Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Проектные задачи в начальной школе
Цель:
создание условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Можно ли с помощью задач данных типов
Научить самостоятельно выбирать способ решения задачи
(проблемы) в ситуации, когда он не виден явно из условия задачи;
Стимулировать получение принципиально нового «продукта»
Мотивировать поиск решения задачи в малой группе
Оценить возможности детей действовать в новой ситуации
Задать разные «стратегии» решения задачи с получением
«веера» возможных результатов
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
через систему (набор) заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение не существовавшего в практике ребенка результата, качественное самоизменение группы детей.
проект
проектная задача
определяют самостоятельно
предлагаются в виде набора (системы) заданий
не задается
задан через систему заданий
Порядок действий
Средства, материалы
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
В ходе решения происходит качественное самоизменение группы детей
ПЗ носит групповой характер.
В ПЗ через систему (набор) заданий, задаются пути решения
Педагогическая цель ПЗ
способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества
1-3 классы
выявить способность к переносу известных способов действий
в новую модельную ситуацию
4-5 классы
.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
инструменты
экспертные карты (оценка процесса решения)
экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов»
главное –
оценка процесса (процесс решения, процесс предъявления результата)
только потом – оценка результата.
встроенное наблюдение (эксперты,
лист наблюдений)
Оценка решения проектной задачи
мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе
цель
метод
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
вопросы | ответы |
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания, сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)? | |
Каким образом была распределена работа между членами группы (решали все задания вместе, распределили задания)? | |
Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы? Каким образом? | |
Изменяли ли по ходу работы первоначальный план своих действий? | |
Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения работы? | |
В какой мере результат соответствует поставленной задаче? |
Экспертный лист оценки работы группы
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Анкета (до/после презентации)
Поставь отметки в оценочных шкалах
Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе?
ДА НЕТ
Почему? __________________________________
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Описание квазижизненной ситуации,
постановка задачи (этап анализа)
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Итоговое задание (этап синтеза)
Дополнительные источники информации
Этап моделирования
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Описана проблемная ситуация – задача напрямую не должна быть поставлена.
Задача формулируется самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации - формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации.
Проблемная ситуация имеет несколько путей преодоления и несколько возможных вариантов конечного «продукта».
Описание квазижизненной ситуации, постановка задачи (этап анализа)
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Проектная задача содержит в явном или относительно скрытом виде набор действий, выполняемые группой детей.
Количество заданий – это количество действий, для решения задачи.
Задания
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Проектная задача по русскому языку
Название проектной задачи | Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип задачи | С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая. |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Обучение совместному решению задач. |
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | Второклассники в течение года осваивали способы проверки орфограмм: |
Планируемый педагогический результат | Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год. |
Способ и формат оценивания результатов работы | Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист) |
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Описание проектной задачи
«Сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень
интересную задачу.
Мы будем делать подарок для учеников 1 класса.
Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы уже умеем
некоторые из них проверять.
Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное
наглядное пособие на тему «Способы проверки орфограмм».
Для того чтобы это получилось красиво и грамотно,
предлагаю вам выполнить ряд заданий».
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Задание 1
Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей.
комментарий
Распределение работы внутри группы. Интересно, каким образом ребята будет распределять работу между собой:
предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого участника
или стихийно, без существенных оснований.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Задание 2
Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.
комментарий
Рассказ об одной ошибке
Чяща и чюдовище.
Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами
Где искать секрет?
Ученики знакомятся с текстами, которые «подсказывают» им, о каком способе идет.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Задание 3
Составь рассказ о своем способе проверки орфограмм.
комментарий
Ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Задание 4
Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.
комментарий
Ученики приводят примеры к способу. Учитывая серьезную работу по теме, которую они выполнили в классе и дома, это задание не вызовет затруднений, и с ним вполне может справиться один человек.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Задание 5
Придумай задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
комментарий
Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания и какого уровня придумают дети. Скорее всего, ученику, ответственному за эту часть задания, потребуется помощь.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Задание 6
Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
комментарий
Это задание также рефлексивное. Для выполнения задания необходимо доскональное понимание действия способа проверки. Ученику, выполнявшему это задание изначально, вероятно, потребуется помощь группы. Это предмет наблюдения эксперта.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Задание 7
Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм».
комментарий
Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания справочника и, на наш взгляд, должно приносить моральное удовлетворение всем участникам.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
этапы любого проекта
Анализ ситуации. Формулирование проблемы.
Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей.
Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей.
Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели.
Поиск средств, путей решения - перевод проблемы в задачу.
Выбор средств решения проблемы.
Решение проблемы.
Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.
Представление окружающим полученного результата.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
В содержании нет конкретных ориентиров
Отличается большим объемом и неоднородностью материала
Результат решения может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств
Решение требует работы в малых группах.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
1. Подготовительная работа
проблемное введение в тему урока
постановка цели урока совместно с учащимися
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе
самоанализ и самооценка
рефлексия
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
мыследеятельностные
презентационные
коммуникативные
поисковые
информационные
проведение инструментального эксперимента
умения и навыки проектной деятельности
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
мыследеятельностные
выдвижение идеи (мозговой штурм)
проблематизация
целеполагание и формулирование задачи
выдвижение гипотезы
постановка вопроса (поиск гипотезы)
формулировка предположения (гипотезы)
обоснованный выбор способа или метода
пути в деятельности
планирование своей деятельности
самоанализ
рефлексия
презентационные
построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе
выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности
изготовление предметов наглядности
подготовка письменного отчёта о проделанной работе
коммуникативные
слушать и понимать других
выражать себя
находить компромисс
взаимодействовать внутри группы
находить консенсус
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
поисковые
находить информацию по каталогам
контекстный поиск
в гипертексте
в Интернет
формулирование ключевых слов
информационные
структурирование информации
выделение главного
приём и передача информации
представление в различных формах
упорядоченное хранение и поиск
проведение инструментального эксперимента
организация рабочего места
подбор необходимого оборудования
подбор и приготовление материалов (реактивов)
проведение собственно эксперимента
наблюдение хода эксперимента
измерение параметров
осмысление полученных результатов
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Учёт возможности учебных предметов
Малоэффективны
- русский язык;
- литературное чтение;
- математика.
Эффективны
- окружающий мир (природоведение);
- иностранные языки;
- информатика;
- изо;
- технология.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
«подводные камни»
Не подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям
не превратить проект в реферат
Не переоценивать результат проекта и не дооценивать его процесса
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Групповая работа позволяет:
детям:
получить эмоциональную и содержательную поддержку;
попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- приобрести опыт, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
учителю:
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.