Проектная деятельность в учебном процессе
(автор: Чепурина М.В.)
План:
I. Особенности и важность проектной деятельности в учебном плане среднего звена вальдорфской школы.
II. Проектная деятельность в 3 классе
III. Проектная деятельность в 5 классе
1.1 Проект «Египетские пирамиды»
IV. Заключение
I. Всем нам хорошо известно из личного опыта, что в определенном возрасте у человека возникает потребность в самостоятельности, и она, как и все вновь зарождающееся, нуждается в поддержке.
Вальдорфские школы поддерживают своих молодых людей активно, предоставляя им возможность проявить самостоятельность в проектных работах и разнообразных практиках.
В определенный момент становится важным превратить полученные в школе теоретические знания в инструмент творческого, практического освоения мира. Для этого и существуют различные виды практик, каждому возрасту – своя. В практической деятельности задействован весь человек в целом, а не какая-либо из его сторон или качеств, что как нельзя лучше способствует гармоничному развитию личности, а это и есть основная задача вальдорфской школы.
Проектная деятельность в вальдорфских школах бывает двух видов – групповая, когда над проектом работают несколько учеников, и индивидуальная. И в том, и в другом случае ребята делают работу самостоятельно. Выбранный самими учениками куратор проекта не назначает тему, а поддерживает их на всех этапах работы. Таким образом, ученики имеют шанс встретиться не с голым контролем и назиданием, а с творческими силами взрослого, его волей. Важно, чтобы работа над проектом интересовала в первую очередь их самих, потому что именно собственная, самостоятельная способность суждений и является главной целью развития человека в вальдорфской школе. Учитель же, становясь исследователем, может выйти за рамки школьной рутины и вновь испытать энтузиазм.
В проектной деятельности важна не только сама работа над проектом. Подготовить к презентации, а затем представить подготовленный материал – это едва ли не самый волнительный момент во всем процессе. Выступить перед большой аудиторией (учителя, родители, одноклассники, гости), поделиться с ними тем, что стало близко и интересно ученику — ответственная и для многих трудная задача.
II. Строительный проект в 3 классе. Участвуя в различных профессиональных видах деятельности, ученики знакомятся с ними. Это могут быть неожиданные, но очень приятные знакомства: например, путь зерна от его посадки до готового хлеба. Посеять, собрать, помолотить, перемолоть в муку и испечь хлеб – это ли не драгоценный опыт? Изучение традиций строительства дома разных народностей России, а потом и самостоятельная постройка небольших домиков, скворечников, скамеек, оград для школьных цветников. Основное – это понимание того, что мир вокруг нас создается нашими собственными руками.
Вот так в течение школьных лет постепенно, шаг за шагом, ребенок и узнает о своих возможностях. Ведь он пробует свои силы не только в русском языке и математике, что, безусловно, важно, но еще не конечно. Участвуя в разнообразнейшей деятельности, ученики получают самое важное – опыт, который в дальнейшем поможет им лучше узнать себя, определиться с родом занятий, справляться с трудностями, и, наконец, легко и спокойно адаптироваться к «реальному» миру, который зачастую так пугает многих родителей.
В конце третьего класса вальдорфской школы дети традиционно реализуют проект строительства "дома". В этом возрасте дети знакомятся с ремёслами, пробуют свои силы во многих из них. И строительство становится тем моментом, где все эти умения собираются воедино.
В мае 2022 г. 3-й класс осуществил свой строительный проект «Спортивный уголок» на территории МБОУ «СШ №2»».
Конечно, построить настоящее сооружение в одиночку очень проблематично. Поэтому на помощь приходят одноклассники, учителя, родители. И все вместе они создают нечто новое, точку, где собрались нити многих жизней и в которой так приятно будет вспомнить своё взросление через 5-10 лет...
Строительный проект удался. Теперь на территории детского сада есть свой Корабль.
III, В 5 классе ученикам была предложена индивидуальная и групповая проектная деятельность по истории Древнего мира. Ребята выбрали следующие темы: «Египетские пирамиды», «Древнейшие виды письменности», «История костюма разных народов Древнего мира», «История Олимпийских игр», «Висячие сады Семирамиды», «Древняя Индия», «История древнего оружия», «Олимпийские игры в древности», «Фараоны Древнего Египта», «Какие были сладости в Древнем мире», «Троянский конь» и др.
IV. Таким образом становится очевидно, что работа над проектом дает возможность авторам не только (и даже не столько!) углубиться в выбранную тему, изучить и увидеть многообразие ее проявлений в окружающей жизни, что само по себе тоже немаловажно. Другая сторона этой работы – опыт самостоятельного творческого созидания, ведение проекта от зарождения идеи до ее практической реализации, представление результатов и открытий, сделанных в процессе создания проекта. Такой опыт помогает молодому человеку сделать уверенный шаг в свое будущее и пусть даже пока только предположить, что мастерство и свобода не могут существовать друг без друга.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.