство с пчелой.
1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа: « Что дети знают о насекомых?»
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении. Развить фразовую речь, активизировать словарь.
4) НОД « Сравнивание пчелы со шмелем и осой».
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе. Развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые». 5) Наблюдение за пчелами на прогулке
Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.
6) Подвижная игра «Медведь и пчелы».
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
7) Хоровод насекомых.
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы.
8) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».
Цель: развивать память и чувство ритма, речь.
9) Конструирование: «Пчелки из цветной бумаги».
Цель: учить аккуратно, вырезать детали изделия и склеивать их; развивать быстроту, ловкость, двигательные умения, внимание, аккуратность.
Знакомство с бабочкой.
1) Художественное слово, загадки о бабочке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.
2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.
3) Беседа с детьми о бабочке.
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки.
4) Изобразительная деятельность («Бабочки на цветах»).
Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон).
5) Наблюдение за бабочками на клумбе.
Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек.
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
7) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
Цель: развивать точность движения руки, воображение.
8) Украшение бабочками на нитке веранды. Цель: вызвать желание украсить участок для всех.
Знакомство с муравьем.
1) Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Муравейник зашевелился».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
2) Поиск муравейника.
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
3) НОД «Из жизни муравьев».
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.
4) Логоритмическое упражнение «Друзья помогли».
Цель: развитие чувства ритма.
5) Экскурсия в лес. Наблюдение за муравейником.
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
6) Опыт «Выделение муравьинной кислоты».
Цель: развитие познавательной активности.
7) Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.
8) Изобразительная деятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой» Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.
Знакомство с комаром.
1) Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре. 2) Рассказ комара о том, откуда он прилетел (книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»).
Цель: знакомство с внешним видом комара.
3) НОД «Насекомое-комар».
Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых.
4) Прослушивание музыки «Комаринская».
Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям.
5) Наблюдение за комарами в разных местах участка.
Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность.
6) Подвижная игра «Поймай комара».
Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.
7) Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом».
Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух.
8) Ручной труд «Комар из природного материала».
Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев.
Знакомство с божьей коровкой.
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке. Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.
2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?».
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок.
3) НОД «Наша любимая божья коровка».
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.
4) Игра «Соедини точки и увидишь, что получится».
Цель: развитие мелкой моторики.
5) Аппликация «Божья коровка».
Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе
6) Наблюдение на прогулке за божьей коровкой.
Цель: развивать наблюдательность.
7) Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Цель: закрепление знаний детей о насекомых.
3. Заключительный этап.
- Просмотр с детьми презентации на тему: «Мир насекомых».
- У детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности.
- Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе.
- Появилось желание получить больше информации о насекомых.
Литература:
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.
Пояснительная записка:
- Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» (по методике расскажи стихи руками).
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.) И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.) За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.) И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.) В сотах утрамбует мёд, (Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться (Имитируют движения ложкой.) Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
- Логоритмическое упражнение «Друзья помогли».
От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал. Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги. Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями. Ритмично хлопают в ладоши.
- Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками. Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами. Ритмично хлопают в ладоши.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.