Лингвистическая игра «Этимология слов»
(проектно-исследовательская работа)
Долгих Олеся Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Ачинск, 2023
Тезисы
Хотите открыть тайну рождения слов, заглянув вглубь столетий? Наша проектно- исследовательская работа на тему «Лингвистическая игра «Этимология слов» поможет вам в этом. Этимология – наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определённых правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Благодаря игре вы узнаете происхождения многих слов, это повысит правильность и точность запоминания непроверяемых написаний, улучшит орфографическую грамотность и будет способствовать правильному написанию. Разработанную игру можно использовать не только при проведении уроков русского языка, но и на внеклассных занятиях, при подготовке к диктанту. Надеемся, что наша работа будет интересна учащимся и учителям.
Этимология долго ещё будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.
1. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: книга для учащихся / Ю. В. Откупщиков. - 3-е изд., испр. - Москва : Просвещение,1986. – 134 с.
2.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., Стереотип.М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
3. Пасхалов А.П. Удивительная этимология.- Москва: НЦ ЭНАС, 2007 – с. 345
Введение
Актуальность исследования.
Основной проблемой современных школьников является низкий уровень орфографической грамотности. При изучении слов с непроверяемыми безударными гласными ученики чаще всего стараются их заучивать. Для некоторых словарные диктанты являются самым сложным заданием. Применение же этимологического анализа слов помогает осмысленному запоминанию, основанному на образах, воображении и историческом значении слов. Зная происхождение слова, ученик может легко запомнить его написание, не используя заучивание.
Постановка и формулировка проблемы.
Незнание этимологии приводит к неправильному написанию и искажению лексического значения слова.
Разработанность исследуемой проблемы.
Проблеме этимологии и формирования орфографической грамотности посвящены работы В. В. Волиной «Откуда пришли слова», Ю.В. Откупщикова «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии», А.Н. Кохичко «Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии», Е.И. Никитиной «Изучение слов с непроверяемыми написаниями».
Цель работы: создать лингвистическую игру «Этимология слов», которая поможет изучить происхождения слов с непроверяемыми безударными гласными и повысить уровень орфографической грамотности учащихся 7 ИТ класса.
Объект исследования: лингвистическая игра «Этимология слов» как средство повышения орфографической грамотности учащихся 7 ИТ класса.
Предмет исследования: этимологический анализ как средство повышения орфографической грамотности учащихся при написании слов с непроверяемыми безударными гласными.
Гипотеза: мы предполагаем, что регулярное проведение лингвистической игры «Этимология слов» значительно повысит уровень орфографической грамотности учащихся 7 ИТ класса при написании слов с непроверяемыми гласными.
Задачи:
1. Изучить этимологию как раздел науки о языке.
2. Рассмотреть этимологический анализ как метод изучения «трудных» слов в русском языке.
3. Разработать лингвистическую игру «Этимология слов» как средство повышения орфографической грамотности учащихся 7 ИТ класса.
4.Экспериментально доказать эффективность лингвистической игры «Этимология слов» в повышении орфографической грамотности учащихся 7 ИТ класса.
Методы исследования:
-анализ литературы;
-анкетирование;
-статистический метод (при обработке полученных данных);
-сравнительно-сопоставительный анализ.
Этапы исследования
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Анкетирование.
3. Составление диаграмм по определению уровня орфографической грамотности у учащихся 7 ИТ класса.
Основная часть
Этимология как раздел науки о языке
Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. Слово «этимология» происходит от греческих слов «этимон» - правда, истина - и «логос» — слово. Поэтому эта наука занимается установлением истинных значений слов. Если обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова, дано следующее определение: «1. Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения». Но всегда в процессе работы со словарными словами возникает вопрос: «А что обозначает это слово и как связано значение этого слова с его написанием?». И тогда возникает необходимость изучить происхождение тех или иных понятий. Помогает нам в этом этимология. Этот раздел науки о языке содержит в себе сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о различных изменениях, происходящих с ним. Может становиться непонятной структура слов вследствие утраты в языке тех или иных словообразовательных моделей и их смены другими. К примеру, первичной мотивацией для образования слова «окно» от «око» было сходство названного предмета с глазом (оком), но уже первичным значением слова «окно» было «отверстие». Например, греческое слово «граф» (писать) дало английскому языку «телеграф» (отправлять послания далеко), «фонограф» (записывать звуки), «географию» (записи о Земле). Обращение к этимологическому словарю расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, культуры разных народов и времен. Существует множество путей, которыми слово приходит в язык. Один из них – взаимодействие языков в процессе исторического развития народов. Увидеть это взаимодействие помогает этимология. Так, например, большинство слов английского языка (заимствованных и русским языком) латинского и греческого происхождения. От латинского слова «манус» (рука) произошло много слов, таких, как мануфактура, маникюр, эмансипация, манипулировать. Греческое слово «граф» (писать) дало английскому языку «телеграф» (отправлять послания далеко), «фонограф» (записывать звуки), «географию» (записи о Земле). Много слов возникло с помощью латинских и греческих суффиксов и приставок. «Анти» — (против) употребляется во многих словах, например, антисептик, антимир. «Астро» (звезда) дало нам слово «астронавт». [5]
Таким образом, этимология восстанавливает родственные связи морфем и слов в том случае, если эти связи нарушены или утрачены, поэтому словарная работа должна строиться на основе этимологического анализа.
Этимологический анализ как метод изучения «трудных» слов в русском языке
Этимологический анализ – это выяснение ранее существовавшего морфологического строения слова, определение источника и времени появления слова, установление его образования от соответствующей производящей основы. При проведении этимологического анализа заимствованного слова определяется источник заимствования, отмечаются изменения в значении, структуре слова при заимствовании его русским языком. Например, что общего у слов корабль, корыто, корица, короб? Объясним значение этих слов. Исконно русское слово корабль было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой. Как можно проверить букву О в слове корабль, зная, что слова корабль и кора в древние времена были родственными? Найти слова-подсказки: корка, корочка. Корабль (корка). Как проверить написание безударной гласной в слове берёза? У древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый. Большинство написаний, относимых к числу непроверяемых, на самом деле может быть проверено на основе языка-источника, на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка: мешок - от мех; столица - от стол; дорога, корова, мороз - содержат полногласие -оро-, в котором не бывает буквы а. [7]
Какие бы удивительные и разнообразные изменения не происходили с русским словом с течением времени: изменение звучания, морфемного состава слова и даже лексического значения, буквенное обличие слова обычно сохраняется почти неизменным. Благодаря использованию знаний о происхождении слов, это значительно сократит орфографические ошибки на письме.
Игра «Этимология слов» как средство повышения орфографической грамотности учащихся
Используя этимологический словарь Макса Фасмера, нами была разработана лингвистическая игра «Этимология слов». Мы создали игровое поле и карточки, на которых написано слово с непроверяемой гласной, а происхождение этого слова было закрыто (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Игроки делятся на команды и по очереди передвигаются на одну клетку вперёд. С каждым ходом команда берёт карточку и предполагает, от какого слова произошло то, которое записано на карточке, пытаясь как бы «подобрать» проверочное. Если команда угадывает, то ей засчитывается 1 балл, если игроки не знают ответа, то они смотрят происхождение слова и зачитывают всем. Таким образом, игроки двух команд доходят до финиша, а затем подсчитывают баллы. У кого больше, та команда и выиграла.
Экспериментальная работа по эффективности игры «Этимология слов» в повышении орфографической грамотности учащихся 7 ИТ класса.
Чтобы проверить уровень грамотности в 7 ИТ классе, мы провели словарный диктант из слов с непроверяемой гласной и заметили, что одноклассники допускают ошибки в их написании (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В течение двух недель мы проводили игру «Этимология слов». После двух недель провели словарный диктант со словами, которые были в игре. Мы заметили, что уровень орфографической грамотности повысился, ошибок стало меньше (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Лингвистическая игра «Этимология слов» помогла существенно улучшить орфографическую грамотность учащихся.
Заключение
Этимология – наука сложная и многогранная, у каждого слова своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение. Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение его первоначального значения часто помогает по-иному понять его современное значение. Этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания непроверяемых написаний, улучшает орфографическую грамотность учащихся, так как в работе задействованы: языковое чутьё, мышление, память, кругозор, воображение и логическое мышление. А также способствует приобщению к исторической памяти предшествующих поколений, к закрепленной языковой системе. [3]
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что игра «Этимология слов» способствует повышению уровня орфографической грамотности учащихся. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Изучив внимательно нашу работу, мы пришли к выводу о том, что данный материал может найти практическое применение для учителей, которые стремятся повысить орфографическую грамотность учащихся. Разработанную нами игру можно использовать не только при проведении уроков русского языка, но и на внеклассных занятиях, при подготовке к диктанту. Надеемся, что наша работа будет интересна учащимся и учителям. Мы планируем продолжать игру, дополняя её новыми словарными словами, которые даны в учебнике для написания диктанта.
Список литературы
1. Волина В. В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.
2. Караулов Ю.Н Русский язык. Энциклопедия. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 703 с.
3. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии. Начальная школа. - 1998. - № 1. - 55-60 с.
4. Никитина Е.И. Изучение слов с непроверяемыми написаниями в 5 классе // Обучение орфографии в восьмилетней школе: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1974 –346 с.
5. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: книга для учащихся / Ю. В. Откупщиков. - 3-е изд., испр. - Москва : Просвещение,1986. – 134 с.
6.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., Стереотип.М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
7. Пасхалов А.П. Удивительная этимология.- Москва: НЦ ЭНАС, 2007 – с. 345
8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - 4-е издание - Москва: Дрофа, 2001 – с. 256
9. Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов С 56 по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение,1987. — 256 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игровое поле Карточки для игры
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диктант до проведения игры |
Диктант после проведения игры
|
||
Слова |
Количество человек, допустивших ошибку в слове |
Слова |
Количество человек, допустивших ошибку в слове |
Бижутерия |
10 |
Пенал |
1 |
Интерьер |
5 |
Автомобиль |
3 |
Колоссальный |
8 |
Аллея |
4 |
Солдат |
4 |
Корзина |
0 |
Кандидат |
8 |
Воробей |
0 |
Снегирь |
5 |
Декорация |
0 |
Хоккей |
9 |
Маникюр |
1 |
Салфетки |
2 |
Гардероб |
2 |
Маляр |
2 |
Телефон |
3 |
Багровый |
6 |
Картина |
3 |
Картина |
2 |
Товарищ |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.