Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

  • Мероприятия
  • docx
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть. Именно поэтому технология проектной деятельности широко используется на всех уровнях образования, в том числе и в дошкольном учреждении. Мне, как учителю-логопеду, проектный метод стал интересен тем, что он позволил вывести на более качественный уровень работы по развитию связной речи, а это является решающим условием для развития личности ребёнка.Это статья, где автор поделился опытом проделанной работы.
Иконка файла материала Кузнецова И.В._статья.docx
Кузнецова Ирина Викторовна mdou    .  ru учитель­логопед, ВКК МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 464,  Россия, г.Екатеринбург  @   mail    464   ekb  Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь ­  это  процесс  публичного мышления.  Это  всегда – импровизация.  Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники. На лицо видно, стоит проблема связной монологической речи у детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие   связной,   грамматически   правильной   диалогической   и монологической   речи;   развитие   речевого   творчества;   развитие   звуковой   и интонационной   культуры   речи,   фонематического   слуха;   знакомство   с книжной   культурой,   детской   литературой,   понимание   на   слух   текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико­ синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательно­ исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. Связная   речь  –   смысловое   развернутое   высказывание   (ряд   логически сочетающихся   предложений),   обеспечивающее   общение   и   взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада.    В   связной   речи   отражается   логика   мышления   ребенка   его   умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Потому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и   взрослых)   своим   изложением   помогает   детям   стать   общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах. Работая с детьми старшей   речевой  группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.  По   результатам   анализа   наблюдений   в   старшей   речевой     группе отметила следующие проблемы развития речи у детей: 1 2 связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между уровень информативности высказывания очень низкий; большинство   детей   активно   делятся   своими   впечатлениями   от пережитых   событий,   но   с   неохотой   берутся   за   составление   рассказов   по заданной теме.  В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Причины отставания в речевом развитии детей:  ­ падающий уровень общей культуры родителей  ­   разрыв   коммуникативных   связей   между   миром   детей   и   миром взрослых, живых способов общения ­ дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи ­ он только слушает. Речь детей становится скудной ­ она ограничивается   восклицаниями,   отдельными   фразами   героев   любимых персонажей.   Упущенные   возможности   речевого   развития   в   дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых является технология проектирования. В настоящее время проектный метод обучения   рассматривается   как   один   из   способов   организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.   Выделяют   следующие   теоретические   позиции   проектного 3 собой; 4 5 обучения: ­ ребёнок ­ в центре внимания; ­ образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий смысл для ребёнка; ­ проектная деятельность развивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием; ­ участники проекта должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование; ­   индивидуальный   темп   работы   над   проектом   обеспечивает   каждого ребёнка на свой уровень.    Проектная   деятельность  –   сложноорганизованный   процесс, предполагающий   не   частные   изменения   в   методике   проведения   отдельных занятий,   а   системные   преобразования   всего   учебного   и   воспитательного процесса.   Проектная   деятельность   предполагает   различные   формы активности детей, логично взаимосвязанные  с разными этапами реализации замысла,   поэтому   она   выходит   за   рамки   традиционной   сетки   занятий   в детском саду[2].Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут   найти   достаточно   свободного   времени   для   занятий   с   детьми   дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.  Определенная   часть   родителей,   занятая   повседневными   житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых   воспитательных   усилий,   и   такие   родители   перекладывают   дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам­монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято». С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя  все   заботы   о  воспитании   и   обучении  детей,  забывая,  что  и   родители должны   проявлять   заинтересованность   в   общении   с   педагогическим коллективом учреждения.   Считаю,   что   вовлечение   родителей   в   сферу   педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно­образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Проекты     я   планировала   по   тематике,   связанной   с   прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР, а также   тем по формированию фонетико­фонематической стороны речи. В работе  мы  выбрали семейные проекты, т.е. родители и дети работали совместно, а проекты представляли сами ребята, и групповые.   Еще   на   первичном     логопедическом   обследовании,   мною   было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, о том, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Так возник наш проект «Моя семья». Цель проекта: формирование у детей понятия «семья» и повышение роли   семейных   ценностей   в   становлении   личности   ребенка,   развитие познавательных интересов, развитие связной речи. Проект   был   оформлен   на   отдельных   листах     с   фотографиям   ,   по которым каждый ребёнок смог рассказать о своей семье и её традициях. Следующим   стал     исследовательский   проект  «Что   в   имени   тебе моём» Цель проекта: помочь детям в самосознании своего имени.  Для ребят было очень интересно и удивительно   узнать, почему они названы  тем или иным именем,  что обозначает  их  имя,  и  найти в себе те качества,  которые   соответствуют   их  характеру.  Каждый    с  удовольствием представил свою работу перед ребятами группы. По   мере   работы   с   детьми   мы   (педагоги)   наблюдали   их   выборочное отношение   к   еде:   ребята   совсем   не   ели   овощи,   не   любили   даже   яблоки,бананы,   и это подтолкнуло нас к очередному проекту  «Овощи и фрукты, полезные продукты»   Цель проекта: пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Обогатить знания детей о пользе овощей и фруктов. Показать детям, что их здоровье и хорошее настроение во многом зависит от правильного питания; лучше съесть полезные и вкусные овощи и фрукты, чем чипсы и шоколадки.    Ребятам   и   их   родителям   представилась   возможность   узнать   и вспомнить, каким  большим количеством полезных витаминов богаты овощи и фрукты, какую пользу они несут пока растёт ребёнок , и рассказать об этом своим сверстникам. Каждый овощ или фрукт был  ребятами самостоятельно выполнен в самых разнообразных формах, которые дети выбрали себе сами: слеплены из пластилина, сделаны с помощью аппликации,  выложены из зерен, фасоли   и   другого   материала,   выполнены   в   технике   оригами.   В   этом   им помогли   воспитатели   группы.     Итоговым   мероприятием   проекта   стало совместное самостоятельное  изготовление детьми в группе овощного салата « Венигрет» и фруктового салата «Витаминка». А   какое было удовольствие съесть эти салаты за общим столом!!     Групповым   проектом   стал   проект   «Хлеб   ­   всему   голова»,   где педагогами   была   проведена   большая   подготовительная   работа   (   подобран соответствующий   материал,   интересные   задания   для   работы   с   детьми, проведены творческие работы, где дети составляли узоры из круп, и многое другое).  Цель проекта  : расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.  Итогом   данного   проекта   было     совместное   изготовление   теста   и выпечка   сладких   булочек.     Дети   сами   руководили   всем   процессом:   были выбраны   технологи,   которые   рассказывали   и   руководили   процессом изготовления теста, а затем и изготовления   самих булочек. Чтобы нашим маленьким технологам было легче рассказывать что – зачем, мы подготовили для   них   вспомогательные   карточки,   которые   дети     сначала   разложили   в нужной   последовательности,   а   затем   по   ним   составили     и   воспроизвели словесно весь технологический процесс изготовления теста и булок. Готовые булочки   вместе   с   педагогами   отнесли   на   кухню   выпекать,   а   затем   с удовольствием съели. Одним из краткосрочных  проектов изучения  лексических  тем   стала книжка­малышка. Родители   вместе   с   детьми   изготавливали   книжки­малышки,   которые затем ребята представляли группе и педагогам, рассказывая не только саму тему, но и как подбирали материал, кто рисовал картинки. Завершение работы по   изготовлению   книжки   оставляет   у   ребенка   чувство   гордости   за достигнутый результат. После окончания работы у детей была возможность продемонстрировать результат своего труда   не только сверстникам,   но   иродителям   других   детей,   гостям   группы,   (выставки   готовых   работ), использовать сделанные книжки в сюжетно­ролевых играх: библиотека, семья, детский сад.  В коррекционной группе нередко мы видим, что некоторые дети плохо запоминают   зрительный   образ  буквы,  соответственно   им   трудно  освоить  и слоговое чтение, поэтому одним из   проектов детей старшей группы,   стал проект «Вернисаж гласных букв» Цель проекта: закрепить полученные детьми знания о гласных звуках и буквах.  В своём  проекте ребята представляли  любую гласную букву первого ряда, придумывали о ней забавную историю,   загадывали загадки, читали   о ней стихи, выполняли творческую работу (лепили, вышивали, выкладывали свою букву из природного материала.)  Итогом этой работы стал групповой проект­ сказка, выполненная в форме пластилинографии  «Почему буква А в алфавите   первая».    Педагоги   совместно   с   детьми   придумали   сказку, родители вместе с детьми вылепили главных героев, а дети с удовольствием их оживили и озвучили. Получился очень интересный мультфильм, который мы с удовольствием пересматриваем.   Далее,   уже   в   подготовительной   группе,   родителям   и   детям   был предложен проект  «Моя любимая буква»,  который был выполнен в форме лепбука.   Лэпбук   –   это   картонная   папка,   в   ней   собран   материал   на определенную   тему,   которую   мы   хотим   проработать.   Учебный   материал интересно   оформлен   в   различного   рода   мини­книжечках,   кармашках, окошечках,   книжках­гармошках,   коробках   с   подарками   и   т.п.   Родители вместе   с   детьми     разработали     и   изготовили     разнообразные   задания   для ознакомления и закрепления букв, с которыми ребята с удовольствием играют и сейчас.   Каждый ребёнок представил свой лепбук, рассказал о букве и о звуке  (   если   с    ними   мы   уже   познакомились   на  занятиях),    познакомил   с интересными заданиями, которые придумал  и оформил, вместе с родителями. Те   задания,   которые     сразу   заинтересовали     детей,   были   выполнены   и проиграны ими.  И творцы, и их активные слушатели получили море позитива. На заключительном этапе был реализован проект «Города России», где родителям и детям  была дана свобода выбора формы проекта.  Цель проекта: дать детям представление о большой Родине ­ России. По   окончании   данного   проекта   было   проведено   итоговое   занятие     в форме  игры­ярмарки, с элементами включения заданий по развитию связной речи.   Каждый   ребёнок     форме   (зазывалки,   частушки) представлял свой город, его традиции, и как творческую часть ­ чем славится этот   город.   Были   представлены   работы,   выполненные   из   глины, филимоновские   расписные   игрушки,   выполненные   руками   детей   и   их родителей, выпечка, оригами, поделки из 3D пазлов.      в   необычнойНа     каждом заключительном  этапе   происходила  презентация  своего проекта, который дети самостоятельно, красиво, выразительно,  представляли для всей группы.     В основном это были связные рассказы, которые дети и родители составляли, готовили и представляли. Далее   дети анализировали проделанную   ими   работу,   устанавливали,   достигли   ли   они   своей   цели, демонстрировали   результат   своего   труда.   Некоторые   работы   мы   с   детьми обсуждали   и     выставляли   баллы,   объясняя   свой   выбор,     затем   выбирали наиболее интересные проекты,  авторов которых награждали.   Да, не скрою, сначала было очень трудно, ребята не могли запомнить и воспроизвести  даже несколько предложений, родители удивлялись, как такие элементарные вещи не может запомнить их ребёнок. Нам (педагогам группы) приходилось много работать и с родителями, и с детьми, чтобы поддерживать их интерес, мотивировать на более успешные работы. Мы проводили мастер­ классы,   презентации,   консультации.   И   всё­таки     систематическая   работа, направленная на развитие связной речи, помогла нам достичь положительных стабильных результатов.  Таким образом использование метода проекта способствовало: ­ развитию связной, монологической форме речи детей: дети научились составлять рассказы ,строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение; ­   у   детей   сформировались   элементарные   знания   о   структуре   текста (начало,   середина,   конец,   представление   о   связях   между   предложениями; большинство детей умеет раскрывать тему и основную мысль высказывания.) ­ дети научились  грамотно высказывать свои  мысли. Работа над проектами способствовала и развитию детской инициативы и самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей, дети приобрели   навык   публичного   изложения   своих   мыслей;   активному сотрудничеству детей, родителей и педагогов; решению проблемы дефицита общения и стало эффективным средством речевого развития дошкольников. Родители приобрели опыт выполнения проектов в самой разнообразной форме (презентации, лепбуки, стенгазеты, книжки­малышки) и сейчас готовы представить свои умения и в школе.  Метод проектов позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным   методам   обучения.   А   активная   деятельность   ­   наиболее эффективный,   успешный   вид   восприятия   информации.   Этот   метод затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение   к   окружающему   миру.   Проектный   метод   в   нашем   ДОУ адаптирован ко всем возрастным группам. Литература 1. Боровлева А. В. Проектный метод ­ как средство повышения  качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. ­ 2006. ­ №7.2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2008. ­ 112 с. 3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду.  Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. ­ М.: Айрис­Пресс, 2008. ­ 208 с. 4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С.  Евдокимова. ­ М.: ТЦ Сфера, 2006. ­ 64 с. 5. Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т.  С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие  для руководителей и практических работников ДОУ 6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего  дошкольного возраста.// Управление  дошкольным образовательным  учреждением. 2009, №4