Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Солодкая Владлена Олеговна
Уровень образования-Бакалавр
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 12, РФ, Московская область, Домодедовский округ, село Домодедово
Учитель начальных классов
1.1. Технология организации проектной деятельности в современной начальной школе.
Проектная деятельность является неповторимым процессом и широко используется в учебной и внеурочной деятельности. Метод проекта можно использовать в любой школьной дисциплине, что помогает учителю решать объемные задачи за определенный срок. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
·направляют свой познавательный интерес на изучение информации из разных источников, что восполняет недостающие знания;
·активизируют свой творческий потенциал на решение познавательных и практических задач, что формирует опыт;
·совершенствуют коммуникативные умения, приобретают опыт работы с коллективом, в парах или самостоятельно;
·развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
·развивают критическое мышление.
Метод проектов – это организованная деятельность, способствующая исследованию учащихся практических, теоретических или творческих. Учебные проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты заставляют учащихся взять на себя определенную роль, например:
· решающий проблему;
· принимающий решение;
· исследователь;
· документалист.
Проектная деятельность не является игровым элементом, развлечением или заданием по знакомой теме, она целенаправленна и основана на важных вопросах, которые связывают содержательные стандарты и мышление высокого уровня с реальной целью. Выделяют следующие характеристики эффективных учебных проектов:
-учащиеся находятся в центре процесса обучения, ведущей является деятельность учения;
-проект основан на проблеме, значимой для учащихся;
-проект фокусируется на важных целях и задачах обучения, ориентированных на образовательные стандарты;
-проект организуется вокруг направляющих вопросов;
-проект включает текущее формирующее оценивание и другие типы оценивания;
-проект содержит связанные между собой задачи, а деятельность в проекте ограничена временными рамками;
-проекты напрямую связаны с окружающим миром;
-учащиеся демонстрируют знания и умения через результаты (продукты) учебной деятельности или саму деятельность, которая организуется и осуществляется в ходе разработки самих продуктов;
-информационные технологии поддерживают и помогают повысить качество обучения;
-в работе над проектом развиваются и интегрируются мыслительные умения;
-различные методы обучения поддерживают различные стили мышления[1].
Учебный проект, с точки зрения обучающегося, – это:
• возможность реализации собственной инициативы самостоятельно или в группе, развитие творческого потенциала;
• позволяет проявить свои силы, показать достигнутый результат творческой и познавательной деятельности ребенка;
• помогает ребенку рассмотреть решение проблемы не только с помощью теоретических знаний, но и с практической стороны, что увлекает самого исследователя и реализует его способности и потенциал[2].
Важную роль при реализации проектной деятельности отводится именно учителю, так как он является ориентиром для обучающихся, и его действия и технология реализации проектной деятельности является главным этапом последующей работы. Педагог консультирует и мотивирует младших школьников, наблюдает и направляет их деятельность. Ведь для учителя учебный проект представляет собой в первую очередь интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [3].
С точки зрения учителя (преподавателя) проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения, навыки и компетенции, в числе которых:
- проблематизация (рассмотрение проблемной ситуации, выделение имеющихся противоречий, формулирование проблемы и подпроблем, постановка цели и задач и т.д.);
- целеполагание и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- поиск и критическое осмысление информации (отбор фактического материала, его интерпретация, обобщение, анализ);
- освоение методов исследования;
- практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях и др. [4].
Требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4. Использование исследовательских методов.
Базовая модель урока или внеклассного мероприятия, построенного на основе технологии метода проектов, предполагает три основных этапа (рис.1):
Рисунок 1. Основные этапы проектной деятельности
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представление об его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её, у детей формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающего, так и творческого[5].
Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте», включающий в себя:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу (проблему). (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (собираем необходимую информацию, материал, сопоставляем, анализируем, делаем выводы, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов. Эти памятки помогут учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
В практической деятельности учителя начальных классов используется такая модель обучения младших школьников методу проектов (табл. 1):
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Разработка проектного задания |
Ставит перед детьми проблему. |
|
1.1 Выбор темы |
Самостоятельно определяет темы и предлагает их обучающимся. |
Обсуждают и выбирают одну из тем, предложенных учителем. |
|
Определяет тему совместно с обучающимися. |
Группа обучающихся подбирает темы совместно с учителем. |
|
Участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимися. |
Обучающиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают их для обсуждения. |
1.2 Выделение подтем проекта |
Разбивает тему на подтемы и предлагает обучающимся. |
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
1.3 Формирование творческих групп |
Предлагает разделиться по группам, в зависимости от вы- бранной подтемы. |
Группируются по выбранной подтеме или по интересам |
1.4 Выбор форм представления проекта |
Предлагает различные формы реализации проекта. |
В классе, а затем в группах обсуждают формы представления результатов работы |
II. Разработка проекта |
Консультирует, направляет работу учащихся. |
Ведут поисковую, исследовательскую деятельность. |
III. Защита проекта |
Организует оценочную деятельность. |
Представляют результат работы (презентация, книжка, альбом). |
Таблица 1. Модель обучения младших школьников методу проектов
Для получения желаемых результатов, учителю необходимо рассмотреть с учащимися критерии оценивания проектов. Только в этом случае дети будут заранее представлять себе объем предполагаемой работы и прогнозировать результаты своей деятельности.
Критерии оценивания работ учащихся:
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
3. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.
4. Степень осмысления использованной информации.
5. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
6. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.
7. Уровень организации и творческий подход при проведении презентации устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности.
8. Владение рефлексией.
9. Социальное и прикладное значение полученных результатов [6].
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей [7].
Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу[8].
1.2.Разработка рекомендаций по использованию метода проекта в начальной школе.
При использовании проектной деятельности учитель начальных классов может сталкиваться с такой проблемой, как неготовность к информатизации образования, отсутствие методических материалов, незнание особенностей и техники организации проектной деятельности младших школьников.
При анализе проектной деятельности, как метода обучения выявленные особенности мы сформировали в общие методические рекомендации:
· При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
· Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей.
· После выбора темы начинается сбор информации. Для этого используются различные источники: книги, справочники, энциклопедии. Могут быть использованы сведения из художественных, мультипликационных, научно-популярных и документальных фильмов и телепередач.
· Длительность выполнения проекта целесообразно ограничивать одним уроком ( может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий.
· В процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. К организации и проведению экскурсий привлекаются родители.
· При выполнении проектов дети могут работать группами.
· Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся, удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса.
· В процессе работы над проектами дети готовят мини-доклады, пишут сочинения, оформляют стенды, фотоальбомы, выставки.
· Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
· Помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только дети, но и родители.
· Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, каждый из которых может заканчиваться ярким, запоминающимся мероприятием, который создает у детей позитивный эмоциональный настрой для дальнейшей творческой работы над проектом
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века : Учеб. пособие — 108е изд., перераб. — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 168 с. + CD
2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. –4-е изд., испр. И доп. –М.: АРКТИ, 2009. –112 с.
3. Пахомова, Метод учебного проекта 2003, с. 24
4. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование 2000.
6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа -2006
8. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.