Технологическая карта урока "Словообразование деепричастий"
Оценка 5

Технологическая карта урока "Словообразование деепричастий"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—11 кл
06.04.2022
Технологическая карта урока "Словообразование деепричастий"
Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Словообразование деепричастий" по УМК Бабайцевой В.В.
технолог карта к уроку.docx

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе

Учитель: Полянцева Наталья Васильевна

Тип урока: комбинированный

Технологическая карта изучения темы 

Тема

Словообразование деепричастий

Цели

Образовательные: обеспечить формирование системы знаний о деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, задавать вопросы необходимые для организации своей деятельности;

- познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

 

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

 

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Основные понятия

Деепричастие, несовершенный и совершенный вид, суффиксы, основа настоящего времени.

Межпредметные связи

Русский язык. Литература

Ресурсы:

- основные

 

 

 

 

 

 

 

 дополнительные

 

Т § 144, упр. 929 из книги «Русский язык: Сборник заданий. 6 – 7 классы: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2000»

Список литературы

1.       Бабайцева В. В, Беднарская Л. Д. Русский язык: Сборник заданий. 6 – 7 классы: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка .М.: Дрофа, 2016

2.       Бабайцева В. В, Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват.учреждений. – М.: Дрофа, 2004.

Распечатанные разноуровневые задания (карточки), таблица «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида», таблички для каждого учащегося

Организация пространства

Фронтальная работа,  самостоятельная  индивидуальная работа

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные   

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Цели:

Уточнить тип урока;

Уточнить тематические рамки;

Создать атмосферу сотрудничества;

Мотивировать на успешную деятельность

Готовятся к восприятию информации

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Записывают тему в тетради

Целеполагание урока. Уточняет тип урока

 

Уточняет тематические рамки и важность урока для подготовки к контрольной работе.

Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания

-Проверьте наличие всего необходимого на ваших столах. Ознакомьтесь с дополнительными  материалами: лист с заданиями для групповой работы, индивидуальные карточки.

-Вопросов никаких не возникает пока?

-Как вы думаете, для чего на столах есть карточки с цифрами? Почему только «4» и «5»?(создание ситуации успеха)

Оценки сегодня будем выставлять себе и своим одноклассникам.

Итак, пожелаем  друг другу успеха и отправимся в путь за новыми  знаниями!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

(Коммуникативные УУД)

Уметь слушать собеседника

II Актуализация и проблематизация

Цели:

Через развивающее задание повторить знания о ранее изученном, сопоставить и сравнить  деепричастие с другими частями речи

1.    Карточка «Верное/неверное утверждение»

 

 

 

 

 

 

2.Взаимопроверка

         - + +-+-++

взаимооценка.

 

 

 

 

Словарный диктант(один ученик работает на «тайной доске», потом другой проверяет)

Цели:

Проверить уровень усвоения темы «Не с деепричастиями» и другими частями речи.

 

 

 

 

Работа в группах.

Цель: закрепить знание морфологических признаков деепричастий умение аргументировать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

                Работают в парах

 

 

Отвечают на вопросы

 

Делают вывод: деепричастие – ч.р., имеющая признаки глагола и наречия

 

 

 

 

 

 

 

Дают определение деепричастию, обобщают сказанное

 

 

Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку

Записывают под диктовку, осуществляют самопроверку, оценивание результата работы одноклассника

 

Делают вывод, обобщение

 

Определяют принадлежность к тексту по признакам

Определяют деепричастия по морфологическим признакам

 

Повторить теоретические сведения, изученные по теме «Деепричастие», правописание НЕ с деепричастиями, глаголами, причастиями

1Карточка «Верное/неверное утверждение»

 

1)    Деепричастие – особая форма глагола.

2)    Деепричастие не изменяется

3)    В предложении деепричастие является обстоятельством.

4)    Деепричастие бывает настоящего и прошедшего времени.

5)    Деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида.

6)    У деепричастия такие же окончания, как и у прилагательного.

7)    Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

8)    Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми

2.Обобщение: дайте  определение деепричастию.

 

 

 

Взаимопроверка

         - + +-+-++

взаимооценка.

 

 

 

 

2.    Словарный диктант(один ученик работает на «тайной доске», потом другой проверяет)

 

Незасеянное поле, поле не засеяно, не засеянное вовремя поле, не засеяли поле, не засеяв поле, незаконченная работа, не законченная мною, не закончив работу.

 

3.    Комментарий учащихся «Правописание  НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями»

Оценивание работы.

 

 

 

 

 

 

4.    Работа в группах.

-докажите, что данные предложения являются текстом

1)Картина Н.Н.Дубовского «Море» вызывает восхищение, поражая  своей  красотой. 2)Тишиной, спокойствием веет от этой картины. 3)Море еще неподвижно, но легкий  ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади. 4)Небо, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. 5)Крича,  носятся чайки над безбрежной водяной гладью.  5)Художник постарался передать нам свое настроение, используя  не звуки, а краски.

 

Словарная работа:

МАРИНА (французское marine, итальянское marina, от латинского marinus — морской)  - картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра.

- А как называют художника, пишущего морские виды?

МАРИНИСТ (франц. mariniste, от лат. marinus — морской) - художник, пишущий марины

-найти деепричастия и задать к ним вопросы (подумайте, от каких слов вы их будете задавать)

-произвести пунктуационный анализ предложений 1,4,5(по рядам)

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Знания об общем категориальном значении деепричастия

Познавательные УУД). Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

 

(Регулятивные УУД).

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Познавательные УУД).

Правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении. Самостоятельно делать выводы.

 

III. Работа по теме.

Цели:

Научиться распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида;

образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида от соответствующих глагольных форм;

правильно употреблять деепричастия в речи.

1.Введение в тему.

 

 

 

 

 

- Итак,узнавать  деепричастия  вы  умеете. Теперь  приступим  к  теме.

 Я  предлагаю  вам  самим  сделать  «научные  открытия»  на  основе   наблюдений, анализа  языковых  фактов,  явлений и вначале определим  сформулируем тему, наметим цели и задачи.

1)        Послушайте стихотворение (слайд    )

Пылает небо, разбужая  ветер,
Проснулся гомон птичьих голосов –
Проклинывая всё на белом свете,
Я вновь бегу в спасительность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу, 
Приветливыми лапками маша, 
Я среди них пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.

- Вы улыбаетесь? Почему? (неправильно употреблены  -  образованы деепричастия)

Комический эффект в стихотворении А. Матюшкина - Герке достигается из-за нарочитой безграмотности и неправильного употребления форм деепричастий.
Это стихотворение Александра Матюшкина-Герке не что иное,как пародия. Пародия представляет собой комическое или сатирическое подражание кому-либо или чему-либо.Здесь комический эффект достигается с помощью подражания детской речи.Имеется в виду необыкновенную склонность детей к повторению одного и того же слова на различные лады,прибавляя к этому слову,то суффиксы,то окончания,то приставки(которых нет в орфографии русского языка),то трансформируя в другие части речи. Орфографический словарь не поможет!Надо подрасти,пойти в школу и дружить с русским языком! Всем удачи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Итак, о чём нам предстоит сегодня говорить?

Запишем тему урока:

Словообразование деепричастий.

 

3)Какие цели и задачи перед нами стоят?

(узнать, как образуются деепричастия; научиться правильно использовать в речи деепричастия)

 

 

2.Формирование понятий.

 

 

 

Изучение словообразования деепричастий мы, как и в строительстве, начнем с подбора необходимых материалов.

-Что необходимо для того, чтобы «сконструировать» деепричастие? (глагол, вопрос, суффикс деепричастия)  2 минуты

(слайд 7)

 

1. Обратите, пожалуйста, внимание на доску:

- Кто знает, по какому признаку слова разделены на две группы? (слайд    )

     Проверять                               Проверить

     Играть                                       Выиграть

     Понимать                                  Понять

     Принимать                                Принять

     Кричат                                      Закричать

     Смеяться                               Рассмеяться

     Запирать                                  Запереть

 

Верно, в первой колонке представлены глаголы несовершенного вида, а во второй их ближайшие родственники, но уже совершенного вида.    2 минуты

 

2. Посмотрите на схему образования деепричастий несовершенного вида и запишите ее, выделив контрастным цветом или рамкой:

глагол несов. в. наст. вр. + (что делая?) + -а, -я, -учи.(слайд 9)

- А теперь запишите в столбик 7 глаголов несовершенного вида, рассмотрим образец вверху.

Проверять - (они что делают?) проверяют - (что делая?) проверяя.

-Выполните остальные задания аналогичным образом. (Ученики по выбору учителя комментируют выполнения задания). 9 минут

 

! На следующем слайде вы видите примеры глаголов, от которых НЕЛЬЗЯ образовать деепричастия несовершенного вида. Возьмите в руки листы с данными словами, давайте вместе изучим их.

 (Читают слова, пробуют образовать от них деепричастия).

 

А) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: бить - бьют, рвать - рвут, шить - шьют, лгать - лгут, ждать - ждут и др. Искл. Мчаться – мчатся - мчась.

Б)от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут, течь - текут, стеречь – стерегут и др.;

В)от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящую: писать - пишут, резать - режут и др.;

Г) от глаголов с суффиксом –ну-: блекнуть - блекнут, тянуть - тянут, гаснуть - гаснут. 5 минут

 

 

8. Возвращаемся к просмотру слайдов!

На экране вы видите схему образования деепричастий совершенного вида – запишите ее в тетрадь:

 глагол в форме инфинитив + (что сделав?) + в, вши, ши.

Следующее задание будет аналогичным с предыдущим: запишите вторую группу глаголов, теперь уже совершенного вида.

Рассмотрите пример образования деепричастий совершенного вида, запишите его, образуйте новые слова из остальных глаголов.

Проверить (что сделав?) Проверив. Запереть – заперши(заперев)

-В чем причина разного написания корней в словах запирать и запереть? (вспоминаем правило правописания корней с чередующейся гласной).

И снова мы встречаемся с исключениями:

В русском языке есть ряд глаголов, от которых мы можем  образовать сразу две формы деепричастий совершенного вида:

 

Просохнуть – просохнув – просохши (просох)

Окрепнуть – окрепнув - окрепши(окреп)

Замереть – замерев - замерши(замер)

Это происходит от того, что у этих глаголов не совпадают основы в начальной форме и основы тех же глаголов в прошедшем времени.

 

9. Учимся правильно произносить.

 

На доске записаны пары слов с расставленными ударениями, давайте потренируемся правильно произносить деепричастия, которые мы сегодня учились образовывать:

 

Идти-идЯ,клеветать-клевещА,отречься-отрЁкшись, хохотать-хохочА,шептать-шепчА,щебетать-щебечА, щекотать-щекочА, сидеть-сИдя, ненавидеть-ненавИдя, отнять-отнЯв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Закрепление материала.

Замечательно, все вы хорошо справились с этим заданием.

А теперь давайте сделаем выводы: чему мы сегодня научились?

 

 

Словообразование деепричастий

Что дела[й’-а]?

Что сдела-в?

Основа глагола настоящего времени несовершенного вида

Основа инфинитива совершенного вида

работа[й’-у]т, сид’-ат

поработа-ть, посиде-ть

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

  работа[й’-а], сид’-а

поработа-впосиде-в

Деепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов:

  • с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут;
  •  с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут;
  • с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут

 

2)    Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени несовершенного вида и суффикса – а (я), деепричастия совершенного вида – от основы инфинитива совершенного вида и суффикса – в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Работа с разноуровневыми карточками (7 мин)

Самостоятельная работа  с разноуровневыми заданиями

 Цель: научить правильно образовывать деепричастия несовершенного и совершенного вида, формировать  навыки  самоконтроля и взаимоконтроля

Разноуровневые задания (1 уровень для слабых уч – ся, 2 уровень – для сильных).

Работа в парах.

Предусматривается самостоятельная работа

 

 

-Мы с вами вместе хорошо поработали, а теперь настало время для самостоятельной работы. Перед вами листы с заданиями. Образуйте от глаголов деепричастия сов. Вида и несов. вида, обозначьте суффиксы деепричастий. Будьте внимательны. Выполнив работу, обменяйтесь с соседом по парте и проверьте задания друг у друга.

1 уровень

Оглядываться(деепричастие несов. в.)-____________

Распечатать (деепричастие сов. в.) - ______________

Сверкать (деепричастие несов. в.) -_______________

Оторваться (деепричастие сов. в.) -_______________

Спешить (деепричастие несов. в.)  -______________

Остановить (деепричастие сов. в.) -______________

Купить (деепричастие сов. в.) -____________

Стучать (деепричастие несов. в.) –_____________

 

2 уровень

Вытирать –______________

Вытереть –______________

Шить –____________

Давать –_____________

Дать –______________

Кричать –___________

 Крикнуть –______________

Резать –______________

Плыть –______________

5)                   Проверка выполнения задания.

- Работа в паре (взаимопроверка).

- Самопроверка (слайд 10)

Вытирать - вытирая, вытереть - вытерев,  давать - давая, дать - дав, кричать - крича, крикнуть -  крикнув,  резать – нельзя образовать, т.к. основа наст. вр. на шипящий – режут),  шить – нельзя образовать, т.к. основа наст вр. состоит только из согл. – шьют),  плыть – плыву – плывя)

 

 

 

 

 

 

Закрепили знания о правописании «Не с деепричастиями» и другими частями речи.

 

(Регулятивные УУД).

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

(Познавательные УУД).

Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

4) Работа по развитию речи. (3 мин)

Цели:

Повторить сведения о деепричастном обороте и правилах его употребления и выделения на письме.

Редактирование текста стихотворения

Работают в группах

 

 

-А теперь, когда мы научились  правильно образовывать и употреблять в речи деепричастия, предлагаю поработать корректорами и отредактировать  стихотворение.

 

Словарная работа:

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет орфографические и пунктуационные ошибки,правильность оформления текста и пр

Работа по редактированиютекста способствует воспитанию трудолюбия, прилежания, усердия. (Воспитательная)

(Коммуникативные УУД). Уметь работать в группе слушать и понимать других.

 

(Регулятивные УУД). Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

(Познавательные УУД). Уметь находить нужную информацию.

IV.Обсуждение итогов работы.. (2мин.)

Обобщают информацию.

Вопрос:

-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?

В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о деепричастии.

 

(Регулятивные УУД). Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).

(Коммуникативные УУД). Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

V.Домашнее задание. (1мин.)

Работают с учебником

Дает краткий инструктаж

Упр. 927 или 924 (по выбору)

Развесив уши;                     Сломя голову;        Сложив руки; Положа руку на сердце;            Спустя рукава;           Не покладая рук.

Знаете ли вы значение этих фразеологизмов? Отыщите среди фразеологизмов деепричастия: укажите их вид, выделите суффиксы, определите глаголы, от которых они образованы.

С двумя фразеологизмами по выбору необходимо составить предложении.

 На оценку можно написать небольшое сочинение, используя указанные выражения.

 

 

(Познавательные УУД).

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

(Личностные УУД). Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Коммуникативные УУД).

 

 

VI.Рефлексия. (2мин.)

Отвечают на предложенные учителем вопросы

Вопросы:

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка

Общий ответ: «Мы находили деепричастный оборот в предложениях, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты. Кроме того, мы узнали значение слова «редактор».

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе

Ресурсы: - основные дополнительные

Ресурсы: - основные дополнительные

II Актуализация и проблематизация

II Актуализация и проблематизация

Работа в группах. Цель: закрепить знание морфологических признаков деепричастий умение аргументировать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Работа в группах. Цель: закрепить знание морфологических признаков деепричастий умение аргументировать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

III . Работа по теме. Цели:

III . Работа по теме. Цели:

Итак, о чём нам предстоит сегодня говорить?

Итак, о чём нам предстоит сегодня говорить?

Выполните остальные задания аналогичным образом

Выполните остальные задания аналогичным образом

И снова мы встречаемся с исключениями:

И снова мы встречаемся с исключениями:

Закрепление материала. Замечательно, все вы хорошо справились с этим заданием

Закрепление материала. Замечательно, все вы хорошо справились с этим заданием

Работа с разноуровневыми карточками (7 мин)

Работа с разноуровневыми карточками (7 мин)

Работа по развитию речи. (3 мин)

Работа по развитию речи. (3 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2022