Проектная деятельность как способ инновационной формы работы с младшими школьниками.

  • Памятки
  • docx
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, отдыхает, играет и обучается. С одной стороны, ребенок - объект воздействия среды, но с другой, он является активным субъектом, способным менять свое окружение. Однако, преобразующая компетентность формируется не сразу и не случайно. Для этого в своей работе я использую проектную деятельностьРешение проектной задачи требует коллективно - распределительной деятельности учащихся, т.е. работа в малых группах. В созданных малых группах у детей проявляются коммуникативные компетентности: умения распределять работу между членами групп, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль, а так же метапредметные: планировать ход решения, прогнозировать результаты.
Иконка файла материала Проектная деятельность.docx
Проектная деятельность,  как способ инновационной формы  работы с младшими школьниками.        Сегодня в Российском образовании происходят значительные изменения. Меняются   требования   к   современному   выпускнику.   Новые   принципы личностно   ­   ориентированного   обучения,   индивидуального   подхода, потребовали новых методов обучения.       Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, отдыхает, играет и обучается. С одной стороны, ребенок ­ объект воздействия  среды, но с другой, он является активным  субъектом, способным менять свое окружение. Однако, преобразующая компетентность формируется не сразу и не случайно. Для этого в своей работе я использую проектную деятельность, которая направлена   СЛАЙД 2  На выработку самостоятельных умений, развитие творческих способностей, логического и критического мышления. СЛАЙД 3 ­   на   формирование   активной   личности,   способной   решать   различные ­жизненные задачи;  ­   на   развитие   исследовательских,   рефлексивных,   навыков   самооценки, познавательных интересов.  ­ на формирование коммуникативных компетентностей:            Проектная   деятельность   ­   одна   из   инновационных   форм   работы   с младшими   школьниками,   направлена   на   выработку   самостоятельных исследовательских   умений   (это   постановка   проблемы,   сбор   и   обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов).  СЛАЙД 4   Какова цель проектной деятельности? ­ это развитие познавательного интереса и творческой активности ребёнка.   Что мы и видим на фотографиях.          ­ а в дальнейшей перспективе   ­ это   социально успешная, активная личность, способная проектировать свою жизнь СЛАЙД 5. Каковы этапы проектной деятельности? 1. Организационно­подготовительный Вот группа ребят ведут свою работу на первом этапе.выбирают тему; определяют  задачу своего  проекта;  СЛАЙД 6  Ребята в группах составляют предварительный план работы. Мы видим, что каждый вовлечён в работу. Вот так постепенно каждый ребёнок раскрывает свои способности.   СЛАЙД 7. Следующий этап работы ­ Поисково­исследовательский    Мы   видим,   как   дети   разрабатывают   программу   исследования;   изучают необходимую информацию.            Решение   проектной   задачи   требует   коллективно  ­   распределительной деятельности   учащихся,   т.е.   работа   в   малых   группах.   В   созданных   малых группах   у   детей   проявляются   коммуникативные   компетентности:  умения распределять работу между членами групп, осуществлять  взаимопомощь  и взаимоконтроль,   а   так   же   метапредметные:  планировать   ход   решения, прогнозировать результаты. СЛАЙД 8. Видим несколько групп в этой работе. СЛАЙД 9. 3. Следующий этап  Отчетно­оформительский  составление названия исследовательского проекта; изложение проекта.  Эти дети работают над проектом «Правильное питание­залог здоровья» СЛАЙД 10. Завершающий этап. 4. Информационно­презентативный – т. е. защита проекта;  результатом работы является сам исходный продукт, который планировали получить   учащиеся,   полученный   продукт   команда   представляет:   перед ребятами, перед родителями, на конкурсе проектов. А   полученный   продукт­это   разработанные   рекомендации   правильного питания; меню школьника на день; как в домашних условиях очистить воду; подборка рецептов любимых блюд семьи; СЛАЙД 11. И газета, в которой дети показали весь собранный и оформленный материал.           В   процессе   данной   деятельности   каждый   ученик   имеет   возможность реализовать себя, применить имеющие у него знания и опыт, раскрыть своиспособности   и   задатки,   продемонстрировать   другим   свою   компетентность, ощутить успех.      При   распределении   ролей   в   команде   проекта   учитывается индивидуальность ребёнка ­ его интерес, темп работы, уровень обученности, творческие задатки.        При разработке   проектов каждый ребёнок в классе принимает участие, помогает одноклассникам в подготовке материала, делится информацией. В данной   деятельности   прослеживается   развитие   познавательного   интереса   и межличностного   взаимодействия.   Всё   это   способствует   раскрытию   каждой личности ребёнка.           Использование   метода   проектов   в   учебном   процессе   способствует повышению мотивации учащихся при решении поставленных перед ними задач,   развитию   творческих   способностей,   формированию   чувства ответственности, созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.      Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из­за наличия в проектной деятельности ключевого признака ­ самостоятельного выбора.      Я считаю, что проектную деятельность должен использовать в своей работе каждый учитель. Ведь в любом классе есть дети, которые  стеснительны, мало общаются   друг   с   другом,   не   все   посещают   кружки,   секции,   есть   ребята, которые считают себя не успешными в учебной деятельности.  Поэтому через проектную деятельность я стремлюсь раскрыть ребёнка, его способности. Через проектную работу стремлюсь сдружить ребят. СЛАЙД 12  Так чему же учит проектная деятельность?      В ходе проектной деятельности дети учатся:  ­ слушать и слышать друг друга; .­ выслушивать мнение других и уметь настоять на своем;  ­ задавать вопросы и правильно, корректно отвечать на них;   ­ приобретают навык индивидуальной и групповой работы, направленной на решение конкретной задачи;   ­ принимать решение и, часто, неординарное;   ­ достойно не только выигрывать, но и проигрывать;  ­ радоваться не только собственным успехам, но и успехам других;    является средством развития личности.  Она учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку,   формирует   мышление,   умения,   способности,   межличностные отношения.           Что такое исследования для младшего школьника?   Поэтому   проектная   деятельность   необходима   в   нашей   работе,   онаэкспериментированию,   Это наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных ему.  Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. У школьника возникают вопросы. И находит он на них ответы. Ребёнок хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.      Работа над проектом, пробуждает интерес к предлагаемой деятельности; приобщает к процессу познания; привлекает к воспроизведению образов, используя   различные   варианты;   побуждает   к   совместной   поисковой деятельности,   обогащает   и   расширяет представления об окружающем мире.        Проектная деятельность в начальной школе я считаю актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения.  Вместо  усвоения  готовых  знаний,  умений  и  навыков  требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.         Чтобы   выяснить,   насколько   комфортно   чувствует   себя   ученик   в разработке проекта, была проведена  диагностика, в начале 2014 учебного года   и   в   январе   2015   года.   В   процессе,   которой   выявлены   результаты развивающей,   профилактической   и   коррекционной   деятельности   с обучающимися.            Всего   обследовано   30   человек.   Результаты   показаны   в   динамике: насколько комфортно школьник себя ощущает в коллективе сверстников.  СЛАЙД 13. Сентябрь 2014г. Январь 2015г. 13% (4 чел.)  43% (13 чел) 30% (9 чел.)  53% (16чел.)  57% (17 чел.) 30% (9 чел.)  40% (12 чел.)  53% (16 чел.) Лидеры в коллективе Уважительное отношение друг к другу Эмоциональное состояние Проблемы во взаимоотношениях Небольшое беспокойство Активность в творчестве      Из таблицы видно, что после проектной работы дети стали комфортнее чувствовать себя в коллективе, детей стали уважительнее относиться друг к другу, повысилась  активность  в творчестве, снизилось беспокойство у ребят. Эффект проектной деятельности виден на лицо. Качество успеваемости стало лучше.      СЛАЙД 14.  70% (21чел.)   16% (5 чел)  23% (7 чел.)   70% (21 чел.)Результаты показаны в таблице. 2012­2013 уч.г. 2013­2014 уч.г. 2014­2015 уч.г. 2 класс 3 класс 4 класс 65% 73% 77% 78% 66% 69% 75% 65% 70% 71% 76% I четверть II четверть III четверть IV четверть Таким образом, работа в проектной деятельности способствовала:  ­ проявить себя как лидера, организатора, количество потенциальных лидеров в коллективе класса увеличилось; ­ выработке навыков коммуникативности в ролевом взаимодействии;   обмене информации; ­ проявлению внимания и интереса к творческим усилиям товарищей; ­ развитию творческих способностей; ­раскрепощению ребёнка, повышению уровня его познавательной активности, эмоциональной   уравновешенности   и   уверенности   в   собственных возможностях, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся        В проектную работу вовлекаются, все дети класса. Даже те, у кого в учебном процессе наблюдаются низкие способности, которые чувствуют себя скованно, в этой деятельности они показывают себя успешными, они гордятся своей работой.      И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги ­ должны сами освоить эту интересную   и   эффективную   технологию.   Лично   мне   помогли   в   этом разобраться   курсы   Intel   «Обучение   для   будущего»,   где   я   с   коллегами закончила их в 2009 году по теме «Проектное обучение школьников» в городе Омске.            Нам   учителям,   надо   обязательно   вовлекать   младших   школьников   в проектную   деятельность.   Дело   в   том,   что   именно   в   младшем   школьном возрасте   закладывается   ряд   ценностных   установок,   личностных   качеств   и отношений.     Так какой же эффект от проектной деятельности? СЛАЙД 15. Эффект проектной деятельности: 1. Активизация познавательной деятельности младшего школьника. 2. Обогащение опыта творческой деятельности­обеспечивает самореализацию в личностно и социально значимых делах.       Проектная деятельность сегодня актуальна не только в учебной, но и во внеучебной   деятельности,   в   повседневной   жизни.   Личностные   качества, формируемые   в   процессе   проектной   деятельности   ­   залог   успешной   сдачи ЕГЭ выпускниками.Считаю, главным результатом проектирования в начальной школе ­ это желание   и   способность   ребенка   к   успешной   преобразующей   творческой деятельности, а так же изменение личного статуса в коллективе, о чем ярко свидетельствуют данные диагностики.       Ребята погружаются в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется проверить   себя,   свои   способности   в   условиях   полной   свободы   и самостоятельности.  В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы, которая     в   организации   проектной   деятельности.     В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Артура Кларка может   помочь СЛАЙД 16.  «Мало знать, надо применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».       Эти слова смогли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.      Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даём, им пригодились.