Статья содержит информацию об истории метода проектов, о непростой судьбе этого метода в советской школе, о формах и методах работы над проектом, о видах и типах проектной деятельности. В статье найдете примеры различных проектов по русскому языку с учащимися средней школы.
статья Проектная деятельность на уроках русского языка..docx
Проектная деятельность один из лучших способов для совмещения
современных информационных технологий, личностноориентированного
обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное продумать способы
введения метода проектов в структуру уроков. Метод проектов возник еще в
20е годы XX столетия в США. Его называли также методом проблем. И
связывался он с идеями, разработанными американским философом и
педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи
предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную
деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом
знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную
заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны
пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая
из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Суть метода стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам,
предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную
деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими
словами, от теории к практике.
После неудачных попыток внедрения метода проектов в образовательную
деятельность, в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был
осужден, с тех пор педагоги используют элементы этого метода выпуск
стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений и рефератов на различные темы
и другие виды коллективной или индивидуальной деятельности учащихся –
это, по сути дела, тоже проектная деятельность.
Учебный проект по русскому языку для школьниковисследователей – это
возможность делать чтото интересное самостоятельно или в группе,
максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая
проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести
пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими
учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и
развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить
целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии,
поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта
проектирования, презентации хода своей деятельности.
Исследовательский проект по русскому языку по структуре научное
исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы,
обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с
последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом
используются методы современной науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический опрос и т.д.
Проекты по русскому языку классифицируются по времени. Минипроекты
укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках
развития речи. Например, над минипроектом «Составление рекламного
модуля с использованием максимального количества эпитетов» работа
ведется в небольших группах, ее продолжительность 20 минут(10 минут на
подготовку и по 2 минуты на презентацию каждой группы).
Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 46 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством
учителя, на их выполнение требуется 3040 учебных часов. Возможно
сочетание классных форм работы(мастерские, лекции, лабораторный
эксперимент) с внеклассными(экскурсии и экспедиции). Такое глубокое
«погружение» делает проектную неделю оптимальной формой организации
данной деятельности.
Существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей
деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико
ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о какомто объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой
аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника»,
«Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «СМС как
новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном
молодежном общении», «Язык развлекательных передач».
Практикоориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные
интересы самих участников проекта. Проект заранее определен и может быть
использован в жизни класса и школы. Так, например, результатом разработки
темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление
словаря неологизмов.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи,
театрализованные представления произведений изобразительного или
декоративноприкладного искусства, видеофильмы.
К основным задачам современного школьного образования относятся
формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся
в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских,
рефлексивных).
Этапы работы над проектом: проблемы, цель, проектный продукт,
предварительное планирование работы, отчет о работе, презентация.
В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность
учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации,
анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения,
организации собственной деятельности и взаимодействия с партнерами. От
ученика требуется самостоятельное применение уже известного и
«добывание» новых знаний.
Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем
ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже
цели проекта.
Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать»
знания, а затем соединять разрозненные сведения, нанизывая их на некую свою
цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания
и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно,
задача учителя – помочь ему это сделать.
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не
вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как
компонент системы образования. Проектирование оказывает обучающимся
практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда
они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании,
помогая овладевать культурой мышления. В своей педагогической деятельности использую проекты в разных
возрастных группах от 6до 11 классов. Это информационные, практико
ориентированные и исследовательские проекты. Применяя в 56 классах
метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениям и
определять конечный результат, уметь его сформулировать.
Предлагаю такие задания: подобрать пословицы на определенную тему,
составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить
словарик фразеологизмов, словарь донских диалектов. Даю учащимся
возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться
с другими участниками минипроекта, намечать план действий и видеть
результат своей работы.
Суть метода проектов – стимулировать интерес учеников к знанию и научить
практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне
школы. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не
мыслится без метода проектов.
Проектная деятельность на уроках русского языка.
Проектная деятельность на уроках русского языка.
Проектная деятельность на уроках русского языка.
Проектная деятельность на уроках русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.