Проектная и исследовательская деятельность в математике
Оценка 4.6

Проектная и исследовательская деятельность в математике

Оценка 4.6
docx
20.06.2022
Проектная и исследовательская деятельность в математике
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАТЕМАТИКЕ.docx

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперед». В общем понимании проект – это управляемая (следовательно, целенаправленная, мотивированная, планируемая, системная, диагностируемая, регулируемая), ограниченная в ресурсах и сроках деятельность, направленная на достижение конкретного результата (цели) – создание определенного уникального продукта; или совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации. Таким образом, критериями проектной деятельности являются: управляемость, уникальность результата, ограниченность в сроках.

Проектная деятельность является эффективным технологическим средством реализации задач образовательного стандарта, так как направлена на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов, на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов.

При организации проектной и исследовательской деятельности школьников следует учитывать, что данная деятельность для педагога – средство реализации педагогических целей, соответствующих требованиям к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

– создать условия для освоения обучающимися содержательной стороны одной или нескольких учебных дисциплин, расширения научного кругозора в каких-либо областях знаний, освоения метапредметных результатов, способов научного познания мира, развития ключевых компетенций;

– создать условия, способствующие овладению обучающимися рациональными приемами и социальными нормами коллективной (групповой) творческой деятельности, развитию индивидуальных общественно значимых личностных качеств, учебных, организаторских, творческих и других способностей и интересов, положительной учебной мотивации;

– способствовать адаптации школьников в современном мире, профессиональному самоопределению;

– создать условия для пропедевтики асоциального поведения, дурных привычек;

– организовать реализацию проекта как процесса социально одобряемой и социально признаваемой деятельности – ведущего типа психологической деятельности подростков, обеспечивающего их полноценное психическое развитие;

– способствовать формированию общественно значимых психологических особенностей обучающихся; 

– способствовать развитию коллектива как средства воспитания личности.

Решению данных задач отвечают главные особенности проектной деятельности школьников.

1. С позиции организации образовательного процесса проектная деятельность создает условия для формирования у обучающихся опыта:

– самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

– для общения в процессе общественно полезной, коллективной творческой деятельности – ведущих типов психологической деятельности подростков.

2. С позиции содержания:

– обеспечивает открытость и политематичность, позволяющие каждому участнику проекта осуществить свободный выбор направления, содержания и форм деятельности в рамках тематики проекта;

– обеспечивает полипредметность, способствующую достижению предметных и метапредметных результатов образования;

– нацелена на создание общественно ценного продукта, что является фактором формирования положительной самооценки и психического развития.

3. С позиции компетентностного подхода:

– способствует эффективному формированию всех ключевых образовательных компетенций (по А. В. Хуторскому: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), учитывающих главные цели общего образования, а также основные виды деятельности ученика, позволяющие ему овладевать социальным опытом. 

Технологическая карта
реализации проекта

1. Подготовительный этап.

1.1. Формулировка темы проекта.

Тема должна быть сформулирована максимально конкретно, отражая существенные стороны проекта, и уточнена после завершения всей работы.

1.2. Выбор направления и жанра выполнения проекта.

По направлению проекты могут быть разделены на: исследовательские, инженерные, прикладные, информационные, социальные, экологические, краеведческие, игровые, творческие и др.

Проектные работы могут быть выполнены в различных жанрах, таких как: геоинформационная система, мультимедийная экскурсия, справочник, путеводитель, атлас на бумажных и электронных носителях, макет, видеоматериалы (видеофильм, презентация), учебное пособие или дидактические материалы, компьютерная программа, описание (свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации, например, экологические, социальные проекты) и др.

1.3. Обоснование актуальности выбранной темы (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность).

1.4. Формулировка цели проекта. 

Цель формулируется как представление о результате деятельности, то есть о том, что необходимо получить в конечном итоге. Цель: создать..., разработать...

1.5. Формулировка задач проекта. 

Задачи – промежуточные цели деятельности по этапам реализации проекта. Требования к задачам: достижимость, непротиворечивость друг другу, ясность формулировки, диагностичность (измеряемость результатов), фиксированность по срокам, иерархичность.

Тема, цели и задачи проекта должны быть согласованы между собой.

1.6. Разработка программы и методики реализации проекта: 

– для выполнения каждой конкретной задачи подробно разрабатывается порядок деятельности участников и определяются ее эффективные способы (методика выполнения проекта);

– формулируются задачи каждой творческой группы, ее роль в выполнении проекта;

– формируются творческие группы с учетом интересов, потребностей, возможностей детей;

– определяются источники получения информации на каждом этапе работы:

•  что известно по содержанию данной проблемы;

•  каких знаний недостает;

•  где и каким образом можно приобрести недостающие знания (анализ литературы, информации из Интернета, работа в архиве, опрос, работа в музеях, проведение микроисследования и др.);

– указываются сроки реализации и исполнители каждой задачи. 

1.7. Выбор формы и срока представления конечного результата (отчета).

2. Этап выполнения проекта. 

2.1. Обучающиеся распределяют роли внутри каждой из творческих групп по выполнению задачи.

2.2. Обучающиеся (творческие группы) самостоятельно (при консультативной помощи учителя) работают над реализацией поставленных задач (производят поиск, отбор, систематизацию, анализ, оформление информации; осуществляют моделирование), согласно разработанной методике и программе (см. п. 1.6).

2.3. Обсуждение полученных материалов и достигнутых результатов в творческих группах.

3. Этап предварительного контроля.

3.1. Творческие группы представляют предварительный результат на рассмотрение всех участников проекта. 

3.2. Коллективное обсуждение результатов.

3.3. Определение степени достижения задач и цели.

3.4. Доработка (коррекция) полученных результатов.

3.5. Оформление отчета (паспорта проекта).

Отчет должен содержать следующие разделы:

– титульный лист (с указанием образовательного учреждения, темы проекта, авторов и руководителя, года разработки);

– актуальность и назначение проекта, его практическая значимость;

– цели и задачи проекта;

– методика выполнения проекта;

– результаты выполнения проекта;

– список использованных источников информации;

– приложения (иллюстративный, графический материал, электронная версия работы и др.).

3.6. Подготовка представления (презентации) конечного результата.

4. Этап представления (презентации) конечного результата проекта.

5. Этап коллективного обсуждения всей работы. Рефлексия.

6. Этап применения результатов работы. Организация использования результатов проекта в практике образовательного учреждения.

Отдельно необходимо отметить, что использование проектного метода во внеклассной работе может стать основой работы ученического научного общества.

Деятельность участников ученического исследования строится следующим образом. 

1. Формулирование темы исследования (тема должна быть сформулирована максимально конкретно и уточнена после завершения всей работы).

2. Обоснование актуальности выбранной темы:

– задачи, стоящие перед обществом в данном направлении в конкретных социально-экономических условиях (для чего нужен результат исследования);

– констатация неразработанности данной темы в литературе и практике школы (что сделано в этом направлении, что не раскрыто, но требуется в практике и нуждается в дополнительном исследовании);

– формулирование вывода об актуальности данной темы ввиду противоречия между потребностью в результате исследования и его отсутствием, недоработанностью, несогласованностью и т. п.

3. Определение объекта исследования. Объект – материальная система, в которой производится исследование.

4. Определение предмета исследования. Предмет исследования – какой-либо аспект (процесс, свойство, структура, качество, отношение) рассматриваемого объекта (то есть его часть).

5. Формулирование цели исследования. Цель – представление о результате исследования (что необходимо получить в конечном итоге). (Цель – выявить…, разработать…, установить…)

6. Формулирование задач исследования. Задачи – конечные цели исследования по его этапам. В исследовании должны быть реализованы 2–4 задачи. Требования к задачам: достижимость, непротиворечивость друг другу, ясность формулировки, измеряемость (результатов), фиксированность по срокам, иерархичность.

7. Формулирование гипотезы исследования. Гипотеза – это предположение о том (если), каким образом исследователь намерен достичь (то) поставленной цели исследования. То есть гипотеза – предположение о причине, вызвавшей какие-либо следствия; о связи между явлениями; о существовании явления.

8. Разработка программы и методики исследований. Подробно разрабатываются порядок и способы действий участников исследования, источники получения информации на каждом его этапе. Указываются сроки и исполнители. 

9. Выполнение исследований. Описание результатов исследования и их анализ.

10. Формулирование выводов по теме исследования.

11. Выявление достижения цели и задач, подтверждения гипотезы.

12. Определение новизны результатов исследования (научная новизна и новизна для школьников).

13. Выяснение практической значимости работы, возможностей ее использования в практике школы.

14. Нахождение направлений дальнейших исследований.

15. Составление списка использованных источников информации.

16. Подготовка иллюстративного материала.

17. Оформление отчета об исследовании. Во введении раскрываются позиции 1–8, в основной части работы – 8–10, в заключении – 11–15. Иллюстративный материал приводится в приложении.

18. Презентация материалов и результатов исследования.

19. Организация использования результатов исследования в практике работы школы.


 

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

Решению данных задач отвечают главные особенности проектной деятельности школьников

Решению данных задач отвечают главные особенности проектной деятельности школьников

Обоснование актуальности выбранной темы (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность)

Обоснование актуальности выбранной темы (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность)

Определение степени достижения задач и цели

Определение степени достижения задач и цели

Формулирование задач исследования

Формулирование задач исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.