Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе
Оценка 5

Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе

Оценка 5
doc
16.05.2024
Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе
метод проектов.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе

 

 

 

Подготовила: Чиркова Лариса Владимировна, методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основу метода проектов составляют следующие положения:

1.      Развитие познавательных умений и навыков обучающихся;

2.      Умение ориентироваться в информационном пространстве;

3.      Умение самостоятельно конструировать свои знания;

4.      Умение интегрировать свои знания из различных областей наук;

5.      Умение критически мыслить.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Это задача личностно-ориентированной педагогики. Субъектами научно-исследовательской работы являются педагоги. Научные методы привлекают к научному исследованию обучающихся, объединяют их в творческие группы.

Дальнейший успех развития проектной и научно-исследовательской деятельности обеспечивается наличием трех основных условий:

·      нормативно-организационная база;

·      богатая материально-техническая база;

·      творческая заинтересованность педагогов в данном поле деятельности.

Научно-исследовательская и проектная деятельность становится мощным действенным фактором, влияющим на результативность труда всего коллектива, на развитие педагога и ребенка; это эффективное средство получения современного образования.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом обучающихся.

Говоря об ученическом проектировании, необходимо выделить основные концептуальные положения, на которых базируется работа с обучающимися в образовательном учреждении.

1.      Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных способностей.

2.      Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым обучающимся.

3.      Формирование обще-учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития ребёнка.

4.      Улучшение учебной мотивации и развития познавательных интересов.

5.      Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

6.      Развитие и совершенствование навыков проектирования и научных исследований у обучающихся и педагогов.

7.      В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа обучающегося в школе и дома.

8.      В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

9.      Развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложнявшихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня доступен.

12.  Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

13.  Предпосылкой к проектной деятельности является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы.

14.  Направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Развитие проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся в массовой средней школе предполагает наличие и решение следующих проблемных аспектов:

1.      Проблема, которая актуальна и требует интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения.

2.      Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.      Самостоятельная деятельность ученика.

4.      Структурирование содержательной части проекта или научного исследования.

5.      Использование исследовательских методов, т.е. выявление проблемы, цели, задач, гипотезы исследования, определения путей решения, анализ, выводы, конечный результат и подведение итогов работы.

Использование проектной и научно-исследовательской технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, а с другой стороны – предусматривает хорошо продуманные, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен уметь:

·      владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов, уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;

·      уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;

·      устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;

·      уметь интегрировать знания из различных научных областей.

Организация научно-исследовательской и проектной работы школы – процесс достаточно сложный, однако педагоги готовы работать качественно и целеустремленно, если их исследования действительно внедряются в практику школьной жизни.

Одним из важных направлений научного исследования в школе сегодня является проблема формирования познавательной мотивации учащихся как глубинного мотива учебной деятельности.

Направления научно-исследовательской и проектной деятельности.

1. Концептуально-стратегическое направление:

·      разработка приобретенных направлений и целей деятельности школы;

·      разработка стратегически важных и основополагающих документов школы;

·      разработка программ развития школы по различным аспектом деятельности.

2. Плавно-прогностическое направление:

·      прогнозирование научно-исследовательской и проектной работы в школе в целом;

·      планирование научно-исследовательской деятельности по отдельным направлениям;

·      планирование научных изысканий отдельных педагогов;

·      прогнозирование направлений научного поиска.

3. Научно-методическое направление:

·      создание необходимого банка данных для эффективности научно-исследовательской работы в школе.

4. Мотивационно-стимулирующее направление:

·      формирование положительной мотивации участия в научной работе педагогов;

·      поощрение инновационно-преобразующей деятельности педагогов;

·      повышение профессиональной мотивации педагогов.

5. Аналитико-диагностическое направление:

·      контроль и оценка эффективности вводимых изменений, исследований, проводимых в школе;

·      регулирование исследовательской деятельности педагогов.

6. Организационно-управленческое направление:

·      совершенствование организационных структур;

·      совершенствование или изменение существующих планов, проектов

·      координация усилий педагогов;

Следующим немаловажным моментом, является мероприятия по организации проектных и научно-исследовательских работ.

Мероприятия по организации проектных и научно-исследовательских работ.

1.      Обучение педагогов основным требованиям и методикам работы с учащимися в рамках проектной и научно-исследовательской деятельности.

2.      Работа над проектом, это пять «П», проблема – проектирование поиск информации; продукт; презентация; портфолио.

3.      Создание творческих групп учителей и учащихся, ШНО и его секций.

4.      Организовать и поддерживать связь с ВУЗами и общественностью.

5.      Проводить дни науки и искусства, проектную неделю в школе.

6.      Принимать участие в конкурсах проектных и исследовательских работ.

Необходимым условием для успешного ученического проектирования является профессионализм учителя и его самообразование в рамках поставленной цели.

Учитель должен изучать:

·         методические аспекты работы над научным исследованием, которые связаны с учением о воспитании и обучении подрастающего поколения и взрослых людей;

·         нормативные источники, связанные государственным законодательством, директивными документами;

·         научно-педагогические источники, связанные с произведениями выдающихся педагогов, работами современных исследователей в области школьной, профессиональной педагогике;

·         специальные исследования по общей возрастной и педагогической психологии;

·         различные материалы по передовому педагогическому опыту;

·         материалы педагогической печати;

·         материал, подготовленные молодежными редакциями российского и местного радиовещания и телевидения;

·         продукты ученического творчества (доклады, рефераты, творческие работы, рисунки);

·         художественную литературу (книги о выдающихся ученых, писателях художниках, новаторах производства);

·         все другие источники, включая мемуарную литературу, личные записи постоянных наблюдателей за процессом обучения, воспитания учащихся.

Предполагается, что реализация поставленных задач силами учащихся будет способствовать:

·         естественному развитию убеждения в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть применены в реальной жизни для решения важных задач;

·         развитию представления о существовании органической связи между различными предметами, преподаваемыми в школе;

·         формированию навыков написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчетов, аналитических справок и др.;

·         приобретению опыта работы с различными источниками информации;

·         правильному выбору будущей специальности;

·         воспитания чувства рачительного отношения к окружающей среде и формированию сознания, что природу необходимо оберегать;

·         естественному отвлечению от пагубного уличного влияния и, в частности, от праздного проявления интереса к алкоголю и наркотикам.

В заключение хочется сказать о некоторых прогнозируемых результатах реализации ученического проектирования. Работая над проектом или научным исследованием, ученик приобретает следующие знания и умения:

·         учится самостоятельно овладевать навыками, знаниями и использует их для решения познавательных и практических задач;

·         приобретает коммуникативные навыки и умения, работает в группе, исполняет разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник);

·         знакомится с разными точками зрения на одну проблему;

·         овладевает практическими навыками научно-исследовательской работы;

·         проектное обучения активизирует деятельность учеников, т.к. оно –

§  личностно ориентировано,

§  самомотивируемо,

§  позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле,

§  приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего труда.

Проектная и научно-исследовательская деятельность в школе – это полезная альтернатива классно-урочной системе. Работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе.

Проектное и научно-исследовательское обучение следует использовать как дополнение ко всем видам обучения (как в основной школе на всех ступенях, так и в рамках дополнительного образования).

 

1. мотивировать ученика,    вызывать личностный   интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы;

2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями,

4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;

6. обеспечивается организация  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

7. проектируется  с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется  перевод в зону ближайшего развития.

В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом.

v  Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

v  Таким образом, при проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по-разному в зависимости от того,

   какие психолого-педагогические представления берутся за основу,

   какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства.

 

 Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся.

акценты ставятся на   овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяющими    самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации.

реализовать принцип относительной успешности.

     При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности;


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Основу метода проектов составляют следующие положения: 1

Основу метода проектов составляют следующие положения: 1

Развитие и совершенствование навыков проектирования и научных исследований у обучающихся и педагогов

Развитие и совершенствование навыков проектирования и научных исследований у обучающихся и педагогов

Организация научно-исследовательской и проектной работы школы – процесс достаточно сложный, однако педагоги готовы работать качественно и целеустремленно, если их исследования действительно внедряются в практику школьной…

Организация научно-исследовательской и проектной работы школы – процесс достаточно сложный, однако педагоги готовы работать качественно и целеустремленно, если их исследования действительно внедряются в практику школьной…

Организационно-управленческое направление: · совершенствование организационных структур; · совершенствование или изменение существующих планов, проектов · координация усилий педагогов;

Организационно-управленческое направление: · совершенствование организационных структур; · совершенствование или изменение существующих планов, проектов · координация усилий педагогов;

Предполагается, что реализация поставленных задач силами учащихся будет способствовать: · естественному развитию убеждения в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть применены…

Предполагается, что реализация поставленных задач силами учащихся будет способствовать: · естественному развитию убеждения в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть применены…

Проектная и научно-исследовательская деятельность в школе – это полезная альтернатива классно-урочной системе

Проектная и научно-исследовательская деятельность в школе – это полезная альтернатива классно-урочной системе

Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся

Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024