Технология деятельностного метода как средство системного формирования универсальных учебных действий младших школьников при применении проектных задач на уроках технологии
Е.В. Федорова,
преподаватель продуктивных видов деятельности
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №2»
высшей квалификационной категории
Учебный предмет «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе.
Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:
- возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (преобразование материала);
- возможностью организации совместной продуктивной деятельности, действий контроля, коррекции при работе в группе.
Для определения методики организации проектной деятельности в начальных классах на уроках технологии выделены темы учебных занятий по разделу «Мастерская рукодельниц» (табл. 1) посредством анализа программы Е. А. Лутцевой учебно-методического комплекта «Школа России», которая полностью соответствует всем требованиям к результатам освоения Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Таблица 1 – Фрагмент тематического планирования рабочей программы по технологии в 3 классе по УМК «Школа России»
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
Мастерская рукодельниц (3 часа) |
|||
1. |
«Мережка. Стежки «столбик» |
1 |
Находить и отбирать информацию. Овладевать основами техники мережка. |
2. |
«Продергивание нитей. Узелковое плетение»
|
1 |
Выполнять продергивание. Освоить узелковое плетение. |
3. |
«Шов вперед иглой. Пришивание декоративной тесьмы» |
1 |
Выполнить шов «вперёд иголку». Украшать готовые изделия. |
В ходе каждого урока применялось решение проектной задачи «Декоративный набор «Льняная фантазия» в технике художественной обработки джутовой ткани» через набор заданий, направленной на развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Для уроков была использована структура технологического уровня технологии деятельностного метода, включающая в себя следующие компоненты:
1. Мотивацию к учебной деятельности.
2. Актуализацию знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
3. Выявления места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельную работу с самопроверкой по эталону.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
9. Рефлексию учебной деятельности на уроке.
На этапе мотивации организуется осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, определение целей и содержательных рамок урока. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
- создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки урока («могу»).
Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1 – 2 минуты), его правильное проведение имеет очень важное значение, так как мотивация является необходимым условием вхождения в деятельность. На данном этапе учащимися выполняются следующие УУД: личностные – самоопределение и смыслообразование; познавательные – целеполагание; коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
На этапе актуализации знаний происходит подготовка мышления детей к изучению нового материала, выполнение ими пробного учебного действия, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний. Соответственно, данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
- фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании;
- завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
На этом этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания. Возможно дополнительное включение еще одного – двух способов для организации ситуации выбора учащимися подходящего инструментария для проектирования. Количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой – не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.
На данном этапе учащимися выполняются следующие УУД:
- познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, извлечение необходимой информации из текстов, использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное построение речи высказывания, подведение под понятие;
- регулятивные – выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
Этап выявления места и причины затруднения самый трудный как для учителя, так и для учащихся. На данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. Для этого они выполняют следующие учебные действия:
- восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
- соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
На данном этапе учащимися выполняются следующие УУД:
- познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- регулятивные – волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, разрешение конфликтов.
На этапе построения проекта выхода из затруднения учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель; согласовывают тему урока; выбирают способ; строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего диалога и потом с помощью исследовательских методов.
Учащиеся выполняют следующие УУД:
- личностные – самоопределение, смыслообразование;
- познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- регулятивные – волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов.
На этапе реализации построенного проекта учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. На этом этапе у учащихся формируются следующие УУД:
- личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- познавательные – фаналогия, сериация, классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации, использование знаково-символических средств, моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и.т.д.), установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- регулятивные – аналогия, сериация, классификация, волевая саморегуляция, познавательная инициатива;
- коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.
На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения, технологических операций вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно. Выполняемые УУД:
- личностные – осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация, извлечение из математических текстов необходимой информации, моделирование и преобразование моделей разных типов, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения.
При проведении этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону используется индивидуальная или групповая форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную и практическую деятельность.
На данном этапе учащиеся выполняют следующие УУД:
- познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация, извлечение из математических текстов необходимой информации, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, доказательство, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- регулятивные – контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- коммуникативные - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.
На этапе включения в систему знаний и повторения выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Учащиеся выполняют следующие УУД:
- личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- познавательные - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация, понимание текстов, извлечение необходимой информации, подведение под понятие, моделирование, преобразование модели, использование знаково-символических средств, установление причинно-следственных связей, выведение следствий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, доказательство, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- регулятивные - контроль, коррекция, оценка;
- коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, постановка вопросов, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, управление поведением партнера.
На этапе рефлексии учебной деятельности учащимися выполняются такие УУД:
- личностные – самооценка на основе критерия успешности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- познавательные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения, планирование учебного сотрудничества.
Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, поэтому в ходе их учащиеся имеют возможность выполнять весь комплекс УУД, но на каждом из этих уроков делаются разные акценты.
Так, если на уроках открытия нового знания основное внимание уделяется проектированию новых способов действий в проблемных ситуациях, то на уроках рефлексии – формированию умения применять изученные способы действий, корректировать свои действия и самостоятельно создавать алгоритмы деятельности в задачных ситуациях. На уроках обучающего контроля отрабатываются действия контроля, коррекции и оценки, а на уроках систематизации знаний формируется способность к структурированию знаний.
Тема урока: «Продергивание нитей. Узелковое плетение».
Задание:
1. Выполнить продергивание на салфетке.
2. Выполнить узелковое плетение плоского узла.
Формируемые УУД:
Планируемые личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- контролю;
- волевой саморегуляции.
Учащиеся получат возможность научиться:
- познавательной инициативе.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- планировать.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выполнять действия по алгоритму;
- рефлексии способов и условий действий;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- учёту разных мнений;
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражению своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- осуществлять взаимный контроль.
Предметные
Учащиеся научатся:
- технике продергивания нитей;
- приемам выполнения двойного плоского узла.
Учащиеся получат возможность научиться:
-плести простые узлы и на их основе изготовить изделие «салфетка».
Методические приемы: беседа по вопросам, организация самостоятельной работы с упражнением.
Тема урока: ««Мережка. Стежки «столбик»
Задание:
1. Продергивать нити для подготовки мережки.
2. Выполнить стежки «столбик» на ткани.
Формируемые УУД:
Планируемые личностные результаты:
У учащихся будет сформировано:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
У учащихся может быть сформировано:
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- контролировать;
- волевой саморегуляции.
У учащихся может быть сформирована:
- познавательная инициатива.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- планировать.
У учащихся может быть сформировано:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выполнение действий по алгоритму;
- рефлексия способов и условий действия ;
Коммуникативные
У учащихся будет сформировано:
- учёт разных мнений;
У учащихся может быть сформировано:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- осуществление взаимного контроля.
Предметные
Учащиеся научатся:
- определять прием простых мережек,
- продергивать нити для подготовки мережки,
- выполнять стежки «столбик» под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выполнять стежки «столбик» самостоятельно.
Методические приемы: беседа по вопросам, организация самостоятельной работы с упражнением.
Тема урока: «Шов вперед иглой. Пришивание декоративной тесьмы».
Задание:
1. Выполнить шов вперёд иголкой.
2. Выполнить пришивание декоративной тесьмы.
Формируемые УУД:
Планируемые личностные результаты:
У учащихся будет сформирована:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
У учащихся может быть сформирована:
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- контролю;
- волевой саморегуляции.
Учащиеся получат возможность научиться:
- познавательной инициативе.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- анализу, синтезу, сравнению, обобщению, аналогии, классификации, сериации;
- планированию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выполнять действия по алгоритму;
- рефлексии способов и условий действия;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- учёту разных мнений;
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражению своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- осуществлению взаимного контроля.
Планируемые предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- пришивать декоративную тесьму, используя шов «Вперед иголку» под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пришивать декоративную тесьму, используя шов «Вперед иголку» самостоятельно.
Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию коммуникативных и регулятивных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления таблиц, схем, подготовка докладов, работа парами, использование парной и групповой форм контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д. – активные средства, которые используются на уроках технологии для формирования универсальных учебных действий. Средством формирования универсальных учебных действий на уроках технологии в УМК "Школа России" являются тексты учебников, его методический аппарат [15].
Организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе приводит к улучшению процесса учения.
Таким образом, приведенная структура технологии деятельностного метода показывает, что учащиеся имеют возможность системно формировать универсальные учебные действия на данных этапах уроков открытия нового знания при применении проектных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.