ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЗДАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

  • Научные работы
  • doc
  • 17.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Успешность и результативность проектной деятельности учащихся, в первую очередь, зависит от правильного подбора проблемной ситуации. Побудителем учебной деятельности, в данном случае, является система мотивов, органично включающая в себя познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру проекта.
Иконка файла материала Проектная деятельность в создании мультимедийных презентаций - Архипова Антонина Петровна.doc

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В СОЗДАНИИ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

 

Архипова Антонина Петровна, преподаватель физики

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

        

         Отличительной особенностью нового образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. Данные задачи успешно решаются в проектной деятельности. Метод проектов находит все большее применение в системах образования разных стран по разным причинам. Главные среди них, видимо, следующие:

·        необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

·        актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.)

·        актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

·        значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

         Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны использование разнообразных методов средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Тематика проектов может касаться  какого-либо теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

          Успешность и результативность проектной деятельности учащихся, в первую очередь, зависит от правильного подбора проблемной ситуации. Побудителем учебной деятельности, в данном случае, является система мотивов, органично включающая в себя познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки  которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру проекта.

          Решение  проблемы наиболее ответственный момент т. к. условием осуществления учебной деятельности является межличностное взаимодействие (общение) по поводу её предметного содержания. Совместная деятельность преподавателя и обучаемых должны строиться на основе партнёрства. Для решения проблемы учащиеся должны определить учебные задачи, которые в совокупности образуют логическую систему, задаваемую базовыми понятиями. В этой системе имеются как общие задачи, направленные на усвоение сущностных характеристик изучаемых явлений, процессов и обобщённых способов выполнения действий, так и частные, связанные с усвоением отдельных понятий, представлений, умений и навыков.

          Процесс решения учебных задач включает следующие этапы: определение задачи и её осмысление учеником; поиск вариантов решения задачи; анализ решения и оценка полученного результата. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретно её решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению. Проектное обучение всегда предполагает создание какой-либо проблемы под руководством преподавателя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

 Известный разработчик компьютерных обучающих программ по математике и физике Л.Я. Боревский, рассматривая вопрос гуманизации информационных технологий обучения, пишет: “Заинтересовать, рассмешить, создать комфортную обстановку, похвалить за малейшие успехи, дать ощущение легкости, сделать минимальной ступеньку перехода от незнания к знанию, использовать эффект узнаваемости – наша главная цель”.

Компьютер может воздействовать на чувства человека графическим изображением, звуком и музыкальным образом. Глубина смысла в игре текстов, использовании мудрых мыслей, афоризмов также повышает эффективность обучения.

Метод проектов является одной из эффективных форм организации практической деятельности учащихся. Проект представляет собой самостоятельную практическую работу учащихся. На обзорно-обобщающих уроках я практикую мультимедийные презентации, созданные учащимися “Физика на кухне”, “Энергетика Пермского края”, “Тайна космоса”, “Радио”, “Лауреаты Нобелевской премии по физике” и другие.

Студенты работают небольшими группами по 2-3 человека. Стараюсь следить, чтобы в группах работали обучающиеся с различным уровнем знаний и способностей. Роль преподавателя сводится к консультациям по возникшим вопросам. Благодаря четкому структурированию содержания проекта на отдельные этапы работы и участию обучающихся в связи с этим в различных видах деятельности, наблюдается интерес к выполнению своей работы.

Количество проектов в разных группах выстраивается по-разному от одного до трех в год, в зависимости от изучаемых тем и современных требований. Заключительная часть выполнения проекта на уроке протекает в различных формах: физический праздник, конференция, семинар.

На уроках использую опорные конспекты в виде презентаций (программа Power Point) по разделам “Атомная физика ”, “Волновые свойства света ”, “Тепловые двигатели”. Опорный конспект-презентация представляет собой документ с рисунками, отдельными словами, формулами. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (признаки, слова) ученик фактически запоминает и их расшифровку.

Опорный конспект-презентация позволяет студенту:

·        глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;

·        легче запомнить изучаемый материал;

·        используя презентации при ответе, грамотно, точно изложить материал;

·        приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.

Мультимедийные продукты частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, дают не только знания, но и возможность вставлять из них материалы в документы. Одно из направлений использования компьютеров на уроках физики – моделирование физических процессов и явлений. Наиболее эффективными программами являются “Открытая физика 1.1” (ФИЗИКОН, 1996-2001), “Открытая физика 2.5” (ФИЗИКОН) и другие, которые использую на уроках, а также при создании презентаций. Электронные учебники частично использую в учебном процессе: при работе с учащимися, пропустившими занятия, при диагностике и контроле знаний.

Компьютерная поддержка уроков физики позволяет оперативно и на современном уровне решить следующие задачи:

·        повысить мотивацию обучающихся за счет осознания востребовательности получаемых знаний и умений и реальной возможности их применения в жизни (связывать учебный материал с насущными проблемами современной жизни);

·        отражать реально существующую область действительности;

·        поддерживать интерес обучающихся к учению, овладению фундаментальными и прикладными знаниями;

·        развивать личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал

Внедрение компьютерной техники в учебный процесс, даже одно программное средство – презентация, способно реализовать многие задачи учебного процесса:

·        использование передовых информационных технологий;

·        смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;

·        облегчение подготовки к уроку преподавателем и привлечение к этому процессу учащихся;

·        расширение возможностей для иллюстративного сопровождения урока;

·        организация самостоятельных, исследовательских, творческих работ, проектов, рефератов на качественно новом уровне;

·        организация интерактивных форм контроля знаний, умений и навыков.

Таким образом, метод проектов в сочетании с современными информационными технологиями позволяет реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций обучающихся.

 

Список литературы:

 

1.      Полат Е. С. Информационные технологии в системе образования. М.,1999

2.      Селевко Г. К. «Энциклопедия образовательных технологий»  – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

3.     Учебное электронное издание ―Физика 7-11‖ практикум ―Физикон‖ 2004.

4.      http://festival.1september.ru/articles/505540