Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть. Именно поэтому технология проектной деятельности широко используется на всех уровнях образования, в том числе и в дошкольном учреждении. Мне, как учителю-логопеду, проектный метод стал интересен тем, что он позволил вывести на более качественный уровень работы по развитию связной речи, а это является решающим условием для развития личности ребёнка.Это статья, где автор поделился опытом проделанной работы.
Кузнецова Ирина Викторовна
mdou
. ru
учительлогопед, ВКК
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 464,
Россия, г.Екатеринбург
@ mail
464
ekb
Проектная деятельность как эффективный метод развития
связной, монологической речи дошкольников
Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь
это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте
понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники. На лицо видно, стоит
проблема связной монологической речи у детей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной,
грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком
окружающего мира. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательно
исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и
совершенствует познавательную деятельность детей.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание
людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада.
В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение
осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Потому, как ребенок
строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития.
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей
и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее,
преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
Работая с детьми старшей речевой группы, я столкнулась с тем, что у
них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей
жизни, не могут пересказать литературные произведения.
По результатам анализа наблюдений в старшей речевой группе
отметила следующие проблемы развития речи у детей:
1
2
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает
содержание знакомого текста;состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между
уровень информативности высказывания очень низкий;
большинство детей активно делятся своими впечатлениями от
пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по
заданной теме.
В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному
вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные
речевые высказывания.
Причины отставания в речевом развитии детей:
падающий уровень общей культуры родителей
разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром
взрослых, живых способов общения
дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную
информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы
активности речи он только слушает. Речь детей становится скудной она
ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев любимых
персонажей. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном
возрасте почти не восполняются в школьные годы.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых
является технология проектирования. В настоящее время проектный метод
обучения рассматривается как один из способов организации
образовательного процесса в работе с дошкольниками.
Выделяют следующие теоретические позиции проектного
3
собой;
4
5
обучения:
ребёнок в центре внимания;
образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий
смысл для ребёнка;
проектная деятельность развивается в проблемной ситуации, которая
не может быть решена прямым действием;
участники проекта должны быть мотивированы и простого интереса
здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали
причину, по которой они включаются в исследование;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает каждого
ребёнка на свой уровень.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс,
предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных
занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного
процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы
активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации
замысла, поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в
детском саду[2].Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не
могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома,
бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.
Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими
заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них
особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело
воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют
ребенка телевизору, игрушкаммонстрам, компьютеру. Рассуждая при этом
таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на
себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители
должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим
коллективом учреждения.
Считаю, что вовлечение родителей в сферу педагогической
деятельности, их заинтересованное участие в воспитательнообразовательном
процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.
Проекты я планировала по тематике, связанной с прохождением
лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей
с ОНР, а также тем по формированию фонетикофонематической стороны
речи. В работе мы выбрали семейные проекты, т.е. родители и дети работали
совместно, а проекты представляли сами ребята, и групповые.
Еще на первичном
логопедическом обследовании, мною было
выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, о том,
кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает
своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Так
возник наш проект «Моя семья».
Цель проекта: формирование у детей понятия «семья» и повышение
роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, развитие
познавательных интересов, развитие связной речи.
Проект был оформлен на отдельных листах с фотографиям , по
которым каждый ребёнок смог рассказать о своей семье и её традициях.
Следующим стал исследовательский проект «Что в имени тебе
моём»
Цель проекта: помочь детям в самосознании своего имени.
Для ребят было очень интересно и удивительно узнать, почему они
названы тем или иным именем, что обозначает их имя, и найти в себе те
качества, которые соответствуют их характеру. Каждый с удовольствием
представил свою работу перед ребятами группы.
По мере работы с детьми мы (педагоги) наблюдали их выборочное
отношение к еде: ребята совсем не ели овощи, не любили даже яблоки,бананы, и это подтолкнуло нас к очередному проекту «Овощи и фрукты,
полезные продукты»
Цель проекта: пропаганда здорового питания среди детей и родителей.
Обогатить знания детей о пользе овощей и фруктов. Показать детям, что их
здоровье и хорошее настроение во многом зависит от правильного питания;
лучше съесть полезные и вкусные овощи и фрукты, чем чипсы и шоколадки.
Ребятам и их родителям представилась возможность узнать и
вспомнить, каким большим количеством полезных витаминов богаты овощи и
фрукты, какую пользу они несут пока растёт ребёнок , и рассказать об этом
своим сверстникам. Каждый овощ или фрукт был ребятами самостоятельно
выполнен в самых разнообразных формах, которые дети выбрали себе сами:
слеплены из пластилина, сделаны с помощью аппликации, выложены из зерен,
фасоли и другого материала, выполнены в технике оригами. В этом им
помогли воспитатели группы. Итоговым мероприятием проекта стало
совместное самостоятельное изготовление детьми в группе овощного салата
« Венигрет» и фруктового салата «Витаминка».
А какое было удовольствие съесть эти салаты за общим столом!!
Групповым проектом стал проект «Хлеб всему голова», где
педагогами была проведена большая подготовительная работа ( подобран
соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми,
проведены творческие работы, где дети составляли узоры из круп, и многое
другое).
Цель проекта : расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к
хлебу и людям, вырастившим его.
Итогом данного проекта было совместное изготовление теста и
выпечка сладких булочек. Дети сами руководили всем процессом: были
выбраны технологи, которые рассказывали и руководили процессом
изготовления теста, а затем и изготовления самих булочек. Чтобы нашим
маленьким технологам было легче рассказывать что – зачем, мы подготовили
для них вспомогательные карточки, которые дети сначала разложили в
нужной последовательности, а затем по ним составили и воспроизвели
словесно весь технологический процесс изготовления теста и булок. Готовые
булочки вместе с педагогами отнесли на кухню выпекать, а затем с
удовольствием съели.
Одним из краткосрочных проектов изучения лексических тем стала
книжкамалышка.
Родители вместе с детьми изготавливали книжкималышки, которые
затем ребята представляли группе и педагогам, рассказывая не только саму
тему, но и как подбирали материал, кто рисовал картинки. Завершение работы
по изготовлению книжки оставляет у ребенка чувство гордости за
достигнутый результат. После окончания работы у детей была возможность
продемонстрировать результат своего труда не только сверстникам, но иродителям других детей, гостям группы, (выставки готовых работ),
использовать сделанные книжки в сюжетноролевых играх: библиотека, семья,
детский сад.
В коррекционной группе нередко мы видим, что некоторые дети плохо
запоминают зрительный образ буквы, соответственно им трудно освоить и
слоговое чтение, поэтому одним из проектов детей старшей группы, стал
проект «Вернисаж гласных букв»
Цель проекта: закрепить полученные детьми знания о гласных звуках и
буквах.
В своём проекте ребята представляли любую гласную букву первого
ряда, придумывали о ней забавную историю, загадывали загадки, читали о
ней стихи, выполняли творческую работу (лепили, вышивали, выкладывали
свою букву из природного материала.) Итогом этой работы стал групповой
проект сказка, выполненная в форме пластилинографии «Почему буква А в
алфавите первая».
Педагоги совместно с детьми придумали сказку,
родители вместе с детьми вылепили главных героев, а дети с удовольствием
их оживили и озвучили. Получился очень интересный мультфильм, который
мы с удовольствием пересматриваем.
Далее, уже в подготовительной группе, родителям и детям был
предложен проект «Моя любимая буква», который был выполнен в форме
лепбука. Лэпбук – это картонная папка, в ней собран материал на
определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал
интересно оформлен в различного рода миникнижечках, кармашках,
окошечках, книжкахгармошках, коробках с подарками и т.п. Родители
вместе с детьми разработали и изготовили разнообразные задания для
ознакомления и закрепления букв, с которыми ребята с удовольствием играют
и сейчас. Каждый ребёнок представил свой лепбук, рассказал о букве и о
звуке ( если с ними мы уже познакомились на занятиях), познакомил с
интересными заданиями, которые придумал и оформил, вместе с родителями.
Те задания, которые сразу заинтересовали детей, были выполнены и
проиграны ими. И творцы, и их активные слушатели получили море позитива.
На заключительном этапе был реализован проект «Города России», где
родителям и детям была дана свобода выбора формы проекта.
Цель проекта: дать детям представление о большой Родине России.
По окончании данного проекта было проведено итоговое занятие в
форме игрыярмарки, с элементами включения заданий по развитию связной
речи. Каждый ребёнок
форме (зазывалки, частушки)
представлял свой город, его традиции, и как творческую часть чем славится
этот город. Были представлены работы, выполненные из глины,
филимоновские расписные игрушки, выполненные руками детей и их
родителей, выпечка, оригами, поделки из 3D пазлов.
в необычнойНа каждом заключительном этапе происходила презентация своего
проекта, который дети самостоятельно, красиво, выразительно, представляли
для всей группы. В основном это были связные рассказы, которые дети и
родители составляли, готовили и представляли. Далее дети анализировали
проделанную ими работу, устанавливали, достигли ли они своей цели,
демонстрировали результат своего труда. Некоторые работы мы с детьми
обсуждали и выставляли баллы, объясняя свой выбор, затем выбирали
наиболее интересные проекты, авторов которых награждали.
Да, не скрою, сначала было очень трудно, ребята не могли запомнить и
воспроизвести даже несколько предложений, родители удивлялись, как такие
элементарные вещи не может запомнить их ребёнок. Нам (педагогам группы)
приходилось много работать и с родителями, и с детьми, чтобы поддерживать
их интерес, мотивировать на более успешные работы. Мы проводили мастер
классы, презентации, консультации. И всётаки систематическая работа,
направленная на развитие связной речи, помогла нам достичь положительных
стабильных результатов.
Таким образом использование метода проекта способствовало:
развитию связной, монологической форме речи детей: дети научились
составлять рассказы ,строить связные высказывания, применяя разные типы
речи: описание, повествование, рассуждение;
у детей сформировались элементарные знания о структуре текста
(начало, середина, конец, представление о связях между предложениями;
большинство детей умеет раскрывать тему и основную мысль высказывания.)
дети научились грамотно высказывать свои мысли.
Работа над проектами способствовала и развитию детской инициативы и
самостоятельности детей, коммуникативных и творческих способностей, дети
приобрели навык публичного изложения своих мыслей; активному
сотрудничеству детей, родителей и педагогов; решению проблемы дефицита
общения и стало эффективным средством речевого развития дошкольников.
Родители приобрели опыт выполнения проектов в самой разнообразной
форме (презентации, лепбуки, стенгазеты, книжкималышки) и сейчас готовы
представить свои умения и в школе.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной передачи знаний к
активным методам обучения. А активная деятельность наиболее
эффективный, успешный вид восприятия информации. Этот метод
затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции,
отношение к окружающему миру. Проектный метод в нашем ДОУ
адаптирован ко всем возрастным группам.
Литература
1. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения
качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. 2006. №7.2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н.
Е. Веракса, А. Н. Веракса. М.: МозаикаСинтез, 2008. 112 с.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду.
Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. М.: АйрисПресс, 2008. 208 с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С.
Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2006. 64 с.
5. Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т.
С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие
для руководителей и практических работников ДОУ
6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего
дошкольного возраста.// Управление дошкольным образовательным
учреждением. 2009, №4