Государственное бюджетное
учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт развития образования»
Тема
Проектная работа программы повышения
квалификации
«Использование информационных ресурсов
(верифицированного цифрового образовательного контента) в
практике работы педагога образовательной организации.»
Выполнил:
Фоменко Антон Сергеевич
МАОУ «ОЦ№1»
Проверил:
Ф. И. О.,
преподаватель отдела учебной работы и контроля качества дополнительного профессионального образования
Челябинск, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА
2. ВЕРИФИЦИРОВАННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВЕРИФИЦИРОВАННЫХ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОВЕРЕННЫХ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В РАМКАХ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ИХ ИНТЕГРАЦИИ В УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕРИФИЦИРОВАННОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА НА ПРАКТИКЕ, ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ УЧАЩИХСЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная система образования неразрывно связана с развитием информационных технологий. Цифровая трансформация образовательного процесса затрагивает все его аспекты — от методов преподавания до содержания учебных материалов. С ростом числа онлайн-ресурсов и доступных образовательных платформ учителя сталкиваются с новыми вызовами и возможностями в организации учебного процесса. Одним из важнейших аспектов работы педагога становится выбор и использование надежных цифровых источников, обеспечивающих достоверность и качество информации, что особенно актуально в условиях постоянного информационного обновления и риска распространения недостоверных данных.
Верифицированный цифровой образовательный контент — это ресурсы, прошедшие экспертную оценку и подтверждённые авторитетными источниками, что делает их надёжным инструментом для учебного процесса. В условиях, когда интернет предоставляет доступ к практически неограниченному объему информации, задача педагога — отбирать и применять только проверенные материалы, чтобы формировать у учащихся правильные представления и развивать критическое мышление.
Актуальность данной работы обусловлена потребностью педагогов в эффективных и безопасных цифровых инструментах для обучения, а также стремлением повысить образовательные результаты за счет внедрения качественного цифрового контента. Использование проверенных ресурсов способствует улучшению восприятия учебного материала и расширяет возможности для более глубокого погружения в предмет.
Цель данной работы исследовать возможности и методы использования верифицированного цифрового образовательного контента в учебной деятельности, а также разработать рекомендации для педагогов по его эффективной интеграции в образовательный процесс.
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовую базу и требования к использованию цифрового контента в образовательных учреждениях, чтобы определить критерии выбора подходящих ресурсов.
2. Провести обзор современных цифровых образовательных ресурсов, доступных для педагогов, и отобрать те, которые прошли процесс верификации и могут считаться надежными источниками.
3. Разработать методические рекомендации для педагогов по применению верифицированных цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.
4. Подготовить примеры использования проверенных цифровых ресурсов в рамках конкретных учебных занятий и их интеграции в учебные планы.
5. Оценить эффективность использования верифицированного цифрового контента на практике, через анализ обратной связи от учащихся и результатов учебной деятельности.
6. Обобщить результаты проведенного исследования и предложить дальнейшие направления для совершенствования использования верифицированного цифрового контента в образовательных организациях.
Цифровая трансформация образования открывает новые возможности для повышения эффективности обучения, расширяя доступ к разнообразным образовательным ресурсам и инструментам. Однако эта трансформация требует четкой регламентации, чтобы учебный процесс оставался качественным и безопасным. В этом контексте нормативно-правовая база выполняет не только регулирующую, но и направляющую функцию, помогая образовательным учреждениям и педагогам правильно интегрировать цифровые ресурсы в учебные программы. Например, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" определяет принципы, по которым должны строиться образовательные процессы, включая использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Закон направлен на обеспечение равного доступа к образовательным возможностям и предусматривает, что все цифровые ресурсы должны соответствовать стандартам, которые гарантируют их качество и педагогическую ценность.
Помимо законодательных актов, важным компонентом нормативной базы являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые задают конкретные ориентиры для разработки и использования цифрового контента в обучении. Эти стандарты определяют компетенции, навыки и знания, которые учащиеся должны освоить на каждом этапе обучения. Использование цифровых ресурсов, соответствующих ФГОС, помогает педагогам выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы он способствовал достижению этих образовательных целей. Например, цифровой контент, направленный на развитие аналитического мышления и исследовательских навыков, может быть адаптирован к задачам, изложенным в стандартах. Таким образом, соблюдение нормативных требований при отборе цифровых ресурсов становится гарантией того, что они действительно способствуют развитию ключевых компетенций и дают возможность ученикам глубже понять изучаемый материал.
Немаловажную роль в отборе и применении цифрового контента играют рекомендации и приказы Министерства просвещения и Рособрнадзора, которые предоставляют педагогам конкретные указания и методические рекомендации по внедрению цифровых технологий в учебный процесс. Такие документы уточняют, какие ресурсы могут считаться проверенными и надежными, и описывают критерии, по которым следует оценивать цифровые материалы. Например, приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 года определяет порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях, делая акцент на соблюдении требований безопасности и защите персональных данных учащихся. Эти рекомендации особенно важны в условиях быстрого роста числа онлайн-платформ и ресурсов, предоставляемых различными поставщиками, так как они помогают педагогам ориентироваться в многообразии контента и выбрать действительно качественные и безопасные материалы для работы.
Отдельно стоит отметить стандарты и требования по информационной безопасности, которые играют критически важную роль при работе с цифровыми ресурсами. Так как образовательный процесс все чаще включает работу онлайн и взаимодействие с персональными данными, соблюдение норм информационной безопасности становится обязательным. Используемые образовательными учреждениями платформы и ресурсы должны иметь необходимые лицензии и сертификаты, а также обеспечивать защиту данных учащихся и педагогов от несанкционированного доступа. В этой связи педагогам важно выбирать только те платформы, которые соответствуют установленным требованиям безопасности, что позволяет минимизировать риски для учебного процесса. Таким образом, требования по информационной безопасности составляют неотъемлемую часть нормативной базы и дополняют комплекс мер, направленных на обеспечение безопасного и эффективного использования цифрового контента в образовательной практике.
Соблюдение нормативно-правовых требований при выборе цифрового контента обеспечивает комплексный подход к его использованию в образовательной практике. Педагоги, ориентируясь на федеральные стандарты, приказы и методические рекомендации, получают возможность формировать учебный процесс на основе проверенных источников, что повышает эффективность обучения и улучшает восприятие материала учениками. Кроме того, знание и применение этих требований позволяет педагогам лучше адаптировать цифровой контент под нужды учащихся и решать задачи, предусмотренные образовательной программой. Благодаря этому цифровые ресурсы не только обогащают традиционное обучение, но и создают условия для формирования у учеников важных навыков и компетенций, необходимых в современной информационной среде.
Основные нормативно-правовые документы, на которые должен опираться каждый педагог при использовании цифровых образовательных ресурсов, включают следующие:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. Этот закон является основой системы образования в России и определяет общие принципы организации образовательного процесса, включая использование информационных технологий. Он регулирует доступность образования, установление требований к качеству образования и защиту прав учащихся, что является основой для выбора и применения цифровых образовательных ресурсов.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОС устанавливают требования к образовательным программам, включая цели, результаты и содержание образования на различных уровнях. Педагоги должны учитывать эти стандарты при выборе цифровых ресурсов, чтобы они способствовали достижению образовательных результатов, прописанных в ФГОС.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий". Этот приказ регулирует порядок использования электронного обучения и дистанционных технологий в образовательных учреждениях. Он определяет требования к платформам, программному обеспечению и контенту, а также специфику работы с цифровыми ресурсами в условиях дистанционного или смешанного обучения.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2013 г. № 1223 "О федеральном перечне учебников" В этом документе изложены требования к учебникам и другим образовательным материалам, включая цифровые ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы, прошедшие верификацию и включенные в Федеральный перечень, могут использоваться в образовательном процессе как надежные и соответствующие образовательным стандартам.
5. Рекомендации Рособрнадзора и методические указания по использованию цифровых образовательных технологий. Эти рекомендации обеспечивают педагогам конкретные методические указания для работы с цифровыми ресурсами, предоставляя критерии выбора и применения платформ, программного обеспечения и образовательного контента. Рособрнадзор также отслеживает соответствие платформ федеральным требованиям безопасности и качества.
6. Федеральный закон "О защите персональных данных" № 152-ФЗ Закон регламентирует сбор, обработку и хранение персональных данных граждан, в том числе учащихся. Педагоги должны соблюдать требования безопасности при использовании цифровых платформ, обеспечивая защиту данных учеников и их конфиденциальность.
7.
ГОСТы
и стандарты информационной безопасности
Стандарты, регулирующие безопасность информационных систем и защиту данных,
такие как ГОСТ Р 57724-2017, необходимы для обеспечения безопасного
взаимодействия с цифровыми образовательными платформами.
Для успешного внедрения цифровых образовательных ресурсов в практику работы педагогов важно учитывать не только их содержание и функциональность, но и соответствие официальным требованиям, стандартам и нормативным актам. Современные образовательные технологии открывают новые возможности для разнообразных форм обучения, однако использование цифровых платформ и материалов должно быть безопасным и эффективно способствовать достижению образовательных целей. Именно поэтому процесс верификации цифрового контента, включая образовательные платформы, курсы и ресурсы, является ключевым этапом в выборе инструментов для преподавания. Верифицированные ресурсы гарантируют педагогам и учащимся, что материалы прошли проверку на соответствие государственным стандартам, а также соответствуют нормативным требованиям, включая безопасность данных и актуальность контента.
Прежде чем цифровой образовательный ресурс может быть использован в учебном процессе, он должен пройти несколько этапов проверки. Во-первых, материалы должны быть проверены на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые определяют, какие знания и навыки должны быть приобретены учащимися на каждом уровне образования. Это критически важный момент, поскольку только ресурсы, соответствующие образовательным стандартам, могут быть рекомендованы для использования в образовательных учреждениях. Во-вторых, верификация цифрового контента включает проверку на соответствие требованиям безопасности данных, что особенно важно в свете возрастающих угроз кибербезопасности и защиты персональных данных.
Для того чтобы обеспечить максимальную эффективность использования цифровых образовательных ресурсов в школе, важно, чтобы они не только соответствовали нормативным актам, но и проходили аккредитацию в рамках государственных программ. В России существует несколько механизмов верификации таких ресурсов. Включение ресурса в Федеральный перечень учебников и учебных материалов, например, является основным показателем его соответствия всем образовательным и правовым требованиям. Важно отметить, что только те ресурсы, которые прошли такую аккредитацию, могут быть рекомендованы для использования в школах и других образовательных учреждениях.
Процесс верификации включает проверку контента на его научную обоснованность и актуальность. Важно, чтобы педагогические материалы и курсы, доступные через цифровые платформы, были подготовлены квалифицированными специалистами в соответствующих областях, а также регулярно обновлялись в соответствии с последними достижениями науки и педагогики. Для этого образовательные учреждения и государственные органы устанавливают требования к процессу создания и актуализации таких ресурсов. Только те материалы, которые удовлетворяют этим требованиям, могут быть признаны надежными и подходящими для использования в образовательном процессе.
Одной из главных задач верификации является обеспечение безопасности данных всех участников образовательного процесса. Цифровые платформы, предлагающие материалы для учеников, должны строго соблюдать требования законодательства о защите персональных данных. Верифицированные ресурсы гарантируют, что персональная информация учащихся и педагогов будет надежно защищена от утечек и несанкционированного доступа. Это требует от платформ соблюдения множества стандартов безопасности, включая защиту от вирусов, утечек данных и других угроз, которые могут возникнуть при работе с онлайн-ресурсами.
Процесс верификации цифровых образовательных ресурсов является важным инструментом для создания безопасной и качественной образовательной среды. Педагоги, выбирая верифицированные ресурсы, могут быть уверены в их соответствии образовательным стандартам, их надежности и безопасности. Это, в свою очередь, способствует созданию оптимальных условий для успешного обучения и развитию учеников, а также поддержанию высоких стандартов образования на всех уровнях.
С каждым годом количество доступных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) увеличивается, и это создает необходимость для педагогов тщательно выбирать только те из них, которые прошли верификацию и могут быть признаны надежными источниками информации. Процесс верификации помогает гарантировать соответствие ресурсов образовательным стандартам, их безопасность и качество. В России существует несколько механизмов верификации, которые обеспечивают высокие стандарты для таких материалов, включая включение в Федеральный перечень учебников и ресурсов, а также сертификацию через соответствующие аккредитации.
Рассмотрим три цифровых образовательных ресурса, которые прошли верификацию и рекомендованы к применению в образовательных организациях.
ЯКласс — это российская образовательная платформа, которая предлагает широкий спектр цифровых образовательных ресурсов для школьников и педагогов. Платформа предоставляет интерактивные задания, тесты, упражнения и модули для проверки знаний по множеству школьных предметов, таких как математика, русский язык, химия, биология, физика и другие.
Платформа прошла верификацию и соответствует нормативным требованиям, что позволяет использовать её в образовательных учреждениях без опасений за качество и безопасность.
Учи.ру — это образовательная онлайн-платформа, предназначенная для школьников и педагогов. Платформа предоставляет разнообразные интерактивные материалы для обучения с элементами геймификации, что позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. Учи.ру ориентирована на начальную и среднюю школу и включает в себя курсы по различным предметам, включая математику, русский язык, окружающий мир, английский язык и другие. Ресурсы платформы разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, что способствует их лучшему усвоению и активному участию в процессе обучения.
Учи.ру представляет собой мощный инструмент для интерактивного и адаптивного обучения, который прошел верификацию и соответствует нормативным требованиям. Платформа является отличным ресурсом для педагогов, стремящихся сделать учебный процесс более интересным и эффективным для своих учеников.
Российская электронная школа (РЭШ) — это государственная образовательная платформа, предоставляющая доступ к цифровым образовательным ресурсам, включающим видеоуроки, задания, тесты и другие учебные материалы. РЭШ была создана с целью повышения качества образования в России с использованием современных информационных технологий. Она предлагает контент, соответствующий Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), и ориентирована на школьников, педагогов и родителей. Платформа охватывает все основные предметы, начиная от математики и русского языка до иностранных языков и других дисциплин, и предоставляет разнообразные инструменты для организации учебного процесса.
Российская электронная школа (РЭШ) является одним из самых авторитетных и проверенных цифровых образовательных ресурсов, предоставляющим педагогам, учащимся и родителям доступ к качественным учебным материалам. Платформа соответствует всем требованиям ФГОС и обеспечивает высокий уровень образовательного контента, что делает её идеальным инструментом для использования в российских образовательных учреждениях.
Определение целей и задач использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является важным шагом в их эффективной интеграции в образовательный процесс. Четкое понимание целей использования ЦОР позволяет педагогу направить образовательную деятельность в нужное русло, обеспечить достижение ожидаемых результатов и помочь ученикам развить не только знания, но и компетенции, необходимые для их практического применения. Внедрение цифровых ресурсов обуславливается потребностью в расширении и обновлении содержания уроков, поддержке дифференцированного обучения, оптимизации контроля знаний и повышении мотивации школьников. Цели применения ЦОР должны быть тесно связаны с образовательной программой, задачами конкретного урока или цикла уроков и учитывать возможности и потребности учеников. Например, если педагог ставит целью углубленное изучение сложной темы, то цифровой ресурс может помочь визуализировать материал, предложить дополнительные задания для самопроверки и закрепления, а также дать возможность ученикам учиться в удобном для них темпе, возвращаясь к отдельным частям материала по мере необходимости. Кроме того, ресурс может помочь в освоении новых навыков, таких как исследовательская деятельность или работа с данными, что станет важным элементом подготовки учеников к проектной деятельности и другим формам учебной активности.
Для педагога также важно понимать, каким образом цифровые ресурсы могут дополнить и улучшить традиционные методы обучения, расширяя спектр образовательных инструментов, которые можно использовать в классе. Цель применения ЦОР может заключаться в повышении вовлеченности учеников в учебный процесс благодаря интерактивным формам подачи материала, геймификации и визуализации. Например, интерактивные симуляции или видеоматериалы с практическими примерами могут дать ученикам более наглядное представление о предмете, связать теоретические знания с реальными ситуациями и сделать процесс изучения более интересным и увлекательным. Если цель учителя заключается в проверке усвоения материала, цифровые ресурсы позволяют автоматизировать процесс тестирования и анализа результатов, что может быть полезным инструментом для оперативного контроля знаний. Такие цели и задачи определяют, какие именно функции и ресурсы цифровой платформы будут использованы и каким образом будет строиться процесс учебного взаимодействия.
Одной из ключевых целей использования ЦОР является поддержка дифференцированного и индивидуализированного обучения, поскольку каждый ученик обладает своими темпами освоения материала и особыми потребностями в обучении. Современные цифровые образовательные платформы позволяют адаптировать задания под конкретный уровень подготовки и интересы учащихся, что способствует более качественному усвоению знаний и поддержке учебной мотивации. Например, педагог может предоставить сильным ученикам задания повышенной сложности, а тем, кто испытывает трудности, — упражнения, которые помогут укрепить базовые знания. Поддержка индивидуального подхода становится особенно значимой в условиях большого класса, где педагогу сложно уделить одинаковое внимание каждому ученику. Используя ЦОР для дифференциации заданий, педагог может сделать учебный процесс более персонализированным и эффективным, обеспечивая равные возможности для всех учеников достигать учебных целей в удобном для них темпе и при оптимальном уровне сложности.
Цели применения ЦОР также могут быть связаны с развитием навыков самостоятельного и исследовательского обучения, что особенно важно в условиях современных образовательных стандартов, требующих подготовки учеников к проектной и исследовательской деятельности. Многие цифровые ресурсы предлагают интерактивные задания и лаборатории, которые способствуют развитию у учеников умений работать с информацией, анализировать и интерпретировать данные, формулировать и проверять гипотезы. Такой подход помогает не только углубить предметные знания, но и развить исследовательское мышление, навыки работы с данными и другие важные компетенции, которые пригодятся ученикам как в учебной деятельности, так и за ее пределами. Педагогу важно включать в учебный процесс цифровые ресурсы, которые поддерживают такие задачи, чтобы способствовать всестороннему развитию учащихся и прививать им навыки, необходимые для успешного будущего.
Важной целью использования ЦОР является подготовка учеников к экзаменам и другим оценочным мероприятиям. Современные цифровые платформы предлагают богатый выбор заданий, тестов и экзаменационных симуляций, которые могут быть полезны для подготовки к контрольным работам и итоговым экзаменам. Например, такие ресурсы, как автоматизированные тесты с мгновенной проверкой, позволяют учащимся отработать навыки выполнения задач в условиях, приближенных к экзаменационным. Это помогает им чувствовать себя увереннее и спокойнее на реальных экзаменах, а педагогам — выявлять и оперативно устранять пробелы в знаниях учеников.
Урок информатики в 8 классе: «Основы алгоритмизации и программирования»
Цель: Введение в алгоритмизацию и разработку алгоритмов, знакомство с основными элементами блок-схем.
- Задачи:
- Рассмотреть основные понятия алгоритма и блок-схем.
- Развить навыки построения простых алгоритмов.
- Материалы: Компьютеры с доступом к платформе Учи.ру, проектор.
- Этапы урока:
1. Организационный момент (5 мин).
2. Актуализация знаний (5 мин): обсуждение, что такое алгоритм и его свойства.
3. Изучение нового материала (15 мин): учитель объясняет понятия алгоритмов и блок-схем, демонстрирует примеры.
4. Практическая работа (15 мин): учащиеся заходят на Учи.ру и выполняют задания по построению блок-схем для простых задач.
5. Рефлексия и обсуждение (5 мин): анализируют трудности, делятся решениями.
6. Домашнее задание: разработать блок-схему для алгоритма нахождения среднего арифметического двух чисел.
Урок информатики в 9 классе: «Основы языка программирования Python»
- Цель: Научить использовать базовые конструкции языка Python.
- Задачи:
- Познакомить с основными операторами и переменными.
- Развить навыки программирования на примере простых задач.
- Материалы: Компьютеры с доступом к платформе ЯКласс, проектор.
- Этапы урока:
1. Организационный момент (5 мин).
2. Актуализация знаний (5 мин): обсуждение, что ученики знают о Python.
3. Изучение нового материала (15 мин): учитель объясняет переменные, операторы, типы данных.
4. Практическая работа (15 мин): учащиеся выполняют задания на ЯКласс, например, программы для нахождения чётных чисел.
5. Рефлексия и анализ ошибок (5 мин): разбор типичных ошибок.
6. Домашнее задание: создать программу для нахождения суммы всех чётных чисел от 1 до 100.
Урок информатики в 10 классе: «Базы данных и основы SQL»
- Цель: познакомить с основами баз данных и научить составлять простые SQL-запросы.
- Задачи:
- Рассмотреть базовые концепции баз данных и типы запросов.
- Развить навыки составления SQL-запросов для выборки данных.
- Материалы: Компьютеры с доступом к платформе РЭШ, проектор.
- Этапы урока:
1. Организационный момент (5 мин).
2. Актуализация знаний (5 мин): обсуждение, что такое базы данных, где они используются.
3. Изучение нового материала (15 мин): учитель объясняет основы SQL, демонстрирует примеры запросов SELECT, WHERE.
4. Практическая работа (15 мин): выполнение интерактивных упражнений на РЭШ, составление запросов на выборку данных.
5. Закрепление (5 мин): обсуждение результатов, разбор ошибок.
6. Домашнее задание: создать и протестировать SQL-запрос для выборки данных с определённым условием.
Урок информатики в 11 классе: «Анализ данных и визуализация»
- Цель: научить учащихся анализировать и визуализировать данные, используя основные методы.
- Задачи:
- Рассмотреть методы визуализации данных.
- Развить навыки анализа и визуализации с использованием инструментов РЭШ.
- Материалы: Компьютеры с доступом к платформе РЭШ, проектор.
- Этапы урока:
1. Организационный момент (5 мин).
2. Актуализация знаний (5 мин): обсуждение опыта учащихся в работе с графиками и диаграммами.
3. Изучение нового материала (15 мин): объяснение принципов визуализации данных, демонстрация примеров.
4. Практическая работа (15 мин): учащиеся анализируют набор данных и создают визуализации на РЭШ.
5. Обсуждение результатов (5 мин): обсуждение графиков, выявленных зависимостей.
6. Домашнее задание: подготовить визуализацию для заданного набора данных, например, создать график роста населения в определённом регионе.
В рамках данного исследования был проведён опрос среди учащихся с использованием платформы Яндекс.Формы, что позволило собрать эмпирические данные об их восприятии и опыте применения цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности. Анкетирование включало вопросы, направленные на оценку удобства использования образовательных платформ, восприятия сложности заданий, полезности цифрового контента для усвоения учебного материала, а также влияния использования цифровых ресурсов на мотивацию к изучению предмета.
Список вопросов для учащихся включал следующие позиции:
1. В каком классе вы обучаетесь?
2. Каким цифровым образовательным ресурсом вы пользовались в последнее время?
3. Насколько понятными и доступными для вас были задания на цифровой платформе?
4. Как вы оцениваете полезность цифрового контента для усвоения изучаемого материала?
5. Увеличился ли ваш интерес к предмету благодаря использованию цифрового контента?
6. Стали ли задания на цифровой платформе сложнее или легче по сравнению с теми, что выполняются на обычных уроках?
7. Какие из аспектов цифрового контента были для вас наиболее полезными? (Выберите все подходящие варианты: подробные объяснения и справочные материалы, возможность работать в своём темпе, визуальные материалы и иллюстрации, интерактивные задания и тесты, система обратной связи и оценивания.)
8. Как вы считаете, какие темы вам лучше удается усвоить с использованием цифрового контента? (Ответ в свободной форме.)
9. Оцените, насколько удобно было использовать цифровую платформу (например, интерфейс, навигация, доступ к материалам).
10. Чувствовали ли вы поддержку и помощь в понимании материала, работая с цифровым контентом?
Были получены результаты, которые представлены на рисунке (Рис 1.)
Анализ проведенного опроса учеников 9-го класса о применении цифровых образовательных ресурсов выявил значительные особенности восприятия, полезности и удобства использования таких инструментов в учебном процессе. Результаты показывают, что 65% учеников активно используют платформу «Российская электронная школа» (РЭШ), тогда как 35% прибегают к материалам «ЯКласс». Платформа «Учи.ру» не упоминалась, что может говорить о её меньшей популярности или отсутствии необходимости для целевой аудитории. Преобладание РЭШ свидетельствует о высокой степени доверия к данному ресурсу и, вероятно, о соответствии его контента учебным требованиям и потребностям учеников 9-го класса. Отсутствие использования некоторых платформ подчёркивает важность ориентации на ключевые ресурсы, признанные пользователями эффективными и удобными, что особенно актуально для школ при планировании цифровой среды обучения.
Анализ удобства и доступности заданий на платформе показал, что 50% учеников считают их достаточно понятными, что указывает на общее восприятие материалов как структурированных и доступных. Однако значительная доля респондентов (35%) отметила трудности в понимании, а 5% считают задания очень сложными. В то же время, 10% учеников сочли контент крайне понятным. Эти различия в восприятии могут быть связаны как с различным уровнем подготовки учеников, так и с качеством цифрового контента. Важным выводом здесь является необходимость дальнейшего упрощения и пояснения материалов, чтобы снизить уровень когнитивной нагрузки, повысив удобство для учеников с разным уровнем учебных способностей и опыта.
Около 55% учеников полагают, что контент полезен, но не для всех тем, что, вероятно, связано с ограниченной глубиной и разнообразием материалов на цифровых платформах. Лишь четверть учеников оценила контент как "очень полезный", тогда как остальные (20%) посчитали его полезным лишь частично или вовсе малополезным. Эти данные подчеркивают необходимость совершенствования контента для большего охвата образовательных тем и улучшения его качества, чтобы он соответствовал различным потребностям учащихся. Более гибкий и адаптивный контент может помочь удовлетворить ожидания более широкого круга пользователей.
Уровень интереса к предмету также демонстрирует значительные различия. Для 45% респондентов интерес остался на прежнем уровне, однако 41% отметили небольшое его повышение, а 4,5% учеников сообщили о значительном увеличении интереса. Лишь 9% респондентов отметили снижение интереса. Эти данные могут свидетельствовать о том, что цифровой контент способствует поддержанию интереса к учебе, хотя и не всегда в значительной степени. Эффективное применение геймификации и интерактивных заданий может помочь укрепить мотивацию учеников и стимулировать их к самостоятельной работе. Однако, для значительного увеличения интереса следует более тесно интегрировать цифровые ресурсы с основными учебными целями и адаптировать контент к современным интересам учеников.
Анализ сложности заданий показал, что 43% учеников считают их сопоставимыми с заданиями на обычных уроках, что указывает на сбалансированность цифрового контента. Тем не менее, 24% респондентов оценили задания как более сложные, а 33% — как более лёгкие (в равной степени чуть легче и намного легче). Эти данные показывают, что уровень сложности цифрового контента достаточно вариативен и воспринимается по-разному. Для повышения его эффективности может потребоваться адаптивный подход, в рамках которого ученики могли бы выбирать более сложные или более простые задания в зависимости от своего уровня подготовки, что повысит удовлетворённость и позволит персонализировать учебный процесс.
Наконец, оценка удобства платформы и ощущение поддержки при её использовании показывают высокий уровень положительного восприятия, так как 70% учеников отметили платформу как удобную, а 45% почувствовали частичную поддержку при изучении материала. Однако, 20% учеников столкнулись с определенными сложностями при использовании платформы, и 20% не ощутили должной поддержки. Это подчеркивает важность улучшения интерфейса и системы обратной связи, а также включения дополнительных обучающих материалов и наставнической поддержки. Чтобы минимизировать барьеры, платформа должна предлагать более интуитивно понятный интерфейс и постоянную помощь для улучшения восприятия и удобства.
Проведённое исследование свидетельствует о высоком потенциале цифрового образовательного контента в повышении качества образования, однако для достижения максимальной эффективности требуется постоянное улучшение существующих платформ. Важно учитывать, что современные учащиеся имеют разные уровни подготовки и уникальные потребности, поэтому один из главных путей повышения эффективности цифровых ресурсов заключается в создании адаптивных и гибких систем, которые позволяют ученикам подбирать задания и материалы под свои потребности. Например, платформа могла бы предлагать разный уровень сложности заданий или рекомендации по углубленному изучению, что позволит учащимся чувствовать себя комфортно на каждом этапе обучения.
Необходимо уделить внимание расширению содержания, охватывающего более широкий круг тем и учебных дисциплин. Многие ученики отметили полезность цифрового контента лишь по некоторым темам, что указывает на возможность улучшения контента, чтобы обеспечить соответствие его всем аспектам школьной программы. Важным аспектом является интеграция мультимедийных и интерактивных элементов, поскольку учащиеся высоко оценивают визуальные и интерактивные компоненты, которые делают процесс обучения более увлекательным и наглядным. Включение видеоуроков, симуляций, 3D-моделей и других визуальных инструментов может повысить понимание и закрепление материала.
Образовательные платформы могли бы активнее использовать элементы геймификации, такие как баллы, достижения и лидерборды, что помогло бы мотивировать учеников и способствовало бы более активному участию в учебном процессе. Учеников также можно побуждать к самостоятельному поиску информации и выполнению творческих заданий, связанных с использованием цифровых инструментов. В этом контексте важен и вопрос разработки чёткой методической базы, позволяющей педагогам эффективно внедрять цифровые образовательные ресурсы в учебный процесс, так как педагоги играют ключевую роль в поддержании интереса и мотивации у учеников.
Особое внимание следует уделить обеспечению технической поддержки, включая удобный интерфейс и качественную навигацию, а также системам обратной связи, которые дают возможность ученикам и учителям оперативно получать помощь. Более того, регулярное обновление и проверка контента для поддержания его актуальности и соответствия учебным стандартам станет ещё одним важным направлением развития цифровых образовательных ресурсов. При этом стоит учитывать опыт успешного использования таких платформ и адаптировать их к специфике учебных программ и особенностям школьников в зависимости от возраста и уровня подготовки.
Немаловажной задачей является также сбор обратной связи от учащихся и преподавателей, чтобы адаптировать контент и функции платформ в соответствии с их потребностями. Например, регулярные опросы и аналитика использования платформы позволят понять, какие функции учащиеся находят наиболее полезными, а какие нуждаются в улучшении. С помощью этих данных можно постоянно совершенствовать качество цифрового образовательного контента, делая его более эффективным для достижения учебных целей.
В долгосрочной перспективе внедрение искусственного интеллекта и персонализированных алгоритмов обучения может значительно улучшить процесс освоения знаний, помогая каждому ученику работать в комфортном темпе и получать поддержку в соответствии с его уровнем и интересами. Это также создаст более инклюзивную образовательную среду, в которой все ученики смогут равноправно участвовать в учебном процессе, вне зависимости от индивидуальных особенностей.
В ходе проведенного исследования были рассмотрены особенности применения верифицированного цифрового образовательного контента в образовательных организациях, а также его влияние на эффективность учебного процесса. В результате анализа были выявлены как положительные стороны использования таких ресурсов, так и ряд проблем, которые могут препятствовать их полноценной интеграции в учебные программы. Основными преимуществами стали удобство в использовании, доступность актуальных материалов и возможность индивидуализации процесса обучения, что особенно важно в условиях стремительного развития информационных технологий. Тем не менее, на практике использование цифровых образовательных ресурсов сталкивается с рядом ограничений, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, администрации школ и разработчиков контента.
Одной из ключевых задач, которую удалось решить в ходе исследования, стало выявление предпочтений среди педагогов и учеников относительно типов цифрового контента и методов его подачи. Важно отметить, что наиболее востребованными оказались интерактивные ресурсы, которые включают видеоматериалы, тесты и модули для самопроверки. Эти форматы способствуют повышению уровня вовлеченности учащихся и улучшению усвоения материала за счет активного взаимодействия с содержимым урока. Однако стоит учитывать, что не каждый цифровой ресурс, доступный в сети, обладает высоким уровнем качества и соответствует образовательным стандартам. В этой связи основной акцент делается на важности проверки и сертификации материалов, которые планируется использовать в учебных занятиях.
Среди основных трудностей, с которыми столкнулись педагоги в процессе внедрения цифрового контента, можно выделить ограниченные ресурсы для его использования, отсутствие должного уровня подготовки и нехватку времени на освоение новых платформ и инструментов. Большинство учителей указывают на необходимость регулярного обучения для повышения цифровой грамотности и умения работать с современными образовательными технологиями. Также среди проблем значатся недостатки в техническом оснащении школ, что ограничивает возможности учеников для работы с онлайн-контентом. Например, в некоторых образовательных учреждениях отсутствует надежное интернет-соединение, а количество доступных компьютеров и других устройств не всегда достаточно для полноценного использования цифровых ресурсов.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что для успешного внедрения цифрового образовательного контента в образовательные процессы необходимо разработать комплексные меры поддержки педагогов. Одной из таких мер может стать организация курсов повышения квалификации, на которых учителя смогут освоить методы и приемы работы с новыми образовательными ресурсами. Кроме того, важно создать площадки для обмена опытом между педагогами, где они могли бы делиться успешными практиками и советами по использованию цифровых инструментов. Это поможет не только повысить уверенность учителей в работе с цифровыми ресурсами, но и сформировать основу для создания единого подхода к их применению.
Для дальнейшего улучшения качества цифровых образовательных ресурсов рекомендуется также ввести более строгую систему их верификации и проверки на соответствие образовательным стандартам. Такой подход обеспечит учащимся доступ к надежному и актуальному контенту, а педагогам позволит избежать использования недостоверных материалов. Верифицированный контент должен соответствовать требованиям учебной программы и учитывать возрастные особенности учеников. Это также предполагает участие экспертов и методистов в создании и проверке контента, что позволит максимально адаптировать его к потребностям школьников и способствовать повышению их успеваемости.
Исследование возможностей применения искусственного интеллекта и других современных технологий в образовательном процессе открывает перспективы для создания интерактивных платформ, которые смогут подстраиваться под потребности ученика, предоставляя ему материал в нужном объеме и сложности.
В заключение можно отметить, что использование верифицированного цифрового контента в образовательных учреждениях открывает большие перспективы для совершенствования учебного процесса и повышения качества образования. Для этого необходимо обеспечить педагогов методической поддержкой и создать условия для регулярного повышения их квалификации в области использования цифровых технологий. Систематическое улучшение качества образовательного контента, его адаптация к потребностям учеников и строгая проверка на соответствие стандартам позволят сделать образовательный процесс более гибким, интересным и эффективным.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.