Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, отдыхает, играет и обучается. С одной стороны, ребенок - объект воздействия среды, но с другой, он является активным субъектом, способным менять свое окружение. Однако, преобразующая компетентность формируется не сразу и не случайно. Для этого в своей работе я использую проектную деятельностьРешение проектной задачи требует коллективно - распределительной деятельности учащихся, т.е. работа в малых группах. В созданных малых группах у детей проявляются коммуникативные компетентности: умения распределять работу между членами групп, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль, а так же метапредметные: планировать ход решения, прогнозировать результаты.
Проектная деятельность,
как способ инновационной формы
работы с младшими школьниками.
Сегодня в Российском образовании происходят значительные изменения.
Меняются требования к современному выпускнику. Новые принципы
личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода,
потребовали новых методов обучения.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда,
в которой он живёт, отдыхает, играет и обучается. С одной стороны, ребенок
объект воздействия среды, но с другой, он является активным субъектом,
способным менять свое окружение. Однако, преобразующая компетентность
формируется не сразу и не случайно. Для этого в своей работе я использую
проектную деятельность, которая направлена
СЛАЙД 2
На выработку самостоятельных умений, развитие творческих способностей,
логического и критического мышления.
СЛАЙД 3
на формирование активной личности, способной решать различные
жизненные задачи;
на развитие исследовательских, рефлексивных, навыков самооценки,
познавательных интересов.
на формирование коммуникативных компетентностей:
Проектная деятельность одна из инновационных форм работы с
младшими школьниками, направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (это постановка проблемы, сбор и обработка
информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).
СЛАЙД 4
Какова цель проектной деятельности?
это развитие познавательного интереса и творческой активности ребёнка.
Что мы и видим на фотографиях.
а в дальнейшей перспективе это социально успешная, активная
личность, способная проектировать свою жизнь
СЛАЙД 5.
Каковы этапы проектной деятельности?
1. Организационноподготовительный
Вот группа ребят ведут свою работу на первом этапе.выбирают тему; определяют задачу своего проекта;
СЛАЙД 6
Ребята в группах составляют предварительный план работы. Мы видим, что
каждый вовлечён в работу. Вот так постепенно каждый ребёнок раскрывает
свои способности.
СЛАЙД 7.
Следующий этап работы Поисковоисследовательский
Мы видим, как дети разрабатывают программу исследования; изучают
необходимую информацию.
Решение проектной задачи требует коллективно распределительной
деятельности учащихся, т.е. работа в малых группах. В созданных малых
группах у детей проявляются коммуникативные компетентности: умения
распределять работу между членами групп, осуществлять взаимопомощь и
взаимоконтроль, а так же метапредметные: планировать ход решения,
прогнозировать результаты.
СЛАЙД 8.
Видим несколько групп в этой работе.
СЛАЙД 9.
3. Следующий этап Отчетнооформительский
составление названия исследовательского проекта; изложение проекта.
Эти дети работают над проектом «Правильное питаниезалог здоровья»
СЛАЙД 10.
Завершающий этап.
4. Информационнопрезентативный – т. е. защита проекта;
результатом работы является сам исходный продукт, который планировали
получить учащиеся, полученный продукт команда представляет: перед
ребятами, перед родителями, на конкурсе проектов.
А полученный продуктэто разработанные рекомендации правильного
питания;
меню школьника на день;
как в домашних условиях очистить воду;
подборка рецептов любимых блюд семьи;
СЛАЙД 11.
И газета, в которой дети показали весь собранный и оформленный материал.
В процессе данной деятельности каждый ученик имеет возможность
реализовать себя, применить имеющие у него знания и опыт, раскрыть своиспособности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность,
ощутить успех.
При распределении ролей в команде проекта учитывается
индивидуальность ребёнка его интерес, темп работы, уровень обученности,
творческие задатки.
При разработке проектов каждый ребёнок в классе принимает участие,
помогает одноклассникам в подготовке материала, делится информацией. В
данной деятельности прослеживается развитие познавательного интереса и
межличностного взаимодействия. Всё это способствует раскрытию каждой
личности ребёнка.
Использование метода проектов в учебном процессе способствует
повышению мотивации учащихся при решении поставленных перед ними
задач, развитию творческих способностей, формированию чувства
ответственности, созданию условий для отношений сотрудничества между
учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит изза
наличия в проектной деятельности ключевого признака самостоятельного
выбора.
Я считаю, что проектную деятельность должен использовать в своей работе
каждый учитель. Ведь в любом классе есть дети, которые стеснительны, мало
общаются друг с другом, не все посещают кружки, секции, есть ребята,
которые считают себя не успешными в учебной деятельности.
Поэтому через проектную деятельность я стремлюсь раскрыть ребёнка, его
способности. Через проектную работу стремлюсь сдружить ребят.
СЛАЙД 12
Так чему же учит проектная деятельность?
В ходе проектной деятельности дети учатся:
слушать и слышать друг друга;
. выслушивать мнение других и уметь настоять на своем;
задавать вопросы и правильно, корректно отвечать на них;
приобретают навык индивидуальной и групповой работы, направленной на
решение конкретной задачи;
принимать решение и, часто, неординарное;
достойно не только выигрывать, но и проигрывать;
радоваться не только собственным успехам, но и успехам других;
является средством развития личности.
Она учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную
самооценку, формирует мышление, умения, способности, межличностные
отношения.
Что такое исследования для младшего школьника?
Поэтому проектная деятельность необходима в нашей работе, онаэкспериментированию,
Это наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Открытие явлений,
известных взрослым, но неизвестных ему.
Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом.
У школьника возникают вопросы. И находит он на них ответы. Ребёнок хочет
узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования
окружающей жизни.
Работа над проектом, пробуждает интерес к предлагаемой деятельности;
приобщает к процессу познания; привлекает к воспроизведению образов,
используя различные варианты; побуждает к совместной поисковой
деятельности,
обогащает и расширяет
представления об окружающем мире.
Проектная деятельность в начальной школе я считаю актуальной. Сегодня
необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго
поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется
развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности
мышления и чувства личной ответственности.
Чтобы выяснить, насколько комфортно чувствует себя ученик в
разработке проекта, была проведена диагностика, в начале 2014 учебного
года и в январе 2015 года. В процессе, которой выявлены результаты
развивающей, профилактической и коррекционной деятельности с
обучающимися.
Всего обследовано 30 человек. Результаты показаны в динамике:
насколько комфортно школьник себя ощущает в коллективе сверстников.
СЛАЙД 13.
Сентябрь
2014г.
Январь
2015г.
13% (4 чел.)
43% (13 чел)
30% (9 чел.)
53% (16чел.)
57% (17 чел.)
30% (9 чел.)
40% (12 чел.)
53% (16 чел.)
Лидеры в коллективе
Уважительное отношение друг к
другу
Эмоциональное состояние
Проблемы во взаимоотношениях
Небольшое беспокойство
Активность в творчестве
Из таблицы видно, что после проектной работы дети стали комфортнее
чувствовать себя в коллективе, детей стали уважительнее относиться друг
к другу, повысилась активность в творчестве, снизилось беспокойство у
ребят.
Эффект проектной деятельности виден на лицо.
Качество успеваемости стало лучше.
СЛАЙД 14.
70% (21чел.)
16% (5 чел)
23% (7 чел.)
70% (21 чел.)Результаты показаны в таблице.
20122013 уч.г.
20132014 уч.г.
20142015 уч.г.
2 класс
3 класс
4 класс
65%
73%
77%
78%
66%
69%
75%
65%
70%
71%
76%
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Таким образом, работа в проектной деятельности способствовала:
проявить себя как лидера, организатора, количество потенциальных лидеров
в коллективе класса увеличилось;
выработке навыков коммуникативности в ролевом взаимодействии;
обмене информации;
проявлению внимания и интереса к творческим усилиям товарищей;
развитию творческих способностей;
раскрепощению ребёнка, повышению уровня его познавательной активности,
эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных
возможностях, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся
В проектную работу вовлекаются, все дети класса. Даже те, у кого в
учебном процессе наблюдаются низкие способности, которые чувствуют себя
скованно, в этой деятельности они показывают себя успешными, они гордятся
своей работой.
И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги должны сами освоить эту
интересную и эффективную технологию. Лично мне помогли в этом
разобраться курсы Intel «Обучение для будущего», где я с коллегами
закончила их в 2009 году по теме «Проектное обучение школьников» в городе
Омске.
Нам учителям, надо обязательно вовлекать младших школьников в
проектную деятельность. Дело в том, что именно в младшем школьном
возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и
отношений.
Так какой же эффект от проектной деятельности?
СЛАЙД 15.
Эффект проектной деятельности:
1. Активизация познавательной деятельности младшего школьника.
2. Обогащение опыта творческой деятельностиобеспечивает самореализацию
в личностно и социально значимых делах.
Проектная деятельность сегодня актуальна не только в учебной, но и во
внеучебной деятельности, в повседневной жизни. Личностные качества,
формируемые в процессе проектной деятельности залог успешной сдачи
ЕГЭ выпускниками.Считаю, главным результатом проектирования в начальной школе это
желание и способность ребенка к успешной преобразующей творческой
деятельности, а так же изменение личного статуса в коллективе, о чем ярко
свидетельствуют данные диагностики.
Ребята погружаются в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется
проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и
самостоятельности.
В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы, которая
в организации проектной деятельности.
В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Артура Кларка
может помочь
СЛАЙД 16.
«Мало знать, надо применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
Эти слова смогли бы стать девизом проектной деятельности в начальной
школе.
Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания,
которые мы даём, им пригодились.