Проектная деятельность студентов как средство формирования профессиональных компетенций студентов СПО
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у обучающихся.
На сегодняшний день существует проблема выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.
Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей.
В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений СПО. Поэтому подготовку специалистов в этих учреждениях необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста, нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что безусловно требует нового подхода к подготовке будущего профессионала.
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательская, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата деятельности.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Проектная деятельность – обязательный элемент организации и реализации образовательного процесса, имеющая целью подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих углубленными знаниями в области дисциплин специализации, а также владеющих навыками организации и выполнения исследовательской работы, навыками постановки и решения новых научных и производственных задач.
Проектная деятельность студентов является действенным средством повышения качества подготовки выпускников и проводиться в тесной связи с учебным процессом, являясь его составной частью.
Проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающихся личностно значимым, позволяющим им раскрыть свой творческий потенциал, проявлять свои исследовательские способности, быть активными. При использовании данного подхода мы имеем возможность объединять цели образования и будущую профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.
Метод проектов создает условия для:
- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению информационными технологиями в профессиональной деятельности;
- приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью;
- совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей обучающихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании.
Метод проектов может принести пользу только при хорошо продуманной структуре, осуществляемых проектов, и правильно разработанной системе критериев оценивания, которая должна быть доведена до сведения участников проекта.
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей студентов на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности. По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых студенты: самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение); развивают системное мышление. Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать обучающихся знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства. Повысить активность обучающихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Студенты должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью. В планируемой модели формирования ключевых компетентностей обучающихся в процессе проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать), и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Обсуждая со студентами проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию студента по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает студенту потренироваться в том, какие результаты его ожидают. В результате сотрудничество преподавателя-тьютора и студента насыщенно, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких образовательных результатов. Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику его компетентности. Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника.
Формируя у обучающихся специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» опыт проектной деятельности, преподаватели специальных дисциплин используют два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом, и включением обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности.
Одной из форм организации проектной деятельности является написание курсовых и дипломных работ с элементами творческой исследовательской деятельности.
Проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации знаний и умений по технологии приготовления кулинарной продукции, а также для демонстрации сформированности общих и профессиональных компетенций при решении проблем профессиональной направленности.
Проект – это конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. “Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Непременным условием проектной деятельности является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены» [3, с. 27]. Кроме этого, к проектной деятельности предъявляются и другие требования: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания; самостоятельность обучающихся; структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (выдвижение гипотезы, сбор, систематизация и анализ полученных данных).
Различные формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом. Студент овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Формирование профессиональной компетентности обеспечивается включением студентов в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей студентов. Условием успешного формирования профессиональных компетентностей в процессе проектной деятельности являются: развитие творческих способностей студентов, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, познавательных, предметных и исследовательских умений и компетенций. Решение этой проблемы может быть осуществлено и путем организации проектной деятельности студентов во внеаудиторное время
При правильной организации работы и своевременной обученности студентов основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках внеаудиторной деятельности студенты получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у студентов способы грамотного и цивилизованного обмена информацией.
На первом этапе реализации модели предполагается организация массовой научно-исследовательской работы студентов 3-4 курсов внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех студентов способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам. Следующий этап - распространение учебных исследований среди студентов 1,2 курсов. Такая творческая «инъекция» позволяет расширить и скорректировать рамки аудиторной системы, так как материал, предложенный для изучения на занятии, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию. Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно со студентами, причем обязательно соблюдаются три важных критерия; 1) конкретность темы и получаемых результатов; 2) витагенность исследования («вырастание» из собственного жизненного опыта); 3) возможность представления результата в самых различных формах (научный текст, визуальный образ, видеосюжет, игра и т.д.). Таким образом, учебно-исследовательская деятельность студентов выступает средством «мягкой трансформации» аудиторной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода студентов и преподавателей на новый уровень сотрудничества – в рамках научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность - форма научной деятельности, осуществляемая обучающимися под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности). Одним из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования; творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная трактовка материала и так далее. Проектная часть должна быть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего сообщества. Например, студенты обучающиеся по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания готовят бизнес - проекты предприятий общественного питания, разрабатывают рецептуры, учувствуют в мастер-классах.
Принцип продуктности научно-исследовательской деятельности реализуется и в других формах: результатом работы проблемной группы или творческой студии могут быть тематические номера школьной газеты, сборники первых научных опытов, публичные отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов, разработки занятий (в том числе дистанционных) и т.д. Переход к новым, более эффективным, методам стимулирования массовой проектной работы учащихся требует проведения серии обучающих семинаров, тренингов и открытых дискуссий с привлечением специалистов из сферы науки, бизнеса, торговли и общественного питания. Проекты учат студентов основам проектного менеджмента и научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника - стать осязаемым успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере.
Важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя, Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций который можно представить в виде листа оценки, стимулирующего участника проектной деятельности к размышлениям и самостоятельной оценки своей работы
Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, формируем общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
· самостоятельно ищут необходимые знания из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач);
· пользоваться приобретенными знаниями для решения нужных им задач – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);
· развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
· учатся совместному труду (ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.)
С точки зрения компетентностного подхода именно применение проектных технологий позволяет формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции:
· организовывать и проводить приготовление различных блюд;
· контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями;
· вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Современные образовательные технологии, а именно, проектная деятельность обучающихся, формирует у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.
Задачей преподавателя является найти такие пути применения проектных технологий, которые привлекли бы к ней студентов с различным уровнем знаний и умений, расположили бы их к общей совместной деятельности, сориентировали бы их на будущую профессиональную успешность. Опираясь на опыт и интересы самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам учреждений среднего профессионального образования.
Для решения задачи формирования общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа при реализации личностно ориентированного и, конечно же, добровольном участии всех субъектов образовательного процесса в проектной деятельности в образовательный процесс ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли» используются различные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности: лабораторно-практические занятия, проектные работы, самостоятельные работы, кружковая работа, научно-практические конференции, недели комиссии технологических дисциплин, мастер-классы.
При планировании и выборе формы деятельности учитываются возможности и желания каждого участвовать в проектной деятельности, уровень темперамента и уровень профессиональной направленности, и на основе этого реализовано несколько проектов различной типологии.
В ходе реализации этих проектов участниками было отмечено, что студентам в процессе выполнения проектного задания требуются не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять текущий контроль, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, эффективно общаться, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов и др.
Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирование профессиональной компетенции. Оценивание степени сформированности общих и профессиональных компетенций важный этап, причем и для обучающихся, и для преподавателя. В данной работе отслеживается процесс в виде поставленного определенным образом вопроса, стимулирующего участника проектной деятельности к размышлениям и самостоятельной оценки своей работы.
Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет не только обеспечить продвижение обучающихся по компетентностной образовательной траектории, но и способствует подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена. А также позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, способствует реализации творческого потенциала, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.