Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников
Оценка 4.6

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
дефектология
Детсад
25.02.2018
Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников
Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть. Именно поэтому технология проектной деятельности широко используется на всех уровнях образования, в том числе и в дошкольном учреждении. Мне, как учителю-логопеду, проектный метод стал интересен тем, что он позволил вывести на более качественный уровень работы по развитию связной речи, а это является решающим условием для развития личности ребёнка.Это статья, где автор поделился опытом проделанной работы.
Кузнецова И.В._статья.docx
Кузнецова Ирина Викторовна mdou    .  ru учитель­логопед, ВКК МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 464,  Россия, г.Екатеринбург  @   mail    464   ekb  Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь ­  это  процесс  публичного мышления.  Это  всегда – импровизация.  Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники. На лицо видно, стоит проблема связной монологической речи у детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие   связной,   грамматически   правильной   диалогической   и монологической   речи;   развитие   речевого   творчества;   развитие   звуковой   и интонационной   культуры   речи,   фонематического   слуха;   знакомство   с книжной   культурой,   детской   литературой,   понимание   на   слух   текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико­ синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательно­ исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. Связная   речь  –   смысловое   развернутое   высказывание   (ряд   логически сочетающихся   предложений),   обеспечивающее   общение   и   взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада.    В   связной   речи   отражается   логика   мышления   ребенка   его   умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Потому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и   взрослых)   своим   изложением   помогает   детям   стать   общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах. Работая с детьми старшей   речевой  группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.  По   результатам   анализа   наблюдений   в   старшей   речевой     группе отметила следующие проблемы развития речи у детей: 1 2 связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между уровень информативности высказывания очень низкий; большинство   детей   активно   делятся   своими   впечатлениями   от пережитых   событий,   но   с   неохотой   берутся   за   составление   рассказов   по заданной теме.  В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Причины отставания в речевом развитии детей:  ­ падающий уровень общей культуры родителей  ­   разрыв   коммуникативных   связей   между   миром   детей   и   миром взрослых, живых способов общения ­ дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи ­ он только слушает. Речь детей становится скудной ­ она ограничивается   восклицаниями,   отдельными   фразами   героев   любимых персонажей.   Упущенные   возможности   речевого   развития   в   дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых является технология проектирования. В настоящее время проектный метод обучения   рассматривается   как   один   из   способов   организации образовательного процесса в работе с дошкольниками.   Выделяют   следующие   теоретические   позиции   проектного 3 собой; 4 5 обучения: ­ ребёнок ­ в центре внимания; ­ образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий смысл для ребёнка; ­ проектная деятельность развивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием; ­ участники проекта должны быть мотивированы и простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование; ­   индивидуальный   темп   работы   над   проектом   обеспечивает   каждого ребёнка на свой уровень.    Проектная   деятельность  –   сложноорганизованный   процесс, предполагающий   не   частные   изменения   в   методике   проведения   отдельных занятий,   а   системные   преобразования   всего   учебного   и   воспитательного процесса.   Проектная   деятельность   предполагает   различные   формы активности детей, логично взаимосвязанные  с разными этапами реализации замысла,   поэтому   она   выходит   за   рамки   традиционной   сетки   занятий   в детском саду[2]. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут   найти   достаточно   свободного   времени   для   занятий   с   детьми   дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.  Определенная   часть   родителей,   занятая   повседневными   житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых   воспитательных   усилий,   и   такие   родители   перекладывают   дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам­монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято». С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя  все   заботы   о  воспитании   и   обучении  детей,  забывая,  что  и   родители должны   проявлять   заинтересованность   в   общении   с   педагогическим коллективом учреждения.   Считаю,   что   вовлечение   родителей   в   сферу   педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно­образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Проекты     я   планировала   по   тематике,   связанной   с   прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР, а также   тем по формированию фонетико­фонематической стороны речи. В работе  мы  выбрали семейные проекты, т.е. родители и дети работали совместно, а проекты представляли сами ребята, и групповые.   Еще   на   первичном     логопедическом   обследовании,   мною   было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, о том, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Так возник наш проект «Моя семья». Цель проекта: формирование у детей понятия «семья» и повышение роли   семейных   ценностей   в   становлении   личности   ребенка,   развитие познавательных интересов, развитие связной речи. Проект   был   оформлен   на   отдельных   листах     с   фотографиям   ,   по которым каждый ребёнок смог рассказать о своей семье и её традициях. Следующим   стал     исследовательский   проект  «Что   в   имени   тебе моём» Цель проекта: помочь детям в самосознании своего имени.  Для ребят было очень интересно и удивительно   узнать, почему они названы  тем или иным именем,  что обозначает  их  имя,  и  найти в себе те качества,  которые   соответствуют   их  характеру.  Каждый    с  удовольствием представил свою работу перед ребятами группы. По   мере   работы   с   детьми   мы   (педагоги)   наблюдали   их   выборочное отношение   к   еде:   ребята   совсем   не   ели   овощи,   не   любили   даже   яблоки, бананы,   и это подтолкнуло нас к очередному проекту  «Овощи и фрукты, полезные продукты»   Цель проекта: пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Обогатить знания детей о пользе овощей и фруктов. Показать детям, что их здоровье и хорошее настроение во многом зависит от правильного питания; лучше съесть полезные и вкусные овощи и фрукты, чем чипсы и шоколадки.    Ребятам   и   их   родителям   представилась   возможность   узнать   и вспомнить, каким  большим количеством полезных витаминов богаты овощи и фрукты, какую пользу они несут пока растёт ребёнок , и рассказать об этом своим сверстникам. Каждый овощ или фрукт был  ребятами самостоятельно выполнен в самых разнообразных формах, которые дети выбрали себе сами: слеплены из пластилина, сделаны с помощью аппликации,  выложены из зерен, фасоли   и   другого   материала,   выполнены   в   технике   оригами.   В   этом   им помогли   воспитатели   группы.     Итоговым   мероприятием   проекта   стало совместное самостоятельное  изготовление детьми в группе овощного салата « Венигрет» и фруктового салата «Витаминка». А   какое было удовольствие съесть эти салаты за общим столом!!     Групповым   проектом   стал   проект   «Хлеб   ­   всему   голова»,   где педагогами   была   проведена   большая   подготовительная   работа   (   подобран соответствующий   материал,   интересные   задания   для   работы   с   детьми, проведены творческие работы, где дети составляли узоры из круп, и многое другое).  Цель проекта  : расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.  Итогом   данного   проекта   было     совместное   изготовление   теста   и выпечка   сладких   булочек.     Дети   сами   руководили   всем   процессом:   были выбраны   технологи,   которые   рассказывали   и   руководили   процессом изготовления теста, а затем и изготовления   самих булочек. Чтобы нашим маленьким технологам было легче рассказывать что – зачем, мы подготовили для   них   вспомогательные   карточки,   которые   дети     сначала   разложили   в нужной   последовательности,   а   затем   по   ним   составили     и   воспроизвели словесно весь технологический процесс изготовления теста и булок. Готовые булочки   вместе   с   педагогами   отнесли   на   кухню   выпекать,   а   затем   с удовольствием съели. Одним из краткосрочных  проектов изучения  лексических  тем   стала книжка­малышка. Родители   вместе   с   детьми   изготавливали   книжки­малышки,   которые затем ребята представляли группе и педагогам, рассказывая не только саму тему, но и как подбирали материал, кто рисовал картинки. Завершение работы по   изготовлению   книжки   оставляет   у   ребенка   чувство   гордости   за достигнутый результат. После окончания работы у детей была возможность продемонстрировать результат своего труда   не только сверстникам,   но   и родителям   других   детей,   гостям   группы,   (выставки   готовых   работ), использовать сделанные книжки в сюжетно­ролевых играх: библиотека, семья, детский сад.  В коррекционной группе нередко мы видим, что некоторые дети плохо запоминают   зрительный   образ  буквы,  соответственно   им   трудно  освоить  и слоговое чтение, поэтому одним из   проектов детей старшей группы,   стал проект «Вернисаж гласных букв» Цель проекта: закрепить полученные детьми знания о гласных звуках и буквах.  В своём  проекте ребята представляли  любую гласную букву первого ряда, придумывали о ней забавную историю,   загадывали загадки, читали   о ней стихи, выполняли творческую работу (лепили, вышивали, выкладывали свою букву из природного материала.)  Итогом этой работы стал групповой проект­ сказка, выполненная в форме пластилинографии  «Почему буква А в алфавите   первая».    Педагоги   совместно   с   детьми   придумали   сказку, родители вместе с детьми вылепили главных героев, а дети с удовольствием их оживили и озвучили. Получился очень интересный мультфильм, который мы с удовольствием пересматриваем.   Далее,   уже   в   подготовительной   группе,   родителям   и   детям   был предложен проект  «Моя любимая буква»,  который был выполнен в форме лепбука.   Лэпбук   –   это   картонная   папка,   в   ней   собран   материал   на определенную   тему,   которую   мы   хотим   проработать.   Учебный   материал интересно   оформлен   в   различного   рода   мини­книжечках,   кармашках, окошечках,   книжках­гармошках,   коробках   с   подарками   и   т.п.   Родители вместе   с   детьми     разработали     и   изготовили     разнообразные   задания   для ознакомления и закрепления букв, с которыми ребята с удовольствием играют и сейчас.   Каждый ребёнок представил свой лепбук, рассказал о букве и о звуке  (   если   с    ними   мы   уже   познакомились   на  занятиях),    познакомил   с интересными заданиями, которые придумал  и оформил, вместе с родителями. Те   задания,   которые     сразу   заинтересовали     детей,   были   выполнены   и проиграны ими.  И творцы, и их активные слушатели получили море позитива. На заключительном этапе был реализован проект «Города России», где родителям и детям  была дана свобода выбора формы проекта.  Цель проекта: дать детям представление о большой Родине ­ России. По   окончании   данного   проекта   было   проведено   итоговое   занятие     в форме  игры­ярмарки, с элементами включения заданий по развитию связной речи.   Каждый   ребёнок     форме   (зазывалки,   частушки) представлял свой город, его традиции, и как творческую часть ­ чем славится этот   город.   Были   представлены   работы,   выполненные   из   глины, филимоновские   расписные   игрушки,   выполненные   руками   детей   и   их родителей, выпечка, оригами, поделки из 3D пазлов.      в   необычной На     каждом заключительном  этапе   происходила  презентация  своего проекта, который дети самостоятельно, красиво, выразительно,  представляли для всей группы.     В основном это были связные рассказы, которые дети и родители составляли, готовили и представляли. Далее   дети анализировали проделанную   ими   работу,   устанавливали,   достигли   ли   они   своей   цели, демонстрировали   результат   своего   труда.   Некоторые   работы   мы   с   детьми обсуждали   и     выставляли   баллы,   объясняя   свой   выбор,     затем   выбирали наиболее интересные проекты,  авторов которых награждали.   Да, не скрою, сначала было очень трудно, ребята не могли запомнить и воспроизвести  даже несколько предложений, родители удивлялись, как такие элементарные вещи не может запомнить их ребёнок. Нам (педагогам группы) приходилось много работать и с родителями, и с детьми, чтобы поддерживать их интерес, мотивировать на более успешные работы. Мы проводили мастер­ классы,   презентации,   консультации.   И   всё­таки     систематическая   работа, направленная на развитие связной речи, помогла нам достичь положительных стабильных результатов.  Таким образом использование метода проекта способствовало: ­ развитию связной, монологической форме речи детей: дети научились составлять рассказы ,строить связные высказывания, применяя разные типы речи: описание, повествование, рассуждение; ­   у   детей   сформировались   элементарные   знания   о   структуре   текста (начало,   середина,   конец,   представление   о   связях   между   предложениями; большинство детей умеет раскрывать тему и основную мысль высказывания.) ­ дети научились  грамотно высказывать свои  мысли. Работа над проектами способствовала и развитию детской инициативы и самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей, дети приобрели   навык   публичного   изложения   своих   мыслей;   активному сотрудничеству детей, родителей и педагогов; решению проблемы дефицита общения и стало эффективным средством речевого развития дошкольников. Родители приобрели опыт выполнения проектов в самой разнообразной форме (презентации, лепбуки, стенгазеты, книжки­малышки) и сейчас готовы представить свои умения и в школе.  Метод проектов позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным   методам   обучения.   А   активная   деятельность   ­   наиболее эффективный,   успешный   вид   восприятия   информации.   Этот   метод затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение   к   окружающему   миру.   Проектный   метод   в   нашем   ДОУ адаптирован ко всем возрастным группам. Литература 1. Боровлева А. В. Проектный метод ­ как средство повышения  качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. ­ 2006. ­ №7. 2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2008. ­ 112 с. 3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду.  Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. ­ М.: Айрис­Пресс, 2008. ­ 208 с. 4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С.  Евдокимова. ­ М.: ТЦ Сфера, 2006. ­ 64 с. 5. Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т.  С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие  для руководителей и практических работников ДОУ 6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего  дошкольного возраста.// Управление  дошкольным образовательным  учреждением. 2009, №4

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников

Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018