Проектная задача «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани» как форма организации проектной деятельности в начальных классах на уроках технологии
Оценка 4.9

Проектная задача «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани» как форма организации проектной деятельности в начальных классах на уроках технологии

Оценка 4.9
docx
16.10.2020
Проектная задача  «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани» как форма организации проектной деятельности в начальных классах на уроках технологии
Федорова Е.В..docx

Проектная задача  «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани» как форма организации проектной деятельности в начальных классах на уроках технологии

 

Е.В. Федорова,

преподаватель продуктивных видов деятельности

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»

высшей квалификационной категории

 

Под проектной задачей понимают «задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей» [1, с. 7]. Проектная задача – это для 1-3 классов система заданий (действий), для 4-5 классов – набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта» [1, с.4]. 

Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения. Через опыт решения серии подобных задач в школе младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фактически задает «стратегию решения» этой задачи: а) задания сначала четко прописываются учителем, б) затем целесообразно вместо упорядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор – в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи, в) некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально – выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту. Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата [4].

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Название проектной задачи

«Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани»

Предмет

Технология

Класс

3

Тип задачи

Предметная, в педагогическом плане обучающая.

Цель

Развитие организационной, коммуникативной, социальной компетентности.

Педагогические задачи

1.     Формировать умение выполнения счетной вышивки «мережки»;

2.     Формировать умение обрабатывать текстильный материал джут;

3.     Развивать навыки познавательной деятельности: работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

4.     Развивать коммуникативные навыки: партнерское общение;

5.     Формировать умение представлять результаты своей работы;

Знания, умения на которые опирается задача

 

 

Знать:

1.     Виды искусства вышивки;

2.     Виды швов;

Уметь:

1.     Распознавать виды искусства вышивки;

2.     Распознавать виды швов;

3.     Учитывать особенности обработки текстильных материалов;

4.     Работать в малой группе: организовывать работу, распределять задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников;

5.     Умение удерживать правила работы в группе.

Планируемый «продукт» как результат деятельности

   Изделие «Декоративный набор «Льняная фантазия»

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

- правильность выполнения отдельных заданий и умение     выстроить с их помощью решение задачи в целом;

- умение действовать согласно инструкции.

 

Замысел проектной задачи

В основе задачи лежит поэтапное выполнение салфетки или коврика из мешковины в технике мережки. В игровой форме проверяются основные знания о свойствах материала, названия видов вышивки, приемов мережки – счетной вышивки. Основное внимание в задаче уделено выполнению таких практических действий, как построение геометрических фигур прямоугольника, квадратов с помощью чертежных инструментов на мешковине, продергивание нитей внутри фигуры, прошивание мережки разными приемами.

 

Описание проектной задачи

Дорогие ребята! Предлагаем вам выполнить изделие коврик (салфетка) для украшения интерьера кукольного уголка, кухни и т.д. Счетная вышивка мережка — старинная вышивка. Ею украшали на Руси предметы быта, одежды. Сущность ее заключается в продергивании нитей в прямоугольнике, квадрате на мешковине и прошивание «столбиком», «кисточками» и другими приемами мережки. Можно использовать ленту, тесьму.

На уроках математики вы научились чертить различные простейшие многоугольники по заданным элементам с помощью чертежных инструментов. На уроках технологии научились пользоваться иглой и ножницами, соблюдая правила техники безопасности. И теперь вы сможете создать на салфетке счетную вышивку мережку.

Задания:

1. Выполнить продергивание на салфетке.

2. Выполнить узелковое плетение плоского узла.

3. Продергивать нити для подготовки мережки.

4. Выполнить «перевязь» бантиком на ткани.

5. Выполнить шов вперёд иголкой.

6. Выполнить пришивание декоративной тесьмы.

Роли:

1 – исследователи шва, тема: «Искусство счетной вышивки «мережки». Задачей является изучение, определение технологии выполнения счетной вышивки «мережки».

2 – исследователи материала, тема: «Текстильный материал «джут»: свойства, особенности обработки». Задачей является рассмотрение материала, определение свойств и особенностей обработки.

3 – аналитики, тема: «Искусство счетной вышивки «мережки» на джуте у мастеров старинных и современных». Задачей является изучение произведений декоративно-прикладного искусства и нахождение в них данной вышивки и использование в старину, и современное время данного материала.

4 – исследователи, тема: «Салфетка (коврик) в технике счетной вышивки». Задачей является выбор формы изделия, расположения полосы для продергивания и вышивки на ней мережки любым приемом.

 

Структура проектной задачи

Этапы работы

Цель

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Погружение в проект.

Подготовка обучающихся к проектной деятельности.

1.    Определение проблемы, темы и цели проектной задачи в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся.

2.    Создание групп обучающихся для работы над проектной задачей.

-Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

-помогает сформулировать: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи;

-мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта;

-организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта;

-помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует;

-консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку;

-формирует необходимые специфические умения и навыки.

-Осуществляют вживание в ситуацию;

-обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем;

-получают дополнительную информацию;

-определяют свои потребности;

- принимают в составе группы решение по поводу распределения обязанностей внутри группы;

2. Планирование деятельности.

Пооперационная разработка выполнения проектной задачи с указанием перечня конкретных действий и результатов.

1.         Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта.

2.         Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

3.         Распределение обязанностей и задач между членами группы.

 

-Предлагает учащимся: организовать группы, спланировать деятельность по решению задач проекта;

- продумывает критерии оценки результатов и процесса.

-формирует необходимые специфические умения и навыки.

-организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

-Осуществляют: поиск, сбор и анализ информации, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
-продумывают продукт групповой и индивидуальной деятельности на данном этапе.
-проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы

3.     Осуществление деятельности по решению проблемы.

Решение проектной задачи в группах.

1.         Самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным задачам проекта.

2.         Промежуточные обсуждения полученных данных в группе.

-Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

-контролирует соблюдение правил техники безопасности.

-следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

-Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе и в комбинированном режиме.

-при необходимости консультируются с учителем.

-осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группе.

-контролируют соблюдение технологии выполнения.

-контролируют правила техники безопасности.

-следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

-оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

 

Подобный тип задач имеет следующие педагогические эффекты:

-       задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;

-       учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания;

-       дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

 Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

-       рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

-       целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

-       моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

-       проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-       вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся начальной школы.

 

Список использованной литературы:

1.     Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др. ] ; под ред. А.Б. Воронцова.  3–е изд. М. : Просвещение, 2011. 176 с.

 


 

Проектная задача « Декоративный набор «

Проектная задача « Декоративный набор «

Название проектной задачи «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани»

Название проектной задачи «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани»

Замысел проектной задачи В основе задачи лежит поэтапное выполнение салфетки или коврика из мешковины в технике мережки

Замысел проектной задачи В основе задачи лежит поэтапное выполнение салфетки или коврика из мешковины в технике мережки

Структура проектной задачи

Структура проектной задачи

Планирование деятельности.Пооперационная разработка выполнения проектной задачи с указанием перечня конкретных действий и результатов

Планирование деятельности.Пооперационная разработка выполнения проектной задачи с указанием перечня конкретных действий и результатов

Осуществление деятельности по решению проблемы

Осуществление деятельности по решению проблемы

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся начальной школы

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2020