Проектная деятельность в рамках ФГОС ДО
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
· Законе РФ «Об образовании в РФ»;
· концепции модернизации российского образования;
· национальной доктрине образования в РФ
дошкольному образовательному учреждению нужно:
Обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка |
Условия для самоопределения и самореализации личности |
Работать с детьми без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт |
Обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей. |
Реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений |
Ребенок активный участник педагогического процесса |
В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. Именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.
«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Нужно найти новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед дошкольным учреждением и педагогами.
Когда происходит радость от успеха, а также переживания, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность объединяет команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса. Происходит взаимодействие педагогов, детей и родителей. Если родители принимают участие в проектной деятельность это большая ценность.
Цель проектного метода в дошкольном учреждении является: развитие свободной творческой личности.
Задачи развития:
Ø психологического благополучия и здоровья детей;
Ø развитие творческого воображения, мышления;
Ø обогащение речи детей
Ø развитие познавательных способностей детей;
Ø развитие коммуникативных навыков.
В своей работе с детьми я использую проектную и исследовательскую деятельность.
Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность детей. Эту работу воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Для решения всех задач, поставленных в проектах, к работе привлечены родители, которые с удовольствием ищут решения вместе с детьми, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.
В дошкольном возрасте дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования, опытов. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и проведения опытов, и рассказывали об этом. Дети фиксировали выводы, делали зарисовки опытов в дневнике наблюдений. Кроме этого дети совместно с родителями уже дома продолжали экспериментировать, закреплять знания, полученные в детском саду.
Для усвоения материала были подобраны различные энциклопедии, изучена художественная литература, изготовлены дидактические игры. У воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого проекта.
Были реализованы групповые проекты: «Россия моя мастеровая», «Волшебный мир часов», «Безопасность на природе, «Математический знайка».
Родители активно включились в проектную деятельность, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
Дети и родители приняли активное участие в конкурсах и создали мини-проекты: «Лук-зеленый друг», проведены совместные выставки рисунков «75 лет Победе!», «Мы, за здоровый образ жизни!», создан фотоальбом «Моя большая семья».
Давайте остановимся на основных этапах работы над проектами:
Целеполагание: помочь ребенку выбрать наиболее актуальную тему. Что я знаю по этой теме? Что я хочу еще знать? Что нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?
Разработка проекта. Составить план деятельности по достижению цели.
Выполнение проекта. Практическая часть;
Подведение итогов.
Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их основные виды.
По предметно-содержательной области:
межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи относятся к разным образовательным областям программы) |
монопроекты(содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных задач; решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение) |
Виды проектов по доминирующей детской деятельности:
творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы) |
исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов) |
информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов) |
творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой или театрализованной игры) |
Виды проектов по количеству участников:
индивидуальные |
групповые |
парные |
коллективные |
4. По длительности реализации:
Краткосрочные (мини-проекты, включающие 2,3 образовательные ситуации, по длительности 2 – 3 дня; характерны для младших групп |
Среднесрочные (проводятся на протяжении 1,2 недели, преимущественно в средней группе); |
Длительные (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта). |
Работая над проектной деятельностью можно сделать вывод, что проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Она сочетает различные виды детской деятельности во взаимодействии взрослыми. Помогает открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на знания, полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать атмосферу творчества и вдохновения. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Проектная деятельность дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме. И полученные знания в той или иной деятельности самим применить на практике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.