«Образы домашних животных в баснях
Элбэка Содномовича Манзарова».
Басня – стихотворная или прозаическая литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера.
Афоризмы многих басен надежно вошли в народный язык. В баснях широко используется простой язык. Сюжет частенько напоминает сказочный. Развитие действия происходит в основном в диалогах. Басня в обязательном порядке содержит мораль, данную в начале или конце, то есть свое предназначение.раскрыть аллегорическое значение образов домашних животных в баснях Э.С. Манзарова.
Элбэк Содномович Манзаров.ppt
Проектная деятельность
Министерство образования и науки
Министерство образования и науки
Республики Бурятия
Республики Бурятия
Тункинский район
Тункинский район
ГБОУ «Шимкинская школа – интернат среднего общего
ГБОУ «Шимкинская школа – интернат среднего общего
образования»
образования»
«Образы домашних животных в баснях
Элбэка Содномовича Манзарова».
Выполнила: Ангархаева Татьяна
ученица 7 класса
Проектная деятельность
• Басня – стихотворная или прозаическая литературное
произведение, нравоучительного, сатирического
характера.
Афоризмы многих басен надежно вошли в народный язык.
В баснях широко используется простой язык. Сюжет
частенько напоминает сказочный. Развитие действия
происходит в основном в диалогах. Басня в обязательном
порядке содержит мораль, данную в начале или конце, то
есть свое предназначение.
•
• Если остановиться конкретно на мастерстве Манзарова.
Автор создает живой рисунок образа в каждой басне. В них
нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные
идеалы нашего народа, особенности национального
характера. Это выразилось не только в оригинальной
трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в том
языке, которым написаны басни. В языке манзаровских басен
ярко проявилась живая народная речь.
Проектная деятельность
Цели исследования:
Цели исследования:
раскрыть аллегорическое значение образов домашних
животных в баснях Э.С. Манзарова.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Изучить имеющуюся по теме проекта литературу.
• Проанализировать басни Э.С.Манзарова.
• Выявить значение образов домашних животных в баснях
Э.С.Манзарова.
Проектная деятельность
• Басня это аллегорический рассказ. Аллегория
пришла в литературу из фольклора, притчи,
сказки, особенно сказок о животных, где
действовали традиционные персонажи –
медведь, лиса, заяц, волк. В басне, как правило,
персонажами являются животные, иногда
неодушевлённые предметы (топор, бочка, пирог,)
изредка – люди. Чаще всего в басне действуют
животные, так как они наделены определенным,
заранее известным читателю характером: курица
– хвастливая, кот – хитрый, ягнёнок –
беззащитный и.т.д.
Проектная деятельность
• В баснях Э.Манзарова высмеиваются жадность,
невежество, глупость. Прежде всего, эти басни также
высмеивают людские пороки через образы животных.
Но во многих баснях в персонажах животных
угадывается уже целый характер, дается намек на
определенного человека. Важна не только мораль как
высшая категория поведения человека в обществе.
Мы читаем басни Манзарова не изза морали, а изза
самого интересно и остроумно изложенного рассказа. В
большинстве случаев образ животного включает в себя
совокупность некоторых качеств и свойств, которые
составляют определенный человеческий характер.
•
Проектная деятельность
• Из выбранных басен, которые подходят
теме нашего проекта – это 10 басен
Элбэга Содномовича Манзарова: «Ямаан»,
«Хаб нохой», «Гулабхаа ба тахяа»,
«Шалхагар гахай», «Тахяагай дуран»,
«Миhалзуур миисгэй», «Нохойн ябадал»,
«Сар ба морин», «Магтуулhан морин»,
«Бабана тэхэ», «Утэлhэн нохой».
Проектная деятельность
• Анализируя образы домашних животных, нельзя не
отметить особенности языка Э.С.Манзарова.
Конкретность языка, точность описаний автор
передает через действия. Умение рисовать действие
особенно пригодилось Манзарову для изображения
речи героев. Речь – тоже действие. Его герои говорят
самым естественным, самым живым языком. Они
действуют с помощью речи. Проанализировав басни,
мы обратили внимание, что диалогическая форма
басни, в которой участвуют два персонажа, наиболее
часты у Э.Манзарова. Автор широко варьирует виды
диалога:
• Два – три говорящих героя («Сар ба морин»,
«Магтуулhан морин », «Бабана тэхэ» и т. д.)
• Одно лицо говорит, а одно действует («Хаб нохой»,
«Нохойн ябадал»).
Проектная деятельность
• Образ Кота в басне «Миhалзуур миисгэй» – это
пустобрех, вместо дела занимающийся пустыми
разговорами и осуждением. Умение прославиться
пустым делом, без ущерба для себя.
Минииш зангаар ангуушан
Мүнөө дээрээ үгы эндэ.
Хэрмэ, булга, hолонгодо
Хүшэ хүрэхэб ябуудтаа.
•
Кот самоуверен, ленив, берется за дело, в котором
ничего не понимает.
Агнахамни ойгоор гэжэ
Ама бү гара хожомоо!
Гэртэхи муу хулганаагаа
Гэтэбэлшни болоо!...
Проектная деятельность
• Образ Свиньи. Ярчайшей чертой
свиньи в басне «Шалхагар гахай»
являются глупость, хвастовство,
высокое самомнение. Умение
приспособиться к ситуации, забыв о
гордости и самоуважении. Желание
показать себя более значительным,
чем есть на самом деле.
Миниингээ зангаар мэнгэжэ,
Мэнэн улаан болошоод,
Хүнэй бэлэниие хаража.
Хүндэтэй ямбатай хэбтэhэйш даа.
Проектная деятельность
• Образ Собаки в баснях неоднозначен: в одних он
наделён хитростью, наглостью, а в других – умом,
рассудительностью. Образ Собаки несет в себе черты
человека, умеющего приспосабливаться к ситуации,
везде находящего себе выгоду, готового на лесть и
подобострастие. «Хаб нохой».
Хаб нохой hульмиижа,
Хулуушанай харгыгаар мүлхибэ.
Хулууhан зөөриеэ дэлгүүртэ
Худалдаад бүришье баяжаба.
Проектная деятельность
• Образ Овцы. Самыми безропотными, безобидными, не
умеющими постоять за себя являются Овцы, которые
зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего
употребляются во множественном лице. Наверно,
лишь об этих героях автор говорит без иронии,
выражает сочувствие и осуждает тех, кто их
притесняет. В них воплощены черты простодушия,
доходящего до глупости, дружелюбия.
Айха хэхэеэ болихыетнай
Абаhаар таанадые hургахаб! гэбэ.
Хонид бүхэн хореод мянгые
Холтоhолоогүй хаана ошохо hэм гэжэ,
Холшорлон, хойрог ябадал харуулба.
Проектная деятельность
Заключение
Заключение
Таким образом, мы видим, что образы животных в баснях
Э.Манзарова – это не просто точное описание внешнего вида
животного, а аллегорическое изображение, которое
ассоциируется с человеком, его достоинствами и недостатками.
Частотность употребления того или иного образа говорит нам о
том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем
борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает
живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и
типизируя саму ситуацию, в которой они действуют.
Басни учат видеть не только смешное, но и несправедливость
окружающего мира, задумываться о последствиях своих
поступков.
Стихом Элбэка Манзарова мы не только украшаем нашу речь –
«крылатыми словами» из басен мы доказываем, обосновываем
свое мнение, опровергаем чужое.
Предполагаю, что басни формируют характер современного
читателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.