«Проектная технология как условие повышения качества образования и развития личности ребёнка».
Цель моей педагогической деятельности была направлена на создание условий, способствующих освоению новых знаний, формированию метапредметных умений, саморазвитию личности младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности в целях повышения качества образования.
Для
достижения цели были определены следующие задачи:
- внедрить в педагогическую практику современные образовательные технологии и
методы обучения, способствовать в их интеграции для формирования коммуникативной
и учебно-познавательной компетенции младших школьников;
- создать благоприятные условия на уроках и во
внеурочной деятельности, обеспечивающие самостоятельное получение новых знаний
и умений, повышающих познавательную активность, раскрывающих творческий
потенциал обучающихся;
- применить технологию проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе для формирования основ учебного проектирования у младших школьников.
Разработала методические рекомендации к проведению уроков по реализации метода проектов.
Для повышения познавательного интереса обучающихся к предметам и формирования навыков исследовательской деятельности и метапредметных умений разработала и успешно реализовала программу внеурочной деятельности «Мои первые опыты».
Кто из нас не видел на уроке заскучавшего ученика, хотя бы раз? Он кладет на ручку линеечку – получился самолетик и испытывает действие весов с помощью ластика. Другой первоклассник на перемене моет доску и следит за тем, как она высыхает. Третий качается на стуле – думает упадет, не упадет. Подобных наблюдений каждый учитель может привести не мало. И не всегда это радует. Чаще всего, наоборот, огорчает, это мешает вести урок, отвлекая других детей. Хотя то, что происходит – обычное проявление исследовательского поведения. Не случайно психолог Н.Н. Поддъяков первым из ведущих видов деятельности назвал не игру, вопреки установившемуся мнению, а детское экспериментирование. Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.
В своей работе с учениками значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, которые можно назвать учебными исследованиями, потому что главный их результат лежит в педагогической плоскости.
Первый класс – время знакомство с детьми, первое предъявление ребенку своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребенку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принес. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся правильно собирать всю доступную информацию и обрабатывать ее так, как это делают ученые. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдет работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове и записать, т.к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини-исследовательских работ «Хочу всё знать». Дети получают представление о конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.
Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы, структурировать материал.
Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом ищут информацию для своих проектов, другие втягивают в своих работу родителей, но есть и такие которых приходится брать в «помощники», обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость старается помочь учителю и вовлекается в работу.
Однако, младшему школьнику нужна еще и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время. Во-вторых, объединение в совместном процессе не только детей и педагога, но так же и родителей, особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения. В-третьих, существуют такая разновидность проектов как семейные (например, «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи», «Семейные реликвии» и др.) Основная цель привлечения родителей – сотрудничество, содействие, партнерство с собственным ребенком. Поэтому, привлечение родителей к проектной деятельности детей должно быть специально организовано педагогом. Я считаю целесообразным проведение родительского собрания, на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся, демонстрируется видеофрагменты презентаций детско-родительских проектов, а также продукты проектной деятельности школьников. Заранее раздаю родителям памятки, содержащие необходимый и доступно-изложенный теоретический минимум о проектном методе. В дальнейшем осуществляю консультирование родителей в процессе подготовки конкретных проектов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.