Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
физика
Взрослым
17.06.2018
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят от побуждения и его мотивации. Как показал констатирующий эксперимент, преподаватель имеет дело с обучающимся, не желающим учиться, не желающим воспринимать информацию, которая, по его мнению, ему не нужна. По результатам констатирующего эксперимента 75% обучающихся имеют низкий уровень мотивации к изучению физики, 14 % - средний уровень, 10 % - умеренно высокий, 1 % - высокий уровень мотивации.
Приоритетным направлением модернизации современного образования является проблема социализации молодёжи в рыночной среде, в том числе через введение элементов профильного обучения при реализации программы основного общего образования в колледже, использование межпредметной интеграции, возможностей новых информационных технологий, инновационных методов, способствующих реализации идей развивающего обучения, подготовке компетентного специалиста.Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят от побуждения и его мотивации. Как показал констатирующий эксперимент, преподаватель имеет дело с обучающимся, не желающим учиться, не желающим воспринимать информацию, которая, по его мнению, ему не нужна. По результатам констатирующего эксперимента 75% обучающихся имеют низкий уровень мотивации к изучению физики, 14 % - средний уровень, 10 % - умеренно высокий, 1 % - высокий уровень мотивации.
Приоритетным направлением модернизации современного образования является проблема социализации молодёжи в рыночной среде, в том числе через введение элементов профильного обучения при реализации программы основного общего образования в колледже, использование межпредметной интеграции, возможностей новых информационных технологий, инновационных методов, способствующих реализации идей развивающего обучения, подготовке компетентного специалиста.
Проектная деятельность на уроках физики.doc
СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное
время
Прохоренкова О.А.
. ВВЕДЕНИЕ
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения
деятельности и ее результат зависят от побуждения и его мотивации. Как показал
констатирующий эксперимент, преподаватель имеет дело с обучающимся, не
желающим учиться, не желающим воспринимать информацию, которая, по его
мнению, ему не нужна. По результатам констатирующего эксперимента 75%
обучающихся имеют низкий уровень мотивации к изучению физики, 14 % средний
уровень, 10 % умеренно высокий, 1 % высокий уровень мотивации.
Приоритетным направлением модернизации современного образования является
проблема социализации молодёжи в рыночной среде, в том числе через введение
элементов профильного обучения при реализации программы основного общего
образования в колледже, использование межпредметной интеграции, возможностей
новых информационных технологий, инновационных методов, способствующих
реализации идей развивающего обучения, подготовке компетентного специалиста.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что оно
позволяет расширить и дополнить имеющийся методический материал по
формированию мотивации при обучении физике.
Поэтому основную проблему исследования составляет поиск ответов на
вопрос: «Какой должна быть методика, способствующая формированию у
обучающихся творческим профессиям, согласно ФГОС СПО, таких компетенций, как
способность: организовать собственную
деятельность; анализировать рабочую
ситуацию, оценивать и корректировать собственную деятельность; осуществлять
поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач; использовать ИКТ в профессиональной деятельности; работать в команде,
эффективно общаться с коллегами, руководством с применением проектной
деятельности?» Цель исследования: выявить эффективность применения проектной
деятельности в процессе обучения в техникуме.
Задачи исследования:
1. Исследовать состояние вопроса по применению проектной деятельности в
системе СПО.
2. Разработать на основе изученной литературы, специфики образовательного
учреждения, анализа практического опыта модель формирования познавательной
мотивации при реализации проектной деятельности в техникуме.
1. Проблемы и способы повышения мотивации обучающихся к изучению
физики в методической литературе
В методической литературе для творческих профессий предлагается большой
комплекс форм и методов для работы с мотивационной сферой обучающихся. К ним
относятся, например:
1) технология развития творческой деятельности, включаящая в себя: метод
скоростного эскизирования – изображение вариантов творческого поиска; метод
новых вариантов – выполнение заданий поновому при имеющихся нескольких
вариантах; методы группового решения творческих задач (метод Делфи, метод
дневников); методы коллективного стимулирования творческих поисков (метод
мозгового штурма, метод синектики);
2) кейс – метод как современная технология личностноориентированного
обучения;
3) метод шести шляп мышления, предложенный Эдвардом де Боно;
4) использование ментальных карт “MIND MAPS” и других.
Для создания адекватной мотивации используются различные методы и
средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают
поисковые и исследовательские. Как отмечает Н.Ю. Пахомова, «информационный поиск новых средств приводит
к тому, что нам нужны деятельностные, практикоориентированные, проблемные,
рефлексивные и прочие формы и методу учения /обучения».
Проектная деятельность обучающихся как образовательная технология
включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и
творческих методов организации учебного процесса.
Под проектной деятельностью понимается совместная учебнопознавательная,
творческая, игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата
деятельности».
Метод проектов впервые был предложен во второй половине XIX века в США
Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатри и Э. Коллингсом. «Основная идея данной научной школы
состояла в том, чтобы выполненная ребёнком учебная деятельность строилась по
принципу «Всё из жизни, всё для жизни». Только в 20е годы XX века метод проектов
привлёк внимание советских педагогов В.Н.Шульгина, М.В. Крупенина, Б.В.
Игнатьева. «Содержание проектов должны были составлять общественно полезные
дела подростков и детей».
Современный образовательный процесс предполагает использование новых
современных технологий. Одним из эффективных способов повышения мотивации к
изучению физики является использование Интернета. При использовании Интернета
коммуникация значительно облегчается и ускоряется, информация становится
доступна, а публикация в Интернете имеет неизмеримо более широкую аудиторию,
чем в журнале или газете. В настоящее время разрабатывается методика обучения
физике с использование Интернета. Существуют сторонники идеи обучения только с
помощью Интернета, без традиционной работы с учебником. Но большинство
преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными
средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.
Проведение Интернетпроектов – один из наиболее эффективных способов
формирования мотивации. Проекты могут проводиться и без Интернета. Однако при использовании Интернета в ходе работы над проектами студенты применяют и
расширяют свои компетенции, получают обширную информацию.
Необычно возросший поток информации не приводит к системности знаний,
поэтому учащиеся не всегда умеют превращать информацию в знания. Отсюда
возникает необходимость строить так учебный процесс, чтобы, прежде всего, научить
целенаправленному поиску информации, формировать их самостоятельное,
творческое отношение к знаниям, умение применять их на практике.
По продолжительности проекты могут быть: краткосрочные, среднесрочными и
индивидуальные, парные,
долгосрочными. По количеству участников бывают:
групповые. Проектный урок может иметь место при изучении свойств объектов;
определении взаимосвязей между объектами; установлении причинноследственных
связей между событиями и явлениями. Тема проекта может соответствовать учебной
теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть
интересной для обучающихся и входить в общий контекст обучения физике.
Проект может включать в себя элементы докладов, рефератов и других видов
самостоятельной работы, но только как способ достижения результата проекта.
Следующие цели и задачи проектной деятельности:
«1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;
2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;
3) формирование навыков работы с компьютером;
4) развитие умений поиска и обработки информации;
5) развитие самостоятельности;
6) развитие умений слушать и уважать мнение учащихся;
7) формирование уверенности у каждого участника проектного обучения;
8) развитие исследовательских умений;
9) формирование ответственности, умений работать в коллективе».
Чтобы провести проект, недостаточно сформулировать тему и обеспечить
обучающимся возможность работать в Интернете. Преподавателю необходимо
подготовить проведение проекта: сформировать группы, определить сроки выполнения, подсказать, какие материалы, кроме Интернета могут использовать
обучающиеся.
В процессе выполнения проекта учащиеся самостоятельно ведут сбор
информации различными способами, сканируют рисунки, фотографируют, снимают
цифровой камерой, подбирают музыку, разрабатывают дизайн слайдов. Проекты
обычно выполняются с помощью программы Power Point. На сайтах имеются, как
правило, фотографии, видеофрагменты, которые можно использовать при подготовке
презентации проекта.
При защите проекта каждая группа рассказывает о той части научно –
поисковой работы, которая была проведена.
Интернет проекты могут быть гораздо более длительными по времени,
многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению
результатов. Например, проект может заканчиваться публикацией результатов на
собственной странице в Интернете и даже созданием такой страницы.
Использование Интернета это поистине революционный метод в изменении
самого процесса обучения физике. Как отмечают многие авторы, преподаватель
перестает быть центром обучения, а обучающийся – больше не объект обучения, а
субъект учебного процесса. Интернет при правильном, разумном и творческом его
применении может стать полезным и необходимым средством не только для обучения
физике, но и для привития обучающимся новой культуры учебы.
Изучение литературы по применению методики проектной деятельности
применительно к обучающимся творческим профессиям в системе среднего
профессионального образования, показало, что по данной проблеме имеется
небольшое количество материала по сравнению со школами и вузами. «В последние
годы выполнен ряд диссертационных исследований по использованию метода проектов
в обучении учащихся школ и педагогических вузов. Однако…изучение состояния
вопроса в существующей теории и практике показывает, что метод проектов пока ещё
не получил в учреждениях среднего профессионального образования необходимого
использования». Таким образом,
анализируя методическую литературу по проблеме
формирования мотивации к изучению физики, можно сделать вывод, что основная
функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в
создании проблемно познавательных ситуаций в управлении процессом
познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных
особенностей.
Выводы
1. В современной методике поисковые и исследовательские методы выделяются
как основной вид познавательной деятельности обучающихся, формированию общих и
профессиональных компетенций. Используя проектирование как метод познания,
обучающиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике.
Преподаватель физики, в силу особенностей самого преподаваемого предмета,
может благотворно использовать современные информационно – компьютерные
выполнение компьютерных физических
технологии: анимации,
презентации,
экспериментов, видеофрагменты, обучающие компьютерные программы. Формированию
прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на
уроках, нетрадиционные формы проведения уроков и внеклассные мероприятия,
занимательность изложения материала, парадоксальные факты и занимательные опыты.
Становлению мотивации при обучении физике затрудняет неудовлетворённость
обучающихся однообразием форм учебных занятий, отсутствие творческих и проблемно
– поисковых форм учебной деятельности. Для создания адекватной мотивации в
методической литературе предлагаются различные методы и средства: словесные,
наглядные, практические, но ведущую роль сегодня, приобретают
2. Анализируя формы, методы, технологии, используемые в практической
деятельности, можно сделать вывод, что при реализации проектной деятельности
наиболее полно формируются общие и профессиональные компетенции согласно
ФГОС СПО, направленной на решение практических задач и мотивирующей
обучающихся на приобретение новых знаний. В ходе выполнения проектной работы дается возможность каждому обучающемуся, даже самому слабому, проявить
собственное творчество и фантазию. Коллективная работа в группах раскрепощает
каждого участника проекта, дает ему уверенность в себе, укрепляет чувство
товарищества, снимает страх перед плохой отметкой. Поэтому итоговая оценка за
выполнение проекта выставляется одинаковая всем членам группы, хотя каждый
выполнял свою часть работы.
ЛИТЕРАТУРА
Учебники, монографии, брошюры
1. Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 9 кл.
Дидакт. материал. Пособие для учителя./ В.А.Буров, А.И.Иванов, В.И.Свиридов; под
редакцией В.А.Бурова. – М.: Просвещение, 1986. – 48 с.
2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с
ответами, указаниями, решениями. М. ИЛЕКСА. 2001 251 с.
3. Громов С.В.Физика. Учебник для 10 кл. общеобазоват. учреждений/ С.В.
Громов; под редакцией Н.В. Шароновой. – 3 –е изд. М. Просвещение.2002383 с.
4. Громов С.В.Физика, Учебник для 11 кл. общеобазоват. учреждений/ С.В.
Громов; под редакцией Н.В. Шароновой. – 3 –е изд. М. Просвещение.2002 – 287 с.
5. Демидова Г.В. Управленческая психология. М. Академия. 2009 – 176 с.
6. Зорин Н.И. Элективный курс «Элементы биофизики». М. ВАКО. 2007158 с.
7. Касьянов В.А.Физика 10 класс. М. Дрофа. 2003 416 с.
8. Касьянов В.А.Физика 10 класс. М. Дрофа. 2003 416 с.
9. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика 10. Сборник заданий и самостоятельных работ.
М. ИЛЕКСА. 2007 – 191 с.
10. Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11. М.
Просвещение. 1996 – 289 с. 11. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 класс. М.
Дрофа. 2007 – 157 с.
12. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 11 класс. М.
Дрофа. 2006 – 144 с.
13. Меркулова С.С., Прокофьева С.П. Тесты по физике к учебнику В.А.
Касьянова 10 класс. М. Экзамен. 2004 – 111 с.
14. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М.
Просвещение. 1980 – 95 с.
15. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М., Просвещение, 1972
16. Фещенко Т.С. Целеполагание в обучающей деятельности учителя. Выбор
форм, методов и средств обучения. Рабочая тетрадь № 1 учителя физики: Учебно
методическое пособие. – Москва, 2012 – 109 с.
Электронные ресурсы
17. Анофрикова С.В., Прояненкова Л.А. Руководство по разработке фрагментов
урока с использованием учебного физического эксперимента. Астахань. 2005 – 78с.
Режим доступа: http://ecat.lib.mpgu.edu/opac/index.php
18. Анчутина И.В. Использование метода проектов на уроках информатики/
Региональная научнопрактическая конференция. Уральский государственный
педагогический университет. Режим доступа: http://ifit.uspu.ru/attach/articl/15/
19. Васильева И.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как
средство реализации компентентстностного подхода при обучении физике в основной
школе. Диссертация. Режим доступа: http://dissertcat.com>content/hroektnaya_i...
20. Кулешов А.А. Теория и практика реализации метода проектов в
формировании специальной компетенции студентов профессиональных педагогических
колледжей. Диссертация. Режим доступа: http://dissercat.com/content/teoriya_i…
21. Носова Т.А. Проектное обучение – фактор интенсивности повышения
мотивации учащихся к изучению предмета физики.
http://nsportal.ru/shkola/library...
Режим доступа: 22. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:
Пособие для учителей и студентов. Режим доступа: http:// dvdboss.ru>pahomova
metod…proekta_obrazovatelnom…
23. Погосян М.Н. «Проектная деятельность по физике как средство построения
индивидуальной образовательной траектории обучающихся колледжей».
доступа: http://rud.exdat.com/docs/index_796700
Режим
24. Попова Т.И. Организация внеклассной учебноисследовательской проектной
деятельности. Режим доступа: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index
25. Ступицкая М.А. Метод проектов: история и практика применения. Режим
доступа: http://nsportal.ru>user/667/page/metodproektovistoriya...praktika
26. Федорова Ю.В., Дунин С.В. Совместное использование программы «Живая
Режим доступа:
физика» и цифровой лаборатории «Архимед».
http://www.ooopifagor.ru/content/magedos/files/sov...meatme
27. Хабарова О.Н. Использование проектов на уроках физики. Режим доступа:
http://nsportal.ru>Школа> Физика >…naurokahfiziki.
28.
GBS
– Методика
Тони Бьюзена.
Режим доступа:
http://gbs.com.ua/ru/creative/idealogia...
29.
Возрастная и педагогическая психология. Глава X. Режим доступа:
http://psichology.vuzlib.org>booko740page12html.
30. Ментальные карты – 4 января 2014 – Блог. Режим доступа:
http://easyen.ru/blog/mentalnye_karty...
31. ФГОС СПО. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/923
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.