Мой опыт работы в технологии развития критического мышления через чтение

  • Семинары
  • docx
  • 20.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала критическое мышление.docx

Мой опыт работы в технологии развития критического мышления

 через чтение

 

Время, когда уроки, где знания преподносили "на блюдечке", ушло в прошлое. Сегодня же важнее научить детей самостоятельно получать знания, уметь анализировать, оценивать. Именно поэтому в своем выступлении я решила остановиться на приемах технологии развития критического мышления через чтение.

Кратко напомню преимущества этой технологии, которая позволяет формировать:

·         умение выделять причинно-следственные связи;

·         умение рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

·         умение понимать, как различные части информации связаны между собой;

·         умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.

·         умение делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек.

Приемы данной технологии я применяю на своих уроках.

Например, при изучении произведения Л. Н. Толстого «Акула» в 3 классе я предлагаю на этапе вызова прием «Дерево предсказаний».

Тема урока – это ствол дерева (ключевые вопросы темы).

Учащимся предлагается предположить, что может произойти в тексте с таким названием? Можно ли по названию определить, какой это будет текст – шуточный или серьёзный? Что будет дальше? Чем закончится произведение?

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.

Что предположили дети:

Возможно, произойдет что-то страшное, т.к. с акулой «шутки плохи»…

Вероятно, главный герой – акула…

Возможно, акула – положительный герой…

Далее, дети знакомятся с текстом, анализируют его, приводят аргументы из текста, которые подтверждают или опровергают их предположения.

Учащиеся свои выводы доказывают примерами или цитатами из текста. Доказательства - это листья дерева.

Данный прием помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно.

Также моим ученикам нравится прием «Живой рисунок», который особенно интересен на этапе осмысления. Литература – это образы, поэтому я предлагаю «нарисовать» сюжет, героя, сохраняя художественные детали текста.

Например, при изучении сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» в 3 классе, я предлагаю детям представить момент, когда полынья на реке почти замерзла и лиса вновь пришла к Серой шейке и нарисовать этот момент.

Дети читают текст, выделяют основные детали в описании страха уточки и рисуют картину. Потом переходят ко второй части, в которой дети описывают лису. Многие ребята могут очень точно изображать чувства героев мимикой и жестами. Итог изумляет: мы глубже понимаем образы произведения.

Этот прием для меня ценен, так как помогает учащимся самостоятельно определять основную мысль текста. Также прием развивает воображение и учит акцентировать внимание на деталях текста.

Технология развития критического мышления через чтение позволяет решить еще одну проблему. Мы, учителя, очень обеспокоены тем, что дети не читают произведения, которые изучаются в школе.

На мой взгляд, один из эффективных приемов, который может привлечь ученика к чтению текста, это прием «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

Условия, при которых «работает» прием:

Текст ДОЛЖЕН быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит НЕ на поверхности, а спрятана внутри.

При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

Мы с ребятами читаем текст Л. Н. Толстого «Прыжок». Делаем одну из остановок.

Фрагмент 3. Вопрос перед чтением:

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Даже самый не читающий ученик захочет прочитать текст дальше и узнать, что будет ! После каждой остановки (а их должно быть в тексте или эпизоде две-четыре) можно задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Данный прием позволяет развивать воображение и осмысливать прочитанный текст. Вопросы позволяют определить взаимосвязи между событиями, фактами, идеями.

Хочу поделиться с вами приемом, который я использую на этапе рефлексии. Прием называется «Сообщи свое Я». На уроке в 4 классе, при изучении рассказа Л. Н. Толстого «Маман» из повести «Детство», на этапе рефлексии ученикам было предложено представить себя героями и продолжить фразу

Я БЫ, ПОЖАЛУЙ, СДЕЛАЛ(А) ТАК…

Данный прием позволяет ученикам глубже проникнуть в образ литературного героя, высказывать свое отношение к событиям.

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Паспорт литературного героя» содержит не только изображение, но и характеристику персонажа и помогает лучше узнать его Такую работу я предлагаю при чтении былин сказок «Иван-царевич и серый волк», «Мороз Иванович».
Использование технологии развития критического мышления через чтение позволяет моим ученикам добиваться высоких результатов.

Я радуюсь, когда ребята с удовольствием берут в руки книгу, чтобы почитать её. Горжусь их победами в олимпиадах и конкурсах.


 

Посмотрите также