Цель: Уточнение и расширение знаний педагогов о проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике.
Дж. Дьюи (1859-1952) считал, что детство не ограничивается подготовкой ко взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки.
У.Х. Килпатрик, считал, что проектом является любая деятельность,
выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.
В России проектные идеи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании. Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде так как введение ФГОС ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
По количеству | индивидуальные |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) |
По доминирующему виду проектной деятельности |
|
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ В ДОУ
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна | Старшая группа |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Вторая младшая группа |
Информационно–практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Средняя группа |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Вторая младшая группа |
ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ(по Л.В. Киселевой)
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА(по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову)
Проект
Фаза технологическая
Фаза рефлексивная
Фаза проектирования
I Стадия концептуальная
Этапы:
Стадия реализации модели проекта
Стадия итого
вой оценки
Стадия рефлексии
II Стадия моделирования
Этапы:
III Стадия конструирования
Этапы:
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
«МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»
ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ»(по Е. С. Заир-Бек)
МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ»(Тони Бьюзен )
СПОСОБЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС ДО. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Системная паутинка по проекту
Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам деятельности с учетом требования ФГОС.
Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка».
Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
«МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ»
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
|
|
|
«семь Мы»:
ОБРАЗ «СЕМЬ МЫ»(по Е. С. Заир-Бек)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) —
МЕТОД «МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАРТ»(Тони Бьюзен )
1.Начать с ЦЕНТРА листа.
2. Передавать основную идею РИСУНКОМ.
3. Использовать разные ЦВЕТА.
4. Соединяйте ОСНОВНЫЕ ОТВЕТВЛЕНИЯ с РИСУНКОМ в центре листа, а второстепенные и все остальные – друг с другом.
5. Ответвления должны быть не прямыми, а ИЗОГНУТЫМИ.
6. На каждой линии должно быть ПО ОДНОМУ КЛЮЧЕВОМУ СЛОВУ.
7. Использовать РИСУНКИ как можно чаще.
Семь шагов создания умственных карт
Первая команда: | Вторая команда | Третья команда: |
Вопросы:
1. Проект – это
Педагогический вид деятельности
путь исследования, т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Вид непрерывной образовательной деятельности
2. Основоположник метода проектов это:
У.Х. Килпатрик
С.Т. Шацкий
Дж. Дьюи
Что является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию:
Деятельностный подход
Технология проектирования
Взаимодействие детского сада и семьи
Выберите одну из составляющих метода проектов:
Самостоятельная активность детей
Авторитарный стиль общения педагога с)Отсутствие участия родителей в процессе .
5.Чему способствует использование метода проектов в работе с дошкольниками:
повышению самооценки ребенка
развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей
с)возможности участия в проектной деятельности одних и тех же воспитанников
6)Какие типы проектов используются в практике ДОУ (по Л. В. Киселёвой):
Исследовательско-творческий, индивидуальный, приключенческий, информационно-практико-ориентированный.
Исследовательско-творческий, ролево-игровой, информационнопрактико-ориентированный, творческий
Исследовательско-творческий, ролево-игровой, информационно-практикоориентированный, семейный.
Индивидуальный, семейный, подгрупповой, исследовательский
7)На какие категории делятся виды проектной деятельности по составу участников:
Индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, командный
Индивидуальный, подгрупповой, парный, коллективный
Индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой
8 )На какие категории делятся виды проектной деятельности по продолжительности:
Краткосрочные, долгосрочные, однодневные
Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные
Краткосрочные, годовые, недельные
9. Выберите верную структура проекта:
Выбор темы проекта, планирование, реализация проекта, завершение проекта
Подборка материала, планирование, реализация проекта, презентация
Выбор темы проекта, планирование, реализация проекта, презентация
Подборка материала, выбор темы, реализация проекта, завершение проекта
Атрибуты для проекта | Формы организации проекта | Результаты проектной деятельности(презентации) |
Подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д. | Экскурсия | Выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.